Автострадные агрессоры. СССР. Бумажные проекты или некоторые любят потяжелее
Содержание:
Танки Асафова
В то же время в ходе работ по танку ТГ отечественными конструкторами был приобретен определенный опыт по конструированию машин данного класса. Этот опыт был использован весной 1931 г., когда по специальному заданию ЭКО ОГПУ ЛВО группа инженеров-конструкторов в составе Асафова, Алексеева и Скворцова приступила к проектированию нового танка. Предполагалось, что танк будет относиться к среднему типу, а значит по массе, бронированию и вооружению он не должен уступать ТГ.
ТА-1
В результате проведенных работ к апрелю 1931 года был спроектирован танк ТА-1 с мощным вооружением.
Компоновка машины была выполнена по классической схеме, которая включала в себя три отделения: управления, боевое и моторно-трансмиссионное. Экипаж танка состоял из пяти человек. На танке была примененая двухярусная установка пушечного вооружения калибра 76,2 мм и 37 мм.
В качестве вспомогательного вооружения использовались четыре 7,62-мм пулемета «Максим», установленные в шаровых опорах — два в отделении управления в два в башне (один пулемет спарен с 76,2-мм пушкой). 76,2-мм пушка А-19 монтировалась в куполообразной вращающейся башне, на которой размещалась малая куполообразная башня с 37-мм пушкой. Поворот малой башни мог производиться независимо от нижней. Максимальный угол вертикального наведения 37-мм пушки составлял 65 град и обеспечивал возможность ведения стрельбы по воздушным целям. Боекомплект пулеметов был рассчитан на 10 мин. непрерывной стрельбы. Для наблюдения за полем боя на малой башне имелся стробоскоп.
Бронирование танка ТА-1 было слабее чем у ТГ. Так, например, основная башня изготовлялась методом штамповки и сварки из 20-мм брони (у танка Гроте – 30 мм), малая башня – из 13 мм брони. Тем не менее, боевая масса танка снизилась до 18000-18500 кг, что было на 50% меньше чем у ТГ.
В силовой установке предполагалось использовать авиационный карбюраторный “Либерти», но поскольку авиапромышленность осваивала лицензионный выпуск BMW-IV мощностью 500 л.с. при 1420 об./мин., проект был скорректирован под него. В состав механической трансмиссии входили: главный фрикцион, коробка передач, два бортовых фрикциона и два бортовых редуктора. В танке использовались пневматическая система управления трансмиссией и механические приводы непосредственного действия.
Подвеска танка представляла собой модернизированную подвеску американского танка М.1940 «Кристи» с измененной конструкцией балансиров опорных катков. В ходовой части использовались гусеницы из штампованных траков, которые имели цевочное зацепление с ведущими колесами. Опорные и поддерживающие катки, а также направляющие колеса имели наружную амортизацию. Расчетная максимальная скорость танка боевой массой 18,2 т составляла 50 км/ч.
ТА-2
Первый эскизный проект ТА-1 предполагал, что танк будет иметь только гусеничный ход, но уже на начальном этапе проектирования было получено распоряжение оснастить машину колесно-гусеничным движителем. Это повлекло за собой целую серию доработок в конечном итоге проект был значительно переработан и получил индекс ТА-2.
Главное внимание при проектировании ТА-2 было обращено на конструкцию передних поворотных колес и систему подвески заднего моста (привода ведущих колес колесного хода). Система подрессоривания была спроектирована по типу танка Кристи, но с горизонтальным расположением рессор. Из-за значительных усилий, возникающих в рулевом механизме управляемых колес при повороте на колесном ходу, он был снабжен пневматическим усилителем.
При движении на колёсном ходу две задние пары опорных катков являлись ведущими. Привод к ним осуществлялся от бортовых редукторов танка через шестеренчатые редукторы (гитары), расположенные по бортам танка. Распределение крутящего момента между колесами производилось с помощью гитар-балансиров. Узлы и агрегаты моторно-трансмиссионного отделения, ведущие колеса гусеничного хода и гусеницы были такими же, как в танке ТА-1. Из-за ограничения внутренних объемов отделений пришлось отказаться от ручных приводов управления и перейти на пневматические.
