Подводная лодка Щ-13 «Карп» или «несчастливая щука». Альтернативная ПЛ типа Щ «Дальневосточный комсомолец».

2

Предлагаю вниманию уважаемых коллег свою альтернативную историю, посвященную нашему подводному кораблестроению.

История этой подводной лодки началась в далеком 1932-м году. Она была заложена как ПЛ V серии 20 марта 1932 года на заводе имени А.Марти в Ленинграде. После — разобрана и пересобрана в мае 1933-го на Дальзаводе №202 во Владивостоке. Службу свою несла в бригаде ПЛ ТОФ.

Надводное водоизмещение: 592 тонны, подводное: 715 тонн, что несколько больше чем у серии III. Установлены два дизельных двигателя 38В мощностью 685 л.с., такие же были установлены на Щ-303 и Щ-304 серии III. Запас топлива до 53 тонн, что соответствует дальности в 4500 миль при скорости 8,5 узлов в надводном положении, 100 миль при 2,8 узлах в подводном положении.

До декабря 1933-го эту ПЛ называли Щ-13, после переименовали в "Карп" (сентябрь 1934), еще позже — Щ-103. Всего построили 12 лодок этой подсерии.

В то время ввели систему обозначения ПЛ согласно принадлежности к определенному флоту. Лодки типа «Щ» служили в четырёх флотах СССР и имели трёхзначные номера, где первая цифра обозначала принадлежность к флоту:

«Щ-1xx» — Тихоокеанский флот,
«Щ-2xx» — Черноморский флот,
«Щ-3xx» — Балтийский флот,
«Щ-4xx» — Северный флот.

Подводная лодка получилась неплохой, достаточно технологичной, маневренной, с неплохими для того времени тактико-техническими характеристиками.

Для акватории Японского моря это была очень удачная ПЛ, не без недостатков конечно, но на тот момент времени это было удачное решение строить такие ПЛ во Владивостоке.

К сожалению, долго прослужить Щ-13 (будем её называть в статье так) не довелось. 

Служба:
7 декабря 1933 года получила имя «Карп».
15 сентября 1933 года получила обозначение «Щ-103».
В январе 1934 года совершила первый на ТОФ групповой поход вместе с «Щ-102» и «Щ-104», в том же году совершила поход с «Щ-104»
во второй половине 1935 года совершила подводное плавание длительностью 58 часов, пройдя 150 миль, что существенно превысило нормативные показатели автономности.
4 ноября 1935 года в Уссурийском заливе при возвращении из учебного похода в условиях шторма (9-10 баллов) и снегопада «Щ-103» была выброшена на камни между бухтой Безымянная и мысом Бойля. Лодка вышла из строя, борьба за живучесть была неэффективной, и лодка была покинута экипажем.
27-28 марта 1936 года была снята с мели Тихоокеанской экспедицией ЭПРОН.
3 апреля отбуксирована во Владивосток. Не восстанавливалась, разделана на металл, однако продолжала числиться в составе ТОФ.
15 июня 1939 года исключена из состава флота.

 

А вот теперь собственно альтернатива.

Я опускаю часть текста, где как обычно, попаданец и прочая-прочая. В общем так, нашелся один энтузиаст подводного плавания. И был брошен клич среди комсомольцев — на сбор средств и восстановление этой ПЛ.

Руковоство страны поддержало порыв молодежи, были также выделены средства и лодку решили не разбирать, а сделать её экспериментальной — отрабатывать различные новшества и идеи.

Так как корпус был сильно поврежден, было принято решение использовать лишь часть корпусных конструкций, большую часть же строили заново, с учетом и постройки серий V-бис и V-бис-2.

И снова нашелся тот же "умник", предложивший довооружить Щ-13 еще и минными трубами по типу германских ПЛ времен ПМВ. В центре корпуса делалась вставка (за рубкой), в которой размещались наклонные минные трубы  в 2 ряда 4 шт в шахматном порядке. Параллельно этому разрабатывались новые мины, в том числе с неконтактным взрывателем. Итого ПЛ Щ-13 могла выставить либо 16 малых мин с весом ВВ в 160 кг, либо 8 больших с зарядом в 350 кг взрывчатки и бОльшими глубинами постановки.

Исходя из того, что лодка становилась не столько патрульной (крейсерской), сколько подводным минным заградителем, росла роль скрытности ПЛ, в ущерб скорости надводного хода.

