Первый летательный аппарат с поворачивающимися несущими винтами. Экспериментальный конвертоплан Bell XV-3. США
Предисловие редакции: Когда в 1955 году компания Bell начала испытания экспериментального конвертоплана XV-3 – первого в мире летательного аппарата с поворачивающимися несущими винтами. В настоящий момент этот исторический конвертоплан восстанавливается и вскоре он будет выставлен в музее ВВС США на авиабазе Райт-Паттерсон. Об экспериментальном конвертоплане и его реставрации рассказывает Джей Миллер (Jay Miller).
Мечта многих авиационных инженеров построить самолет, способный взлетать и приземляться вертикально и в отличие от вертолётов достигать высоких скоростей горизонтального полета, компания Bell Helicopter первой воплотила в реальность, начав в 1955 году испытания экспериментального конвертоплана XV-3. Однако только в наши дни в Соединенных Штатах идет производство боевых конвертопланов Bell/Boeing V-22 Osprey, а в Италии компания Agusta совместно с компанией Bell создает первый гражданский конвертоплан Model 609.
Экспериментальный конвертоплан Bell XV-3 в течение многих лет находился в Музее авиации армии США в Форт-Ракере (Ft. Rucker), штат Алабама, и в середине января 2004 года был доставлен в испытательный центр компании Bell Helicopter в Арлингтоне, штат Техас. Там исторический летательный аппарат будет тщательно отреставрирован и в 2008 году должен быть передан музею ВВС США на авиабазе Райт-Паттерсон, штат Огайо.
10 февраля 1955 года первый из двух экспериментальных конвертопланов XV-3 (54-147) был выкатан из сборочного цеха компании Bell в Херсте (Hurst), штат Техас, и шесть месяцев спустя – 11 августа 1955 года – под управлением главного летчика-испытателя Флойда Карлсона выполнил полёт на режиме висения. Первый переход от вертикального старта к скоростному горизонтальному полету был осуществлен летчиком-испытателем компании Bell Биллом Куинланом 18 декабря 1958 года.
В течение следующих одиннадцати лет первый прототип экспериментального конвертоплана XV-3 был подвергнут интенсивной программе испытаний. Последний раз испытания были проведены в 1966 году низкоскоростной аэродинамической трубе НАСА в Эймсе, штат Калифорния.
Почти забытый второй прототип экспериментального конвертоплана XV-3 (54-148) совершил 270 полетов, налетав в общей сложности 125 часов, и выполнил 110 полных переходов из режима висения в горизонтальный полет и обратно. Этот конвертоплан также использовался для ознакомительных полетов трех армейских летчиков, двух пилотов ВВС, двух пилотов НАСА и четырех пилотов компании Bell. Этот прототип разбился в результате несчастного случая 25 октября 1956 года. Лётчик-испытатель летчик-испытатель Дик Стенсбери в результате падения получил серьезные травмы. Повреждения конвертоплана XV-3 (54-148) были слишком большими для ремонта, и прототип был списан.
С конца 1966 года оставшийся первый прототип экспериментального конвертоплана XV-3 хранился на открытом воздухе на авиабазе Дэвис-Монтан (Davis-Monthan AFB), штат Аризона. Несколько лет спустя прототип был передан музею армейской авиации в Форт-Ракере, штат Алабама, где он был частично восстановлен. Но поскольку конвертоплан стоял на открытом воздухе и не имел никакого технического обслуживания, его состояние значительно ухудшилось.
Однако по воле случая судьба этого конвертоплана изменилась. Осенью 2003 года ушедший в отставку менеджер компании Bell Дик Спайви (Dick Spivey) встретился с Майком Реденбо (Mike Redenbaugh) – новым главой компании Bell Helicopter Textron Херсте, штат Техас, – его офисе. Во время разговора речь зашла о фотографии XV-3, висевшей на стене офиса. Спайви объяснил, что состояние самолета заметно ухудшилось, и что все предыдущие попытки провести реставрацию в компании Bell потерпели неудачу.
Майк Реденбо проявил понимание исторической важности конвертоплана, а также мотивации, которая может возникнуть в результате реставрации. Майк Реденбо попросил Дика Спайви исследовать все возможные способы, которыми компания Bell может стать владельцем XV-3. Вскоре состоялась встреча Дика Спайви с директором Музея ВВС США и «владельцем» конвертоплана в Форт-Ракере генерал-майором Чарльзом Меткалфом, с коорым была достигнута договоренность о возвращении прототипа XV-3 компании Bell для реставрации, которая должна была занять около четырех лет.
Группа инженеров Bell во главе с Джеймсом Дж. «Джимом» Уайтом (James J. «Jim» White) и Дж. Р. «Джимом» Эйкрбэком (J.R. «Jim» Acreback) осуществили транспортировку XV-3 из Форт-Ракера в Арлингтон, штат Техас. Затем конвертоплан был тщательно осмотрен реставрационной бригадой. Оказалось, что несмотря на длительное пренебрежение трудно заменяемые детали были повреждены лишь незначительно и сохранилось почти все, что было необходимо для восстановления первоначального состояния.
Удивительно, но приборная панель все еще была почти полностью цела, а радиальный двигатель Pratt & Whitney R985, установленный в середине фюзеляжа, сохранился настолько хорошо, что не было повреждений от коррозии. Только состоящее из нескольких частей остекление кабины было серьезно повреждено, но относительно быстро можно было приобрести изготовленные вручную совершенно новые стекла. Таким образом, было установлено, что несмотря на долгое воздействие сырой погоде Алабамы конвертоплан XV-3 все еще находится в удивительно хорошем состоянии. С весны 2004 года реставрацией руководил Чарльз Дэвис (Charles Davis). Дэвис был одним из инженеров, которые принимали участие в программе XV-3 и который на 2004 год уже долгое время находился на пенсии.
«Я был поражен хорошим состоянием самолета. Когда я смотрю на этот летательный аппарат, мне становится ясно, насколько простым был этот самолет на самом деле. Но он выполнил именно то, для чего он был разработан и доказал, что летательные аппараты с поворачивающимися несущими винтами реализуемы. Результатом являются сегодняшние типы V-22 и Model 609.»
– говорит Чарльз Дэвис.
ПРИЛОЖЕНИЕ
источник: Jay Miller «Bell XV-3. Das erste Kipprotor-Flugzeug» «Flugzeug classic» 2004-09, Seiten 34-35