В части вооружения было увеличено до пяти число установленных пулеметов — дополнялось бортовыми пулеметами для обеспечения «зачистки окопов». Увеличение мощи вооружения происходило за счет сокращения боекомплекта, рассчитанного на ведение боя в течение 6 минут. Численность экипажа осталась без изменений. Танк должен был иметь массу 27,5 т и развивать максимальную скорость на колесном ходу до 80 км/ч, на гусеничном — до 50 км/ч.
Эти показатели сочли слишком оптимистичными, да и запас хода ТА-2 не совсем отвечал предъявляемым требованиям к “маневренному” танку. Более того, военная комиссия обнаружила в проекте новые ошибки, что в совокупности с возросшей ценой привело к отказу от работ по этому проекту. Все это побудило конструкторов начать проектирование третьего танка – Т-3, который относился уже к «позиционным», так как имел массу свыше 32 т.
ТА-3
В танке Т-3, который относился уже к «позиционным», конструкторы попытались сочетать надежную броневую защиту, мощное вооружение и высокую скорость. Был решен вопрос защиты экипажа от отравляющих веществ за счет создания избыточного давления в обитаемых отделениях и использования специальных воздушных фильтров конструкции Института химобороны. Кроме того, на танк планировалось поставить радиостанцию дальнего действия с тем, чтобы на остановках можно было связываться с корреспондентом, удаленным на 30-50 км.
Установка вооружения машины была изменена. Вместо двухъярусного расположения 76,2-мм и 37-мм пушек была применена их спаренная установка в одной башне с возможностью независимого наведения каждой пушки в вертикальной плоскости. 7,62-мм пулеметы «Максим» были заменены на 7,62-мм пулеметы ДТ, два из которых размещались в башне, два — по бортам корпуса в боевом отделении и один — в отделении управления у механика-водителя. Боекомплект пулеметов был рассчитан на ведение непрерывной стрельбы в течение 10 мин.
Корпус танка сваривался из стальных броневых листов. Он имел два отделении — боевое, совмещённое с отделением управления, и моторно-трансмиссионное. Экипаж машины состоял из шести человек. Ходовая часть танка была закрыта фальшбортами, причем броневые листы, защищавшие передние управляемые опорные катки, при использовании колесного хода откидывались на борта для обеспечения возможности поворота машины. Для наблюдения за полем боя и управления машиной использовались стробоскопы. Конструкция агрегатов трансмиссии, ходовой части, а также пневмосистемы управления трансмиссией была заимствована у танка ТА-2. Коробка передач имела поперечное расположение в отличие от ее установки вдоль продольной оси корпуса на танке ТА-2. в конструкции ходовой части использовались узлы и детали от проектов танков ТА-1 и ТА-2.
Согласно проекту танк, имевший боевую массу 32,5 т, должен был развивать максимальную скорость движения на колесном ходу 70 км/ч, на гусеничном ходу — 45 км/ч.
Все три проекта были переданы в УММ РККА, а также в ОКМО завода «Большевик». В ноябре 1931 г. ОКМО завода «Большевик» по ТТТ, разработанным УММ РККА, был выдан заказ на проектирование и изготовление двух опытных тяжелых танков. Срок сдачи готовых образцов был намечен на июль 1932 г. Проект нового танка был утвержден УММ 8 февраля 1932 г. Эти работы привели к созданию тяжелого танка Т-35.
