2

Первые советские тяжелые крейсера (окончательный вариант).

 

1. Проектирование и строительство. 

Конфликт на КВЖД, несмотря на благополучное его разрешение, вызвал сильную обеспокоенность Советского правительства положением дел на Дальнем Востоке и, прежде всего, отсутствием там реально боеспособных морских сил. Отправка в конце 1929 года на Тихий океан отряда кораблей в составе линейного корабля «Парижская коммуна» и крейсера «Профинтерн» не решила проблему. Получив сильные повреждения во время шторма в Бискайском заливе, советские корабли не смогли продолжить путь и вошли в Черное море, оказавшись в итоге в составе Морских Сил Черного моря.

Итогом критического осмысления возникшей проблемы и стала первая программа крейсерского кораблестроения, согласно которой для Дальнего Востока предстояло построить 4 современных крейсера.

Прототипом нового проекта естественно стал «Красный Кавказ», работы по которому велись с 1927 года. Следует отметить, что конструкторы уже имели эскизные проекты нового крейсера, в которых по сравнению с прототипом удваивалось число орудий главного калибра, за счет их размещения в двухорудийных башнях, а скорость доводилась до 35 узлов. Неудивительно, что новый крейсер внешне выглядел почти полной копией «Красного Кавказа».

В процессе проектирования, максимальная проектная скорость снизилась до 34 узлов, так как было признано, что отечественные заводы не смогут производить паротурбинные агрегаты мощностью свыше 27000 л.с. Впрочем, даже такие ТЗА оказались для советских турбостроителей почти непосильной задачей.

Башенные установки МК-2-180 проектировались Ленинградским металлическим заводом, принявшим для уменьшения габаритов башен расположение орудий попарно в одной люльке. Вскоре конструкторы предложили добавить в каждую люльку третье орудие, увеличив, таким образом, число орудий главного калибра с 8 до 12.  Такой крейсер уже вполне заслуживал наименования тяжелый. Обозначение башенных установок, тем не менее, осталось прежним.

Головной тяжелый крейсер проекта 11, получивший название «Дзержинский» был заложен в Ленинграде на Балтийском заводе в 1930 году. Почти одновременно в Николаеве на стапеле завода им. Марти (бывший «Наваль») был заложен однотипный «Свердлов».

 

Первые советские тяжелые крейсера (окончательный вариант).

Тяжелый крейсер «Дзержинский», СССР 1932 год. 

Проектное водоизмещение: 9650 т (стандартное), 12100 т (полное).

Скорость: 34 узла, при мощности машин 108000 л.с.

Вооружение при вступлении в строй: 4х3 180-мм/60 орудий, 4х1 102-мм/60 зенитных орудий, 4х3 533-мм ТА.

Бронирование: борт – 70 мм, палуба 50 мм.

Размерения по КВЛ: 181,2х18,0 х5,85 м.

 

Работы по строительству кораблей велись довольно медленно, но в 1932 году оба крейсера все же были спущены на воду (на их месте сразу же была заложена следующая пара, соответственно «Блюхер» и «Куйбышев»), а весной 1934 года «Дзержинский» вышел на ходовые испытания.

Увы, максимальная скорость, которую смог развить крейсер, составила 33,3 узла, что было следствием строительной перегрузки, превысившей тысячу тонн. Низкой оказалась и надежность ТЗА, то одна, то другая турбины крейсера постоянно выходила из строя.

Сразу же подтвердилась неудачная конструкция 180-мм артустановок, впрочем, не явившаяся сюрпризом, так как она была выявлена еще  при испытаниях «Красного Кавказа», но на новом корабле она усугублялась порочной схемой размещения орудий в общей люльке.

Все это заставило приостановить постройку «Блюхера» и «Куйбышева», которые впрочем, и так строились гораздо медленнее первой пары. Вызвано это было требованием моряков изменить расположение МКО с линейной на эшелонную (проект 11-бис). С лета 1934 года на ЛМЗ началась разработка новой, 203-мм двухорудийной башенной установки, получившей название МК-4.

«Дзержинский» и «Свердлов» вошли в состав Балтийского и Черноморского флотов в 1934 году, на Тихий океан их отправить не рискнули.  В конце 30-х годов их малоэффективное зенитное вооружение заменили на 4х2 102-мм/50 орудия нового образца, еще раньше на них были установлены 6х1 45-мм полуавтоматов и 6х1 12.7-мм пулеметов ДШК. В таком виде первенцы советского крейсеростроения и вступили в Великую Отечественную войну.

Первые советские тяжелые крейсера (окончательный вариант).

 

Задержавшиеся на заводских стапелях «Блюхер» и «Куйбышев» сошли на воду только в 1936 году. Но полученный опыт не прошел для конструкторов бесследно, новые крейсера оказались гораздо совершеннее двух первых. Понижение мощности ТЗА до 25000 л.с. сделало их гораздо надежнее, новые 203-мм двухорудийные башни с раздельным наведением стволов (вес снаряда 139,5 кг), были гораздо надежнее, но имели меньшие размеры и даже несколько меньший вес. При этом скорострельность новых 203-мм 50-калиберных пушек составляла (по крайней мере, теоретически) те же 5,5 выстрелов в минуту.