На совещании в Наркомате по вопросу усовершенствования и внедрения новшеств на экспериментальной ПЛ№13 было принято решение также о перевооружении этой ПЛ на иную артиллерию. 45-мм пушки демонтировались и на место кормовой пушки с некоторым смещением в сторону кормы размещали 75-мм зенитную пушку системы Лендера. Сместить пришлось артсистему из-за размещения наклонных минных труб в центре корпуса. Пришлось также перестраивать и рубку, сместив еще вперед и убрав носовую 45-мм пушку. Тем самым углы обстрела 75-мм пушки сделали максимально большими.

Скорость ПЛ снизилась с 12 узлов до 10,5 в надводном положении, зато дальность плавания в надводном же положении выросла до 6.000 миль за счет роста запаса топлива.

На этой же лодке внедрили массу иных новшеств, не всегда удачных, так пришлось несколько раз менять форму ограждения рубки, пока не добились оптимальной. Рубка по типу "Лимузин" оказалась слишком "мокрой" и вскоре вернулись к старой форме, несколько изменив её. За ограждением рубки смонтировали устройство для подводного хода под дизелями (в будущем аналогичное устройство в годы ВМВ немцы стали называть "шнорхель"), у нас его назвали РДП — рабоа дизеля подводная. По идее, это устройство позволяло подзаряжать батарею на ПЛ, находящейся на перископной глубине, что обеспечило бы большую скрытность лодке. Было признано выжным внедрение РДП для всех проектируемых минных заградителей, а так же полезным внедрить его при модернизации ПЛ типа "М" — прибрежных лодок охраны водного района с их малым подводным ходом.

Все эти эксперименты, достаточно дорогие сами по себе, позволили сэкономить немалые средства в масштабах всей страны. 

В мае 1936-го данную ПЛ решили переименовать, назвав её "Дальневосточный комсомолец", тем самым признавая большую роль молодежи в восстановлении и модернизации этой лодки.

В 1938-м году на ПЛ "Дальневосточный комсомолец" заменили выработавший свой срок аккумуляторные батареи на более мощные, тоже, как и вся лодка, экспериментальные.

Блоки АБ были оборудованы системой перемешивания электролита, системой поддержания плотности электролита и дожига выделяющегося водорода. Такие батареи были названы полугерметичными, они позволяли удерживать электролит в ячейках даже при крене до 60 градусов без его разлития. Заменили и винтомоторную группу — винты стали бОльшими, дизельный привод сменили на дизель-электрический. Скорость снизилась незначительно — до 10,2 узлов, но удобство зарядки батареи превысило. Да и для минного заградителя посчитали скорость не основным боевым компонентом.

Главным недостатком ПЛ "Дальневосточный комсомолец" считали недостаточное количество мин на борту — господствовавшие идеи флотоводцев подразумевали установку минных банок не менее 6 мин. Так повелось со времен ПМВ и считалось, что 6 мин в минном заграждении это минимально допустимое значение. ПЛ "ДК" с её 8 минами была призана не отвечающей современным требованиям и проект отправили на переработку.

В результате совещаний приняли решение удлинить корпус еще на 4 минных трубы (3 метра), чтобы обеспечить либо 12 больших мин, либо 24 малых.

Одновременно заменили и дизель-генераторы на более мощные 1200 л.с. каждый, что позволило поднять скорость до 11 узлов в надводном положении. Также увеличили мощность электродвигателей и подводная скорость полным ходом выросла до 9,3 узлов в течение 100 минут (1 час 40"). На экономическом подводном ходу со скоростью 3 узла ПЛ могла пройти до 180 миль (60 часов) и это с учетом возросшей мощности механизмов и экспериментальную ГАС.

После всех модернизаций ТТХ ПЛ "Дальневосточный комсомолец" получились следующие:

Водоизмещение: 760/920 тонн, скорость хода 11 / 9,3 узла, дальность надводная/подводная 6.200 миль/180 (3 узла) миль. Вооружение: 4 носовых (8 торпед) и 2 кормовых ТА, 12 минных труб (24 малых либо 12 больших мины), 75-мм зенитная пушка Лендера + 2 выносных пулемета. Лодка была оборудована ГАС, РДП. В процессе разработки также было оборудование для боевых пловцов (на месте минных труб), оборудование для дозаправки в море "летающих лодок" — самолетов дальней разведки. Экипаж составлял 47 матросов, старшин и командиров.

