19

Подводные лодки типа Камбала.

Подводные лодки типа Камбала.

*

(Подводник)

В самом начале дня 14 сентября капитан-лейтенант сумел вывести свой подводный корабль на удобную позицию перед конвоем чуть левее.

– Это такой прекрасный торт, что нам не стоит жалеть сладкой подливки… Будем давать залп из всех труб!

В 3.28 капитан-лейтенант принялся нажимать на кнопку пуска торпед: раз, два, три, четыре…. Его целью были суда в голове конвоя.

В борту подлодки откинулись крышки, и море, если бы оно могло видеть, сейчас увидало бы тупые, как свинячьи головы, торчащие наружу рыла торпед. Несмотря на автоматический запуск погружающих винтов, при полном залпе торпедных труб субмарину дернуло верху так, что электролит из батарей плеснуло через края баков.

– Включаю, – сказал штурман и, расслабленный, сел…

*

(Конвой)

Все, кто находился на мостике, направили свои бинокли в указанном направлении. Но никто ничего не увидел. Медленно вдвинув колена подзорной трубы одно в другое, Тиндалл красноречиво пожал плечами.

— Возможно, он все-таки действительно что-то видел, — произнес после раздумья Капковый мальчик. — А что, если это блеснул, вращаясь, перископ? Тиндалл молча посмотрел на него ничего не выражающим взглядом, потом отвернулся и уставился вдаль. Он показался Карпентеру каким-то совсем не похожим на себя. Лицо адмирала словно окаменело. Лицо человека, отвечающего за судьбу двадцати судов и пяти тысяч душ, человека, который однажды уже принял ошибочное решение.

— Вон, вон, опять сверкнуло! — раздался вопль Крайслера. — Блеснуло два раза, нет, три! — Вне себя от возбуждения, словно в каком-то безумном танце, он неистово прыгал на месте. — Я их видел, сэр, видел, видел. Прошу вас, поверьте мне!

Тиндалл круто повернулся к нему. Десять долгих секунд он смотрел на юношу. Тот, оставив бинокль, схватился за дверцу и тряс ее в отчаянии, умоляюще глядя на адмирала. Внезапно решившись, Тиндалл скомандовал:

— Лево на борт, командир! Бентли, сигнал конвою!

На основании никем не подтвержденного донесения восемнадцатилетнего юноши суда и корабли конвоя Эф-Ар-77 стали медленно, чересчур медленно поворачивать к зюйду. Внезапно море словно ожило: к кораблям конвоя неслись три, пять, десять торпед… Торпеды шли параллельно друг другу, и их было чертовски много! За тридцать секунд Вэллери насчитал тридцать торпед!. Установленные на малую глубину, страшные сигары оставляли на стеклянной поверхности моря зловещий пенистый след. Это было фантастическое зрелище: никто из моряков за всю свою жизнь не видел ничего подобного.

В мгновение ока все смешалось. Подавать сигналы было некогда. Каждому кораблю следовало самому позаботиться о своей судьбе. Смятение усугубилось из-за того, что транспорты, находившиеся в середине конвоя и в крайних кильватерных колоннах, еще не успели заметить мчащихся к ним торпед. Спастись всем было невозможно: торпеды шли слишком кучно.

*

(Подводник)

Секундомер – механизм, он страха никогда не ведал.

Секунда… секунда… секунда… секунда…

Время было 3.30, через 2 минуты после залпа, торпеды нашли свою цель.

*

(Конвой)

Первым подбили «Стерлинг». Казалось, крейсер был уже вне опасности, поскольку ушел далеко вперед, но вдруг корабль покачнулся, словно от удара невидимого молота (по сути так и было), кое-как повернулся и заковылял на ост. Над кормой его поднимались густые клубы дыма.

Второй крейсер — «Гектор», находившийся в умелых руках, развернулся буквально на пятачке, маневрируя рулем и мощными машинами, и проскользнул в невероятно узкий коридор между четырьмя торпедами: обе пары прошли не далее, чем в нескольких ярдах от его бортов: удача по-прежнему сопутствовала крейсеру.

Быстроходные эсминцы, чрезвычайно маневренные, безукоризненно управляемые, подпрыгивая на волнах, с презрительной небрежностью обошли торпеды и очутились в безопасности. Затем, дав полный ход, ринулись на зюйд.

