0

Тема написана Коллегой Wasa. Большое ему Спасибо!

первая часть тут

https://alternathistory.ru/gruzinskie-bronenostsy-ii-ranga-t-vakhtang-gorgasali-avstro-vengerskogo-proekta-chast-i

Корабли типа “Вахтанг Горгасали” вызвали серьезные опасения и откровенное раздражение турецкого правительства, которые вылились в усиленную кораблестроительную программу.

Определенную роль, несомненно, сыграла и готовность англичан способствовать развитию турецкого флота дешевыми кредитами. 

Первые и единственные линкоры Грузинского флота в МГК (часть II)

В первую очередь, внимание турок обратилось на недостроенный броненосец "Абдул Кадир", с 1892 года стоявший на стапеле в Константинополе. Приостановленные было в 1897 работы возобновились в лихорадочном темпе, и c французской фирмой FMC был заключен контракт на достройку корабля по усовершенствованному проекту. Спущенный на воду в 1900 году, корабль был в 1902 отбуксирован во Францию для достройки.

Достроенный корабль вступил в строй в 1907 году — к моменту завершения работ в Италии над броненосцем "Мессудие" и в Германии над "Ассари-Тефвик".Кроме того в Германии, в 1910 г были куплены 2 броненосца т «Бранденбург».

По мнению османских адмиралов, вместе эти пять кораблей представляли собой достаточно убедительный аргумент против грузинского и греческого броненосного флота.

Но вернемся к грузинским броненосцам. Первое задание они получили даже не вступив в строй. Проходящие ходовые испытания “Вахтанг Горгасали представлял грузинский флот на церемонии спуска на воду бронепалубного крейсера «Очаков» 1 октября 1902 года, но только в марте следующего года он убыл к месту постоянного базирования ВМБ Поти. Второй броненосец «Эрекле II Кахтбатони» вступил в строй через год в феврале 1904 г.

С приходом новых кораблей произошла реорганизация флота, вместо отдельных отрядов из самых современных кораблей была сформирована практическая дивизия (которую для пущей важности в Грузии объявили эскадрой), в которой новые броненосцы свели в броненосный дивизион (с 1908 линейный). 10 лет линкоры занимались боевой учебой, кроме навигации 1909-1910 годов когда они уходили в Николаев для планового ремонта. Надо заметить, это плаванье было для них самое дальнее, командование флота продолжало жить принципами береговой обороны и считало что задачи броненосцев поддержка береговых батарей на угрожаемых участках. Крейсерские операции тоже прорабатывались, но все же считалось, что если от этой практики можно будет отказаться, то лучше не рисковать.

Войну оба, теперь уже линкора II класса, встретили там где и полагается на ВМБ Поти. Первоначально рассчитывали, что эти корабли будут стоять в резерве как последний аргумент против турецкого флота, а в море будут действовать крейсера и ЭМ, но всё изменилось после прихода в состав турецкого флота немецких кораблей.

Противодействовать обстрелу Батуми 24 октября крейсером «Бреслау» линкоры не успели, но 10 декабря им выпал шанс встретиться с самим «Гебеном». Волей случая, 9-го числа, вечером, линейный и разведывательный дивизионы под командой контр-адмирала Кванталиани, прибыли в Батуми. На следующий день они должны были обстрелять объекты на побережье в интересах приморского отряда сухопутных войск. Утром десятого числа когда "Гебен" сначала заметили с наблюдательного пункта в 20 км от базы, потом с кораблей разведывательного дивизиона который после полученной информации срочно вышел в море для проверки, линейный отряд как раз был под парами. После подтверждения и начавшейся перестрелки с береговыми батареями контр-адмирал Александр Кванталиани вывел свои линкоры в море. Сказать что разгорелось сражение, честно говоря, нельзя. Турок сделал два не совсем удачных залпа которые легли с большим перелетом, грузинские корабли за счет более скорострельных орудий выпустили 3 залпа которые легли наоборот с недолетом. На этом «Гебен» ретировался, а сопровождавшие его эсминцы в дневное время в самоубийственную атаку против пусть маленьких, но линкоров, да еще и на траверзе ВМБ врага не решились.

