«Paveway» — история лазерно-наводимой бомбы

11

"Paveway" — история лазерно-наводимой бомбы

Содержание:

Войну во Вьетнаме американские военно-воздушные силы (USAF) встретили… мягко говоря, не слишком-то к ней подготовленными. Виной тому была “зацикленность” старичков-генералов – чьи карьеры начались еще во Вторую Мировую – на идее “большой войны в Европе” против СССР и ОВД.

С точки зрения командования USAF, на войне для летчиков существовало ровно три задачи: разведка, доставка ядерного оружия, как стратегического, так и тактического, и перехват неприятельских бомбардировщиков. Война во Вьетнаме быстро вскрыла все недостатки такого подхода.

Выяснилось, что летчики USAF толком не умеют ни вести маневренный воздушный бой (потому что их учили перехватывать только неманеврирующие бомбардировщики), ни точно поражать наземные цели (потому что предполагалось, что такие атаки будут выполняться исключительно ядерным оружием). В результате в боях с вьетнамскими пилотами, американцы несли непредвиденно существенные потери, а их неспособность разбомбить мост “Челюсть Дракона” стала просто-таки легендарной.

"Paveway" — история лазерно-наводимой бомбы

Неадекватная подготовка и неэффективная тактика усугублялись отсутствием подходящего оружия. Единственным управляемым боеприпасом “воздух-поверхность” в арсенале USAF была ракета AGM-12 “Буллпап”: довольно примитивное оружие, управляемое командами по радио. Оператор ракеты отслеживал ее полет визуально, с помощью пиротехнических трассеров на хвосте, и наводил ее в цель обычным джойстиком. Такое оружие было крайне несовершенно. Помимо того, что его можно было использовать только днем и при хорошей видимости, наводящий “Буллпап” самолет должен был лететь прямо, не маневрируя – чтобы оператор мог удерживать ракету на линии визирования цели. И вьетнамские зенитчики быстро дали понять, что летящий прямо, не маневрирующий штурмовик для них – очень хорошая цель.

Ситуацию надо было срочно исправлять. И спасение, как обычно бывает, принесла новая технология: лазер.

Впервые идею использовать лазер для наведения оружия выдвинули инженеры Дэвид Сэлнаймер и Норман Белл, работавшие по контракту в арсенале армии США в Хантсвилле (штат Алабама). Они первыми в мире сконструировали компактный импульсный лазер, который был посилен для переноски пехотинцем. Поначалу они работали над системой наведения для противотанковых ракет, но затем – поскольку во Вьетнаме противотанковая оборона не была приоритетом – фокус их усилий сместился на создание лазерной системы целеуказания для армейской тактической авиации. Идея была в том, что наблюдатель на земле “подсветит” лазером выбранную цель, а смонтированная на борту самолета/вертолета автоматическая телекамера наведется на лазерный “зайчик” и точно покажет пилоту, какую цель ему надо атаковать.

Первый переносной лазерный целеуказатель

Первый переносной лазерный целеуказатель

Армия США проявила к проекту лишь ограниченный интерес, но зато им заинтересовались ВВС. В 1964 году, полковник Джо Дэвис-младший наблюдал за испытаниями армейского лазерного целеуказателя и “загорелся” идеей. На конференции трех родов войск в Орландо (Флорида) в 1965 году, он встретился с Сэлнаймером и Беллом, и пришел к выводу, что возможно создать очень простую систему наведения авиабомбы на “зайчик” лазерного луча.

Свои выводы полковник Дэвис представил командованию USAF, которое согласилось поддержать проект, если результаты могут быть гарантированы в короткий срок, от шести месяцев и до года. При этом ставилось важное условие: система лазерного наведения должна была стать навесным комплектом, устанавливаемым на обычную свободнопадающую авиабомбу. USAF вдохновлялись успешным опытом применения комплектов радиоуправления для авиабомб VB-1 AZON во Второй Мировой и VB-3 RAZON в Корее. Как показала практика, это было верное решение.