Огромные, неуклюжие и сравнительно тихоходные торговые суда оказались не столь везучими. Три судна, находившиеся в кильватерной колонне, — танкер и два транспорта — получили попадания, однако, лишь содрогнувшись от страшного удара, оба, словно заколдованные, продолжали идти. Танкеры всегда особенно уязвимы, и танкеру «Ательтемплар», повезло в том плане, что единственная торпеда (корабль поразило еще три торпеды – но они не взорвались), поразившая его, попала в машинное отделение, а не в цистерны с огнеопасным грузом. На борту танкера сразу начались пожары, но их сумели взять под контроль…

Но крупнотоннажные транспорты, шедший следом, постигла иная участь. В судно «Вакоста», груженное танками, закрепленными в трюмах и на палубе, в течение трех секунд ударило три торпеды. Ни дыма, ни пожара, ни живописного детонационного взрыва не было: насквозь изрешеченный, разодранный от кормы до форштевня, транспорт затонул быстро и тихо, держась на ровном киле, увлекаемый ко дну страшной тяжестью металла. У тех, кто находился в помещениях, спастись не было ни малейшего шанса.

«Бель Иль», купец, шедший в средней колонне, получил попадание в среднюю часть корпуса. Раздалось два взрыва (возможно, в судно ударили две торпеды), и на транспорте вспыхнул пожар. Спустя всего несколько секунд он сильно накренился на левый борт; крен увеличивался на глазах. Вот уже скрылись под водой поручни; вельботы, приспущенные на вываленных шлюпбалках, едва не касались поверхности моря. Десятка полтора моряков, скользя и спотыкаясь, бежали по наполовину залитой водой наклонной палубе к ближайшей шлюпке. Они принялись остервенело рубить фалинь, крепивший шлюпку, потом, карикатурно суетясь, кинулись в нее. Высвободившись из-под погрузившихся шлюпбалок, люди схватили весла и начали яростно отгребать от тонущего судна. От начала до конца этого эпизода не прошло и минуты….

В корму «Бэдделея», возле самого баллера руля, врезались одновременно две торпеды; взрывом оторвало почти всю кормовую часть корпуса. В огромную, как туннель, пробоину разом хлынули сотни тонн воды, ломая перекошенные взрывом водонепроницаемые двери котельно-машинного отделения и неумолимо увлекая судно в жадную пучину Ледовитого океана. Вот уже поручни юта, словно в приветствии, коснулись поверхности воды. На мгновение судно точно замерло. Затем в утробе его раздался глухой взрыв — оглушительный, зловещий рев вырвавшегося на свободу сжатого пара и, под конец, в минуту, когда судно встало на дыбы, послышался адский грохот сорвавшихся с фундаментов тяжелых котлов. Изуродованная корма почти тотчас же стала погружаться все глубже и глубже, затем вовсе скрылась под водой. Носовая же часть судна задралась вверх. Угол наклона ее увеличивался фут за футом. Корма оказалась уже на глубине ста или двухсот футов, а нос поднялся ввысь, к голубому небу, удерживаемый на плаву заключенным в корпусе воздухом объемом в полмиллиона кубических футов.

Следом настала очередь судов идущих в центральной и правой колонне — «Эмпаир Стивенсон», «Орегонец» и «Макбет»….

*

(Подводник)

«Восемь зайцев одним залпом, – мелькнуло в голове у подводника. – Мне никто не поверит». Затем вспомнил каким кораблем он командует…..

****

В 30х годах 20-го века (если считать от Рождества Христова, а то мало ли какая точка отчета) один конструктор думал о том, как бы повысить оборонную мощь страны (а как известно лучшая защита нападение). Так как конструктор относился ко флоту, то думы его были о флоте – об авиации, танках, артиллерии думают другие конструктора и ОКБ. Однако в этот (точнее и в этот) день ничего не придумалось, и конструктор, решил уйти с работы по раньше – все равно пятница, начальства нет. Обычно конструктор задерживался на работе, но в этот день пришел по раньше. Поскольку конструктора то же люди, ничто человеческое им не чуждо, и дома его ждала семья. Сынишка радостно поприветствовал отца, и попросил его почитать книжку. И вот тут и произошла судьбоносная развилка: отец пришёл раньше, читать рассказ начал раньше, раньше его закончил, а время, когда ребенок должен был засыпать еще не наступило.

Подводные лодки типа Камбала.

Можно было сослаться на выполненную норму (один рассказ/сказка на вечер), и пойти к жене, но конструктор решил, что и так сына не видит, можно еще что-нибудь почитать. Следующая книга относилась к кораблям парусного флота; читая данную книгу, конструктор рассказывал про галеры, фрегаты, линейные корабли.

