Продолжаю выкладывать на сайт интересные статьи из жж одного из ведущих российских историков авиации уважаемого Вячеслава Кондратьева.
Странно, что никто из многочисленных танкофилов и танкогеймеров до сих пор не отметил выпавший на этот год юбилей — столетие рождения танков в виде реальных натурных образцов, построенных и вышедших на испытания. Как известно, на титул первого в мире танка есть несколько претендентов, однако, на мой взгляд, наиболее достойным из них является английская бронированная боевая машина, сделанная на базе американского гусеничного трактора "Киллен-Страйт" и изображенная на верхнем снимке. Во всяком случае, из всех танковых прототипов, появившихся в 1915 году, только на ней было установлено вооружение.
Инженер Уильям Страйт разработал и построил свой трактор в 1914 году. Изначально этот агрегат выглядел очень своеобразно: у него была всего одна ведущая гусеница и одна управляемая, а с противоположной стороны от ведущей стояло опорное колесо. Еще одной оригинальной особенностью было отсутствие радиатора — его роль играл большой водяной бак, размещенный на раме перед 25-сильным четырехцилиндровым бензиновым мотором.
Следующая модификация, появившаяся в январе 1915 года, уже имела две ведущие гусеницы и двигатель мощностью 40 лошадиных сил. Эту машину вскоре купили англичане для испытаний, имея в виду ее возможное военное применение. 27 апреля на полигоне Вормвуд Скрэбс трактор продемонстрировали полковнику Кромптону — начальнику "Комитета сухопутных кораблей" (Landships Committee) занимавшегося разработкой наземных самодвижущихся боевых машин.
Отметив хорошие ходовые качества "Киллен-Страйта", высокую скорость и способность преодолевать завалы, полковник предложил установить на его шасси бронекорпус и пулеметную башню от бронеавтомобиля. К началу июня корпус из противопульной брони, изготовленный в мастерской Королевской морской авиационной службы, был готов, а к концу месяца на него водрузили башню. К сожалению, ни одной фотографии "прототанка" с ней пока не найдено, а относительно ее типа существуют разногласия. Мюррей Сьютер в книге "Эволюция танков" пишет, что это была башня от броневика "Остин", а согласно Дэвиду Флетчеру — автору книги "Британские танки 1915-1919 годов", бронетрактор оснастили башней от бронеавтомобиля "Ланчестер". Также есть версия, что использовалась башня от броневика "Делоннэ-Бельвиль".
Как бы там ни было, а все сходятся на том, что 30 июня первый пулеметный танк показали на ходу членам английского правительства во главе с премьер-министром Ллойд-Джорджем. Однако до серийной постройки дело не дошло. "Киллен-Страйт" из-за своей компоновки не мог преодолевать траншеи и окопы, следовательно, на поле боя его подвижность была бы сильно ограничена. И хотя по проходимости на пересеченной местности он все равно намного превосходил любые колесные броневики, англичане не стали приниимать его на вооружение.
Насколько мне известно, по трехгусеничной схеме "Киллен-Страйта" нигде больше танков не делали, однако полугусеничные броневики и бронетранспортеры с передней управляемой колесной парой получили в дальнешем широкое распространение.
Далее — подборка фотографий с испытаний и демонстрационных показов трактора в Вормвуд Скрэбсе.
Масштабная модель "Киллен-Страйта", проходившего испытания в Великобритании.