6

Ещё из восстановленного:

К написанию этой статьи меня вдохновили образцы так и не выпущенной германской военной техники. Что же было нужно, чтобы образцы этих танков увидели свет? Германии не хватило времени и ресурсов. Один из путей получить и то и другое – это не проиграть сражение на Курской дуге. Что мы знаем об этой битве?

Это, пожалуй, одно из самых известных сражений Великой Отечественной.

Взглянем на соотношение сил.

Содержание:

Силы сторон

Личный состав, тыс. чел.: СССР – 1336, Германия – около 900. Соотношение – 1,4:1

Орудия и миномёты, шт.: СССР – 19 100, Германия – 10 000. Соотношение – 1,9:1

Танки и САУ: СССР – 3444, в т.ч. легких 900 шт.; Германия – 2733, в т.ч. устаревших 360. Соотношение – 1,2:1

Самолеты, шт.: СССР – 2172, Германия – около 2050. Соотношение – 1:1

Кажется, Германия в нём обречена, но так ли это?

Цитата из Википедии:

«Курская битва (5 июля 1943 — 23 августа 1943, также известна как Битва на Курской дуге, Операция «Цитадель» нем. Unternehmen Zitadelle) по своему размаху, привлекаемым силам и средствам, напряжённости, результатам и военно-политическим последствиям, является одним из ключевых сражений Великой Отечественной войны. Курская битва продолжалась сорок девять дней — с 5 июля по 23 августа 1943 года.»

Известно, что при таком соотношении сил наступление – чистый абсурд. Однако же в 1941 году вермахт показал, что наступать можно и при худшем соотношении. Что же было у Германии в 1941 и чего не было в 1943 году?

По теории блицкрига, разработанной Гудерианом, основным условием успешных наступательных действий является господство в воздухе. При нём обороняющиеся войска не получают вовремя разведданных, рвётся управление. В общем, как это было в 41-м, мы прекрасно знаем. В 43 же всё было наоборот, Люфтваффе не только не имело господства в воздухе, но и по итогам битвы окончательно его потеряло.

Действия авиации

Что мы знаем о действии авиации в Курской битве? Вот цитата:

«Действия авиации противника:

Крупные группы авиации сосредоточили все свои усилия на поле боя в полосе шириной 25—30 км и в глубину не более 10—15 км. В каждом налете участвовало по 100—150 бомбардировщиков под прикрытием до 60 истребителей.

Только за время с 4 ч. 25 м. до 11 час. 5 июля вражеская авиация произвела на орловско-курском направлении около 1000 самолето-пролетов, из которых 800, совершили бомбардировщики.

За 5 июля, по данным ПВО, в полосе Центрального фронта было зарегистрировано около 2300 пролетов самолетов противника.

Действия нашей авиации:

Развернувшаяся борьба в воздухе над Курской дугой носила ожесточенный характер. Воздушные бои шли непрерывно, перерастая в воздушные сражения, в которых участвовали сотни самолетов с каждой стороны. В воздухе постоянно патрулировали группы советских истребителей, которые перехватывали вражеские бомбардировщики на маршрутах их полета. Наращивание сил производилось за счет дежурных подразделений, сосредоточенных на специально построенных в 10–15 км от переднего края аэродромах.

Напряженные бои шли в воздухе 5 июля в полосе Центрального фронта, было зарегистрировано около 2300 пролетов немецких самолетов. Были моменты, когда над полем боя одновременно находилось до 300 бомбардировщиков и не менее 100 истребителей врага.

Истребители 6-го истребительного авиационного корпуса (командир генерал Н.Е. Ерлыкин) и 1-й гвардейской истребительной авиационной дивизии (командир подполковник И.В. Крупенин) вели борьбу с авиацией противника.

В действиях советских истребителей в ходе боев выявились недостатки. Некоторые летчики увлекались воздушными боями с истребителями противника и подчас оставляли без воздействия вражеские бомбардировщики.

Части 15-й воздушной армии Брянского фронта помогали 16-й воздушной армии Центрального фронта отражать налеты бомбардировочной авиации на наши войска.