Тактико-технические характеристики танков Асафова:
Тип танка |
ТА-1 |
ТА-2 |
Т-3 |
|
Боевая масса, т |
18000 — 18500 |
27500 |
32500 |
|
Экипаж, чел |
6 |
6 |
6 |
|
Габаритные размеры, мм |
||||
Длина |
7500* |
7450 |
≈8300 |
|
Ширина |
3000* |
3200 |
≈3200 |
|
Высота |
2840* |
2900 |
≈2900 |
|
Клиренс |
340* |
340 |
≈350 |
|
Вооружение |
||||
Пушки, мм |
1 × 76,2 А-19, 1 × 76,2 ПС-2 |
1 × 76,2 А-19, 1 × 76,2 ПС-2 |
1 × 76,2 А-19, 1 × 76,2 ПС-2 |
|
Пулеметы, мм |
4 × 7,62 Максим |
5 × 7,62 Максим |
5 × 7,62 ДТ |
|
Боекомплект |
||||
Пушки, выстрелы |
50 к 76,2 и 80 к 37 |
50 к 76,2 и 80 к 37 |
50 к 76,2 и 80 к 37 |
|
Пулеметы, патроны |
24000 |
18000 |
30000 |
|
Приборы прицеливания |
телескопический ТОП образца 1930 г. |
телескопический ТОП образца 1930 г. |
телескопический ТОП образца 1930 г. |
|
Бронирование |
||||
Лоб корпуса |
20 |
30** |
30** |
|
Борт корпуса |
20 |
20+10** |
20+10** |
|
Корма корпуса |
20 |
20** |
20** |
|
Башня основная |
20 |
30** |
30** |
|
Башня малая |
13 |
20** |
— |
|
Крыша |
10 |
15** |
15** |
|
Днище |
6 |
15** |
15** |
|
Силовая установка |
||||
Тип двигателя |
карбюраторный BMW-IV |
карбюраторный BMW-IV |
карбюраторный BMW-IV |
|
Мощность, л.с. |
500 |
500 |
500 |
|
Общая мощность, л.с. |
500 |
500 |
500 |
|
Трансмиссия |
механическая |
пневмо-механическая |
пневмо-механическая |
|
Ходовая часть |
На гусеницах |
5 опорных катков, 3 поддерживающих ролика, переднее направляющее и заднее ведущее колесо |
3 обрезиненных опорных катков, 2 поддерживающих ролика, 1 тележка с двумя малыми опорными катками, переднее направляющее и заднее ведущее колесо |
3 обрезиненных опорных катков, первый из которых на колесном ходу управляемый, 2 тележки с двумя малыми опорными катками, переднее направляющее и заднее ведущее колесо |
На колесах |
первый опорный каток управляемый, привод на два задних катка с помощью гитар-балансиров |
первый опорный каток управляемый, привод на два задних катка с помощью гитар-балансиров |
||
Скорость |
На гусеницах |
50 |
50 |
45 |
На колесах |
80 |
70 |
||
Запас хода, км |
На гусеницах |
н/д |
н/д |
н/д |
На колесах |
н/д |
н/д |
||
Преодолеваемые препятствия |
|
|
|
|
Угол подъёма, град. |
н/д |
н/д |
н/д |
|
Высота стенки, м |
н/д |
н/д |
н/д |
|
Ширина рва, м |
н/д |
н/д |
н/д |
|
Глубина брода, м |
н/д |
н/д |
н/д |
|
Средства связи |
отсутствовали |
отсутствовали |
радиостанция дальнего действия для связи на расстоянии 30-50 км |
* — данные из статьи Танки ТА,
** — данные приблизительные
Новые средние
Проекты Тоскина
Наряду с изготовлением опытного образца танка Т-28, в начале 1932 года в КБ ХПЗ под руководством Н.М. Тоскина были разработаны очередные проекты среднего танка. Базовой машиной был выбран легкий колесно-гусеничный танк БТ. В одном из проектов без коренной переделки базовой машины во вращающейся башне устанавливалась 76,2-мм противоштурмовая пушка Гарфорда и увеличивалась толщина лобового листа корпуса до 30 мм, а башни до 25-30 мм. При коренной переделке машины предполагалось создать средний танк с мощным вооружением и усиленным бронированием с толщиной лобовых листов 50 мм и бортовых — 35 мм. В качестве вспомогательного оружия использовались четыре 7,62-мм пулемета ДТ. Боекомплект машины должен был состоять из 50-60 выстрелов и 6000 патронов.
Первоначально на машины планировалось установить четырехтактный двенадцатилитровый V-образный карбюраторный двигатель М-5 с последующей заменой его на дизель мощностью 400 л.с., который бы обеспечивал танку массой 26-28 т с экипажем 4-5 человек максимальную скорость на колесном ходу — 40-45 км/ч, на гусеничном ходу — 30-35 км/ч. Однако эти проекты остались на бумаге.
