Подопытный кролик. Линейный корабль «Нептун». Англия

17

Дредноут «Нептун» стал развитием проекта предыдущей серии «Сент-Винсент», название свое он получил, очевидно, в честь морского божества древних римлян. Строился он по программе 1908 года.

Родоначальником серии он не стал, но внес свежую струю в британское линкоростроение – впервые башни главного калибра были размещены линейно-эшелонированно. Корабль получился несколько экспериментальным. До этого все британские дредноуты сохраняли схему вооружения самого «Дредноута». Но уже в 1907 были заложены «Минас Жерайс» (для Бразилии) и американский «Делавэр«, у которых в бортовом залпе было 10 305-мм орудий. Владычице морей надо было как то соответствовать.

Планировалось за счет изменений увеличить силу бортового залпа при сохранении носового и кормового, теоретически все 10 305-мм 50-калиберных орудий могли отгрузить неприятелю полный залп с любого борта. На практике замысел проекта не оправдался – средние башни при стрельбе на противоположный борт сильно повреждали надстройки, мостики и шлюпки пороховыми газами. К тому же угол обстрела получился всего 60 градусов. В итоге в мирное время стрельбу на противо­положный борт запретили. Из-за опасения разрушения надстроек в носовом секторе могла стрелять только одна башня. Теоретически в кормовом секторе могли быть задействованы две башни. Однако оказалось, что кормовая возвышенная башня не может вести огонь поверх нижней из-за воздействия на её крышу дульных газов. Поэтому для кормовой возвышенной башни и бортовых были установлены специальные ограничители, предотвращающие стрельбу при угле, меньшем 5° от диаметральной плоскости .

Ради большего маневра средних башен корпус удлинили метра на три, пользуясь случаем поэкс­периментировали с противоминной артиллерией – перенесли пушки с крыш башен в надстройки, бронирование получили дымоходы, а толщину брони в оконечностях немного увеличили. Недостат­ками линкора считались малая толщина главного броневого пояса — 254 мм (по оценкам, эта броня поражалась 280-мм снарядом немецкого «Нассау» на дистанции до 6,25 мили ) — и недостаточная живучесть стволов 50-калиберных орудий главного калибра.

С «Нептуном» была связана и специальная операция по дезинформации потенциального против­ника. Инициатором выступил вездесущий лорд Фишер. В «Дейли телеграф» была размещена статья о строящейся вундервафле королевского флота. «Нептуну» была приписана газотурбинная силовая установка, полное отсутствие дымовых труб и 343-мм пушки.

Подопытный кролик. Линейный корабль "Нептун". Англия

«Нептун» (HMS Neptune). Заложен 19 января 1909, спущен на воду 30 сентября 1909, вступил в строй 11 января 1911, в сентябре 1922 продан на металл.

Водоизмещение – 19  996 т нормальное,  23  494 т полное. Длина 166,4 м, ширина 25,9 м, осадка 8,23 м.

Бронирование – главный пояс: 254 мм
траверзы: 127—203 мм
палуба: 32—76 мм
башни ГК: 279 мм
барбеты башен ГК: 127-254 мм
боевая рубка: 203—279 мм

Двигатели –18 паровых котлов типа «Ярроу», 4 турбины системы Парсонса, 25 000 л.с.,Скорость 21 узел, 22,7 узла максимальная, дальность 6330 миль (на 10 узлах). Экипаж 756 человек (в 1913 — 759, а в 1914 — 813 ).

Вооружение: 5×2 — 305-мм/50 Mk.XI
16×1 — 102-мм/50 BL Mk.VII (с 1915 – 14, с 1918 – 10), 3 торпедных аппарата калибра 457 мм.

В 1916 установлена 76-мм зенитка (по др. данным две), в 1917 еще одна 102-мм зенитка.

В 1918 году на крыше башни «А» установили взлётную платформу для лёгкого колёсного биплана Сопвич «Пап» или Сопвич «Кэмел», выполнявшего функции самолёта-корректировщика или развед­чика.

В 1911—1912 годах корректировочный пост на топе фок-мачты был заужен в передней части, на каждую дымовую трубу нанесли опознавательные марки — по одной узкой белой полосе.

