Первый штурмовой танк РККА

1

Среди многих образцов военной техники, разрабатываемых в СССР 30-х, каким-то совершенно незаслуженным особнячком стоит танк немецкого конструктора Эдварда Гротте, трудившегося в нашей стране в самом начале 30-х и пытавшегося создать для РККА странный «маневренно-позиционный» танк. Странный, поскольку в то время, под понятием «манёвренный» танк подразумевалось то, что мы привыкли считать «средним» танком, а позиционный – это танк тяжёлый.

Вот и выглядит какой-то странной, эта попытка скрестить ужа и ежа. Но, ежели вспомнить некоторые известные всем танкофилам факты, на которые просто обычно не обращают внимания и внимательно вдуматься, ТГ (танк Гротте) из какого-то несуразного эксперимента, вырастает едва не в родоначальника всего нашего среднего и тяжёлого танкостроения.

Первый штурмовой танк РККА

Начнём с того, что в 1929-ом году, в СССР ещё не производились ни средние, ни тем более тяжёлые танки. В Харькове пытались сделать нечто подходящее (Т-12/24), но танк изначально был конструктивно и технологически устаревшим. Прыгнуть выше головы наше машиностроение тогда ещё не могло, как не пыжилось. Вот и пригласили в страну из Германии целый коллектив инженера Эдварда Гротте, заключив с ним контракт на разработку «маневренно-позиционного танка».

По задумке, исходя из названия, это должна была быть чрезвычайно мощная и к тому же весьма шустрая машина. От Т-24, показавшего себя и неуклюжим и примитивным, танк Гротте должен был отличаться кардинально. По сути, от немца ождали «мирового прорыва» в танкостроении не только советском, но и мировом. Буквально, чаяли танк нового поколения. И поначалу он вполне оправдывал выданные авансы – ТГ был буквально нафарширован всевозможными новинками – что понятно, Эдвард Гротте, будучи чрезвычайно толковым и даже талантливым инженером никогда прежде танков не проектировал и соответственно в голове у него не сидели пачками уже устоявшиеся догматы, принципы и эталоны множества предшествующих разработок. Но, другой стороной медали, являлось полное отсутствие опыта в проектировании танков, и как следствие, совершенно непомерная экзотичность конструкции.

Первый штурмовой танк РККА

Когда ещё в процессе сборки ТГ эта вопиющая экзотичность стала очевидной для руководства СССР (а технический надзор за реализацией проекта с советской стороны осуществлял лично С. Гинзбург), принимается решение о разделении техзадания выданного Гротте на два более «приземлённых» варианта, претворять в жизнь которые будут уже наши молодые специалисты, получившие большой опыт при совместной работе с немцами. В недрах ОГПУ (под крылом которого, в глубокой секретности собственно и творила группа Гротте) началась разработка маневренного танка ТА (танк Асафова).

Первый штурмовой танк РККА

Параллельно,  в другом КБ, отставив разработку отечественного монстра Т-30, занялись проработкой тяжёлого позиционного танка Т-32. Эту работу поручили Барыкову – возглавлявшему наших инженеров, работавших в смешанной советско-германской группе Гротте.

Первый штурмовой танк РККА

Первый штурмовой танк РККА

Первый штурмовой танк РККА

Первый штурмовой танк РККА

Что интересно, в обоих случаях, первоначально подразумевалось развитие идей Гротте, их упрощение и адаптация под возможности нашей промышленности. Проще говоря, хотелось «малой кровью» из одного экстравагантного образца (ТГ), получить две специализированные модификации, которые наши технологии позволяли бы строить серийно.

Первый штурмовой танк РККА

Но, из этой затеи ничего не получилось. Маневренный танк Асафова сперва был весьма близок к машине Гротте и ему прочили неплохие перспективы, но, на него вдруг и совершенно не кстати, обрушилась поразившая РККА зараза колёсно-гусеничной мании и вместо упрощения конструкции, танк начал стремительно тяжелеть и усложняться, что в итоге его и сгубило.

Первый штурмовой танк РККА

Т-32 же, несмотря на всю свою монструазность, вообще, по сути, оказался лишь разминкой перед началом проектирования Т-35.

По всей видимости, точку в линейках развития ТГ поставила командировка Гинзбурга в Англию, откуда он привёз новые компоновочные решения, на основе которых началось проектирование Т-28 и Т-35. Тем не менее, в начинке их опытных образцов, просматривалось сильное влияние ТГ.

Что из этого получилось в итоге всем известно. Два монструазных многобашенных громозеки, которые наша промышленность так и не смогла строить крупносерийно (за 6 лет, Т-28 построили чуть более 500 машин, а Т-35 и вовсе ок. 60).