ИТ-3: от ПТ-1 к Т-29
В 1932-1933 гг. после разработки Техническим отделом ЭКУ ОГПУ легкого плавающего колесно-гусеничного танка ПТ-1 (ведущий инженер Н.А. Астров), Комиссия Обороны СССР в апреле 1933 г. приняла постановление №3, в котором, в частности, говорилось:
«… 2. Изготовить три образца танка ПТ-1, из них один плавающий. Решение о постановке на производство танка ПТ-1 принять после сравнительных испытаний с танком Т-28, учитывая, что наиболее отвечает оперативным требованиям колесно-гусеничный танк».
В июне 1933 года Совет Труда и Обороны принял постановление №51 «Об изготовлении двух опытных образцов неплавающих колесно-гусеничных танков типа ПТ-1»:
«…1. Наркомтяжпрому изготовить два опытных образца неплавающих колесно-гусеничных танков по типу ПТ-1, по чертежам, разработанным Опытным конструкторским бюро ОГПУ по следующим основным ТТХ:
Первый образец: боевая масса 17,2; броневая защита: лоб — 20 мм, борт — 15 мм; вооружение: 76,2-мм пушка и 4 пулемета, размещенные в трех башнях, скорость движения на колесном ходу — 70 км/ч, на гусеничном — 59 км/ч; экипаж — 5 человек.
Второй образец: боевая масса 20,2 т; броневая защита: лоб — 30 мм, борт — 25 мм; вооружение: 76,2-мм пушка и 4 пулемета, размещенные в трех башнях, скорость движения на колесном ходу — 70 км/ч, на гусеничном — 59 км/ч; экипаж — 5 человек.
2. Работу по изготовлению обоих образцов закончить в течение 1933 г.»
В основу новой разработки средних колесно-гусеничных танков был положен проект колесно-гусеничного танка,разработанный Автотанковым бюро Технического отдела ЭКУ ОГПУ в 1933г. с учетом опыта создания танка ПТ-1, получивший название танк-истребитель ИТ-3. Согласно проекту это была машина боевой массой 17,5 т и экипажем их 4 человек. Танк был вооружен 76,2-мм пушкой обр. 1927 г. и тремя пулеметами — одним ДК калибра 12,7 мм и двумя авиационными скорострельными ШКАС калибра 7,62 мм, один из которых был спарен с пушкой, а второй с пулеметом ДК. Третий (запасной) пулемет мог устанавливаться в зенитной турели на люке крыши башни. В боекомплект входили 50 выстрелов к пушке, 1500 патронов к пулемету ДК и 7000 патронов к пулеметам ШКАС.
Броневая защита была противопульной. Башня и отдельные части корпуса были выполнены штампованными из стальных листов толщиной 6, 10, 15 и 20 мм. На танке предполагалось установить карбюраторный двигатель М-17Б мощностью 500 л.с., который бы обеспечивал машины маскимальную скорость движения на гусеничном ходу до 60 км/ч, на колесном — до 80 км/ч. В ходовой части использовалась четырехкатковая схема со всеми ведущими колесами на колесном ходу, причем передняя и задняя пары колес были управляемыми. В окончательном варианте проекта скорострельные пулеметы ШКАС были заменены на пулеметы ДТ и размещены в отдельных пулеметных башенках по типу танка Т-28, а пулемет ДК исключен из состава вооружения машины.
В 1933 г. эти танки изготовить не успели, и заказ на их производство был перенесен на следующий год. Проекты двух новых средних колесно гусеничных танков были разработанны КБ ЭКУ ОГПУ под руководством Н.А. Астрова. В 1934 г. завод Спецмаштреста им. С.М.Кирова (образован на базе ОКМО завода им. Ворошилова в 1933г.) изготовил два опытных образца средних колесноо-гусеничных танков, которые получили наименования Т-29-4 и Т-29-5.