В 1912—1913 годах ходовой мостик был надстроен в передней части. Для уменьшения задымления мостика высота передней дымовой трубы была уменьшена на 2 метра.

В октябре 1913 года для верхних 102-мм орудий на носовой надстройке сделали каземат, а чуть позже носовые орудия получили защитные щиты. Изменили расположение прожекторов. С мостика были сняты все прожектора. Над мостиком были установлены три специальные платформы, на которых расположили по паре прожекторов. С площадки на грот-мачте сняли две передние пары прожекторов.

В 1914 году, с началом войны, с труб убрали опознавательные марки. В 1914—1915 годах верхняя пара 102-мм орудий в центральном плутонге была прикрыта навесной палубой, а на квартердеке установлено 76-мм зенитное орудие. Носовую часть навесной палубы демонтировали, опасаясь, что при стрельбе она разрушится. Несколько удлинили грузовую стрелу перед кормовой трубой, а позади носовой расположили ещё одну. На грот-мачте были смонтированы дополнительные плат­формы для прожекторов и переместили на них часть прожекторов. Убрали брам-стеньги и грот-марс. На корпусе нанесли камуфляж — тёмно-серую полосу в центральной части.

В 1915—1916 годах были сняты противоторпедные сети и убраны элементы камуфляжа. В апреле 1917 года с линкора сняли центральную и нижнюю группы 102-мм орудий. В это же время по документам были установлены зенитные 76-мм и 102-мм орудия, но это не подтверждается фото­графиями. После Ютландского боя дополнительно настелили 50 тонн брони. Фор-марс срезали до основания, а на грот-мачте установили короткую радиоантенну. Нижнюю площадку на фок-мачте на уровне салинга заменили короткими сигнальными стойками с длинными, выдающимися вперёд откосами. Также в 1917 году на трубу был установлен дымоотводный козырёк.

В 1917—1918 годах расширили носовой корректировочный пост, а кормовой сняли из-за постоян­ного задымления. На орудийных башнях «А» и «Y» для ведения совместной стрельбы нанесли шкалы горизонтальной наводки. Был снят кормовой торпедный аппарат. Все пары 610-мм прожек­торов заменили более совершенными 914-мм прожекторами. На кормовой трубе по бокам были смонтированы разнесённые по уровням прожекторные площадки.

В 1918 году на носовом корректировочном посту установили артиллерийские циферблаты. С носовой трубы сняли прожектора и их площадки. На грот-мачте сняли прожекторные площадки, заменив их башнеподобными укрытыми площадками. На носовой башне ГК была смонтирована площадка для запуска колёсного самолёта. Сняли фор-стеньгу, закрывавшую вид дальномеру. Стойку радиоантенны на грот-мачте заменили короткой стеньгой и убрали грузовые стрелы за кормовой трубой.

В 1919 году сняли козырёк с носовой трубы и восстановили носовую часть навесной шлюпочной палубы, убранной в начале войны

Подопытный кролик. Линейный корабль "Нептун". Англия

Корпус «Нептуна» был оснащен таранным форштевнем, развитым полубаком и обширными надстройками – носовой, кормовой и центральной, сверху соединенными навесной палубой. Пять башен главного калибра несли по две 305-мм 50-калиберных пушки Mk.XI. Носовая башня – на полу­баке, бортовые – эшелонированно (правая ближе к корме), кормовые башни – линейно-возвышенно (впервые в британском флоте).

Подопытный кролик. Линейный корабль "Нептун". Англия

305-мм 50 калиберная пушка Mk.XI имела ствол, традиционно скрепленный проволокой, с картуз­ным заряжанием и поршневым затвором системы Велина. Угол возвышения был ограничен 15 градусами. Новые 50-калиберные орудия оказались неудачными – бронепробиваемость выросла всего на 25 мм, однако эти орудия были подвержены сильной вибрации при выстреле, приводив­шей к большому рассеиванию снарядов и малой живучести ствола .

Противоминная артиллерия состояла из 102-мм 50-калиберных орудий BL Mark VII в установках Mk.II – 16 стволов (на «Сент-Винсент» – 20) в трех плутонгах. Возвышение тоже максимум 15 градусов. Орудия стреляли снарядами весом 14,1 кг с начальной скоростью 873 м/с на дальность до 58 кабельтовых (около 11 000 м).