 

23 июня 1941 года, на следующий день после объявления о нападении гитлеровской Германии на СССР, экипаж ПЛ "ДК" выступил с простьбой к командующему ТОФ Юмашеву — с просьбой отправить ПЛ на действующий ТВД.

В сентябре 1941-го было принято решение о переброске части ПЛ с ТОФа на Северный флот.

Шли в сопровождении переоборудованной плавбазы ПЛ "Колыма". В Мурманск прибыли как раз в канун нашего наступления под Москвой — 6 декабря 1941-го, пройдя через 1/2 Земного шара…

Первый боевой поход пришелся на конец  февраля 1942-го. Учитывая бОльшую дальность хода у ПЛ "ДК", позиция была выдана самая отдаленная — у Тронхейма. ПЛ "ДК" вышла в море 19 февраля, а уже 23 февраля выставила первое минное заграждение у Киркинеса. Забегая вперед, скажу — на этом заграждении погиб противолодочный корабль «Uj-1209» (типа «KUJ»), потери в экипаже составили 10 моряков.

Uj  1209

  

…Операция Sportpalast
В начале марта 1942 года немцами была попытка перехватить конвои PQ-12 и QP-8. PQ-12 вышел 1 марта 1942 года из порта в Исландии, а QP-8 — примерно в то же время из Мурманска. 5 марта «Тирпиц» в сопровождении трёх эскадренных миноносцев покинул базу и направился через Северный Ледовитый океан к Медвежьему острову. Из-за плохой погоды обнаружить конвои не удалось, лишь один из эсминцев обнаружил и потопил отставший от QP-8 советский лесовоз  «Ижора». 9 марта «Тирпиц» был замечен самолётом с авианосца HMS Victorious, и командовавший отрядом вице-адмирал (впоследствии — адмирал) Отто Цилиакс (нем. Otto Ciliax) принял решение немедленно прервать поход и возвратиться в базу…

Так должно было быть в РИ. В нашей истории песчинка привела к некоторым заметным историческим коллизиям. Возвращающиеся корабли вышли как раз в район действия ПЛ "ДК". Атака проводилась на пределе дальности хода торпед и чуть было не сорвалась — в последний момент корабли отвернули с курса, и вместо "Тирпитца" одна из 4-х торпед носового залпа попала в замыкающий строй миноносец типа "Вольф", детонировали погреба в носовой части и миноносец быстро погрузился в воду. ( ЭМ "Ильтис" водоизмещением 930 тонн). Спасенных не было.

После атаки преследования ПЛ практически не было, германские корабли отвернули и удалились на скорости 20 узлов. 

Была еше одна атака на немецкий конвой, завершившаяся неудачей — стрелять пришлось с большой дистанции и попаданий не было. На этом первый выход ПЛ "ДК" завершился в апреле 1942 года, ПЛ за прошла 63 суток похода без малого 5.400 миль.

В условиях сильного волнения и обледенения испытать РДП на практике не представлялось возможным, что и было указано в отчете командованию.

Разбор "полетов" выявил также недостаточную тактическую подготовку командного состава, были проведены штабные игры, обмен опытом командиров ПЛ.

В следующий поход ПЛ "ДК" вышла уже в мае 1942-го.

Минная постановка прошла успешно, но германские корабли на эту банку за всю войну так и не попали, зато британская ПЛ «Ursula» (N-59) в конце июня – середине июля 1942 провела выход к берегам Норвегии с задачей прикрытия союзных северных конвоев «PQ-17» и «QP-13». Из этого похода ПЛ "Урсула" не вернулась.

британская ПЛ "Урсула", так и не ставшая советской ПЛ В-4

Предположительно, ПЛ «Ursula» погибла в июле 1942 года на минной банке, выставленной ПЛ"ДК".

Этот поход для ПЛ  "ДК" оказался менее удачным, чем первый. Достойных целей для атаки не встретилось, а на перехват немецкого соединения ПЛ не хватило скорости.

Единстенным утешением можно считать потопление немецкого тральщика 800 тонн водоизмещением.

Именно летом, в условиях полярного дня, с лучшей стороны проявило себя РДП, позволяя на позиции подзаряжать батареи и всплывать лишь на короткое время.

В третий боевой поход ПЛ "ДК" вышел в сентябре 1942-го. Поход оказался самым трудным.

