Первый газогенераторный трелевочный трактор в СССР. КТ-12

5

В продолжение темы посвящённой австрийскому трактору Steyr RSO (Steyr typ 470) предлагаю вашему вниманию рассказ о довольно любопытной послевоенной советской машине, которая во многом похожа на упомянутый выше трактор, и взяла от него некоторые технические решения.

После войны СССР нуждался во всём и в том числе и в древесине, которую можно было выгодно продавать за рубеж. Однако резко увеличить её производство без механизации было невозможно. Поэтому где только можно в этой отрасли начали внедрять различную технику. При этом техника должна была быть максимально дешёвой и экономной в обслуживании и ремонте. Так родилась идея в лесную промышленность вредрять технику которая бы могла работать буквально на дровах, которых в любом лесу, как известно ни когда не было недостатка.

Первый газогенераторный трелевочный трактор в СССР. КТ-12

Проектирование трактора КТ-12 стало одним из значительных первых шагов в механизации процессов в лесозаготовительной сфере. Это был мировой дебют трактора, разработанного специально для трелевки, то есть транспортировки леса от участка вырубки до погрузочной точки путём волока.

Хотя разработка заняла менее года, она включала множество новых инженерных решений. Однако, несмотря на это, трактор обладал рядом серьёзных недостатков и выпускался всего в течение восьми лет, после чего на смену ему пришли более совершенные модели.

Первый газогенераторный трелевочный трактор в СССР. КТ-12

После Второй мировой войны правительство направило усилия на стремительное восстановление разрушенной экономики. Целью было не просто вернуться к довоенному уровню народного хозяйства, но и значительно его превзойти.

Содержание:

Трактор для лесорубов

Лесотехническая отрасль являлась одной из самых быстро развивающихся. Развитие шло такими темпами, что под угрозой оказались заповедные зоны, большинство из которых прекратили существование в 1951 году.

Первый газогенераторный трелевочный трактор в СССР. КТ-12

В данной сфере существовало немало трудностей. В частности, сложной задачей была трелёвка, то есть транспортировка срубленных деревьев к месту их загрузки. Несмотря на видимую простоту, эта операция оказалась весьма трудоёмкой, так как деревья приходилось перемещать прямо через лесные массивы.

На тот период не было специализированной техники для трелёвки. Деревья транспортировали с использованием сельскохозяйственных тракторов общего назначения, которые оборудовали лебёдками и стальными тросами. Этот метод перевозки оказался крайне неэффективным и значительно замедлял процессы лесозаготовки.

Первый газогенераторный трелевочный трактор в СССР. КТ-12

В период с 1945 по 1948 годы началась разработка специализированного трактора для трелёвки леса. Для улучшения проходимости было принято решение частично размещать пачки деревьев и хлысты прямо на самой машине. Это способствовало меньшему зацеплению за неровности и позволило трактору развивать более высокую скорость.

Работа над этой специализированной машиной выполнялась поэтапно. В 1945 году первый проект был предложен конструкторским бюро при Министерстве лесной промышленности, а в 1946 году второй проект разработали в НИИ механизации и электрификации. Конструкцию трактора КТ-12 разрабатывали совместно инженеры Кировского завода под руководством Ж. Я. Котина и исследователи из Лесотехнической академии под предводительством С. Ф. Орлова.

Первый газогенераторный трелевочный трактор в СССР. КТ-12

Впервые этот образец конструкции появился в 1946 году. Всего через год, в ноябре 1947-го, были собраны первые десять экземпляров, но серийное производство началось лишь в январе 1949 года.

Первая партия тракторов отправилась на Север, при этом часть переместилась своим ходом. Преодолевая 230 км с легкостью, новые машины уже продемонстрировали свои высокие технические параметры. В работе они также показали себя с лучшей стороны, значительно повысив эффективность трелевки.

Внедрение КТ-12 решило дополнительную задачу в лесозаготовке: загрузку древесины на транспортные средства. Ранее для этого использовались стационарные лебёдки или особые погрузчики, но теперь трактор смог справляться с этой задачей, что способствовало некоторому снижению производственных расходов. КТ-12 заинтересовал также военных инженеров, так как отличался превосходной проходимостью и хорошими габаритами, что делало его полезным не только для перевозки древесины, но и для буксировки поврежденной техники.