Этот "бой" был растиражирован как тактическая победа грузинского флота, до той поры пока не были опубликованы записки вахтенного офицера одного из сопровождавших "Гебен" ЭМ типа S,  «Ядигар-и-Миллет»  (немецкой постройки) где он описывает действительные причины ухода крейсера.
Выяснилось что выход грузинских линкоров был отнюдь не главным поводом для бегства. С ЭМ были замечены свободно плавающие мины на пути следования корабля (вероятно сорванные с якоря мины поставленные в качестве оборонительного заграждения еще 5 ноября), поскольку наличие мин сковывало действия командира крейсера и он не мог в полной мере воспользоваться своим преимуществом в скорости и вооружении. Было решено уйти в море, поскольку главная задача, выявление береговых батарей и состояние Батумской крепости в целом были выполнены.
Интересно что новые факты грузинскими историками сильно не афишировались.

Собственно говоря, на этом столкновения с флотом противника для линкоров окончились. Турецкие корабли совершали налеты на различные порты Грузии, но как правило в условиях плохой погоды, либо в темное время суток (это впрочем спасало и самих грузинских моряков поскольку точность стрельбы в таких условиях даже против береговых объектов была не важная), а линкоры просто не успевали выйти в море, а держать на внешнем рейде такие ценные корабли грузинские адмиралы не решились. В общем участие грузинских линкоров в первую мировую почти полностью повторило судьбу балтийских дредноутов, за одним исключением.

После выхода России из войны у Грузии не стало помощника в виде русского флота, а у Турции как раз не стало сильного противника и появилась реальная опасность повторения налета на Поти и грузинские корабли которые осуществляли огневую поддержку наземных войск, а после окончания ремонта «Гебена» в доках Севастополя это стало более чем вероятно, тем более что начавшееся весной 1918 г. наступление к Эресуну подразумевало активное использование корабельной артиллерии. Тогда для прикрытие командование решилось на отправку с другими кораблями флота и своего линейного дивизиона. Встреч с турецкими кораблями не произошло, оба линкора выпустили по позициям противника в общей сложности 106 х 240 мм снарядов и 164 меньшего калибра (до этого линкоры использовались для обстрела турецких войск только в июне 1915 когда "Эрекле II Кахтбатони" обстрелял турецкие позиции в районе Батуми, правда, результат этой бомбардировки остался неизвестен).

Но на обратном пути очень не повезло "Вахтангу Горгасали", он умудрился напороться на непонятно откуда взявшуюся вероятно сорванную с якоря мину, взрыв пришелся на носовую часть и она была раскурочена вплоть до барбетов носовой башни ГК и только потому, что погреба носовых башен у обоих кораблей были практически пустыми, боезапас не детонировал. Благодаря спокойному морю и наличию рядом своих кораблей линкор с грехом пополам дотащили до Поти, но в результате взрыва погибло и получило ранения 34 офицера и нижних чинов.

Первые и единственные линкоры Грузинского флота в МГК (часть II)

Первые и единственные линкоры Грузинского флота в МГК (часть II)

Перемирие «Горгасали» встретил как и полагается солдату в бинтах, а точнее в пластыре. Ремонт корабля в условиях неразвитой судостроительной промышленности был мягко говоря затруднителен, а основная ремонтная база флота коей являлся русский Севастополь была недосягаема. Вплоть до 1921 года пока длились Закавказкие события, линкор простоял, уткнувшись носом к берегу, что бы его не разворачивало волнами под корпус намыли тонны песка и только в сентябре начались работы по ремонту. Сняли башни ГК, 152 мм и 120мм сняли еще раньше (при том первые установили на крейсере «Петре Багратиони» взамен расстрелянных), и подвели кессоны. Ремонт длился больше года и снова компанию, корабль смог начать только через пять лет после инцидента с миной.

Ремонт совместили с модернизацией, поскольку его 6» стояли на крейсере, на корабле установили снимаемые с авиатранспорта «Ачара» дополнительные 4х120 мм орудия, котлы перевели на нефтяное отопление. На "Эрекле II Кахтбатони" ограничились только переводом котлов на нефть. Не под какие Вашингтонские ограничения корабли не подпадали, да и откровенно говоря, Грузию на подписание договора даже не пригласили.

Однако с 1923 г. когда под разделку на металл были поставлены броненосцы в СССР, и по 1929г. когда в состав КЧФ СССР был введен линкор-дредноут «Парижская коммуна», наличие этих линкоров в составе грузинского королевского флота, делало его самым сильным на Черном море.

