Пантера на минималках. Pz.Kpfw. IV/V ausf Geschützwagen III/IV. Германия
После окончания разработки универсального шасси для САУ Geschützwagen III/IV в 1943 году, и началом массового выпуска на его базе различных САУ, таких как Хуммель и Насхорн, инженеры компании Alkett начали работы по разработке на этом шасси других боевых машин.
Так был рассмотрен вариант по установке на это шасси башни от танка Пантера. Смысл такой переделки заключался в идее получить ещё одну боевую машину вооружённую мощной 75-мм пушкой KwK 42.
В итоге получилась машина, массой 24 тонны, с бронированием на уровне Pz.Kpfw. III и довольно слабой подвижностью и проходимостью, однако при этом она была на много более дешёвой чем Пантера и существенно надёжней.
Довольно быстро опытно-конструкторские работы были проведены и в том же 1943 году, первая опытная машина поступила на испытания. Испытания прошли с двойственными результатами. С одной стороны, машина показала феноменальную надёжность, на много большую чем у уже принятой на вооружение Пантеры. Однако с другой, она имела плохую проходимость и слабую броню.
Взвесив все за и против руководство Третьего Рейха таки приняло данный танк на вооружение присвоив ему индекс Pz.Kpfw. IV/V ausf Geschützwagen III/IV. Производить данный танк должна была компания Alkett.
Первые же примеры боевого применения Панцера 4/5 показали его слабую защищённость, его даже в лоб на придельной дистанции легко пробивали наши старенькие Т-34-76. Однако мощная пушка компенсировала недостатки машины. Поэтому руководство Панцерваффе подготовило рекомендации по использованию машины. Танкистам на Pz.Kpfw. IV/V категорически не рекомендовалось участвовать во встречных боях с нашими танками, они должны были стараться действовать или из засад, или в качестве поддержки более тяжёлых машин. То есть, по сути, рекомендовалось использовать машину исключительно как истребитель танков.
В конце 1944 года машина подверглась лёгкой модернизации. Её усилили защитными экранами, и она приобрела такой внешний вид:
Как бы там не было Pz.Kpfw. IV/V оказался довольно удачным танком, но существенной роли в ходе войны он сыграть не смог и большими тиражами не выпускался. Всего было построено чуть более двух десятков машин. Это произошло из-за того, что компания Alkett была завалена заказами на 150 мм САУ Хуммель, производство которой считалось приоритетным, вторым по приоритетности стояло производство, на много более мощного истребителя танков Насхорн и только после выполнения заказов по этим двум системам вооружения завод мог заняться выпуском Панцера IV/V. Учитывая состояние на фронтах и огромные потери Вермахта в САУ, руки до производства танков доходили не часто.
Технические характеристики Pz.Kpfw. IV/V ausf Geschützwagen III/IV:
- Боевая масса, т – 24 т,
Бронирование;
- Тип брони – Стальная катаная, поверхностно закалённая,
- Лоб корпуса, мм/град. – 30,
- Борт корпуса, мм/град. – 20,
- Корма корпуса, мм/град. – 20,
- Лоб башни, мм/град. – 110,
- Маска орудия, мм/град. – 110,
- Борт башни, мм/град. – 45/25°,
- Корма башни, мм/град. – 45/25°,
Силовая установка;
- Тип двигателя – Maybach HL 120 TRM, 12-цилиндровый, карбюраторный, V-образный, жидкостного охлаждения; мощность 265 л.с. (195 кВт) при 2600 об./мин, рабочий объём 11867 куб. см.
- Мощность двигателя, л. с. – 265 л. с.,
- Скорость по шоссе, км/ч – 40 км/ч,
Вооружение;
- Калибр и марка пушки – 75-мм KwK 42,
- Вспомогательное вооружение – пулемёт 7,92 мм MG-34
PS. Всё что описано в статье ни когда не происходило. Данный танк и его история является моей выдумкой, от начала и до конца.