На подходе к Альта-фьорду удалость выйти на перехват немецкого соединения из ТКР "Адмирал Хиппер" и нескольких эсминцев. 24 сентября 1942 "дмирал Хиппер" вышел из Борген в Альта-фиорд для проведения операции «Царица». 27 сентября выполнив задачу, он должен был вернуться в Борген…

На подходе к фьорду, где немцы не ожидали встреть вражеские ПЛ, была проведена атака со стороны береговой линии.

Адмирал Хиппер

Из 4 торед носового залпа 2 достигли своей цели — 1-я торпеда взорвалась в районе топливной цистерны против котельного отделения № 3, частично разрушив, а частично вдавив внутреннюю переборку, пробив её осколками, и затопив её. Погасли котлы (успели до затопления стравить пар из котлов), Вода проникла в котельное отделение №2, крейсер лишился 2/3 мощности силовой установки, обесточились механизмы. От сотрясения вышли из строя генераторы. Крейсер спасла от затопления лишь близость к порту. Опять забегая вперед скажу, что лишь зимой 1942года ТКР "Адмирал Хиппер" удалось проскочить блокаду проливов Скагеррак и Каттетгат и втать на ремонт в Данциге.

Вторая торпеда попала в эсминец Z-31, который затонул в результате попадания торпеды.

Немецкая пропаганда расписывала подвиг команды эсминца, который смело пошел на перерез торпед, идущих в борт флагманского корабля. Так было или же это пропаганда придумала — узнать наверняка будет невозможно, так как во время взрыва погибли капитан корабля …. (ФИО, звание) и почти все, находившиеся в носовой части корабля.

Сам корабль так и не попадет во французский флот после войны.ю как это случилось в другой реальности…

Z-31

В начале октября 1942 года ПЛ "ДК" удалось перехватить немецкий конвой и снова 4-х торпедным залпом потопить 2 германских транспорта со снабжением корпуса горных стрелков генерала .Диттля — ТР «Lumme» (1730 брт), и ТР «Dessau» (5933 брт).

Lumme

Dessau

Возвращение было триумфальным. 3 потопленных корабля противника и выведенный из строя тяжелый крейсер.

Экипаж ПЛ "ДК" был представлен к правиельственным наградам, став орденоносным. Кораблю было присвоено звание "гвардейский".

Четвертый боевой поход был в конце октября — начале декабря 1942 года.

Трудный поход, штормовое море. Минные банки были выставлены, но за всю войну на нх не подорвался ни один корабль противника.

За время патрулирования были попытки атаковать немецкие конвои, но оба раза безрезультатно — не хватало подводной скорости для быстрого сближения и неблагоприятные погодные условия  -штормовое море. 

В пятый поход ПЛ "ДК" отправилась 3 января 1943 года. 

Выставленная минная банка возле Нарвика привела в последующем к гибели транспорта ТР «Henrich Schulte» (5056 брт)

Генрих Шутте

Также на минах подорвался и затонул тральщик М-104 водоизмещением 580 тонн.

М-104 тральщик ВМФ Германии

Получили повреждения и другие суда, но это предмет споров историков — чьи мины были тому причиной, так как рядом отметились и другие ПЛ — минные заградители Северного Флота.

Торпедные атаки были малоуспешными, сказывались погодные условия. Верхние носовые торпедные аппараты из-за обледенения вообще отказали и стрелять по конвою пришлось из двух носовых, добавив залп и кормовых торпедных аппаратов при развороте. К сожалению, все 4 торпеды прошли мимо, а немцы их даже не заметили (отреагировали противолодочные корабли лишь после самоподрыва 3-х из 4-х выпущенных торпед и то бестолково и суетливо, поиск ПЛ не велся, бомбометание велось "профилактическое").

Второй конвой был атакован уже в первых числах февраля. Метель мешала наблюдению, но акустик уверенно давал пеленг, а удачная диспозиция давала шансы на успех.

Так, вопреки всем неблагоприятным условиям, была совершена первая в мире атака по данным гидроакустической станции, первая бесперископная атака!

Из 4-х торпед (все оставшиеся на борту — все в носовой части корабля) в цель попали 2 торпеды. Цель (цели?) не были определены визуально, акустик выдавал информацию, что шел конвой в сопровождении сторожевиков и катеров.

