Битва за воздушное превосходство с СуперСейбром и МиГ-19. Истребитель Hawker P.1083. Великобритания

15

Битва за воздушное превосходство с СуперСейбром и МиГ-19. Истребитель Hawker P.1083. Великобритания

Самолет со стреловидностью крыла 50° был впервые рекомендован для научных исследований в ходе дискуссий в Королевском авиационном НИИ (Royal Aircraft Establishment – RAE) 27 сентября 1949 года; предпочтение отдавалось модификациям уже существующих машин. В результате в феврале 1950 года компания Supermarine представила свою брошюру, но затем было предложено компании Hawker рассмотреть этот вопрос, для чего была изменена спецификация F.3/48.

В мае 1950 года команда Сидни Кэмма разработала эскизный проект самолета с тонким крылом и 28 июня была составлена записка с оценкой летных характеристик. В данной записке был представлен новый вариант истребителя F.3/48 Hunter с новыми консолями крыла, присоединявшимся к старым узлам крепления, и усилением шпангоута, с которым соединен задний лонжерон крыла. Воздухозаборники остались без изменений. В это время единственным самолетом с крылом со стреловидностью 50° был низкоскоростной экспериментальный самолет Short S.B.5, созданный по спецификации Министерства авиации ER.100. Первоначально разработанный в компании Hawker проект P.1083 рассматривался в качестве экспериментального самолета и в течение некоторого времени работы продолжались с этой целью.

Ситуация стала более конкретной, когда начальник управления НИОКР в области боевых самолетов (Director of Military Aircraft Research and Development – DMARD) Э. Э. Вудворд Натт (A. E. Woodward Nutt) написал 7 марта 1951 года Сидни Кэмму с просьбой о выпуске официальной брошюры для военного применения. Подобное письмо, касавшееся истребителя Swift, Вудворд Натт написал главному конструктору компании Supermarine Джо Смиту. Четвертый прототип истребителя Hunter должен был быть заказан, и Вудворд Натт заявил, что будет использован планер этой машины.

После обсуждения в RAE 31 мая была выпущена брошюра с описанием проекта Thin Wing Hunter, получившего в компании Hawker обозначение P.1083. Этот самолет, разработанный по измененной спецификации F.3/48, должен был иметь крыло увеличенной стреловидности (с 40° до 50°) и уменьшенной относительной толщины (с 8,5% до 7,5%), встроенное вооружение в виде двух пушек Aden и оснащенный форсажной камерой двигатель Sapphire 4. В компании Hawker заявили, что во время разработки Thin Wing Hunter основной задачей было обеспечение того, чтобы самолет не имел каких-либо ограничений скорости пикирования. Снижение лобового сопротивления в сочетании со значительным увеличением тяги работающего на форсажном режиме двигателя Sa.4 увеличило максимальную скорость на 40 миль в час (64 км/ч) во всем диапазоне высот, что делало возможным достижение скорости М = 1,0. На режиме максимальной тяги скорость должна была составить М = 0,95…0,97, что на 30 миль в час (48 км/ч) было больше скорости P.1067 (истребитель Hawker Hunter).

В министерстве снабжения эти оценки сочли разумными, но система дожигания требовалась для лучшей скороподъемности и поворотливости и в то же самолет время уменьшала дальность полета. При отсутствии внутреннего пространства требовался сбрасываемый топливный бак – успех самолета зависел от уровня совершенства системы дожигания топлива. С использованием форсажного режима P.1083 должен был достигать высоты 45000 футов (13716 м) за 4,4 минуты, а на режиме максимальной мощности – за 10,0 минут, в то время как P.1067 забирался на высоту 45000 футов за 6,0 и 12,5 минут соответственно. С системой дожигания топлива практический потолок P.1083 должен был составлять 53700 футов (16368 м), без форсажа – 45800 футов (13960 м). В Министерстве снабжения были рады, что проект P.1083 имел бесспорную ценность в качестве экспериментальной машины и обладал потенциалом самолета-истребителя.