Тактико-технические характеристики проектов средних колесно-гусеничных танков
Тип танка |
Проект Тоскина №1 |
Проект Тоскина №2 |
ИТ-3 |
|
Боевая масса, т |
н/д |
26000 — 28000 |
17500 |
|
Экипаж, чел |
4-5 |
4-5 |
4 |
|
Габаритные размеры, мм |
||||
Длина |
н/д |
н/д |
≈6500 |
|
Ширина |
н/д |
н/д |
≈2400-2600** |
|
Высота |
н/д |
н/д |
≈2520 |
|
Клиренс |
н/д |
н/д |
≈480 |
|
Вооружение |
|
|
|
|
Пушки, мм |
1 × 76,2 Гарфорд |
1 × 76,2 Гарфорд |
1 × 76,2 обр. 1927г. |
|
Пулеметы, мм |
4 × 7,62 ДТ |
4 × 7,62 ДТ |
1 × 7,62 ДК, 3 × 7,62 ШКАС |
|
Боекомплект |
||||
Пушки, выстрелы |
50 — 60 |
50 — 60 |
50 |
|
Пулеметы, патроны |
6000 |
6000 |
1500 к ДК, 7000 к ШКАС |
|
Приборы прицеливания |
Прицел ПТ-1, ТОП, телескопическая панорама ПТК |
Прицел ПТ-1, ТОП, телескопическая панорама ПТК |
Прицел ПТ-1, ТОП, телескопическая панорама ПТК |
|
Бронирование |
||||
Лоб корпуса |
30 |
50 |
20 |
|
Борт корпуса |
20** |
35 |
15 |
|
Корма корпуса |
20** |
35** |
15 |
|
Башня |
25-30 |
35-50** |
15-20 |
|
Крыша |
10** |
10** |
10 |
|
Днище |
10** |
10** |
6 |
|
Силовая установка |
||||
Тип двигателя |
четырехтактный двенадцатилитровый V-образный карбюраторный двигатель М-5 |
четырехтактный двенадцатилитровый V-образный карбюраторный двигатель М-5 |
четырехтактный двенадцатилитровый V-образный карбюраторный двигатель М-17Б |
|
Мощность, л.с. |
400 |
400 |
500 |
|
Общая мощность, л.с. |
400 |
400 |
500 |
|
Трансмиссия |
механическая |
механическая |
механическая |
|
Ходовая часть |
На гусеницах |
н/д |
н/д |
4 опорных катка, переднее направляющее и заднее ведущее колесо |
На колесах |
передняя и задняя пары колес управляемые, |
|||
Скорость |
На гусеницах |
н/д |
30-35 |
60 |
На колесах |
н/д |
40-45 |
80 |
|
Запас хода, км |
На гусеницах |
н/д |
н/д |
150** |
На колесах |
н/д |
н/д |
215** |
|
Преодолеваемые препятствия |
||||
Угол подъёма, град. |
н/д |
н/д |
н/д |
|
Высота стенки, м |
н/д |
н/д |
н/д |
|
Ширина рва, м |
н/д |
н/д |
н/д |
|
Глубина брода, м |
н/д |
н/д |
н/д |
|
Средства связи |
н/д |
н/д |
н/д |
** — данные приблизительные
Объект 115
Несмотря на небольшой период времени, за который были изготовлены и изготовлены опытные и эталонные образцы танка Т-29, на его базе в ОКМО завода №185 был выполнен ряд интересных проектов.
Так после проведения испытаний по обстрелу танка Т-28 из 12,7-мм пулемета ДК и 37-, 45-мм пушек на АНИОПе еще в январе-феврале 1936 г. в СКБ-2 ЛКЗ были развернуты работы по усилению броневой защиты серийных отечественных танков, связанные с применением утолщенной цементованной брони в наиболее ответственных местах корпусамашины, проектированием конических башен и корпусов с наклонным расположением броневых листов. Помимо ЛКЗ к работе были привлечены Ижорский завод и завод №185, который аналогичные работы проводил применительно к танку Т-29. Компенсация увеличения массы должна была быть осуществлена за счет применения штампованных деталей и легких сплавов для внутреннего оборудования.