Программа разработки комплектов управления для авиабомб USAF получила название “Пэйввэй” (англ. “Paveway”), что дословно переводится как “мостовая” или “прокладывающий путь” (к победе). Первоначально, в ее рамках разрабатывались три параллельных проекта:

· Paveway 1 – бомба с полуактивным лазерным наведением на “зайчик” лазерного луча, посылаемого самолетом-носителем

· Paveway 2 – бомба с электро-оптическим фотоконтрастным наведением (более дешевый аналог флотской “Уоллай”), в дальнейшем трансформировалась в программу GBU-8 HOBOS

· Paveway 3 – бомба с инфракрасным всепогодным самонаведением (известна как “Bombwider”, т.к. использовала ИК ГСН от УРВВ AIM-9 “Sidewinder”). Не принята на вооружение.

Из всех трех проектов, лазерно-наводящийся Paveway 1 считался самым дешевым и перспективным. Paveway 2 с оптико-электронным наведением имел определенные преимущества – был полностью автономен, т.е. не нуждался в подсвете цели лучом лазера после запуска – но стоил существенно дороже. Инфракрасное самонаведение для Paveway 3 оказалось за пределами возможностей технологии.

Желая подстраховаться на случай возможных задержек, USAF заказали параллельную разработку лазерно-наводящейся бомбы на основе стандартной 750-фунтовой (340-кг) авиабомбы M117 четырем компаниям: “Autonetic” (подразделение могучей “North American Aviation”), “Texas Instruments”, “Westinghouse” и “Martin-Marietta”. “Westinghouse” интереса к контракту не проявил, предложение от “Martin-Marietta” было сочтено не соответствующим требованиям, так что в конкурсе остались только два участника. В ноябре 1965, “Autonetic” получила контракт на изготовление пяти прототипов, общей стоимостью 442.000 долларов. “Texas Instruments” получила заказ на девять прототипов, общей стоимостью 264.000 долларов.

"Paveway" — история лазерно-наводимой бомбы

“Autonetic” предложила “традиционный” концепт, опирающийся на надежно освоенные технологии. Бомба использовала гироскопически стабилизированную лазерную головку самонаведения (дизайн был позаимствован от УРВВ “Сайдуиндер”), управляющую носовыми воздушными рулями. При этом управление было пропорциональным, т.е. угол отклонения рулей соответствовал степени отклонения бомбы от цели.

Предложение от “Texas Instruments” было более радикальным и рискованным. Лазерная головка самонаведения стабилизировалась аэродинамически, с помощью собственного комплекта стабилизаторов. Управление осуществлялось по принципу “бэнг-бэнг”, т.е. кормовые рули перебрасывались из нейтрального положения сразу на максимальное отклонение.

Чтобы выбрать между двумя моделями, USAF организовали серию испытаний в 1966 году. По результатам, было признано, что существенной разницы в точности между бомбами нет, но проект от “Texas Instruments” стоит втрое дешевле, и работает надежнее конкурента. Кроме того, бомба от “Texas Instruments” не требовала дополнительных переделок самолета-носителя. После некоторых доработок (например, лазерную головку самонаведения перенесли в носовую часть бомбы — хотя это потребовало переработки взрывателя), USAF решили, что прототип их полностью удовлетворяет.

BOLT-117

BOLT-117

Доработанный прототип от “Texas Instruments” был принят на вооружение под обозначением BOLT-117 (англ. BOmb Laser Terminal (guidance)– БОмба с Лазерным Терминальным самонаведением). В 1968 году, бомбы этого типа были впервые применены во Вьетнаме, продемонстрировав… интересные результаты.

Усредненная точность BOLT была не так уж и высока, и максимальный промах оказался достаточно велик. Однако более половины бомб добились прямых (!) попаданий в цель, восхитив как пилотов, так и наблюдателей. Статистику портила, как оказалось, плохая аэродинамика бомбы M-117 (созданной еще в годы Корейской Войны), использовавшейся в качестве боевой части. Кроме того, кормовые аэродинамические рули, находившиеся “в тени” стабилизаторов, оказались недостаточно эффективны, и оптимальным решением было бы перенести их вперед.

Все это побудило USAF заказать “Texas Instruments” доработать систему под новые, более обтекаемые бомбы “восьмидесятой” серии, специально разработанные для наружной подвески истребителей-бомбардировщиков.