В середине октября конструкторском бюро и в отделе прочностных расчетов компании Hawker в течение месяца была завершена большая часть работы по конструкции нового крыла. 8 ноября заместитель (по эксплуатационным требованиям) начальника штаба Королевских ВВС вице-маршал (генерал майор) авиации Джеффри Татл (Air Vice-Marshal Geoffrey Tuttle) заявил, что желает увидеть дальнейшее развитие дневных истребителей компаний Hawker и Supermarine, и Сидни Кэмм попросил разрешения выступить через несколько дней, поскольку у него

«есть один или два интересных проекта с треугольным крылом, на которые можно было бы обратить внимание» (почти наверняка речь шла о проектах P.1091 [Hunter с дельтавидным крылом] и P.1092).

Планировалось, что P.1083 станет четвертым прототипом P.1067 (первоначальная спецификация F.3/48), но Сидни Кэмм в целях ускорения работ предложил, чтобы, когда в небо поднимется второй прототип P.1067, модифицированные консоли крыла были установлены на первый прототип P.1067 (военный номер WB188). Сидни Кэмм также считал, что двигатель Avon с увеличенной тягой будет лучшим вариантом, чем Sapphire.

Министерство снабжения высказало полное одобрение, и 12 декабря компании был Supermarine выдан заказ на Swift F Mk.1 и дано разрешение на работы по программе Swift stage 2 (Type 545). Что касается компании Hawker, то там было не так радужно, как у конкурентов. Поскольку никакого сокращения вооружения не предполагалось, то P.1083 должен был быть оснащен четырьмя 30-мм пушками. В качестве силовой установки Министерством авиации предполагалось использование ТРД Sapphire, но выбор варианта двигателя (Sa.3 или Sa.4) был отложен на более поздний срок. Настойчивость Сидни Кэмма в отношении двигателя Avon привела к тому, что в январе 1952 года министерство согласилось на установку на P.1083 ТРД RA.14 так как ожидалось, что этот двигатель будет готов в первую очередь. Впрочем подводные камни никуда не исчезли. В Министерстве снабжения запросили выделить в самолете дополнительное внутреннее пространство для размещения увеличенного объема топлива, и Сидни Кэмм чувствовал, что выполнить это требования будет очень трудно. Предполагалось, что работы по изготовлению прототипа P.1083 займут 15 месяцев, и машина будет готова к июлю 1953 года. В апреле 1952 года Министерством снабжения была выпущена новая спецификация F.119D [1] под проект истребителя-перехватчика компании Hawker, который должен был оснащаться двигателем Rolls- Royce RA.14R (форсирован до 1500K).

Начальник управления оперативных потребностей (ВВС) эйр-коммодор (коммодор авиации; промежуточное звание между полковником и генерал-майором) Х. В. Саттерли (Air Commodore H. V. Satterly) поинтересовался, будет ли какой-либо дополнительный риск при запуске P.1083 в серийное производство прямо с чертежной доски. Эйр-коммодор Саттерли надеялся, что P.1083 подобно своему предшественнику удастся установить и сохранить несомненное превосходство над вражескими истребителями, но планам Саттерли не суждено было сбыться.

В марте 1952 года поступило сообщение, что в фюзеляж стандартного истребителя Hunter можно установить двигатель RA.14 Avon вместо RA.7, но диаметр форсажной камеры двигателя истребителя Hunter составлял 31 дюйм (79 см), тогда как у системы дожигания RA.14 Avon он составлял 36 дюймов (91 см). Двигатель Sapphire Sa.4 требовал фюзеляжа большего диаметра, что требовало совершенно новой конструкции фюзеляжа. Это создало дилемму в отношении того, какой двигатель использовать: оснащенные форсажными камерами RA.7 или Sa.4 или бесфорсажный RA.10, и чтобы разобраться в этом заказ нового крыла был отложен на шесть месяцев.

В это время было мнение, что в качестве силовых установок истребителей Hunter должны были быть двигатели Sapphire, поскольку версиями двигателя Avon оснащались бомбардировщики Canberra и Valiant и истребители Swift и DH.110. Однако из-за опасений, что работы будут перенесены, в качестве силовой установки прототипа был выбран двигатель RA.7R, и в октябре 1952 года в экспериментальном цехе компании Hawker начались работы по изготовлению консолей крыла. Серийные P.1083 должны были получить двигатели RA.14R с тягой на форсажном режиме 14500 фунтов (64,4 кН) или более мощные RA.19R с тягой 17750 фунтов (78,9 кН) при этом проблема с размерами форсажной камеры была решена путем использования обшивки двигателя в качестве обшивки задней части фюзеляжа.

