За пару лет до начала Великой войны в Германии было налажено серийное производство авиабомб для вооружения дирижаблей. Когда война началась, бомбовое вооружение потребовалось и авиации. Мы уже рассказывали про эрзац-боеприпасы, сбрасываемые с аэропланов, настала пора поговорить и о фабричных образцах.
В Германии перед войной производством бомб занимались две компании: Имперская артиллерийская испытательная комиссия (АРК, Artillerie Prufugskomission), которая разрабатывала, тестировала и закупала боеприпасы для всех видов артиллерии, и химическая компания Sprengstoff Carbonit AG (SC AG), поставлявшая взрывчатку для военных и промышленных целей.
АРК выпускала сферические бомбы. Конструкторы посчитали, что при небольшой поступательной скорости дирижабля особой стабилизации для бомбы не требуется, они получаются компактными, сброс с летательного аппарата можно легко организовать, скатывая бомбы по лотку из ящика. Небольшие бомбы снабжались скобой для переноски и ручного бомбометания. Но когда германские дирижабли начали применять сферические бомбы в начавшейся войне, оказалось, что взрыватели не срабатывали, если бомба ударялась о преграду «боком». В итоге, к 1915 году немцы от таких бомб отказались.
Сферическую авиабомбу (калибром 70 кг) собственной конструкции производили и использовали также итальянцы, но у их бомбы имелся «хвост», из-за которого она напоминала спортивный снаряд – молот. Бомба прослужила до следующей мировой войны, правда, бомбодержатель для неё был специфическим.
Компания SC AG для своих изделий выбрала каплевидную форму – благодаря смещению центра тяжести вниз бомбы были более устойчивы на траектории падения. Для переноски и подвески на держатель в «верхней» (донной) части бомбы имелась рамка из изогнутого стального прутка. Взрыватель ввёртывался в донное очко, взводился в падении с помощью ветряка. Кто и когда обозвал эти бомбы «карбонитовыми», уже и не установить, но это название стало популярным во всех странах.
Бомбу удалось испытать «заранее»: в 1913 г. в Испанском Марокко с новой силой вспыхнула национально-освободительная борьба, даже было объявлено о создании арабского государства Риф. Для подавления этих выступлений испанцы привлекли и авиацию. В качественном отношении испанская авиация в 1913 г., благодаря конфликту в Африке, вырвалась вперёд: были закуплены австрийские бипланы «Лёнер» и немецкие «карбонитовые» бомбы.
Конструкция «карбониток» была достаточно популярна: похожие авиабомбы производились в Австро-Венгрии и России. В русских бомбах Орановского и Гронова цилиндрический стабилизатор являлся частью подвесной системы бомб.
Германские сферические бомбы для вооружения дирижаблей
Подвеска под бомбардировщик итальянских сферических бомб
«Дирижабельные» (без стабилизатора) «карбонитки» малых калибров использовались и в авиации
Испанские авиаторы во время «рифовой» войны сбрасывали «карбонитки» руками, а для размещения их на борту лётчик-наблюдатель клал поперёк кабины стальную трубу, на которую за рамку «нанизывал» бомбы. Перед бомбардировкой он их просто сдвигал по одной к краю и снимал
Вскоре «карбонитки» получили цилиндрический стабилизатор, расширилась номенклатура калибров – от 4,5 кг до 300 кг. Но подвесная система осталась прежней: кольцо в хвостовой части, из-за чего бомба подвешивалась только вертикально, и приходилось изобретать различные «хитрые» системы для их размещения на самолётах
Если в дирижаблях вертикальная бомбовая подвеска была организована внутри корпуса и хорошо себя «показала», то наружная подвеска на самолётах была небезопасной, и приходилось предохранять бомбы от соударения
Для вертикальной одиночной подвески первое время использовали решётчатую кассету. Кассету легче закрепить в нужном месте, на ней проще установить замок бомбодержателя
Групповая подвеска «карбониток» вдоль борта фюзеляжа «альбатроса»: на кронштейнах устанавливался вал, который вращался за «штурвал» (находился у кабины пилота). На валу располагались крюки для подвески бомб, изогнутые «улиткой». Каждый крюк имел определённый угол «закрутки». При вращении штурвала в одну и другую стороны бомбы поочерёдно «сползали» со своих крюков
Были попытки подвесить «карбонитки» горизонтально под бомбардировщик Gotha G I. К переднему лонжерону нижнего крыла крепился замок, к которому тросовым поясом подвешивалась бомба. Между лонжеронами крыла закреплялась трубка с двумя кронштейнами. Первый кронштейн не давал ветрянке взрывателя вращаться, второй поддерживал бомбу параллельно крылу за подвесное кольцо
На самолётах Albatros C III в 1915 г. в кабине летнаба появились две бомбовые кассеты в виде перфорированных цилиндров
Диаметр цилиндра (18 см) позволял поместить в каждую кассету по одной «карбонитке» калибром 10 кг. Бомба в кассете удерживалась подвижным рычагом за край стабилизатора. Рычаг был связан тягой с педалью. При нажатии педали рычаг выходил из зацепления со стабилизатором, и бомба падала
На германских двухместных самолётах мог устанавливаться кассетный держатель на 4 бомбы
От раскачивания их предохраняли перфорированные трубы. Две крайние трубы имели диаметр 21 см и предназначались для бомб калибром до 20 кг, две средних (18 см) – для 10-кг бомб. Над ними был укреплён вал с рычагами, на которые подвешивались бомбы. На валу имелся барабан с намотанным тросом. При перемещении рукоятки бомбосбрасывателя вал проворачивался, рычаги попарно («покалиберно») отводились и освобождали бомбы
Один из первых русских бомбодержателей для бомб Орановского состоял из двух кронштейнов, крепившихся к лонжерону фюзеляжа. Задний Г-образный кронштейн цеплял бомбу за стабилизатор. В передний Л-образный кронштейн заводился головной штырёк бомбы (вкручивался вместо ушка), который удерживался подвижным штифтом. От штифта в кабину пилота был протянут тросик
В Австро-Венгрии выпускались авиабомбы Woellersdorf, которые использовала и германская авиация
источник: https://warspot.ru/6846-pervye-bomby-dlya-pervoy-mirovoy