Подрезанные Крылья России. Самый большой авиалайнер в мире от корпорации «Сухой». КР-860 «Крылья России»
В 80-е годы, перед самым развалом СССР, в нашей стране, наблюдался резкий всплеск, различных инновационный разработок в самых разных областях науки и техники. Теоретически все они в комплексе могли сделать СССР безусловным лидером в авиации, энергетике, освоении космоса, да практически во всех областях. Однако СССР приказал долго жить и все эти технические разработки так и остались в чертежах и планах.
В 90-е годы, из-за глубокого кризиса, накрывшего Россию и все остальные бывшие союзные республики СССР никто ничего не разрабатывал. А точнее почти ничего. Так как инженеры и конструкторы остались и по инерции без особого финансирования они продолжали работу. Велись такие работы и в области гражданской авиации.
Так в, тогда ещё, КБ «Сухого», был разработан, на тот момент самый большой пассажирский самолёт в мире, получивший символическое название КР-860 «Крылья России». И о нём пойдёт речь ниже.
ОКБ Сухого начал работу над самолетом КР-860 «Крылья России» в 1997 году. Руководил разработкой главный конструктор ОКБ М.П. Симонов, а непосредственно занимался проектом конструктор А.Х. Каримов. По замыслу самолет был способен перевозить 860 пассажиров. Для сравнения это приблизительная вместимость Boeing 747 и Airbus A380.
На нижней палубе было предусмотрено 12 кресел в ряду, на верхней – 9. Общая взлетная масса КР-860 достигала 650 тонн, и он имел возможность перевозить 300 тонн груза.
Одной из серьёзных проблем был размах крыльев, составлявший 88 метров. На тот момент ни один аэропорт не мог принять столь большой авиалайнер. Однако здесь было найдено интересное решение: крылья были сделаны складными, на подобие палубных военных самолётов. Благодаря этому они укорачивались до стандартных 64 метров.
Длина самолета составляла 80 метров. Крейсерская скорость находилась в пределах стандартных для авиалайнеров 1000 км/ч, а максимальная дальность полёта составляла 15 тысяч километров.
У данного самолета имелось несколько интересных особенностей. Например, самолет предполагалось оснастить собственными опускающимися трапами. Передние опоры шасси проектировались двухстоечными, а задние состояли из 4-х опоры.
Особого рынка для столь больших машин в России 90-х на наблюдалось, поэтому самолет разрабатывали исключительно с прицелом экспорт за рубеж, преимущественно в страны Азии и на Ближний Восток, где наблюдается быстрый рост пассажироперевозок. Тогда ещё в России были наивные люди, полагавшие что в мире существует свободная конкуренция и достаточно просто сделать самолёт лучше чем у конкурентов и рыночный успех ему гарантирован.
Что касается силовой установки, то на самолет Кр-860 должны были устанавливаться либо четыре двигателя от General Electric GE CP6-80E1 или Pratt-Whitney PW4168, либо четыре отечественных двигателя ПС-90. Понятно, что тогда ещё о необходимости импортозамещения никто не думал.
Помимо этого, планировалось установить двигатели ПС-90 на грузовую версию данного самолета, которым планируется заменить Ан-124. Вот такие амбициозные планы.
Модель самолёт покатали по выставкам. Он демонстрировался в Ле Бурже и внутри России. Но так как никто особого интереса к этой машине не проявил проект был закрыт.
В 1990-е годы аналитики прогнозировали, что растущий объем пассажиропотока приведет к растущему спросу на двухпалубные самолеты в ближайшем будущем. Естественно, ведь один двухпалубный самолет мог перевезти столько же пассажиров, сколько несколько дальнемагистральных самолетов обычной компоновки. Это делало экономический смысл использования таких самолетов очевидным. Базировались эти прогнозы на предположении, что рынок дальних перевозок будет развиваться в пользу самолетов, превосходящих по классу широкофюзеляжные дальнемагистральные самолеты. Дополнительно, компания Boeing того времени уже активно планировала осуществить модернизацию самолета Boeing-747, в то время как европейская Airbus разрабатывала двухпалубный самолет Airbus A380, который по сей день успешно применяется в авиации.
Однако, как показало будущее, аналитики ошибались, мир накрыла череда кризисов и пассажирские перевозки вместо роста наоборот стали падать. И сегодня, потенциальные конкуренты КР-860, Boeing-747 и Airbus A380 прибыли не приносят, ни своим производителям, ни авиаперевозчикам и потихоньку сходят со сцены.
Отдельно нужно отметить что из-за своих предельных параметров самолёты получились ультрасложными, что напрямую сказалось на стоимости их обслуживания. Таким образом это привело к тому что никакая высокая пассажировместимость компенсировать её не может. Тем более что самолётам приходиться летать, в основном, на половину пустыми.
Правда никто сейчас не знает, что ждёт мир в будущем, пассажироперевозки снова могут начать расти, а новые технологии могут существенно снизить стоимость обслуживания подобных машин. Вот тогда этот проект могут снова поднять. Тем более учитывая, что Россия решила возродить свою авиацию. Но это уже предположения из области Альтернативной истории будущего.
Источник иллюстраций — https://www.artstation.com/artwork/5BBVWJ