И тут конструктора осенило – вот то, что нужно! Сказав ребенку что на сегодня все (+0,7 дополнительной литературы, ибо книга не закончилась), конструктор бросился в свой кабинет, проклял кошку оказавшуюся под ногами (кошка наслала проклятия в ответ, в результате чего один из метеоритов космосе поменял орбиту и устремился к Земле), отказался от разговора с женой о том о сем, и принялся за расчеты. Жена, не удивленная творческим порывам мужа (такое превосходило не раз, принесла мужу пирожки (съест и не заметит), и уселась в кресле гладить кошку (через несколько минут метеорит вновь поменял траекторию).

А муж тем временем работал.

Что есть галера – длинный корабль, с мускульной силой в качестве движителя (т.е. работает от весел, но может и пользоваться экологически истым продуктом – ветром), артиллерия размещена в носу.

Подводные лодки типа Камбала.

А теперь возьмем фрегат или линейный корабль – размеры куда больше галер, движитель ветряной, а артиллерия имеет сильный огонь на борт.

Подводные лодки типа Камбала.

В столкновениях «галеры против парусников (фрегатов или линейных кораблей)», сражения заканчивались в пользу именно парусников. Да, не редко галеры пользуясь численностью могли одолеть парусник (беря его на абордаж), но на основной итог это не сказывалось в дали от берегов, в море-океане – скорость и огневая мощь парусника давала ему решающий перевес над галерами. Пара парусников могла без особых проблем расправиться с десятком галер.

А теперь посмотрим на подводную лодку – длинный и узкий корабль, главная сила (торпеды) находятся в носовой части. Так же как и у галеры…

Подводные лодки типа Камбала.

А если сделать подлодку больше, и поставить торпеды не в носовой части, а по бортам как у парусного корабля? Тогда вместо 4-6 торпед в залпе, получим 20-40 торпед в одном залпе; рост мощи на порядок!

Вместе с плюсами – чудовищная мощь торпедного залпа, были и минусы подводная лодка получалось большой, а следовательно, и шумной. Такой подлодке (подводная лодка, лодка???) будет сложно уходить от эсминцев. А зачем? Линейные корабли (что парусники, что современные) собираются в эскадры, прикрываются многочисленным эскортом, вот пусть они и возьмут на себя роль охранения.

Второй минус – торпеда штука тяжелая, а две торпеды весят в два раза больше, чем одна, а шесть – в шесть раз больше одной (и никаких скидок на опт). Пока подлодка на глубине с торпедами, один вес, выпустила торпеду или торпеды, соответственно на столько же и полегчала; а раз полегчала то из подводного положения переместится в надводное. А над водой враг (по кому-то же торпеды запускали) с пушками. И пока наши торпеды доплывут до противника, вражеские снаряды долетят до нашей субмарины (причем долетят быстрее). И ходя подводный линкор будет иметь больше водоизмещения чем обычная лодка подводная, но ведь и разница между 2-6 торпедами и 20-40 торпедами очевидна…

Подводные лодки типа Камбала.

Закусывая пирожками, конструктор все чертил, решал…. Надо ли говорить, что днем в ОКБ был загруженный день, который сотрудники относили к «если у вас нет интересной идеи/задачи, то шеф ее вам сейчас подкинет»? Проект подводного корабля, из-за сходных очертаний обозванных как «Камбала», постепенно обретал очертания.

Незапланированное всплытие (от бортового торпедного залпа) было решено парировать дополнительными винтами, которые должны были тянуть подлодку вниз (а при нештатных ситуациях — вверх. Подводный корабль мог буквально на месте переместиться по вертикали!

Подводные лодки типа Камбала.

и

Подводные лодки типа Камбала.

Поскольку проект подводного корабля «Камбала» представлял, по сути, минный линкор (точнее подводный минный линкор), то было решено, не отпускать такие корабли в одиночку, а действовать исключительно эскадрой. Ну или будучи прикрытым многочисленным эскортом. Поскольку современные эскадры включили в свой состав авианосец – для воздушного наблюдения и поиска противника, то и подводная эскадра должна была иметь подводный авианосец.

****

Успех обозначен – его надо развить. До наступления сумерек не меньше трёх часов – время ещё есть. На ангарных палубах «Арк Ройяла», «Глориес» и «Фьюриес» заправляются и вооружаются шестьдесят «суордфишей», сорок «скуа» и двадцать истребителей. Их пилоты отдыхают, подкрепляясь горячим бульоном и кофе, и уже через час они будут готовы снова лететь в бой за короля и Британию (возвращаться им придётся уже в темноте, но пилоты Ройял Нэйви обучены ночным посадкам на палубы авианосцев). Необходим второй удар – на сей раз по линейным крейсерам….