КОНСТРУКЦИЯ

Комплект лазерного наведения “Paveway”, по сути дела, состоял из двух частей: секции управления, надеваемой на нос бомбы, и хвостовой секции со стабилизаторами, закрепляемой, соответственно, на хвост. Секция управления включала лазерную головку самонаведения, процессор, две пары рулевых плоскостей и пневматическую сервосистему для управления рулями. Хвостовая секция включала только неподвижные стабилизаторы.

"Paveway" — история лазерно-наводимой бомбы

В передней части секции управления на карданном подвесе была установлена лазерная головка самонаведения. Она свободно вращалась по двум осям относительно тела бомбы. Для стабилизации ГСН использовалось простое и изящное решение – она стабилизировалась аэродинамически, с помощью установленного на ней кольца стабилизаторов. Набегающий воздушный поток давил на стабилизаторы, тем самым выравнивая ГСН с вектором скорости падающей бомбы. Такое решение позволило отказаться от стабилизации головки самонаведения с помощью гироскопов, и значительно упростить (и удешевить!) конструкцию.

В передней части головки самонаведения было проделано круглое окошко, закрытое ударопрочным стеклом. Позади стекла и инфракрасного фильтра располагалась асферическая линза, которая собирала поступающий от цели отраженный свет лазера и фокусировала его на кремниевом фотоэлементе. При этом, фотоэлемент был размещен не в фокусе линзы, а чуть впереди него – чтобы поступающий на фотоэлемент световой поток не сжимался совсем уж в точку.

Фотоэлемент был разделен на четыре сектора, отвечавших, соответственно, за конкретные направления (условно влево/вправо, вверх/вниз, но на самом деле бомба не стабилизирована по крену и медленно вращается в полете — так что направления меняются непрерывно). Если головка самонаведения смотрела прямо на лазерный “зайчик” на цели, то все четыре сектора освещались одинаково и вырабатывали равное напряжение. Если же головка самонаведения смещалась, то напряжение от одних секторов (более освещенных) возрастало, а от других (менее освещенных) падало.

Выходное напряжение от секторов фотоэлемента усиливалось и подавалось в компаратор, который сопоставлял напряжение попарно. Данные от компаратора поступали на управляющий бомбой процессор. Если, например, на правом секторе фотоэлемента напряжение росло, а на левом падало, то процессор анализировал величину расхождения и, в случае если она превышала установленные максимальные пределы, подавал команду рулям. Рули бомбы отклонялись в требуемом направлении, и процессор удерживал их отклоненными до тех пор, пока разница напряжения на секторах фотоэлементов не выравнивалась.

"Paveway" — история лазерно-наводимой бомбы

Также в задачи процессора входила идентификация правильного лазерного сигнала – чтобы при одновременной атаке нескольких целей, бомбы не перепутали, кто куда летит. Для этого, на лазерном целеуказателе устанавливался идентификационный код, непрерывно передававшийся пульсациями лазерного луча. Процессоры бомб настраивались на идентификацию кода, установленного для конкретного лазерного целеуказателя. Таким образом, несколько соседних целей могли быть “подсвечены” одновременно, без риска, что бомбы перепутают, кто куда должен наводиться.

Система управления бомбы была пневматической, работающей от порохового газогенератора (который также служил источником тепла для термальной батареи на расплаве солей, питавшей всю электронику). Медленно горящая пороховая шашка подавала горячий газ в две пары противоположно направленных цилиндров, приводивших в движение плоскости рулей. Из цилиндров горячий газ выпускался наружу через четыре соленоидных клапана, управлявшихся процессором бомбы.

Пока бомба летела прямо на цель, все четыре клапана оставались открыты, и пороховые газы свободно выходили наружу. Давление в обеих цилиндрах каждой пары оставалось одинаковым, поршни – и, соответственно, рули – оставались неподвижны. Если же возникала необходимость повернуть бомбу, процессор подавал ток на соответствующий соленоид. Соленоид, заряжаясь, перекрывал клапан, и в связанном с ним цилиндре начинало быстро нарастать давление. Поршень смещался, и плоскости рулей проворачивались.