Первый штурмовой танк РККА

Т. е. массового среднего танка (не говоря уже про тяжёлый) РККА не имела вплоть до запуска в серию знаменитого Т-34.

А что же ТГ? Испытав разработанный и успешно построенный под руководством Гротте танк, руководство УММ РККА пришло к выводу, что хотя конструкция танка действительно и революционна и чрезвычайно прогрессивна, строить его массово при всём желании, увы, не получится. С конструктором расстались вполне полюбовно (он потом ещё и не таких монстров предлагал и нам и Гитлеру).

Теперь, представим себе такую АИ, в которой нашим умельцам велели не изобретать в очередной раз велосипеды в виде принципиально новых танков, а банально упростить, приведя к приемлемому знаменателю агрегатную часть ТГ, оптимизировать его конструкцию под возможности нашей промышленности и обязательно сохранить приглянувшуюся компоновку, естественно опять-таки упростив её и подогнав под имеющиеся технологии.

Что из этого получилось…

Первый штурмовой танк РККА

(РИ экспериментальный Танк Гротте и альтернативный серийный Т-28. Поскольку у РИ ТГ при установке в его МТО вместо оригинального мотора авиационного М-6 не закрывалась крыша МТО, на альт. Т-28 МТО сделано выше)

Первый штурмовой танк РККА

(Вариант альт. Т-28А с двигателем М-17)

Агрегатная часть и трансмиссия – подобны тем, что несколько позже разрабатывались для Т-28 и Т-35. Подвеска на свечных пружинах Кристи – очень мощных (соответственно массе машины), причём первый и последний катки ещё и с телескопическими амортизаторами. Гусеница от Т-24. Опорные катки конструктивно подобны каткам БТ (но естественно других размеров). Двигатель на прототипе М-6 (300 л. с.).

Корпус упрощён по форме, не имеет как у ТГ вынесенной вперёд отдельной рубки водителя и бортовых установок вооружения внутри гусеничного привода. Проще защищён: лобовая броня не дорогущая трёхслойка суммарной толщины 44 мм, а обычная гомогенка в 40 мм. Борт-корма 30 мм. Изменена и форма корпуса в районе МТО – так чтоб туда нормально упаковались силовая установка и трансмиссия. Опять-таки ради упрощения конструкции вместо большой башни здоровенная, самой простецкой формы неподвижная рубка с установленной по центру мощной трёхдюймовой пушкой ПС-19 Сячинтова, разработанной на базе зенитки Лендера-Тарнавского обр. 15 г. Угол ГН всего по 5 гр. на борт. Угол ВН от -5 до +25 гр.(больше высота БО просто не позволит). Справа от пушки, наводчик, в распоряжении которого ещё и ДТ в шаровой установке. Слева мехвод. Позади казённой части орудий, в бортах рубки имеются амбразуры с шаровыми установками для запасного ДТ. Т. е. ежели очень нужно, заряжающий может из того самого запасного ДТ вести бортовой огонь хоть влево, хоть вправо от танка. Вот щастье для Тухачевского!

В задней части рубки, на её крыше, вместо технологически очень сложной штампованной башни оригинальной формы, заточенной не только для стрельбы по наземным, но и по воздушным целям, установлена самая обычная клепано-сварная цилиндрическая башня от Т-26 со спаркой ДТ и «сорокапятки» 20К обр. 32 г. Единственные конструктивные изменения заключались в толщине бронирования: на «родную» 15 мм броню, сразу навешивались дополнительные экраны (20 мм на переднюю часть и 13 мм на борта), ну и, соответственно, чтоб приводить эту массу во вращение использовался двухскоростной электромотор (скорость быстрого вращения и скорость точного наведения).

В кормовой нише башни, в ещё одной шаровой установке «хранится» тот самый запасной пулемёт ДТ, для которого не только «припасено» три шаровых установки (две в бортах рубки и одна в нише башни), но так же имеется шкворневая зенитная установка на крыше башни (до турели П-40 обр. 36 г. ещё далеко).

Таким образом, полный комплект вооружения танка составляют 76,2 мм пушка, 45 мм пушка и три пулемёта. Для того времени весьма и весьма круто! Хотя, нельзя не указать, что поначалу обе пушки работали паршиво. Полуавтоматика ПС-19 отказывала, едва экипаж переходил на беглый огонь, а полуавтоматика 20К обр. 32 г. не работала вообще. Только через полтора года обе пушки удалось довести до ума, но и тогда при стрельбе тяжёлыми осколочными гранатами случались осечки автоматики и пушки приходилось заряжать «врукопашку».