В связи с этими обстоятельствами АБТУ РККА изменило ТТТ к машине, которые также были направлены на усиление огневой мощи и броневой защиты. В соответствии с новыми требованиями конструкторы ОКМО завода №185 помимо работ по усилению броневой защиты эталонного образца танка Т-29 разработали ряд эскизных проектов боевых машин, которые нашли свое отражение в новых вариантах проекта танка прорыва — «объект 115».
«Объект 115» КБ завода №185
Выполненный в феврале 1938 года проект трехбашенного танка прорыва «объект 115» предусматривал создание трех вариантов машин, причем каждый из вариантов боевой машины мог иметь как колесно-гусеничный, так и чисто гусеничный движетель. Работами по «объекту 115» в КБ завода №185 руководил начальник отдела Изотов. Ведущим инженером машины был А.Е. Попов. Масса машины в колесно-гусеничном варианте составляла от 33 до 42 тонн, в гусеничном — от 32 до 40 тонн. Разброс массы в вариантах машины был обусловлен установкой разнообразного вооружения в главной и малых башнях танка и в соответствии с этим изменением размеров.
В главной башне размещались 76,2-мм пушка Л-10 со спаренным 12,7-мм пулеметом ДК и пулемет ДТ в башне. Максимальный угол возвышения пушки составлял 70 град, боекомплект — 76 выстрелов. В малых башнях могли устанавливаться 45-мм пушки со спаренным пулеметом ДТ, либо 45-мм пушка в одной средней башне и одна закрытая турельная установка с пулеметом ДТ, либо две закрытые пулеметные установке с пулеметами ДТ. Экипаж машины состоял из шести человек: командира машины, заряжающего-радиста, наводчика, механика-водителя и двух пулеметчиков.
“Объект 115” во многом повторял Т-29, но имелся у него целый ряд существенных отличий. Сварной корпус танка по проекту собирался из бронелистов толщиной 20, 30, 40 и 50 мм, расположенных под небольшими углами наклона.На машине предполагалось установить форсированный карбюраторный двигатель М-17Ф мощностью 715 л.с., который бы позволил машине развивать максимальную скорость движения на колесном и гусеничном ходу 42-50 км/ч и иметь запас хода 100-140 км.
Ходовая часть включала пять обрезиненных опорных катков на борт, три поддерживающих ролика, переднее направляющее и заднее ведущее колесо. Учитывая полученный ранее опыт по тяжелым танкам на “Объекте 115” решили применить торсионную подвеску – это несколько утяжеляло конструкцию, но делало её намного более надежной. Колесно-гусеничный ход сохранялся, но в отличии от Т-29 при движении на колесах привод осуществлялся только на три задних катка, а два передних были управляемыми.
«Объект 115» СКБ-2 ЛКЗ
Танк «объект 115», разработанный в СКБ-2 ЛКЗ, в первом варианте был вооружен 76,2-мм танковой пушкой, установленной в главной башне с ограниченными углами обстрела. Две 45-мм танковые пушки, спаренные с пулеметами ДТ, устанавливались в малых башнях. Во втором варианте танк предполагалось вооружить 76,2-мм пушкой и тремя 7,62-мм пулеметами ДМ в главной башне и двумя пулеметами ДК, спаренными с пулеметами ДТ, установленными в двух малых пулеметных башенках. Машина должна была иметь наклонно расположенные броневые листы корпуса толщиной 60 мм. Дизель мощностью 800 л.с. обеспечивал танку массой 40 т максимальную скорость движения 40 км/ч. Запас хода достигал 350-400 км. На крыше главной башни устанавливалась командирская башенка с круговым обзором.