"Paveway" — история лазерно-наводимой бомбы

В кормовой части бомбы устанавливалось кольцо с оперением, игравшим чисто стабилизационную роль. На ранних моделях оперение было закреплено жестко; на более поздних моделях, оперение сделали раскладным. Пока бомба висела на подвеске, стабилизаторы были сложены позади, тем самым уменьшая диаметр бомбы. После сброса, пружинный механизм распрямлял и фиксировал стабилизаторы в требуемой позиции.

В качестве боевой части, “Paveway” использовал стандартную авиабомбу USAF “80-ой серии” (т.е. бомбы с индексами Mark-81, Mark-82 и т.д.). Эти узкие сигарообразные авиабомбы были разработаны в 50-ых специально для ношения на внешней подвеске скоростных реактивных самолетов: хотя они несли меньший взрывчатый заряд чем равные по весу “толстые” авиабомбы Второй Мировой, но обладали значительно лучшей обтекаемостью и не так сильно мешали самолету-носителю. Флот США в качестве боеголовок для “Paveway” использовал собственные бомбы BLU-серии. По конструкции, флотские бомбы были идентичны бомбам USAF, но отличались более термостойким взрывчатым наполнителем и наружным противопожарным покрытием.

Поскольку размещение лазерной ГСН и секции управления в носовой части бомбы не позволяло использовать обычный ударный взрыватель, бомбы в комплекте «Paveway» обычно оснащались электронными инерционными взрывателями FMU-26 и FMU-81, обладающими высокой чувствительностью и возможностью выставить точное время замедления. Современные модели оснащаются неконтактными взрывателями, допускающими подрыв бомбы на заданной высоте над поверхностью, чтобы максимизировать поражающий эффект.

Рассказывая о лазерно-наводимых бомбах, необходимо также рассказать о лазерных системах, с помощью которых выполнялось целеуказание. Обычно, использовались два самолета: один нес систему лазерного целеуказания, а второй – собственно бомбы. Первый самолет “подсвечивал” цель лучом лазера, а второй бросал бомбы на отраженный луч.

Для лучшего понимания: отраженный от цели свет лазера на высоте 3500 метров (12000 футов) расходится в круг диаметром более 1500 метров. Все, что нужно от бомбардировщика – сбросить лазерно-наводящуюся бомбу в пределах этого круга. На слэнге пилотов – “забросить в корзину”.

Первые модели бомб с лазерным наведением – упомянутая выше BOLT-117 – наводились с помощью импровизированного лазерного целеуказателя AVQ-9 Pave Light, известному под прозвищем “Zot box” (в честь муравьеда из популярного в то время комикса). Он размещался внутри фонаря кабины самолета, с левой стороны, и состоял из лазерного излучателя и оптического прицела, с помощью которого оператор вооружения удерживал луч на цели. Система была не слишком-то удобна в эксплуатации: чтобы сопровождать лазерным лучом цель, самолет должен был выписывать вокруг нее круги с углом крена почти в сорок градусов. Хуже всего же было то, что она блокировала путь катапультного кресла, и при катапультировании “Zot box” надо было сначала снять…

Zot Box в кабине пилота

Zot Box в кабине пилота

На смену “Zot Box” пришла AN/AVQ-10 “Pave Knife”. Это была уже не импровизированная, а тщательно продуманная и спроектированная система, закреплявшаяся не в кабине пилота, а на внешней подвеске самолета. По конструкции, “Pave Knife” представляла собой вытянутый контейнер с изогнутым заостренным носом (за характерную форму, система получила прозвище “бумеранг” или “банан”). В задней части находились аккумуляторы и система электропитания. Передняя часть, вмещавшая лазер и спаренную с ним небольшую телекамеру, представляла собой небольшую турель, способную наводиться в двух плоскостях — сама турель вращалась вокруг продольной оси, и лазер с камерой могли наводиться в перпендикулярной плоскости. За счет этого, “Pave Knife” могла направлять луч лазера практически в любую точку нижней полусферы самолета.