Также имелась одна 76-мм пушка, 4 салютных 47-мм и 5 пулеметов Максима.

Система управления огнем впервые получила централизованный КДП Перси Скотта, на «Нептуне» проходили ее испытания и доводка. Дальнейшие испытания проводились на линкоре «Тандерер» в 1912, и в итоге КДП серийно производился фирмой «Виккерс» для оснащения всех британских линкоров.

Командно-дальномерный пост (КДП) представлял собой установленный на марсе фок-мачты пост, зашитый со всех сторон стальными листами. Он был предназначен для определения исходных данных для наведения орудий главного калибра на цель при ведении огня с центральной наводкой. Дальномеры давали определённую погрешность по дальности, поэтому основным способом ведения огня на то время была стрельба с корректировкой по всплескам собственных снарядов. Артиллерийский офицер выдавал предварительные углы наведения на цель (вертикальный и горизонтальный), визируя цель и получая данные по дальности от дальномерщика. После первого выстрела он наблюдал всплеск от снаряда и корректировал углы наведения орудия, добиваясь попадания в цель.

При ведении огня каждой башней по отдельности всплески снарядов смешивались, что затрудняло определение, где какой снаряд упал, и не давало возможности корректировать огонь. Большой проблемой было также то, что и корабль с орудием, и цель были подвижными, поэтому стрелять необходимо было в точку упреждения — место встречи снаряда с целью. На КДП находились дальномер и пост управления стрельбой главного артиллерийского офицера. Дальность, угол визирования цели и его скорость передавались на так называемый «столик Дрейера» — механи­ческий аналог компьютера, который вырабатывал поправочные углы вертикального и горизон­тального наведения. Артиллерийский офицер на приборах, расположенных на его рабочем месте, задавал на шкалах нужные цифры углов горизонтального и вертикального наведения. Электриче­ский сигнал от этих приборов передавался в башни на такие же приборы. У наводчика в башне на этих приборах были также стрелки текущего угла поворота башни и угла возвышения орудия. Вращая башню и поднимая орудие, наводчик совмещал стрелки, добиваясь необходимого угла возвышения и горизонтальной наводки. При совпадении стрелок замыкалась цепь, и на посту управления огнём раздавался сигнал и зажигалась красная лампа. Офицер нажимал на спуск на механизме, сходном с пистолетным, и производился залп.

К концу Первой мировой войны подобные приборы были созданы фирмой Виккерс и для управ­ления орудия противоминного калибра. Пульт наведения с приборами управления артиллерийской стрельбой находился в отдельной закрытой рубке. Батарея правого и левого борта имела свои индивидуальные приборы управления для возможности ведения раздельного одновременного огня на два борта.

Вертикальное бронирование было из крупповской цементированной брони. От прототипа схема бронирования несколько отличалась. 254-мм участок пояса заканчивался, немного не доходя до внешней части кормового барбета, а не выходил за него, в носовой оконечности пояс вместо 51-мм имел 64-мм толщину. Вместо бронированной кормовой боевой рубки разместили легкоброниро­ванную сигнальную. Дымоходы впервые получили бронирование из 25-мм плит.

Главный броневой пояс в пределах между барбетами носовой и кормовой башен имел толщину 254 мм. Его верхняя часть опиралась на бимсы средней палубы и при нормальной нагрузке поднима­лась над водой на 0,76 м, а нижняя часть уходила под воду на 1,32 м. Подводная часть пояса уменьшалась до 203 мм. В носовой оконечности пояс имел толщину 178 мм, а в десяти метрах перед форштевнем утончался до 64 мм. В кормовой части до самого ахтерштевня пояс продолжался плитами 64-мм толщины. На протяжении всего 254-мм участка над главным поясом шёл верхний 203-мм пояс.

При полной нагрузке пояс практически полностью скрывался под водой.

Главная носовая переборка имела толщину плит 127 мм над главной палубой и 102 мм ниже, а кормовая — 229 и 203 мм. 178-мм участок бронепояса замыкался 102-мм переборкой выше уровня главной палубы и 127-мм ниже её. Внутренние переборки не бронировались.