Как выяснилось уже после войны, торпеды поразили транспорты ТР «Ammerland» (5381 брт), и ТР «Rudesheimer» (2036 брт), первый смогли довести до порта, второй выбросился на камни.

Тр Аммерланд

Тр Рудешмайер

Пятый поход завершился 20 февраля 1943 года.

 

В свой 6-й поход ПЛ "ДК" вышла 12 апреля 1943 года. Но после постановки минного заграждения у Нарвика была неожиданно атакована немецким противолодочным самолетом и получила значительные повреждения корпуса. Поход был прерван и ПЛ вернулась в Полярный 26 апреля 1943 года. Ремонт затянулся, с одной стороны Северный Флот испытывал дефицит производственных мощностей, с другой стороны — решено было дооборудовать ПЛ новым оборудованием — смонтировали радиолокатор и оборудовали пост, хотя скученность внутренних помещений и так вызывала нарекания.

Ремонт и модернизация затянули сроки и в следующий боевой поход ПЛ "ДК" вышла лишь в октябре 1943 года.

7-й поход.

Снова штормовое море, снова минная постановка. В этот раз командир (ФИО, звание…) … принял решение больше использовать ГАС, в том числе и для определения мест немецких минных постановок. На подходах к Альта-фьорду удалось выяснить и обозначить на карте при помощи ГАС местоположение минных заграждений и выставить свои мины так, чтобы они находились на путях следования германских конвоев.

Снова забегая вперед, скажу что на этих 2-х минных банках подорвались германская ПЛ U-242 (погиб весь экипаж — 44 человека).

Также получил повреждения тральщик М-3600.

Трщ М-108 он же М-3600

Снова была атака на германский конвой, транспорт получил повреждения, но дошел своим ходом в порт. И две атаки безрезультатные.

 

8-й поход, декабрьский… 

Уже по традиции, ПЛ "ДК" выставила мины на подходах к Киркинесу и продолжила патрулирование. Погодные условия не позволяли использовать РДП из-за сильного обледенения. В результате вместо того, чтобы прибыть по плану к 20 декабря на позицию у Альта-фьорда, ПЛ "ДК" 25 декабря лишь подходила к указанной диспозиции.

В то же время, германское командование, раздосадованное неудачами на Восточном фронте, требовало от германского флота в Северной Норвегии активности.

Получив информацию о движениях конвоев JW-55B (19 транспортов, эскорт 10 эсминцами) и RA-55A (22 транспорта, эскорт — крейсеры «Норфолк», «Шеффилд», «Белфаст» и 8 эсминцев) под командованием вице-адмирала Барнетта, немецкое командование отправило линкор «Шарнхорст» в сопровождении 5 эсминцев на перехват. Немецкие корабли вышли в море 25 декабря 1943 года.

Шарнхорст

Курс немецкой эскадры совпал с курсом ПЛ "ДК"… Лодка шла в подводном положении экономическим ходом в 3 узла — шторм не позволял идти ни в надводном, ни под РДП. В 20-00 (время московское) акустик доложил, что слышны шумы винтов крупных кораблей.

В перископ видимость не позволяла определить что-либо, и командир ПЛ "ДК" … (ФИО, звание) принял решение атаковать по данным ГАС…

Когда торпеды уже пошли к цели, немецкая эскадра начала перестраиваться — возможно, услышали шумы винтов торпед, либо засекли работу ГАС. Томительно текли секунды… Взрыв! Спустя 5 секунд второй! Крики ура и приказ командира — соблюдать тишину в отсеках!

Лодку пока не обнаружили…

На поверхности моря бушевал шторм. Линейный корабль германского флота "Шарнхорст" получил торпедную пробоину в носовой части и попдание в корму, с левого борта.

Были разрушены взрывом 300 кг тротила валопровод левого винта, повреждены крепления центрального вала, вода залила левую кормовую турбину низкого давления. Был аварийно отключен центральный вал. Взрыв повредил приводы кормовой башни главного калибра.

В носовой части повреждения были не столь велики, носовой траверз ограничил распространение воды, но крен на левый борт и корму в 3-4 градуса пристствовал даже после проведенных мероприятий по контрзатоплению.

Ни о каком продолжении похода речи уже не шло — довести бы "подранка" в базу. Но такой возможности врагу наши подводники давать не собирались.