Pave Knife

Pave Knife

Наведение с помощью “Pave Knife” стало значительно проще и удобнее. Телекамера подвески транслировала изображение цели на экран в кабине оператора вооружения. Оператор, двигая джойстик, удерживал перекрестье прицела камеры – и вместе с ним лазерный луч – на цели. Самолет же мог в это время спокойно маневрировать, выполнять боевой заход, уклоняться от огня. Кроме этого, “Pave Knife” сделала возможным применение лазерно-наводимого вооружения с того же самолета, с которого велась подсветка цели.

Более поздними разработками стали AN/AVQ-26 “Pave Tack”, добавивший ИК-камеру для поиска цели в ночное время, и компактный AN/AVQ-23 “Pave Spike”, имевший значительно меньшие габариты и вес и способный закрепляться на крыльевых точках подвески (а не только под фюзеляжем). Он также включал лазерный дальномер и стабилизированный авиагоризонт для упрощения прицеливания.

Pave Spike

Pave Spike

“Подсветку” целей для авиационных бомб могут также осуществлять наземные лазерные целеуказатели, используемые пехотой или отрядами спецназа. Такой метод наведения обычно используется при тесном тактическом взаимодействии авиации с наземными войсками: пехоте не обязательно, чтобы пилот сам видел цель, достаточно, чтобы бомба захватила исходящий от цели поток отраженного излучения лазера.

ВАРИАНТЫ

Система обозначения комплектов “Paveway” нуждается в некотором разъяснении. Обычно он записывался кодом вроде GBU-12C/B. Аббревиатура GBU означала Guided Bomb Unit (англ. — Единица Управляемого Вооружения). Цифровой код означал тип авиабомбы, на который данный комплект навешивался (в данном случае “12”, т.е. комплект для 225-ru фугасной бомбы Mk-82). Первая литера буквенного кода означала конкретную модификацию (в данном случае “C”, то есть третья модификация), а вторая литера – длину стабилизаторов бомбы (в данном случае /B, т.е. короткие).

Многие бомбы Paveway I делались в двух вариантах, “длиннокрылые” (обозначение /A) с длинными хвостовыми стабилизаторами, и “короткокрылые” с короткими (обозначение /B). Первые предназначались для сброса с дистанции, и имели большую дальность планирования. Вторые же падали быстрее и предназначались для сброса с небольшой высоты.

Paveway I

Базовая линейка “Paveway” имела ряд моделей, создаваемых под конкретные образцы боеголовок.

"Paveway" — история лазерно-наводимой бомбы

GBU-1/B – базовая версия, под устаревшую фугасную авиабомбу M-117 весом 750 фунтов (340 кг).

GBU-2/B – версия под 2000-фунтовую (908 кг) кассетную бомбу CBU-75/B, снаряженную 1800 фугасно-кумулятивными суббоеприпасами BLU-63/B.

GBU-3/A, B — версия под 1000-фунтовую (454 кг) кассетную бомбу CBU-74/B, снаряженную 48 осколочно-фугасными суббоеприпасами BLU-87/B.

GBU-4/B – название не присваивалось, версия для фугасной 1000-фунтовой бомбы Mk-83. Использовалась ограниченно.

GBU-5/B – версия под 500-фунтовую (225 кг) противотанковую кассетную бомбу Mk-20 “Rockeye”, снаряженную 247 кумулятивными суббоеприпасами MK 118.

GBU-6/B — версия под кассетную бомбу CBU-79/B, снаряженную комбинацией противопехотных и противотанковых суббоеприпасов.

GBU-7/B – версия под кассетную бомбу CBU-80/B, данные о которой засекречены до сих пор (возможно, распылитель химического/биологического оружия)

GBU-10/A, B – версия под 2000-фунтовую (908 кг) фугасную бомбу Mk-84.

GBU-11/B – версия под 3000-фунтовую (1400 кг) “бомбу-разрушитель” M-118, предназначавшуюся специально для поражения зданий.

GBU-12/A, B – версия под 500-фунтовую (225 кг) фугасную бомбу Mk-82.

