17

После развала соц.лагеря в Польше начались попытки модернизации советского наследия, в частности БМП-1. Все инициативы Польши по модернизации этих машин в основном включали замену модуля вооружения. Создание собственного оружейного модуля, который хотя бы не уступал бы системе БМП-2, выходило за пределы возможностей польской индустрии того времени. Поэтому единственным выходом стало возможное сотрудничество с западными компаниями, которые уже имели готовые решения. Эти решения нужно было интегрировать с корпусом и системами БМП-1 и, насколько это возможно, развивать национальное производство новых боевых башен или, по крайней мере, получать права для производства компонентов, их обслуживания, улучшения и так далее на выгодных для Польши условиях. Первая часть задачи была в основном технической, тогда как вторая обрастала сложными бизнес-аспектами и политикой. Это привело к многочисленным «экспериментам», которые, в целом, можно считать, провалились.

Польские мучения. Как поляки БМП-1 модернизировали

Уже в начале 90-х годов, задолго до вступления в НАТО, HSW представила своё первое предложение по модернизации BWP-1. Оно предусматривало замену устаревшей башни на современную от шведской CV90. Башня компании Bofors была оснащена автоматической 40-мм пушкой с длиной ствола 70 калибров, что существенно повышало боевую эффективность БВП-1. Однако стоимость этой модернизации оказалась высокой — новая башня была значительно тяжелее и крупнее (одна пушка весила 665 кг, не считая самой конструкции башни и боекомплекта из 48 снарядов). Это потребовало перестройки крыши машины и уменьшения числа люков (командира и двух десантников), сократив число бойцов десанта до 4 (или до 6, которые были бы тесно упакованы). Кроме того, это поставило под сомнение важное качество машины — способность преодолевать водные преграды без подготовки. Удалось достичь только приблизительно 4% плавучести, но это не удовлетворило военных. Они придерживались убеждения, что бронированная боевая машина должна сохранять характеристики, заложенные при её проектировании: скорость, маневренность, низкий профиль, и способностью форсировать водные преграды, предоставляя возможность для неожиданных маневров, включая выход в тыл противника. Фактически, это предполагало акцент на атакующих возможностях машины, хотя уже тогда велась работа над новой тактикой использования BWP-1, главным образом в оборонительных целях, предполагая их применение с заранее подготовленных позиций.

В конце концов, в 1993 году военные предложение BWP-40 отклонили. Скорее всего, в основе этого решения лежало не только лишение БВП-1 характеристик плавучести, но и то, что башня не имела, в отличие от башни с БМП-2 и даже БМП-1, дополнительного вооружения.

Башня Bofors, наряду с BWP-40, также была реализована на шасси семейства Opal, благодаря чему была создана довольно интригующая по своей формуле конструкция, которая была боевой бронированной машиной BWO-40. Конечно, она тоже не пошла в производство.


Башня Bofors, наряду с BWP-40, также была реализована на шасси семейства Opal, благодаря чему была создана довольно интригующая по своей формуле конструкция, которая была боевой бронированной машиной BWO-40. Конечно, она тоже не пошла в производство.

Еще тогда сталелитейный завод пытался «играть на двух роялях». Возможно, это происходило частично под влиянием компании, производящей орудия Bofors, стремящейся эффектно вернуться на польский рынок вооружений, где она была представлена уже в межвоенные годы через сотрудничество с Южными предприятиями, такими как HSW, в производстве зенитных 40-мм и противотанковых 37-мм вооружений. Завод разработал альтернативное предложение, предусматривающее введение башен для польской армии. Это предложение получило название BWO-40 (боевая бронированная машина), которая представляла собой комбинацию шведской башни и шасси семейства Opal, также известного как SPG-2 (высокоскоростное гусеничное шасси второго поколения), которое хорошо знакомо HSW по другим проектам. Эти конструкции были тесно связаны с машинами семейства MT-LB, серийно выпускавшимися в HSW по лицензии СССР с 1976 года.

BWO-40 оказалась машиной сложно определяемой категории. Ее броня была недостаточно прочной, а вооружение — недостаточным для боевой машины пехоты. С другой стороны, в качестве машины огневой поддержки (WWO) орудие имело малый калибр. Машина могла рассматриваться как усиленный бронетранспортер для поддержки пехоты, а также как технология, разрабатываемая наряду с БВП-40. Оба прототипа делили одну и ту же башню от Бофорса в процессе разработки.

HSW предприняла еще одну попытку модернизации BWP-1, создав модель BWP-95. Как следует из названия, она была представлена в 1995 году, что указывает на проведение работ одновременно с разработкой BWP-40 и BWO-40, рассматривая это как альтернативный проект с функцией демонстрации технологий или концептуального дизайна. В отличие от BWP-40, где изменения коснулись только замены боевой башни, конструкторы BWP-95 внедрили более глубокие изменения в структуру основного шасси.

Вместо башни с «Громом» и ПТРК «Малютка» была установлена башня с вооружением 23-мм пушки 2А14, 73-мм безоткатного орудия СПГ-9 и ПКМ 7,62 мм.

БВП - 40 (на переднем плане, со снятой башней Бофорса) и БВО-40 и, в центре ЛВБ-23 Крак, во время испытаний на полигоне


БВП — 40 (на переднем плане, со снятой башней Бофорса) и БВО-40 и, в центре ЛВБ-23 Крак, во время испытаний на полигоне

Военных тема „не купила», но вариации на эту тему велись по-прежнему, путем реализации на колеснице другие системы , в том числе, например, усовершенствованная система GM Defence Delco AV-25, Oto Melara Hitfist TC-25, Рафаэль ОУП-25 и United Defence пушка с автоматической 25-мм и возможностью интеграции с американскими птур TOW или шведскими Bill. Также эти предложения оказались на полке.

BWP-1m Puma


BWP-1m Puma

Несмотря на положительные отзывы некоторых военнослужащих, предложения по модернизации БВП-1, разработанные другим центром в Познани, не были приняты военными и политиками. В Познани возникла концепция БВП-1М, признанная наиболее комплексной и амбициозной попыткой модернизации советской техники. Разработчики учитывали ожидания войск не только по замене вооружённого модуля (предлагалось заменить его израильскими беспилотными системами UT-30 от Elbit и RCWS-30 от Rafael и оснастить машину двойной пусковой установкой птур Spike, а также рассматривалась башня Hitfist-ОУП от Италии с пушкой 30 мм), но и по замене трансмиссии на легко заменяемую в полевых условиях, дооснащению системой пассивной самообороны и современными наблюдательными приборами, включая ночные, модернизированию системы связи и прочее. Перечень предполагаемых изменений включал более 20 пунктов, и они подвергались испытаниям в последующих версиях с 2001 года до полного завершения работы в октябре 2009 года, когда было заявлено о «неудовлетворительных результатах испытаний».

Ранее аналогичную и успешную, хотя и менее сложную, модернизацию провели русские с БМП-1АМ «Басурманин». В 2021 году компания WZM предложила новый проект модернизации БМП-1 в ответ на эти успехи, представляя BWP с дистанционно управляемой башенной системой Cockerill 1030, оснащённой автоматической пушкой ATK Mk 44 Bushmaster II кал. 30 мм, пулемётами 7,62 мм, оптико-электронной головкой и встроенной пусковой установкой ПТУР.

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account