В начале апреля 1953 года, когда в компании Hawker приступили к изготовлению прототипа P.1083, штаб Королевских ВВС потребовал переоборудовать P.1083 (а также и Supermarine 545) в качестве носителей управляемых ракет Blue Jay, которые должны были стать основным вооружением истребителя. Данное решение штаба создавало серьезные проблемы создателям P.1083 и Type 545 из-за нехватки в этих самолетах пространства для радаров и связанного с ними оборудования. P.1083 был разработан в качестве усовершенствованного варианта P.1067 с лучшими летными характеристиками и вооружением в виде четырех пушек Aden. Размещение управляемого вооружения на борту P.1083 не предусматривалось. Компания Hawker была официально проинформирована, что теперь штаб Королевских ВВС требует в качестве основного вооружения истребителя четыре ракеты Blue Jay, и анализ летных характеристик показал, что P.1083 с четырьмя ракетами воздух-воздух, пушками и внутренним запасом топлива в 420 галлонов (1909 л) будет иметь недостаточную дальность полета в крейсерском режиме. Помимо этого P.1083 с четырьмя ракетами на борту имел бы недостаточную маневренность.

Для повышения дальности полета была возможна подвеска под крылом сбрасываемых топливных баков, но реальным решением было перепроектирование самолета. Однако для этого потребовались еще два прототипа, для постройки которых не было никакого финансового обеспечения. Заместитель (по эксплуатационным требованиям) начальника штаба Королевских ВВС впоследствии заявил, что, по его мнению, штаб вряд ли захочет дальнейшего развития истребителя Hunter. Если это заявление было подтверждено, то возникал вопрос: стоит ли продолжать работы над прототипом? Ситуация была сложной, поскольку в случае завершения постройки прототип P.1083 стал бы всего лишь летающей лабораторией по испытаниям двигателя RA.14R. По планам самолет должен был подняться в воздух в конце года.

В записке 9 июня вице-маршал (генерал майор) авиации Джеффри Татл сообщил, что из-за проблем с летными испытаниями истребителя Hunter в сочетании с трудностью доводки системы дожигания топлива и нехваткой места для дополнительных оборудования и запаса топлива программа P.1083 должна быть отменена, и работы по изготовлению планера должны были быть немедленно прекращены. Официально компания Hawker была проинформирована 13 июля. Считалось, что машина на базе истребителя Hunter была менее перспективной, чем версия истребителя Swift. Камм и Стэнбери проконсультировались с представителями компании Rolls-Royce относительно установки двигателя RA.14 на стандартный истребитель Hunter, и 12 августа Джеффри Татл согласился, что компании Hawker следует приступить к изготовлению самолета с более крупным бесфорсажным двигателем. Брошюра, посвященная проекту P.1099, была отправлена 24 числа, и в конструкторском бюро начались проектные работы.

Передняя и центральная части фюзеляжа и стабилизатор были взяты у отмененного прототипа P.1083 (военный номер WN470) и использованы для P.1099 (военный номер XF833), который впервые поднялся в воздух 23 января 1954 года и стал прототипом для серийных Hunter F Mk.6. В конечном итоге на F Mk.6 использовался двигатель Avon 203 с тягой 9950 фунтов (44,2 кН). 23 сентября DMARD Э. Э. Вудворду Натту была направлена скорректированная брошюра, посвященная истребителю P.1083 с двигателем RA.19R, передней кромкой крыла, смещенной вперед по всему размаху и создававшей уменьшение относительной толщины крыла и некоторую кривизну профиля крыла. Двигатель имел форсажную систему со всережимным регулированием, так что был доступен любой уровень тяги между неполным и полным форсажем. Скорость набора высоты на уровне моря составляла 50000 футов в минуту (15240 м/мин); на высоте 36000 футов (10973 м) скороподъемность была равна 14400 футов в минуту (4389 м/мин). Время набора высоты 45000 футов (13716 м) составляло 2,35 минуты, а практический потолок был равен 59500 футов (18136 м).