Иногда несвоевременно осуществлялось оповещение о приближении воздушного противника, в результате немецко-фашистская авиация прорывалась через заслоны советских истребителей и наносила удары по войскам.

16-я воздушная армия в течение четырех часов почти не вводилась в действие, так как не было достаточно ясным направление главного удара противника.

В результате войска Центрального фронта несколько часов не получали необходимой поддержки от штурмовиков и бомбардировщиков. При наличии свыше 1000 исправных самолетов 16-я воздушная армия до 12 час. 5 июля произвела лишь 520 самолето-вылетов.

Когда стало вполне очевидно направление главного удара врага, командующий фронтом отдал приказ командующему 16-й воздушной армией генералу С.И. Руденко поддержать с воздуха обороняющиеся части всеми силами армии.

Командование 16-й воздушной армии приняло энергичные меры по устранению этих недостатков. 5 июля летчики 16-й воздушной армии произвели 1232 боевых самолето-вылета, провели 76 воздушных боев и сбили 106 вражеских самолетов.

Штурмовики и бомбардировщики группами по 6–8 самолетов наносили удары по танкам, артиллерии и живой силе противника. Группы сменялись в воздухе по заранее разработанному графику и наводились на объекты немцев с помощью радиостанций наведения. Особенно сильные удары по врагу были нанесены в районе Ясная Поляна, Озерки, Архангельское. Здесь наши летчики впервые применили противотанковые авиационные бомбы кумулятивного действия (ПТАБ-2,5-1,5).

В этот день впервые были применены нашими штурмовиками новые противотанковые бомбы ПТАБ-2,5-1,5. Они прожигали броню фашистских «тигров» и «пантер». Применяя их, только летчики 291-й штурмовой авиадивизии (командир полковник А.Н. Витрук) под Воронежем уничтожили за день 30 вражеских танков {19}.

Эффективность поражения самолетом Ил-2 бронетанковой техники особенно возросла после включения в состав бомбового груза самолета малогабаритных противотанковых авиабомб ПТАБ-2,5-1,5 кумулятивного действия, разработанных И.А. Ларионовым. Размеры этой кумулятивной бомбы соответствовали размерам существовавшей тогда авиабомбы массой 2,5 кг, а ее масса была равна 1,5 кг. До 192 таких бомб можно было разместить в четырех кассетах мелких бомб (КМБ), устанавливавшихся в бомбоотсеки самолета Ил-2. Сбрасывая эти бомбы с высоты 75…100 м, самолет Ил-2 поражал практически все танки в полосе шириной примерно 15 м и длиной около 70 м. При попадании в цель бомба ПТАБ пробивала броню толщиной до 70 мм. Самолеты Ил-2 с этими бомбами были впервые применены 6 июля 1943 г. в Курской битве против скоплений танков противника. Используя ПТАБ и все остальное оружие штурмовика, летчики 291-й штурмовой авиационной дивизии, которой командовал полковник А. Витрук, только за первые пять дней Курской битвы уничтожили и повредили 422 вражеских танка {22}.

Бомбардировщики и штурмовики нанесли серьезные удары по танкам и резервам противника, задержали их продвижение к полю боя и в значительной степени дезорганизовали управление.

Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский: «Наступило время поддержать соединения сухопутных войск авиацией. Командующему 16-й воздушной армией отдан приказ нанести удар по прорвавшемуся противнику. Руденко поднял в воздух более 200 истребителей и 150 бомбардировщиков. Их удары замедлили темп наступления гитлеровцев на этом участке, что позволило перебросить сюда ближайшие резервы. Этими силами удалось задержать продвижение врага».

Маршал авиации С.И. Руденко: «Я много наблюдал воздушных боев, но такого упорства, такой стремительности, такого мужества наших авиаторов мне не приходилось видеть ранее».

Бывший начальник штаба 48-го немецкого танкового корпуса генерал Ф. Меллентин: «Многие танки стали жертвой советской авиации, а русские летчики проявляли исключительную смелость».