Функцию продольной броневой переборки выполняли защитные броневые экраны, расположенные по всей длине корпуса между кормовыми и носовыми погребами. В районе погребов носовой башни они имели толщину 25 мм, у погребов средних башен — 76 мм, у кормовых — 51—76 мм. Котельные отделения прикрывались 51-мм экранами, а машинные отделения — 38-мм.

Главная палуба на протяжении между главными броневыми носовой и кормовой переборками зашивалась 32-мм броневыми плитами. Средняя палуба бронировалась между внешними сторо­нами барбетов крайних башен. И на горизонтальном участке, и на скосах она имела толщину 44 мм. Горизонтальный участок этой палубы шёл в 0,84 м над ватерлинией, а скос совмещался с нижней кромкой главного броневого пояса. Нижняя палуба от носового барбета до форштевня имела толщину 38 мм, а от кормового барбета до ахтерштевня — 76 мм.

Лоб и бока башен главного калибра имели толщину 279 мм, задняя стенка — 203 мм. Наклонная часть крыши имела толщину 102 мм, горизонтальная − 76 мм, пол — 51 мм. Барбеты средних башен над главной палубой имели толщину стенок поясом в 229 мм. Под главной палубой их толщина составляла 127 мм. Барбеты бортовых башен над главной палубой имели толщину 254 мм.

Носовая боевая рубка спереди и по бокам имела толщину стенок 279 мм, а со стороны кормы — 203 мм. Её крыша имела толщину 76 мм, а пол — 51 мм. Коммуникационная труба защищалась 127-мм плитами в верхней части и 76-мм в нижней. Кормовой боевой рубки не было. Носовая сигнальная рубка располагалась позади боевой и имела 76-мм стенки и 51-мм крышу. Кормовая сигнальная рубка располагалась позади грот-мачты и зашивалась 38-мм плитами.Дымоходы на уровне между средней и верхней палубами защищались 25-мм бронёй.

«Нептун» в боях и походах(фотогалерея):

После принятия флотом 19 января 1911 «Нептун» отправился на испытания КДП в Средиземное море, а 25 марта 1911 сменил «Дредноут» в роли флагмана флота Метрополии и флагмана 1-й дивизии линкоров.

Довелось «Нептуну» принять участие и в коронационном параде, правда флагманом его стал броне­носец «Лорд Нельсон». А с 28 января 1913 он был разжалован и из флагманов флота Метрополии. Довоенное время было занято многочисленными маневрами, парадами, смотрами.

Войну встретил в Скапа-Флоу. 31 мая 1916 года принял участие в Ютландском сражении. Шёл в составе 5-й дивизии линкоров вместе с «Колоссус», «Коллингвуд» и «Сент-Винсент». После развёрты­вания Гран-Флита в линию стал 19-м в боевой линии. В 18:15 с дистанции 8—13 км обстреливал крейсер типа «Дерфлингер» (возможно «Лютцов»), заметив несколько попаданий. Между 19:08 и 19:38 уклонился от трёх торпед.Повреждений не получил.

2 ноября 1918 участвовал в коридоре позора во время церемонии интернирования германского флота Открытого моря.

1 февраля 1919 года, выведен в резерв, а затем использовался как тендер линкора «Геркулес». Возвращён в резерв 20 мая 1920 года и в марте 1921 года внесён в список кораблей на продажу. До конца 1921 года использовался как тендер линейного крейсера «Нью Зиленд». В сентябре 1922 года продан на слом английской судостроительной компании «Хьюджес, Волков и Ко». 22 сентября 1922 года перешёл из Розайта на верфь в Блайт для разборки на металл, которая была закончена в 1923 году.

Корабль Его Величества «Нептун» не стал, конечно, вехой мирового кораблестроения, как «Дредноут» или «Куин Элизабет», но тем не менее внес свою лепту в развитие линкоров, положив начало изменению компоновки британских линкоров для более рациональной системы ведения огня главным калибром и размещения противоминной артиллерии. Также он стал полигоном для испытаний новой системы управления огнем. И даже поводом для дезинформационной кампании лорда Фишера.


Источник – https://zen.yandex.com/media/id/5cf01f060d8ac524e68e4579/lineinye-korablipodopytnyi-krolikneptun-5d5c498e998ed600ad85a159

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account