Весной 1938 года проект последнего среднего трехбашенного танка находился на завершающей стадии разработки. Проекты были рассмотрены в АБТУ РККА без замечаний, однако, утверждены не были, так как АБТУ РККА встало на точку зрения о непригодности данного типа танка вообще и что многобашенные танки себя изжили. Поэтому “Объект 115” остался только в виде проекта.Тактико-технические характеристики тяжелых колесно-гусеничных танков «объект 115»
Тип танка |
«Объект 115»-1 завода №185 |
«Объект 115»-3 завода №185 |
«Объект 115»-2 СКБ-2 ЛКЗ |
|
Боевая масса, т |
33000 |
42000 |
40000 |
|
Экипаж, чел |
6 |
6 |
6 |
|
Габаритные размеры, мм |
||||
Длина |
≈6650 |
≈7120 (≈6900 по корпусу) |
≈7100 (≈6900 по корпусу) |
|
Ширина |
≈3250 |
≈3300 |
≈3250 |
|
Высота |
≈2860 |
≈3050 |
≈3000 |
|
Клиренс |
≈500 |
≈500 |
≈500 |
|
Вооружение |
||||
Пушки, мм |
1 × 76,2 Л-10 |
1 × 76,2 Л-10, 2 × 45 20К |
1 × 76,2 Л-10 |
|
Пулеметы, мм |
2 × ДК, 2 × ДТ |
3 × ДТ |
2 × ДК, 5 × ДТ |
|
Боекомплект |
||||
Пушки, выстрелы |
н/д |
н/д |
н/д |
|
Пулеметы, патроны |
н/д |
н/д |
н/д |
|
Приборы прицеливания |
Прицел ПТ-1, ТОП, телескопическая панорама ПТК |
Прицел ПТ-1, ТОП, телескопическая панорама ПТК |
Прицел ПТ-1, ТОП, телескопическая панорама ПТК |
|
Бронирование |
||||
Лоб корпуса |
50 |
50 |
60 (30*) |
|
Борт корпуса |
40 |
40 |
н/д (30*) |
|
Корма корпуса |
30 |
30 |
н/д (30*) |
|
Башня |
40 |
40 |
60 (30*) |
|
Крыша |
20 |
20 |
н/д |
|
Днище |
20 |
20 |
н/д |
|
Силовая установка |
||||
Тип двигателя |
четырехтактный двенадцатилитровый V-образный карбюраторный двигатель М-17Ф |
четырехтактный двенадцатилитровый V-образный карбюраторный двигатель М-17Ф |
четырехтактный двенадцатилитровый V-образный дизель |
|
Мощность, л.с. |
715 |
715 |
800 |
|
Общая мощность, л.с. |
715 |
715 |
800 |
|
Трансмиссия |
механическая |
механическая |
механическая |
|
Ходовая часть |
На гусеницах |
5 опорных катков, 3 поддерживающих ролика, переднее направляющее и заднее ведущее колесо |
5 опорных катков, 3 поддерживающих ролика, переднее направляющее и заднее ведущее колесо |
5 опорных катков, 3 поддерживающих ролика, переднее направляющее и заднее ведущее колесо |
На колесах |
привод на три задних катка, два передних управляемые |
привод на три задних катка, два передних управляемые |
привод на три задних катка, два передних управляемые |
|
Скорость |
На гусеницах |
42 |
42 |
40 |
На колесах |
50 |
50 |
н/д |
|
Запас хода, км |
На гусеницах |
100 |
100 |
350-400 |
На колесах |
140 |
140 |
н/д |
|
Преодолеваемые препятствия |
||||
Угол подъёма, град. |
н/д |
н/д |
н/д |
|
Высота стенки, м |
н/д |
н/д |
1,00 |
|
Ширина рва, м |
н/д |
н/д |
3,50 |
|
Глубина брода, м |
н/д |
н/д |
1,00 |
|
Средства связи |
н/д |
н/д |
н/д |
* — по данным Коломийца «Сухопутные линкоры Сталина»
Список источников:
- Свирин М.Н. Броня крепка: История советского танка 1919-1937,
- Отечественные бронированные машины 1905-1941_т.1,
- Советские средние танки довоенного периода,
- М.Коломиец, И.Мощанский. «Многобашенные танки РККА Т-28, Т-29″. (Фронтовая иллюстрация №4, 2000 г.),
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Танки_ТА,
- http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/ussr/izd115.htm,
- http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/ussr/t-1001.htm,
- http://ssam63.ucoz.ru/publ/ehksperimentalnaja_tekhnika/cccp/proekt_trekhbashennogo_tanka_proryva_obekt_115/6-1-0-49,
- http://bronetehnika.narod.ru/ta/ta.html.