2

Монтируя свой пост про «Семург», я вспомнил ещё одну машину, сходную с «Семургом» по компоновке. Правда, других размеров и лётных характеристик, а следовательно и назначения. И не советскую, а американскую. Но тоже опытную и малоизвестную. Фотографию взял с Айрвара: Пилигримы, ушедшие в никуда. Gulfstream G-550 American Peregrine и его "родственники".

Вот что было написсано в  комментарии к фотографии:

 Gulfstream American Peregrine 550

Ada — Municipal (ADT /ADH)

USA — Oklahoma, October 10, 2004

N84GP (cn 551) We found this odd-looking aircraft parked behind a hangar without an

engine, and with a fake cockpit. Many thanks to everyone who sent me emails

concerning this particular aircraft.

Перевод текста ясности не добавил. Нос у самолёта вроде бы от «Лирджета», или по его мотивам. Движка нет и, возможно, не было вообще.

Нашёл информацию на «Уголке неба». Кое-что прояснилось. Наверное, думаю, это поздняя пассажирская «бизнес-джет» версия несостоявшегося УТСа.

Peregrine                                  

Разработчик: Gulfstream   

Страна: США 

Первый полет: 1981

Тип: Учебно-тренировочный самолет

 Пилигримы, ушедшие в никуда. Gulfstream G-550 American Peregrine и его "родственники".

Peregrine – учебно-тренировочный самолет, созданный американской фирмой Gulfstream Aerospace. Самолет был разработан на базе легкого административного самолета Hustler 500. Дизайн Hustler 500 был довольно необычен – в носовой части располагался турбовинтовой двигатель, а в хвостовой – турбовентиляторный двигатель. При создании Peregrine самолет сильно изменили – убрали пассажирский отсек, баки на концах крыльев. Носовой турбовинтовой двигатель убрали, а в освободившемся пространстве расположили кабину для пилота и инструктируемого, сидящих бок о бок. Первый  полет самолета состоялся в мае 1981 года. В ходе испытаний самолет потерпел крушение в 1983 году, и дальнейшая его разработка была прекращена.

ЛТХ:              

Модификация             Peregrine

Размах крыла, м          10.51

Длина самолета,м       11.68

Высота самолета,м     4.08

Площадь крыла,м2      18.90

Масса, кг         

  пустого самолета      1590

  максимальная взлетная        2812

Тип двигателя             1 ТРДД Pratt Whitney Canada JT15D-5

Тяга, кгс           1 х 1360

Максимальная скорость, км/ч           731

Крейсерская скорость, км/ч   528

Практическая дальность, км              2000

Практический потолок, м      14630

Экипаж, чел    2

Продолжив поиски по самолёту с таким названием, я отыскал достаточно удовлетворительные материалы по его истории, но все они были на английском языке. Исключением был разве что форум  http://aviaforum.ru/showthread.php?p=230646. Я привожу материалы из него, сжав их для краткости в состояние диалога:

— Этот 550 не тот который бывший G-V, а старый экспериментальный аппарат, никогда не строившийся серийно

NUMBER N84GP

Aircraft Serial Number 551

Aircraft Manufacturer GULFSTREAM AEROSPACE

Aircraft Type Fixed wing single engine

Aircraft Model 550

Engine Manufacturer P&W CANADA

Engine Type Turbo-jet

Engine Model JT15D-1

Year Manufactured 1983

Registrant Corporation

Name GULFSTREAM AEROSPACE CORP

Address 500 GULFSTREAM RD MSC B-16

SAVANNAH , GA-31408-9643US

Airworthiness Certificate Type Experimental

Approved Operations Research & Development

Status Aircraft registered to the manufacturer under their Dealer

Certificate.       

— Спасибо. Этого самолёта я не знал.

— Но окошки всё-равно удивительные, ведь овальные иллюминаторы Gulfstream позиционирует как свою отличительную особенность, чуть ли не trademark.