Paveway II

Линейка моделей Paveway II (созданная в начале 70-ых) была в основном направлена на унификацию и стандартизацию имевшегося арсенала лазерно-наводимых бомб. Наиболее важным отличием было использование раскладных хвостовых стабилизаторов. Помимо того, что они позволяли уменьшить габариты оружия на подвеске носителя (и цеплять больше единиц вооружения), они также позволили отказаться от необходимости иметь отдельно “длиннокрылые” и “короткокрылые” модели бомбы для разных тактик. Теперь оператор мог просто задать нужную величину раскрытия стабилизаторов в зависимости от типа миссии.

"Paveway" — история лазерно-наводимой бомбы

Комплекты этого типа использовали не только бомбы Mk-серии USAF, но и бомбы BLU-серии флота. Конструктивно, эти бомбы были идентичны, но флотские снаряжались более термостойким взрывчатым веществом и имели противопожарное наружное покрытие.

GBU-10С, D, E, F/B – версия под 2000-фунтовую (908 кг) фугасную бомбу Mk-84 или флотскую BLU-117.

GBU-10G, H, J, K/B – версия под 2000-фунтовую (908 кг) бетонобойную бомбу BLU-109.

GBU-12B, C, D, E, F/B — версия под 500-фунтовую (225 кг) фугасную бомбу Mk-82 или флотскую BLU-111A/B.

GBU-16A, B, C/B – версия под 1000-фунтовую (454-кг) фугасную бомбу Mk-83 или флотскую BLU-110

GBU-17B – противобункерная бомба, не поступила на вооружение.

Enhanced Paveway II

В 1990-ых, фирма Raytheon разработала усовершенствованную версию Paveway II, на которой к лазерному наведению добавили комплект спутниковой навигации GPS и инерциальной навигации INS. Это позволило не только повысить точность бомбы, но и сделать ее применимой в условиях плохой видимости.

GBU-48A, B, C/B – версия с GPS/INS под 1000-фунтовую (454-кг) фугасную бомбу Mk-83 или флотскую BLU-110

GBU-49V1, V2, V3/B — версия с GPS/INS под 500-фунтовую (225 кг) фугасную бомбу Mk-82 или флотскую BLU-111A/B.

GBU-50/B –версия с GPS/INS под 2000-фунтовую (908 кг) фугасную бомбу Mk-84 или флотскую BLU-117.

GBU-51/B – специфическая флотская версия “пониженной летальности”. Использует 1000-фунтовую бомбу BLU-126 – версию BLU-111, с уменьшенным зарядом взрывчатого вещества, для снижения сопутствующего ущерба.

Paveway III

Линейка моделей Paveway III была разработана в 80-ых чтобы решить главную проблему предшествующих – неприспособленность к маловысотному бомбометанию. Обычная Paveway после сброса шла прямо на цель, что делало ее траекторию энергетически неоптимальной. Это не имело особого значения при сбросе с большой высоты, но при сбросе с малой (а тактические инструкции USAF подразумевают, что атаки хорошо защищенной цели проводятся только с малой и сверхмалой высоты) бомбе просто не хватало дальности планирования.

"Paveway" — история лазерно-наводимой бомбы

Paveway III была разработана для доставки к цели методом “броскового бомбометания”. На ней, головку самонаведения закрепили жестко, систему управления рулями сделали пропорциональной, а сенсорный элемент расположили на стабилизированном карданном подвесе под стеклянным куполом, тем самым значительно увеличив его поле обзора. Новый процессор на основе интегральных микросхем, соединенный с инерциальным автопилотом, теперь вырабатывал для бомбы оптимальную траекторию полета, сопоставляя данные от ГСН и автопилота. Таким образом, бомба теперь могла двигаться по баллистической траектории, значительно увеличивая дальность полета.

GBU-21B – противобункерная бомба, не поступила на вооружение.

GBU-22B – экспортная версия под 500-фунтовую (225 кг) фугасную бомбу Mk-82.

GBU-23/B – планировавшаяся версия под 1000-фунтовую (454-кг) фугасную бомбу Mk-83. Не производилась.

GBU-24B – версия 2000-фунтовую (908 кг) фугасную бомбу Mk-84

GBU-24A, B, E, F, G/B – версия под 2000-фунтовую (908 кг) бетонобойную бомбу BLU-109.