Экипаж танка 5 человек (трое в рубке, двое в башне).

Разработка танка закончена в 1932 году. Под маркой Т-28 он принят на вооружение в конце того же года. В серию запущен в 33-ем сразу на двух заводах – на «Красном Путиловце», (цех где в РИ собирали Т-28) с объёмом выпуска до 200 машин в год и на ХПЗ, вместо Т-35 (объём выпуска до 50 машин в год).

Наверное, можно и больше, поскольку конструкция корпуса намного проще чем у РИ многобашенных монстров. Подвеска, хоть и на оригинальных элементах, конструктивно полностью подобна хорошо отработанной подвеске БТ. Поскольку с двигателями «Либерти» танк БТ явно выдавал чрезмерные и скорость и расход топлива, на обоих танках (и БТ и Т-28) решили использовать трёхсотсильный мотор М-6, производство которого не только сохранили, но и напротив развернули массовый выпуск на заводах «Икар» в Питере и в Запорожье. Естественно, когда в будущем маневренные качества альтернативного танка потребуется существенно улучшить, переход на М-17 неизбежен.

Башни как раз в том самом 33-ем были запущены в массовое производство и их должно хватить и БТ, и Т-26, и (естественно в сурово модифицированном виде) энтому Т-28. Единственное что действительно сложно осваивать специально, это агрегатная часть и пушка ПС-19. Но, ИМХО осваивать агрегатную часть для одного танка всё же проще чем для двух.

Заранее, хочу успокоить сомневающихся, влезет ли всё вышеописанное в габариты ТГ. Во-первых, ТГ был БОЛЬШЕ не только чем РИ серийный трёхбашенный Т-28, но и ПРЕВОСХОДИЛ по габаритам прототип Т-35. Так что тиснуть всё необходимое в габариты ТГ – лишь вопрос правильной компоновки.

Первый штурмовой танк РККА

(те самые прототипы Т-35 и Т-28, которые превосходил по габаритам ТГ)

Тактически это самый настоящий тяжёлый танк прорыва – штурмовой танк, имеющий для этого все необходимые инструменты: и мощную трёхдюймовку, и скорострельное орудие вспомогательного калибра, и три пулемёта. Бронезащита с передней проекции обеспечивает полную защиту от снарядов ПТ орудий до 37 мм включительно, а против 47  противотанковых пушек и тогдашних 76,2 мм орудий с дистанций превышающих 800 м. Бортовая броня рассчитана на защиту от огня снарядов 37 мм пушки с дистанций превышающих 500 м.

Основные ТТХ в табл.

 

РИ Т-28

(1932 г.)

РИ Т-28

(1935 г.)

РИ Т-35

(1932 г.)

РИ Т-35А

(1935 г.)

РИ ТГ

(1931 г.)

АИ Т-28

(1933 г.)

Масса (кг.)

17 500

25 200

37 500

50 100

25 000

30 000

Габариты (мм)

6500х2630

7360х2870

7100х2990

9720х3200

7500х3000

7500х3100

Вооружение

1х37

 

3х7,62

1х76,2

 

4х7,62

1х76,2

2х37

4х7,62

1х76,2

2х45

6х7,62

1х76,2

1х37

5х7,62

1х76,2

1х45

3х7,62

Броня

Лоб корп

Борт корп

Гл. башн.

М. Башн.

 

20

20

20

20

 

30

20

20

20

 

30

20

20

20

 

30

20

30

20

 

44

24

44-16

16

 

40

30

35-28

Двигатель

М-6-300

М-17-480

М-6-300

М-17-500

М-6-300

М-17-480

Скорость

40

40

28

30

34

34

Экипаж

5

6

9

11

5

5

В заключение, я хочу выразить надежду, что такой танк наша промышленность сможет производить вполне приличной серией (не менее 250 машин в год) и у него будет своя собственная ветка развития и совершенствования. Если в РИ, мы «с лёгкой руки» Гинзбурга, как под каток попавшего в 30-ом под впечатление от английских многобашенных танков, сперва мучительно долго осваивали и с грехом пополам кое как выпускали трёх и пяти башенных монстров, и лишь к 39-му году решились на переход в тяжёлом танкостроении на двухбашенную схему (СМК, Т-100) и, слава Богу, успешно проскочив ту стадию (возможно благодаря Финской войне), пришли к мощным однобашенным машинам (КВ), то в случае реализации данной АИ, у нашего танкостроения есть все шансы пройти этот путь на несколько лет раньше и Линию Маннергейма штурмовать не бригадой неуклюжих и тонокожих Т-28, а полками АИ штурмовых танков.

Ansar02
Подписаться
Уведомить о
guest

213 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account