— Ага! На серийном планировались действительно овальные окошки, а для опытного фюзеляж был взят от AJI Hustler 500. Подробности здесь http://www.machdiamonds.com/peregrine.htm       

— Совсем интересно стало с этим Gulfstream’ом сколько же их сделали?

На фото, которое я запостил сюда с вопросом крыло стоит от военного варианта (перегородка, законцовки) А тот, что по ссылке с winglets’ами и без перегородки.

Сколько ж Hustler’ов они попортили? 

— Да, меня тоже удивило, что на верхнем фото по ссылке N98815 (и явная переделка Hustler’а), а не N84GP. Хотя не факт, что N84GP это настоящая регистрация, а не рекламный номер, как на Hustler’е (N500AJ — самолёт создан компанией American Jet Industries).

— Лётный Hustler 500, вроде бы, был только один.

— А с крылышками и овальными иллюминаторами — это проект серийного самолёта, который, как я понял, так и не был построен.  

— N-number search by avitop.com на N84GP выдает именно этот самолет (см. пост №182), а на N98815, не помню что, но регистрация 1991 г.

На фотке с http://www.machdiamonds.com/peregrine.html крыло у N98815 по-моему без перегородок.

— Да, без перегородок. А я вообще N98815 не нашёл. Может, это макет?        

— Ага! Все-таки N9881S

Все-таки перегородки есть, наверное дальше по размаху и назывался он тогда по другому: Gulfstream Commander Fanjet 1500 -так было на Ле-Бурже ’83 см.сюда — http://1000aircraftphotos.com/Histor…reamFanjet.htm  N84GP это уже позже перерегистрирован но в том же 83 г. 

— Значит, один самолёт был, раскопали 🙂

Там же нашлись и нужные ссылки. Правда сайты оказались англоязычными, пришлось кратко переводить. Вот что «выкристаллизовалось» в результате перевода:

История самолёта «Коммандер Фэнджет 1500» началась с неудачного проекта «Хастлер 400» фирмы «Америкэн Джет Индастриз» (American Jet Industries). Когда она обанкротилась и была куплена фирмой «Гольфстрим Эйрспейс» (Gulfstream Aerospace), в неё перешёл работать и конструктор Аллен Е. Полсон, создавший деловой самолёт с ТВД  «Хастлер 400», который так и остался опытным. Усовершенствованный вариант – «Хастлер 500» с дополнительными топливными баками на концах крыльев и дополнительным ТРД в хвостовой части с воздухозаборником перед килем – реализован вообще не был. Виной тому было не только плачевное состояние финансов, но и чрезмерная техническая переусложнённость ради достижения большой скорости.

В «Гольфстрим Эйрспейс» Полсон занялся сразу двумя оригинальными разработками на основе ранних достижений: учебно-тренировочного самолёта «Перегрин» (Peregrine) и делового самолёта  «Коммандер Фэнджет 1500». Силовая установка их уже была значительно упрощена. Обе разработки имели один ТРДД Pratt Whitney JT15D в хвостовой части и отличались в основном компоновкой фюзеляжа.

Первый  полет «Перегрина» состоялся в мае 1981 года. В ходе испытаний, самолет потерпел крушение в 1983 году и дальнейшая его разработка была прекращена.

«Коммандер Фэнджет 1500» совершил первый полёт 14 января 1983 г. в аэропорту имени Вилли Поста в Бесани, штат Оклахома, став единственным на тот момент пассажирским реактивным самолётом с одним двигателем. Главной целью испытаний прототипа стало убеждение потенциальных покупателей «Фэнджета» в его безопасности и его сертификация для выполнения регулярных полётов. В ходе испытаний двигатель JT15D-1 тягой 1315 кгс был заменён на модернизированный JT15D-5 в 1360 кгс, аналогичный применявшемуся на «Перегрине».

В начале 1984 года решено было готовить производство бизнес-джета, одновременно сменив его название на Gulfstream G-550 American Peregrine, поскольку программа УТС «Перегрин» была уже закрыта, а название казалось более звучным для коммерческого успеха. Также планировалось оснащение будущих серийных «Перегринов» значительно более мощным двигателем Garrett TFE731-2 тягой уже в 1,588 кгс и усовершенствованным крылом с новомодными «винглетами» на концах, отклонёнными привычно вверх.