К началу 30-х как линкоры оба корабля уже не воспринимали как реальную силу, в конце 1929 линейный дивизион официально расформировали, а старые броненосцы переквалифицировали в корабли береговой обороны. Их 240-мм орудия оказались очень востребованы в качестве поддержки береговой артиллерии по этому корабли не стали списывать, и в 1934-35 г.г. подвергли серьезной перестройке.

Корабли лишились части котлов (с оставшимися его скорость упала до 15-16 узлов) на месте которых устроили каюты штабных офицеров и помещения штаба. "Эрекле II Кахтбатони" по сути стал исполнять функции флагмана флота в Поти, при этом официально не меняя классификации и в документах таковым не являясь. Из средней артиллерии оставили 4х152 мм орудия и столько же 120 мм, кроме того установили по 3 х75-мм «универсалок» и 8 крупнокалиберных пулеметов.

Первые и единственные линкоры Грузинского флота в МГК (часть II)

"Вахтанг Горгасали" перестроили так же и даже вернули по типу систершипа 6-дюймовки, но помимо задач береговой обороны он выполнял обязанности учебного корабля, так же базируясь в Поти.

Организационно они входили в отряд кораблей охраны главной ВМБ.

Первый редко выходил в море, поэтому каких то серьезных работ на нем не производилось. Второй же часто совершал плаванья как и вначале службы между портами, поэтому время от времени становился на мелкий ремонт, на нем даже меняли артиллерию для обучения курсантов новым системам.

Вторую мировую, как и все старые корабли они провели на рейде ВМБ исполняя обязанности плавбатарей, по сути не представляя никакой боевой ценности. И в 1946 году во время большой чистки флота первые и единственные линкоры Грузии разделали на метал.

ГОРЕЦ
Подписаться
Уведомить о
guest


49 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Майданутыйй
21.09.2015 16:31

На этом «Гебен»

На этом «Гебен» ретировался

Как то не продумано ведь он их легко мог расстрелять как англичане Шпее у Фолкле́ндские островах
 

Wasa
21.09.2015 17:12
Ответить на  Майданутыйй

Так что коллега всё как раз

Так что коллега всё как раз продумано, если бы он подошел не один а с еще и Бранденбургами, тогда да. Было бы тяжко. Но старые немецкие утюги имели небольшую скорость, а командование имело связь с Севастополем вероятность перехвата русскими кораблями была крайне велика. Гебен бы свалил, а 2 старых броненосца расковыряли бы в пыль.

Wasa
21.09.2015 16:42
Ответить на  Майданутыйй

Гебен был один на травезре

Гебен был один на травезре военно-морской крепости, проитв него могли действовать 2 линкора с 8 х 240 мм пушками, 12х152мм , 3 крейсера с 10 х 152 при том недалеко бегали 8 эсминцев, да и на базе 3 малые ПЛ стояли. Плюс в бастионах вход защищали еще два 240 орудия на транспортере которые вполне могли всыпать. Сразу не попали и решили свалить, они что сумашедшие?

Майданутыйй
21.09.2015 17:50
Ответить на  Wasa

Так бы и написали бы что

Так бы и написали бы что броненосцы и весь грузинский флот встали под защиту береговых батарей ,а то такое ощущение что грузинские броненосцы в одиночку пошли в атаку ,а немцы бегут в страхе .

И да какие эсминцы прикрывали Гебен.

Wasa
21.09.2015 18:10
Ответить на  Майданутыйй

Так я так и написал          

Так я так и написал                                                                                                        Сначала его заметили с наблюдательного пункта в 20 км от базы, потом с кораблей разведывательного дивизиона который после полученной информации срочно вышел в море для проверки. После подтверждения и начавшейся перестрелки с береговыми батареями контр-адмирал Александр Кванталиани вывел свои линкоры в море.                                                   И этот бой в 3 статьях описывается. В этом, про крейсер "Петре I" и про два малых крейсера "царицы".                                                                                                                               

Майданутыйй
22.09.2015 02:55
Ответить на  Wasa

Во всех статьях вы

Во всех статьях вы приписываете ,что выход броненосцев в море заставил бежать Гебен хотя он мог их за пару накрытие отправить их на дно и кстати эти корабли строили австрияки которые все рассказали немцам про ихнее бронирование.