Спустя 40 минут, перезарядив носовые торпедные аппараты, и подготовив также к залпу кормовые, ПЛ "ДК" практически бесшумно подбиралась к цели. Два раза приходилось уклоняться от беспорядочной суеты эсминцев. Наконец — удачный момент для атаки. Вводятся последние корректировки курса… Залп. Томительно бежит секундная стрелка…

Взрыв, и практически сразу за ним — второй, более мощный.

Первая торпеда 4-хторпедного залпа попала под бронепояс ЛК, не причинив особо вреда. Разошлись местами сварные швы и подкрепленяи переборок, усилилась фильтрация воды, сработали предохранители и на мгновение погас и снова загорелся свет в недрах корабля.

Но вот второй взрыв оказался куда разрушительнее по последствиям. Эсминец Z-38 имел на корме бомбосбрасыватель и запас глубинных бомб. И он же находился рядом с "Шарнхорстом" в момент попадания в него торпеды. Торпеда попада в кормовую часть эсминца и вызвала детонацию почти 4 тонн взрывчатки… Спасенных с эсминца не было…

Близкий взрыв такой мощности привел к многочисленным повреждениям и ЛК "Шарнхорст". Гидравлический удар разрушил временные подкрепдения и резко усилил течь. ЛК принял уже 2000 тонн воды, погас свет, вышли из строя генераторы левого борта, затопило кормовой погреб боезапаса, крен на корму увеличился до 8 градусов, ют корабля погрузился в воду. Крен на левый борт составил почти 5 градусов, и он все увеличивался, не смотря на все усилия команды локализовать поступление воды и проводимые контрзатопления.

А шторм не успокаивался. О невозможности продолжения операции была дана радиограмма в Берлин. Оставшиеся 4 эсминца вели противолодочный поиск.

Надо отдать должное и немецким морякам — оказавшись в тяжелых условиях, они не поддались панике.

Борьба за живучесть продолжалась почти сутки, но удача не сопутствовала немцам. "Шарнхорст" все глубже погружался кормой в воду. Была отправлена радиограмма в Берлин, но высокое командование не могло ничем помочь, и в 23-00 по берлинскому времени 26.12.1943 года германский линкор "Шарнхорст" ушел под воду, унося с собой в пучину почти 500 человек экипажа, которых не смогли снять эсминцы в штормовом море.

 Остались на мостике тонущего линкора, разделив судьбу корабля:

Капитан цур зее Фриц Хинце (Fritz Hintze)

Фриц Хинце

Командующий операцией контр-адмирал Эрих Бэй.

Эрих Бэй

Так бесславно закончилась, не успев начаться, операция германского флота против полярных конвоев союзников.

ПЛ "ДК" с повреждениями от обледенения и ударов стихии штормового моря триумфально вернулась в Полярный. Награждения, отчеты, ремонт и установка нового оборудования, новые торпеды и торпедные аппараты с беспузырной стрельбой…

Следующий выход ПЛ "ДК" предстоял уже в апреле 1943. 

Всего до конца войны, акончившейся 29 марта 1945-го, ПЛ "ДК" совершила 16 боевых походов. Были еще успешные атаки и минные постановки, высадка разведчиков, нанесение на карту немецкийх оборонительных подводных минных заграждений… Обеспечение разведгрупп под Нарвиком в преддверии Нарвикской десантной операции в конце 1944-го года. В 1946-м лодку перевели в статус учебной и еще 11 лет она служила учебной партой молодой смене подводников-североморцев, а в 1957, в канун 40-летя Октябрьской Революции было решено превратить героическую гвардейскую ПЛ в корабль-памятник, чтобы сохранить для истории славные вехи Советского Флота. 

Славная "Щука", бывшая одно время "Карасем", ПЛ Щ-13, Щ-113, ПЛ "Дальневосточный Комсомолец" и сейчас украшает набережную славного советского города Нарвика, незримо скрепляя дружбу наших братских народов, народов СССР, нашей Родины, раскинувшейся от Лофотенских островов на западе до Курильской гряды и о.Хоккайдо на востоке…

 

 

P.S. Коллеги, прошу много тапков не кидать, статья еще "сырая", в работе, будут изменения, будут картинки (сам я не художник, но что-то буду думать, может и придумается что).

Критика принимается, но разве что конструктивная — по сути, с предложениями по улучшению и совершенствованию.

Надеюсь, маоя альтернатива Вам доставила удовольствие.

Теги:

Подписаться
Уведомить о
guest

70 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account