Флот метрополии полным ходом шёл к юго-западному побережью Норвегии, готовясь к решающему бою. В 14.27, когда авианосцы уже разворачивались против ветра, чтобы поднять в воздух самолёты, у борта «Арк Ройяла» взметнулись вверх десятки тонн вспененной воды. Зрелище было фееричным. Три торпеды попали в цель, взметнув у борта авианосца огромные столбы вспененной воды, а когда они рассыпались, на смену белой пене пришёл чёрный дым и багровый огонь: торпедированный авианосец имеет обыкновение вспыхивать не хуже танкера, гружённого авиационным бензином….

… Командир «Энсона», находившийся в ходовой рубке, видя, как «Глориес» резко взял вправо, приказал: «Полный руль вправо! Полный вперед!» Несколько секунд спустя мощные вентиляторы, сосавшие воздух в котлы, резко увеличили обороты, и стал ясно слышаться их жалобный вой, а по всему кораблю прошла вибрация от вспенивших море гребных винтов. Люди в надстройках и нижних палубах сразу поняли, что что-то неладно, и начали выбегать на свои боевые посты, не дожидаясь общего сигнала тревоги.

На мостике этой огромной бронированной коробки время, казалось, остановилось. Корабль начал медленно поворачивать. И все невольно вздрогнули, когда неожиданно недалеко от левого борта раздался грохот взрыва. Там, где только что шел эсминец «О’Брайен», в небо устремился большой султан белых брызг, который, оседая, полностью закрыл эсминец. Нос его теперь был сильно разрушен торпедой.

Также внезапно, в 14-32, в то время как «Энсон» ложилась на курс 295° и только начинала набирать скорость, в левый борт, по траверзу ее носовой башни, ударилась торпеда, за ней вторая, третья… Корабль содрогнулся и накренился. Нефть и вода взлетели вверх выше дымовых труб. Облако брызг и дыма окутало все надстройки корабля. Тонны воды низверглись на надстройку и устремились по палубе в корму, смыв одного человека за борт. Множество ног бегущих людей из аварийной партии сквозь едкий желто-коричневый дым промчалось вперед, к месту повреждения.

И снова «Камбала» имела успех – авианосец «Арк Ройял», линейный корабль «Энсон», эсминец «ОБрайн», два судна снабжения — «Грегори» и «Литтл»….

 

****

Учитывая, что по проекту «Камбала» подводные корабли выходили большими, а идея массированного, бортового залпа была уж очень интересной, быстро появились проекты с различными рациональными предложениями. Данные проекты, учитывая количество торпед, вполне можно было отнести к подводным эсминцам или подводным крейсерам….

Подводные лодки типа Камбала.

Первый проект имел поворотные торпедные аппараты (одиночные, сдвоенные, строенные, и далее) установленные в верхней части корпуса. Данные аппараты можно было разворачивать (наводить на цель) под водой! Таким образом, подводная лодка могла стрелять по цели находясь к ней под углом – что было особенно важно если цель (цели) начнет менять курс. После некоторой доработки, можно было навести торпедные аппараты на разные цели – теоретически по одному торпедному аппарату на цель, практически на половину на один борт, половину на другой. Учитывая, что торпедные аппараты подобно орудийным башням могли вращаться, то с системой наведения и ограничения выстрела (ведь аппарат мог выстрелить в саму подлодку!), пришлось серьезно поработать. Еще одной проблемой, была техническая – все же поворотный механизм постоянно контактировал с водой, что не лучшим образом сказывалось на его поворотных качествах.

Подводные лодки типа Камбала.

Второй проект, так же предусматривал торпедные аппараты установленные в верхней части корпуса, но без сложной системы поворотов. С одной стороны торпедных аппаратов влезало больше, с другой стороны единый торпедный залп на борт получался меньше. Тем не менее, схема 4+4 имела преимущества против варианта с поворотным ТА, как в виде большего числа торпед, так и в техническом (со всякими поворотными механизмами, ограничениями можно было не заморачиваться).

По не ясным причинам, второй проект был перед утвержденной постройкой малость рационализирован. Для удобства работы, обслуживания, заряжания торпедных аппаратов, данные торпедные аппараты с крыши были перемещены под днище субмарины. Рационализатор не оправдывался (мол перепутал чертеж – хотя это было логично), а прямо стоял что так лучше. Схема расположения ТА под днищем (ну на самолете же бомбы подвешиваются снизу, он же их не на крыше таскает – из показаний рационализатора), была оценена по достоинству. После… скажем так отравления свинцом, рационализатор получил повышение (скажем так по работе), и в дальнейшем работал по специальности (не обращая внимания, что в данном месте много химического элемента под 16 номером).

 

СЕЖ
Подписаться
Уведомить о
guest

8 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account