 

Wasa
21.09.2015 19:13
Ответить на  ГОРЕЦ

Ну я откровенно говоря только

Ну я откровенно говоря только обрадовался что с первой мировой растрелялся)). Давайте позднее по мылу.

Wasa
21.09.2015 19:30
Ответить на  ГОРЕЦ

Конечно, конечно, а если вы

Конечно, конечно, а если вы изменения внесете во все другие посты где есть этот бой будет вообще замечательно.

NF
NF
21.09.2015 17:42

++++++++++

++++++++++

земляк
земляк
22.09.2015 01:46

Ввиду отсутствия убедительных

Ввиду отсутствия убедительных мотивов у командира линейного крейсера, бегство в тексте "Goeben"-а выглядит неправдоподобно. В реальности kapitän zur See Richard Ackermann дважды уверенно вступал в бой с бригадой русских эскадренных броненосцев, в совокупности имевших в бортовом залпе шестнадцать 305-мм орудий, четыре 254-мм орудия, четыре 203-мм орудия и двадцать четыре 152-мм орудия. У "грузинов" же на двоих восемь 240-мм орудий и двенадцать 120-мм орудий.

Как известно, 5 (18) ноября 1914 г. в дуэли с "Евстафием" "германец" за десять минут добился пяти прямых попаданий, меткость стрельбы при этом у него составила 26,3 %, так что исход гипотетической схватки "Goeben"-а с двумя грузинскими броненосцами предсказать нетрудно. 

земляк
земляк
23.09.2015 00:43
Ответить на  ГОРЕЦ

Тут же ввиду ВМБ Тут же ввиду ВМБ противника 29 октября 1914 г. "Goeben" семнадцать минут вёл бой с береговыми батареями, выпустившими по противнику из сорока четырёх орудий около трёхсот шестидесяти снарядов калибром от 243-мм до 280-мм.  не зная расположении минных полей Как известно, "германец" маневрировал в районе минного заграждения, следовательно, командир линейного крейсера способен был идти на определённый риск.  ожидая возможной атаки 8-ми ЭМ "Goeben" на отходе был безрезультатно атакован тремя русскими миноносцами (в Севастополе имелось ещё пять), один из которых, "Лейтенант Пущин", был потоплен огнём крейсера. Кстати, весьма сомнительно, чтобы немцы, планируя налёт на Севастополь, не знали о том, что там несут дозор русские миноносцы. и 3-х ПЛ В Севастополе их было четыре. Таким образом, у любого читателя не могут не возникнуть следующие вопросы. 1) Если Аккерманн не убоялся 44 русских береговых 243-мм — 280-мм орудий, почему он должен был испугаться двух грузинских береговых 240-мм орудий ? 2) Если он не боялся русского минного заграждения, почему он должен был опасаться грузинского минного заграждения ? 3) Если немцы не боялись русских миноносцев и подводных лодок, почему они должны были бояться грузинских кораблей аналогичных классов ? Извините, если что не так, но батальная сцена в Вашем тексте просто сама собой напрашивается, ибо так, исходя из исторического прецедента,… Подробнее »

Wasa
23.09.2015 06:05
Ответить на  земляк

Коллега так может вы опишите

Коллега так может вы опишите бой? Разрешаю утопить один ЭМ.

земляк
земляк
23.09.2015 23:24
Ответить на  Wasa

Тема, конечно, интересная,

Тема, конечно, интересная, но ввиду недостатка свободного времени должен отказаться. Халтуру гнать не могу, а более-менее удобоваримая и иллюстрированная реконструкция боя потребует при моих нынешних обстоятельствах нескольких месяцев.

Но если хотите, могу посоветовать, как представить обстоятельства в тексте таким образом, что "Goeben" на самом деле был бы вынужден уйти восвояси.

Wasa
24.09.2015 10:21
Ответить на  земляк

Может информация что из

Может информация что из Севастополя вышли русские линкоры в неизвестном направлении?

СЕЖ
25.09.2015 05:10
Ответить на  Wasa

Скорее появление русских

Скорее появление русских броненосцев. Которые могут прижать Гебен к берегу. 