GBU-24C, D/B — версия под 2000-фунтовую (908 кг) фугасно-бетонобойную бомбу BLU-116.

GBU-24V1-12/B – экспортная версия 2000-фунтовую (908 кг) фугасную бомбу Mk-84 или бетонобойную BLU-109

GBU-27A-B/B – компактная версия под 2000-фунтовую (908 кг) бетонобойную бомбу BLU-109, разработанная чтобы вмещаться во внутренние бомболюки стелс-самолетов. Поставляется на экспорт.

GBU-28/B — противобункерная проникающая бомба, разработанная в кратчайшие сроки в 1991 году для операции “Буря в пустыне”. Использовала импровизированную 4500-фунтовую (2040 кг) боевую часть BLU-113, состоявшую из заполненного взрывчаткой ствола списаной 203-мм гаубицы.

GBU-28A, B, E/B – противобункерная проникающая бомба. Использовала серийную 4500-фунтовую (2040 кг) боевую часть BLU-113 специального производства.

GBU-28С, D/B – противобункерная проникающая бомба. Использовала серийную 4500-фунтовую (2040 кг) боевую часть BLU-122 специального производства.

Paveway IV

Разработанная британским подразделением “Raytheon UK” в 2000-ых модифицированная серия бомб с двойным наведением (лазерное + GPS/INS), программируемым взрывателем (способным на контактный подрыв, подрыв с замедлением, или подрыв на заданной высоте над целью) и возможностью поражения небольших движущихся целей.

"Paveway" — история лазерно-наводимой бомбы

GBU-49/B – версия под 500-фунтовую (224-кг) фугасную бомбу Mk-83.

ПРИМЕНЕНИЕ

Боевое применение “Paveway” во Вьетнаме началось в 1968 году, вскоре после дебюта BOLT-117. Новые бомбы поступили на вооружение 8-го тактического истребительного крыла “Волчья стая”. Поначалу, их применение носило чисто экспериментальный характер — американцы отрабатывали тактику и принципы использования нового оружия. Первые же боевые вылеты, впрочем, продемонстрировали значительное превосходство “Paveway” над BOLT-117: в среднем, круговое вероятное отклонение “Paveway” не превышало 20 футов (6,1 метра), в то время как для BOLT-117 оно составляло 75 футов (23 метра). Больше того, по статистике, каждая четвертая “Paveway” поражала цель прямым попаданием!

Тактика захода на цель с помощью бомб Paveway и самолета целеуказания с Pave Knife. Звено заходит на малой высоте, совершает подскок вблизи цели, самолет целеуказания фиксирует на цели лазер Pave Knife, и все звено сбрасывает бомбы в "корзину" отраженного лазерного луча. После сброса, звено совершает маневр уклонения и уходит на малой высоте, продолжая подсвечивать цель лазером до попадания бомб

Тактика захода на цель с помощью бомб Paveway и самолета целеуказания с Pave Knife. Звено заходит на малой высоте, совершает подскок вблизи цели, самолет целеуказания фиксирует на цели лазер Pave Knife, и все звено сбрасывает бомбы в «корзину» отраженного лазерного луча. После сброса, звено совершает маневр уклонения и уходит на малой высоте, продолжая подсвечивать цель лазером до попадания бомб

Настоящим дебютом лазерно-наводящихся бомб стала операция “Linebacker” – массированная бомбардировочная кампания, предпринятая американцами в начале 1972 года. Задачей этой кампании было нарушить снабжение армий Северного Вьетнама, поражая их транспортную инфраструктуру. Основными целями стали, соответственно, мосты, тоннели, железнодорожные узлы. Объекты, весьма компактные, прочные, и неудобные для поражения обычным оружием.

И тут наступил звездный час управляемых бомб. Впервые в истории военных действий, управляемое оружие применялось массировано, в количествах, сопоставимых с обычным вооружением.