Два месяца спустя компания Hawker предложила проект P.1083 с полностью новым крылом с относительной толщиной 6% и стреловидностью 45°, но сэр Сидни Кэмм уже думал о том: стоит ли продолжать работы по вариантам проекта P.1083 или же стоит начать новый проект истребителя с максимальной скоростью М = 2,0.

проект Hawker P.1083 был сверхзвуковым вариантом истребителя «хантер» с крылом со стреловидностью 50° и оснащенным форсажной камерой двигателем Rolls-Royce Avon R.A.14R. Постройка прототипа была начата, но отменена в 1953 году

проект Hawker P.1083 был сверхзвуковым вариантом истребителя «хантер» с крылом со стреловидностью 50° и оснащенным форсажной камерой двигателем Rolls-Royce Avon R.A.14R. Постройка прототипа была начата, но отменена в 1953 году

проект сверхзвукового истребителя Hawker P.1083, разрабатывавшийся по спецификации F.119D. Программа была закрыла в июле 1953 года; элементы задней части фюзеляжа были использованы в P.1099 (Hunter F Mk.6)

проект сверхзвукового истребителя Hawker P.1083, разрабатывавшийся по спецификации F.119D. Программа была закрыла в июле 1953 года; элементы задней части фюзеляжа были использованы в P.1099 (Hunter F Mk.6)

модель проекта истребителя Hawker P.1083, на данном снимке хорошо заметно крыло новой формы

модель проекта истребителя Hawker P.1083, на данном снимке хорошо заметно крыло новой формы

с этого ракурса модель P.1083 отличается от состоявшего на вооружении истребителя Hunter лишь соплом форсажной камеры и лишь при виде сверху становится заметной разница в крыле между обычным «хантером» и проектом

с этого ракурса модель P.1083 отличается от состоявшего на вооружении истребителя Hunter лишь соплом форсажной камеры и лишь при виде сверху становится заметной разница в крыле между обычным «хантером» и проектом

большая часть фюзеляжа прототипа P.1083, производство которого было отменено, была использована при изготовлении прототипа P.1099 F Mk.6. На данном снимке, сделанном в 1960 году, показан «хантер», который был модифицирован с F Mk.6 до стандарта FGA Mk.9, о чем свидетельствуют обтекатель ниши тормозного парашюта, 230-галлонные (1046 л) сбрасываемые топливные баки на внутренних пилонах (из коллекции Эрика Моргана)

большая часть фюзеляжа прототипа P.1083, производство которого было отменено, была использована при изготовлении прототипа P.1099 F Mk.6. На данном снимке, сделанном в 1960 году, показан «хантер», который был модифицирован с F Mk.6 до стандарта FGA Mk.9, о чем свидетельствуют обтекатель ниши тормозного парашюта, 230-галлонные (1046 л) сбрасываемые топливные баки на внутренних пилонах (из коллекции Эрика Моргана)

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Hawker P.1083

Назначение: истребитель

Статус: проект (вариант для серийного производства)

Экипаж: 1 чел.

Силовая установка:

один ТРД Avon RA.19R с сухой тягой 12500 фунтов (55,6 кН) и тягой на форсаже 17750 фунтов (78,9 кН)

Размеры:

размах крыла 34,33 футов (10,5 м)
длина 45,9 футов (14,0 м)
площадь крыла 358 кв. футов (33,3 м²)
относительная толщина крыла 7,5%

Масса:

взлетная 20000 фунтов (9072 кг)

Летные характеристики:

максимальная скорость на уровне моря 820 миль в час (1319 км/ч; М = 1,08)
максимальная скорость на высоте 36000 футов (11,0 км) М = 1,2

Вооружение: четыре 30-мм пушки Aden


[1] в конце 1949 года система нумерации спецификаций была объявлена секретной и была введена новая серия, которая начиналась с числа 100 и не указывала год выпуска спецификации

источник: Anthony Leonard Butller «British Secret Projects — Jet Fighters since 1950», pages 48-50

Источник иллюстраций — https://www.britmodeller.com/forums/index.php?/topic/27856-hawker-p1083supersonic-hunter-project/

перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-british-secret-projects-jet-fighters-since-1950-05-03

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account