Участник событий под Орлом капитан Вилке замечает, что до немецкого наступления на Курско-Орловской дуге 5 июля 1943 г. обстановка на земле и в воздухе была относительно спокойной, однако с началом боевых действий ситуация резко изменилась. Русские истребители, штурмовики и бомбардировщики в огромных количествах появлялись над полем боя и решительно поддерживали усилия своих наземных войск.»

За счёт чего же Люфтваффе могло получить вожделенное господство?

Альтернативный вариант событий

Во время Нюрнбергского процесса маршал авиации Геринг оставлял записки, в которых он проводил анализ прошедшей войны. В частности он признавал, что одной из его ошибок является на начальном этапе войны недооценка потенциала реактивной авиации, и в частности истребителя Мессершмитт Me.262.

Цитата из Википедии:

«Самолёт показал выдающиеся характеристики. Его скорость — более 800 км/ч — на 150—300 км/ч превышала скорость самых быстрых истребителей и бомбардировщиков. Скороподъёмность нового истребителя также была вне конкуренции. Более того, он был способен совершать вертикальный набор высоты. В управлении машина была значительно легче, чем массовый «Мессершмитт» Bf.109. Me.262 уступал традиционным самолётам в радиусе виража и в разгонных характеристиках. Зато он дольше удерживал высокую скорость разворота, имел очень высокую скорость пикирования. Вместо высокооктанового (по меркам того времени) авиационного бензина, который становилось все труднее получать, самолёт использовал более простое в получении топливо: тяжёлый керосин, или дизельное топливо.

При всём этом командование люфтваффе посчитало запуск в серию принципиально нового, ещё с «детскими болезнями», самолёта делом не оправданным и слишком рискованным. К тому же в то время со своими задачами неплохо справлялись выпускавшиеся огромными сериями истребители «Мессершмитт» Bf.109 и «Фокке-Вульф» Fw.190. Да и стоил Me-262 более чем в пять раз дороже, чем Bf-109. Но, тем не менее, отказываться от нового самолёта люфтваффе не собиралось. Летом 1942 года было заказано 15 машин, и ещё столько же — в декабре. Но, так как проект Me.262 в то время не имел приоритетного статуса, работы по нему шли неспешно.»

В воспоминаниях английских лётчиков, наиболее часто сталкивавшихся с этой машиной, часто встречается такая фраза:

– Вы не представляете мои ощущения, когда рядом, на неимоверной скорости, проносится какая то машина, и ты чувствуешь полную беззащитность против неё.

Итак, что мы имеем. Ещё за год до Курской битвы самолёт был практически готов, однако в по настоящему массовое производство не был запущен.

Сама собой напрашивается такая развилка: Германия в массовом порядке в течение всего 42 и начала 43 года строит эти самолёты и к Курской битве имеет их приличное количество.

Ещё одним фактором, который мог помочь Германии, были новые танки — Тигры и Пантеры, а также САУ Фердинанд.

Танк "Пантера"

Танк «Пантера»

Танк "Тигр"

Танк «Тигр»

САУ "Фердинанд"

САУ «Фердинанд»

Известно, что именно по причине недостаточного количества этих машин срок начала битвы постоянно откладывался. Но, тем не менее, достаточного количества этих машин Вермахт к началу битвы так и не получил. Танков Пантера – 192, Тигров – у меня нет точных данных, но не больше. И самоходок Фердинанд всего 90 штук. Предположим, что Германии всё же удалось изготовить хотя бы Тигров и Пантер вдвое больше, чем их было.

Итак, какое развитие событий мы получим при таком соотношении сил? При помощи реактивной авиации Люфтваффе захватывает господство в воздухе. А используя новейшие Тигры и Пантеры, взламывают нашу оборону и проводят окружение. В котёл попадает около 500 000 человек. После такого разгрома ни у Советской, ни у Германской армии нет сил к наступательным действиям. Фронт стабилизируется и застывает как минимум до следующей весны. Германия выигрывает год или два.

Оценивайте, а также предлагайте варианты, как бы пошла война, если б Курская битва завершилась победой Германии.

Подписаться
Уведомить о
guest

200 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account