Скорость отрыва «Перегрина» от полосы была ниже, чем у «Гольфстримов» – 113 км\ч против 130. Потолок также превосходил их показатели, достигая 11,704 м. Но другие характеристики оказались ниже, чем у традиционной продукции фирмы. Кроме того, состоятельные покупатели не желали зря рисковать, летая на однодвигательном самолёте вместо привычных двухдвигательных.

Положение могло бы спасти переоснащение «Перегрина» двумя двигателями фирмы «Вильямс», но их доводка затянулась дольше запланированных сроков. В конце концов программа «Перегрина» была полностью аннулирована в 1985 году из-за почти полного отсутствия заказов.

Пилигримы, ушедшие в никуда. Gulfstream G-550 American Peregrine и его "родственники".

Характеристики решил не переводить — они и так понятны.

Specifications (for production version)

Type:  

Six-seat light corporate transport

Engine:

One 2,900 lb (1,315 kg) s.t. Pratt & Whitney JT15D-5 turbofan

Span:  

39 ft 2 in (11.94 m)

Length:

42 ft 1.5 in (12.84 m)

Height:

16 ft 11.75 in (5.18 m)

Empty Wt:      

5,120 lb (2,322 kg)

Max T/O Wt:  

8,800 lb (3,992 kg)

Max speed:     

416 mph (669 km/h) at 31,000 ft (9,449 m)

Max climb:      

2,877 ft (877 m)/min

Ceiling:

38,400 ft (11,704 m)

Range: 

1,600 mls (2,574 km)

Models

Commander Fanjet 1500:       

prototype only

Peregrine:        

Commander Fanjet 1500

А вот найденные фотографии упоминаемых самолётов:

Пилигримы, ушедшие в никуда. Gulfstream G-550 American Peregrine и его "родственники".

Hustler 400

Пилигримы, ушедшие в никуда. Gulfstream G-550 American Peregrine и его "родственники".

Hustler 500

Ниже — фотографии «Перегрина 550» (тогда он носил название Gulfstream Commander Fanjet 1500, но позже был переименован) на авиасалоне «Ле Бурже — 83»:

Пилигримы, ушедшие в никуда. Gulfstream G-550 American Peregrine и его "родственники".

Пилигримы, ушедшие в никуда. Gulfstream G-550 American Peregrine и его "родственники".

Пилигримы, ушедшие в никуда. Gulfstream G-550 American Peregrine и его "родственники".

Хорошо заметно отличие от фотографии в начале поста — воздухозаборник имеет прямоугольное сечение.Да, аэродинамику это портит..

Пилигримы, ушедшие в никуда. Gulfstream G-550 American Peregrine и его "родственники".

Вот «Перегрины» — бизнес-джет и УТС — в парном полёте:

Пилигримы, ушедшие в никуда. Gulfstream G-550 American Peregrine и его "родственники".

А вот схемы пассажирского поздней версии с овальным ВЗ и крылом с винглетами, очень похожего на Learjet, только однодвигательный:

Пилигримы, ушедшие в никуда. Gulfstream G-550 American Peregrine и его "родственники".

Пилигримы, ушедшие в никуда. Gulfstream G-550 American Peregrine и его "родственники".

Пилигримы, ушедшие в никуда. Gulfstream G-550 American Peregrine и его "родственники".

Вид на заднюю часть самолёта:

Пилигримы, ушедшие в никуда. Gulfstream G-550 American Peregrine и его "родственники".

Интерьеры пилотской кабины и пассажирского салона самолёта:

Пилигримы, ушедшие в никуда. Gulfstream G-550 American Peregrine и его "родственники".

Пилигримы, ушедшие в никуда. Gulfstream G-550 American Peregrine и его "родственники".

Пилигримы, ушедшие в никуда. Gulfstream G-550 American Peregrine и его "родственники".

Дед Архимед
Подписаться
Уведомить о
guest

5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account