Раз уж речь зашла о стимпанке, грех не вспомнить еще об одной просто феерической машине, появившейся почти одновременно с «ледовозами» Натаниэля Грю. Я имею в виду уникальный паровой трактор братьев Айзека и Роберта Блэкборн из Эдинбурга, запатентованный в 1857 году. Этот монстр имел одно огромное ведущее колесо-каток, внутри которого располагалась двухцилиндровая паровая машина, а также — топка и паровой котел! Спереди находилось рабочее место рулевого со штурвалом, а под ним — три маленьких, сблокированных на одной оси рулевых колесика.
Таким образом, трактор Блэкборнов представлял собой первый в мире мотор-колесо, причем реализованный на базе паровых технологий середины позапрощлого века. Насколько же изощренной фантазией надо было обладать, чтобы до такого додуматься! Однако чрезмерная оригинальность конструкции, как это нередко бывает, отпугнула покупателей и блэкборновское чудо техники так и осталось в единственном опытном экземпляре.
В 1859 году братья спроектировали усовершенствованный вариант трактора, в котором цилиндры паровой машины располагались уже не внутри колеса, а перед ним (неизвестно, был ли он построен). Наконец, в 1863 году появился третий образец, в котором ведущее колесо получило пружинную амортизацию. Он проходил испытания, развив скорость четыре мили в час. Однако и этот «колесоход» не принес его создателям коммерческого успеха. Больше братья тракторами не занимались, но то, что они создали, безусловно, должно занять достойное место в пантеоне технических курьезов.