«Блюхер» вышел на ходовые испытания поздней осенью 1937 года, но вернулся с них уже под другим именем — «Киров». Впоследствии это внезапное и не афишируемое переименование вызвало некоторую путаницу у историков, которые не могли понять, куда подевался крейсер «Блюхер». В 90-е годы появилась даже версия о трагической и тщательно скрываемой Советами гибели этого корабля.

 

Первые советские тяжелые крейсера (окончательный вариант).

Тяжелый крейсер «Киров», СССР 1936 год. 

Проектное водоизмещение: 9980 т (стандартное), 12430 т (полное).

Скорость: 32 узла, при мощности машин 100000 л.с.

Вооружение при вступлении в строй: 4х2 203-мм/50 орудий, 4х2 102-мм/50 зенитных орудий, 6х1 45-мм полуавтоматов. 6х1 12.7-мм пулеметов, 2х3 533-мм ТА.

Бронирование: борт – 90 мм, палуба 50 мм.

Размерения по КВЛ: 181,2х18,0 х5,9 м.

 

2. Боевой путь.

 

Крейсер «Дзержинский» начал войну уже на рассвете 22 июня 1941 года, когда его зенитчиками был сбит фашистский бомбардировщик Не-111. В сентябре 1941 года артиллерией «Дзержинского» был потоплен германский крейсер «Эмден». К сожалению, этот бой подтвердил низкое качество 180-мм орудий и башенных установок корабля — расход снарядов превысил все допустимые нормы, хотя в конце боя по «Эмдену» вели огонь даже 45-мм орудия советского крейсера. Отзывы пленных немецких офицеров о точности огня «Дзержинского» привести невозможно из-за их полной невразумительности (непереводимая игра слов). Во время блокады Ленинграда крейсер находился в Неве, поддерживая своим огнем обороняющие город войска. В заключительной фазе войны «Дзержинский участия не принимал по причине полного износа стволов своих 180-мм орудий.

После войны «Дзержинский» продолжил службу в составе Дважды Краснознаменного Балтийского флота (с 1952 года в качестве учебного корабля), а в 1958 году был выведен из состава Советского ВМФ.

 

Крейсер «Свердлов» вступил в строй в начале 1935 года. Несмотря на низкое качество паротурбинных агрегатов, неоднократно совершал дальние походы в Средиземное море, в частности в 1937-1938 годах трижды побывал с визитами доброй воли в испанских портах. Несколько раз посещал Италию.

Крейсер встретил начало войны на Севастопольском рейде. Участвовал в обороне Одессы и боевых действиях против немецко-румынских военно-морских сил. В декабре 1941 года, участвуя в Феодосийской десантной операции получил значительные повреждения и около года находился в ремонте, сначала в Новороссийске, а затем в Поти. Это спасло его от участия в самоубийственной (но крайне эффективной) набеговой операции против Констанцы в октябре 1942 года.

Так же как и на балтийском «Дзержинском», зенитное вооружение крейсера постоянно усиливалось, чему способствовало снятие бесполезных катапульт. На крейсерах устанавливались дополнительные одно- и двухорудийные 37-мм автоматы отечественного производства и полученные по Ленд-лизу «Эрликоны».

В конце войны «Свердлов» оказался единственным боеспособным крупным современным кораблем Черноморского флота и, вместе с крейсерами «Красный Крым» и «Червона Украина», принимал активное участие в боевых действиях. Летом 1944 года «Свердлов» стал первым кораблем Черноморского флота, вошедшим в освобожденный Севастополь.

С 1953 года крейсер выполнял функции учебного корабля, а в 1960 году был выведен из состава Советского ВМФ.

 

Крейсера «Киров» и «Куйбышев» вошли в строй в 1938 году и летом того же года ушли на Дальний Восток где вошли сначала в состав Тихоокеанской флотилии, а затем Тихоокеанского флота.

После начала Великой Отечественной войны оба крейсера в составе эскадры ТОФ совершили переход в США, где в Нью-Йорке получили новое зенитное вооружение. Вместо снятых катапульт на них были установлены по 6х2 40-мм автоматов «Бофорс», 45-мм пушки были заменены на 20-мм автоматы «Эрликон». К сожалению, установить на советские крейсера новейшие радары американцы не смогли, только в Мурманске «Киров» и «Куйбышев» получили радиолокаторы отечественного производства. В конце войны спаренные «Бофорсы» были заменены на полученные по Ленд-лизу счетверенные.

Первые советские тяжелые крейсера (окончательный вариант).

Весной 1945 года «Киров» и «Куйбышев» совершили обратный переход на Тихий океан, где приняли участие в боевых действиях против империалистической Японии, участвуя в огневой поддержке советских десантов высаживаемых в Северной Корее и на Курильских островах.

Оба крейсера были выведены из состава Советского ВМФ в 1961 и 1962 годах.  

 

Подписаться
Уведомить о
guest

18 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account