 

Первый газогенераторный трелевочный трактор в СССР. КТ-12

Первый в мире

КТ-12 стал первым в мире специализированным трелевочным трактором, уникальным как для СССР, так и на международной арене. Несмотря на то что его разработка заняла лишь год, в конструкции были внедрены многочисленные инновации. Ходовую часть КТ-12 создали, взяв за основу элементы от трофейного немецкого тягача «Штайр». Основными особенностями его конструкции стали крупные ролики и балансирная подвеска, что обеспечивало увеличение дорожного просвета и поднятие подшипниковых узлов катков выше поверхности земли.

Кроме того, угол наклона звеньев гусеницы у КТ-12 значительно увеличился. Это давало трактору возможность легче преодолевать разнообразные преграды, такие как ямы и бугры. КТ-12 мог без труда проходить там, где обычные сельскохозяйственные тракторы застревали. Это существенно повышало его проходимость, что особенно важно в условиях работы в лесу.

Первый газогенераторный трелевочный трактор в СССР. КТ-12

Модификации затронули не только подвеску. Поскольку на машину планировалось установить лебедку, а также разместить часть груза, для освобождения пространства кабину пришлось переместить вперед. Ее расположили прямо над мотором. Эта вынужденная перемена оказалась полезной. По сравнению с другими моделями, у КТ-12 была гораздо меньшая «слепая зона» — пространство перед трактором, которое не видно из кабины. Это значительно упростило процесс управления машиной.

Первый газогенераторный трелевочный трактор в СССР. КТ-12

Трудная адаптация

Модель КТ-12 на Кировском заводе производилась всего несколько месяцев. Позднее массовое производство этой модели было передано Минскому тракторному заводу. Этот переход осуществлялся с трудностями. Минский завод, который только недавно начал выпускать тракторы КД-35, должен был в очень краткие сроки освоить производство совершенно новой модели, не имевшей ничего общего с сельскохозяйственной техникой.

Первый газогенераторный трелевочный трактор в СССР. КТ-12

 

Требовалось строительство новых производственных помещений, таких как трелевочный цех, а также приобретение современных инструментов и техники. Помимо этого, в документации, полученной с Кировского завода, имелись различные несоответствия и ошибки. Для их устранения организовывались специализированные конструкторские бюро, занимающиеся трактором, газовым двигателем и газогенераторной установкой.

Первый газогенераторный трелевочный трактор в СССР. КТ-12

Фактически, весь массив технологических и проектных документов пришлось создавать с нуля. Необходим был также особый отряд испытателей, которые трудились в лесной обстановке. Сотрудники МТЗ работали неустанно, не обращая внимания на время. Преодолевая все сложности, 15 августа 1951 года, точно в назначенный срок, с конвейера сошла первая партия КТ-12, произведенная в Беларуси.

Первый газогенераторный трелевочный трактор в СССР. КТ-12

Минские усовершенствования для КТ-12

После этого значимого события, новые производственные мощности МТЗ не оставались без работы. Освоив изготовление КТ-12, инженеры из Минска приступили к его доработке. Вариант, который выпускался на Кировском заводе непродолжительное время, являлся в значительной мере экспериментальным и имел немалые недостатки. За три года специалисты МТЗ внесли 49 усовершенствований в конструкцию КТ-12.

Первый газогенераторный трелевочный трактор в СССР. КТ-12

Основное внимание уделялось повышению надежности и продлению срока службы трактора. Новая версия получила обозначение КТ-12А. Однако модернизация не была завершена на этом этапе. Трактор все еще имел значительные проблемы. Самой серьезной из них оказалось неудачное конструктивное решение газогенераторной системы. В газопроводе КТ-12 образовывались изгибы, где скапливался конденсат, который замерзал при низких температурах. Это значительно затрудняло эксплуатацию трактора, особенно в северных регионах.

Первый газогенераторный трелевочный трактор в СССР. КТ-12

Щит погрузчика модели КТ-12 был недостаточно крепким и часто ломался. Это характерно и для многих других компонентов. Трактор имел смещенный центр тяжести, из-за чего мог иногда «подниматься на задние колеса». Помимо этого, он не мог перемещать деревья с неотрезанными вершинами.

Позже инженеры МТЗ установили на КТ-12А усовершенствованный газовый двигатель ГД-30, удлинили раму трактора и изменили расположение узлов. Однако этих доработок оказалось недостаточно. Трактор все еще имел склонность подниматься на задние колеса, и его мощность перестала соответствовать современным требованиям. В результате его сменило новое изделие ТДТ-40, построенное на той же базе, но с дизельным двигателем и значительно улучшенными характеристиками.

Первый газогенераторный трелевочный трактор в СССР. КТ-12

По материалам — https://www.drive2.ru/b/543117513509045314/

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account