27 апреля 1972 года, двенадцать “Фантомов” 8-го тактического истребительного крыла нанесли удар по мосту “ Thanh Hóa”, известному среди американских пилотов под мрачным прозвищем “челюсть дракона”. Американская авиация годами пыталась вывести этот мост из строя, проведя более 873 авианалетов, и потеряв 11 машин, но добилась лишь частичных результатов. Но теперь американцы использовали бомбы с лазерным наведением – и добились долгожданного успеха, обрушив западную половину моста. Окончательно добили “челюсть дракона” 6 октября 1972 флотские бомбардировщики, поразив его бомбами “Уоллай”.

"Paveway" — история лазерно-наводимой бомбы

За время интенсивных бомбардировочных кампаний с февраля 1972 по февраль 1973, авиация США сбросила на Вьетнам более 10.500 лазерно-наводимых бомб. Из них, примерно 5.100 добились прямых попаданий в намеченную цель. Еще около 4.000 упали с отклонением, не превышавшим 25 футов (7,6 метров).

Главным преимуществом “Paveway” была его очень низкая цена. Один комплект лазерного наведения “Paveway” обходился в 1972 году всего в 3.000 долларов. Для сравнения, комплект оптико-электронного самонаведения HOBOS в том же году стоил 13.000 долларов. А самонаводящаяся оптико-электронная бомба “Walleye”, производившаяся американским флотом – не комплект наведения, но цельное оружие с встроенной фугасно-кумулятивной боевой частью – стоила 37.000 долларов за единицу!

Разумеется, у лазерно-наводящегося оружия были и недостатки. Главным из них была сложность применения в обстановке сильной облачности или задымления. Облака и дым блокировали отраженный свет лазера, не позволяя бомбе захватить цель. Кроме того, необходимость «подсвечивать» цель лазером до момента попадания все же делала атаки лазерными бомбами более рискованным делом, чем электро-оптическими с автономным самонаведением. Как следствие, американские пилоты стали комбинировать лазерные и электро-оптические бомбы, применяя каждый вид оружия в оптимальных для него условиях.

"Paveway" — история лазерно-наводимой бомбы

После Вьетнама, лазерно-наводящиеся бомбы семейства “Paveway” применялись практически в каждом конфликте с участием вооруженных сил США. Непрерывное совершенствование подвесных блоков наведения позволило применять их со множества типов боевых самолетов – истребителей, штурмовиков, тяжелых бомбардировщиков. И применение управляемых боеприпасов непрерывно росло. Если во Вьетнаме управляемое оружие составляло всего 1% от примененных боеприпасов, то в Ираке в 1991 году – уже 8%. В Югославии — более 25%.

Наглядной демонстрацией возможностей высокоточного оружия стала война в Ираке в 2003 году. В этом конфликте, впервые в истории большую часть сброшенных авиацией боеприпасов составляли управляемые бомбы и ракеты — 68%, или 19.040 единиц. Более 8.000 из них составляли лазерно-наводящиеся бомбы “Paveway” II и III. Возможность поразить цель одной управляемой бомбой, вместо нескольких десятков свободнопадающих, позволила радикально изменить наряд сил на выполнение задач, «высвободив» самолетовылеты для других целей.

"Paveway" — история лазерно-наводимой бомбы

В настоящее время, бомбы «Paveway» по-прежнему составляют важную часть американского арсенала. Их значение, впрочем, несколько понизилось в связи с появлением еще более дешевых комплектов GPS/INS наведения JDAM, не требующих сопровождения цели лучом лазера. Однако, стремительное развитие беспилотных самолетов (способных выполнять «подсветку» цели лазером без риска для пилотов) в 2010-ых придало «Paveway» второе дыхание.

"Paveway" — история лазерно-наводимой бомбы

Подобно ракете AIM-9 «Sidewinder», комплект наведения «Paveway» — это весьма редкий пример системы вооружения столь удачной в своем изначальном воплощении, что она остается релевантной и спустя более полувека после своего дебюта. Высокая точность, надежность в сочетании с дешевизной и простотой в эксплуатации делают «Paveway» — и подобные ему боеприпасы — одним из краеугольных камней американской доктрины воздушной войны.

источник: https://fonzeppelin.livejournal.com/230498.html

The same Fonzeppelin
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account