Wasa
25.09.2015 05:37
Ответить на  СЕЖ

И от кого мог получить? Это

И от кого мог получить? Это не вторая мировая где бравые подпольщики могут таскать в чемодане радиостанцию с дальностью связи до 1000 км. В то время такая станция перевозиться на 2 грузовиках и имела антену несколько метров.

земляк
земляк
25.09.2015 01:00
Ответить на  Wasa

Сложность в источнике такой

Сложность в источнике такой информации.

земляк
земляк
25.09.2015 01:14
Ответить на  ГОРЕЦ

Зайдя в Ваш профиль, отправил

Зайдя в Ваш профиль, отправил Вам сообщение с небольшим фрагментом, где предложил свою версию событий под Поти. Пожалуйста, распоряжайтесь им по своему усмотрению.

st .matros
Редактор
25.09.2015 06:21
Ответить на  ГОРЕЦ

на самом деле было как Вы

на самом деле было как Вы описали

Вот крайне любопытно… И думаю не мне одному:))

земляк
земляк
26.09.2015 01:32
Ответить на  ГОРЕЦ

Если позволите, пара Если позволите, пара критических замечаний, напрашивающихся сами собой. С ЭМ были замечены свободно плавающие мины на пути следования корабля, поскольку наличие мин сковывало действия командира крейсера  Сложно понять, почему миноносцы не расстреляли эти несколько мин, или почему крейсер просто не обошёл их, как это делали русские и японские броненосцы под Порт-Артуром ? Дрейфующие мины не заставили отказаться от выполнения поставленной задачи даже В. К. Витгефта, известного своей, мягко говоря, осторожностью. Представим себе, что он вернулся в Порт-Артур 28 июля 1904 г., а потом пояснил наместнику, что плавающих мин испугался 🙂 и он не мог в полной мере воспользоваться своим преимуществом в скорости  А зачем ему скорость ? Командир крейсера понимает, что он в районе минного заграждения, следовательно, впереди линейного крейсера идут миноносцы с тралами. Всё соединение не может идти слишком быстро, в противном случае тралы всплывут и перестанут выполнять свою задачу. и вооружении Как на способности вести огонь тем же главным калибром сказывается наличие за бортом нескольких плавающих мин ?  главная задача, выявление береговых батарей и состояние Батумской крепости в целом были выполнены Если немцам на "Goeben"-e было отлично известно расположение русских береговых батарей, то почему им не известно расположение грузинских береговых батарей ? Вся работа по Севастополю была проделана немецкими шпионами ещё до войны,… Подробнее »

Wasa
26.09.2015 06:37
Ответить на  земляк

Вообще то судя по действиям

Вообще то судя по действиям командира Гебена он понятия не имел что такое мины. Эсминцы с тралами вообще удалены. Поскольку этого не было никогда.

Wasa
25.09.2015 05:00
Ответить на  земляк

Можите и мне отправить как

Можите и мне отправить как автору.

Wasa
25.09.2015 05:06
Ответить на  ГОРЕЦ

Уже ответил.

Уже ответил.

Wasa
23.09.2015 06:20
Ответить на  ГОРЕЦ

Когда успели? Почему не знаю?

Когда успели? Почему не знаю?

Ansar02
22.09.2015 04:13

!!!

yes!!!

Слащёв
22.09.2015 10:33

Интересно, что Грузии

Интересно, что Грузии достанется   при разделе  оставшегося  после потопления в Скапа-Флоу германского флота?  Насколько известно,  остатки  по рукам пошли. А есть ещё австро-венгерский и турецкий флоты

Wasa
22.09.2015 10:45
Ответить на  Слащёв

У нас же с коллегой Горцем

У нас же с коллегой Горцем идет за кулисами сайта целая борьба. Урежте осетра называется)))

Wasa
22.09.2015 10:43
Ответить на  Слащёв

Ничего не достанеться. Не

Ничего не достанеться. Не заслужили ))))) У них там своя гражданская война была. Штауна они вообще по сути выпросили у томми которые хотели его под нож пустить. И то потому что хотели укрепить союзника и заработать (перевооружение и ремонт шел за денюжку).

Wasa
22.09.2015 12:23
Ответить на  ГОРЕЦ

А я про сей факт просто

А я про сей факт просто забыл, либо посчитал его шуткой.

Альтернативная История
Logo
Register New Account