На этот раз картинок почти нет. В конструкции есть спорные моменты.
Товарищ Сталин выпустил клуб дыма из своей трубки, немного помолчал и почти без акцента сказал: «Продолжайте».
Народный комиссар танковой промышленности Вячеслав Александрович Малышев, как раз нашедший нужные бумаги в своей папке, стал зачитывать, вглядываясь покрасневшими глазами в машинописные листы:
«Таким образом, обобщая процент захваченных немецких машин с дизельными двигателями, можно сказать следующее:
1.Больше всех почти 15% захвачено машин «Хеншель» 33 модификации G1. Их дизель похож по некоторым параметрам на наш В-2.
2.Остальные дизельные автомобили марок Магирус, МАН, Мерседес-Бенц, Бюссинг, Круп, Боргвард, Фаун и другие встречаются в меньших количествах. Дизели на них разнятся по параметрам куда больше.
3.Из всех двигателей представляют особый интерес ДВС «Хеншель» тип G, «Бюссинг-NАG» GD6, ФД «Даймлер-Бенц» ОМ 57.
4.Кроме того есть заинтересованность в дизельных двигателях с автомобилей «Клёкнер-Дойц» 3000, «Мерседес-Бенц» L 3000, MAN Е 3000, так как эти двигатели могут служить дополнением к двигателям на наших машинах ЗиС-5, ЗиС-6, ГАЗ-АА/ААА, ЯГ-6 и даже ЯГ-10».
Иосиф Виссарионович после недолгого молчания произнес: «Еще в начале сентября прошлого года товарищ Астров представил в Главное автобронетанковое управление Красной Армии расчеты по изготовлению на базе танка Т-60 другого легкого танка с усиленной броней и вооружением, оснащённого спаренной установкой автомобильных двигателей. А можно ли в течение полугода поставить на этот танк наш дизель, сделанный из немецкого?»
– Нет, товарищ Сталин.
– А сколько Вам потребуется времени?
– Один год.
– Что же, начинайте. А мы постараемся Вам помочь.
Выходя из кабинета, Вячеслав Александрович услышал: «Соедините меня с товарищем Берия».
Проектирование и освоение рядного 6-цилиндрового двигателя началось в конце января, начале февраля 1942 года на Челябинском Кировском заводе. Еще не полностью был освоен в серии В-2, еще достраивались новые заводские корпуса, а в отдельной комнате заводоуправления ЧКЗ собралась группа конструкторов во главе с главным конструктором завода №75 Т. П. Чупахиным.
– Товарищи. Нам поставлена задача освоить в производстве трофейный дизель «Хеншель» тип G. Двигатели прибудут послезавтра.
Вскоре после начала производства изготовление «малосильных дизелей» было перенесено в Барнаул на построенный в 1943 году завод №352. В производстве решили использовать все наработки по типу В-2. Силуминовый блок, два распредвала, четырехклапанная головка блока. Большую трудность представляло изготовление компрессионных и маслосъемных колец, а также коленчатого вала и ТНВД. Но к августу 1943 г. Барнаульский завод выпускал до 45 дизелей в сутки.
В-6 относился к быстроходным 4-тактным бескомпрессорным, с непосредственным впрыском топлива 6-цилиндровым тепловым машинам жидкостного охлаждения.
Картер состоял из верхней и нижней половин, отлитых из силумина, с плоскостью разъёма по оси коленчатого вала. В нижней половине картера имелись два углубления (передний и задний маслозаборники) и передача к масляному и водяному насосам и топливоподкачивающей помпе, крепящимся снаружи картера. К верхней половине картера крепился на анкерных шпильках блок цилиндров вместе с головкой. В корпусе рубашки блока цилиндров, изготовленного из силумина, устанавливались по шесть стальных азотированных мокрых гильз.
В головке цилиндров были два распредвала и по два впускных и выпускных клапана на каждый цилиндр. Кулачки распределительных валов действовали на тарелки толкателей, установленных непосредственно на клапанах. Сами валы были полыми, по внутренним сверлениям подводилось масло к их опорам и к тарелкам клапанов. Выпускные клапаны не имели специального охлаждения. Для привода распредвалов использовали вертикальные валы, каждый из которых работал с двумя парами конических шестерён.
Коленчатый вал изготавливался из хромоникелевольфрамовой стали. Он имел центральный подвод смазки, при котором масло подводилось в полость первой коренной шейки и по двум сверлениям в щеках проходило во все шейки. Развальцованные в выходных отверстиях шатунных шеек медные трубки, выходившие к центру шейки, обеспечивали поступление на трущиеся поверхности центрифугированного масла. Коренные шейки работали в толстостенных стальных вкладышах, залитых тонким слоем свинцовистой бронзы. От осевых перемещений коленвал удерживался упорным шарикоподшипником.
Поршни – штампованные из дюралюминия. На каждом установлены пять чугунных поршневых колец: два верхних компрессионных и три нижних маслосбрасывающих. Поршневые пальцы – стальные, полые, плавающего типа, удерживаемые от осевого перемещения дюралюминиевыми заглушками.
Шатуны имели двутавровое сечение. Нижняя головка шатуна к верхней его части крепилась с помощью шести шпилек. Шатунные вкладыши были стальными тонкостенными, залитыми свинцовистой бронзой.
Пуск двигателя был дублированным, состоявшим из двух, действующих независимо систем – электрического стартера мощностью 11 кВт (15 л.с.) и пуска сжатым воздухом из баллонов. На некоторых двигателях вместо обычных электростартеров устанавливали инерционные с ручным приводом. Система пуска сжатым воздухом предусматривала наличие распределителя воздуха и пускового автоматического клапана на каждом цилиндре. Максимальное давление воздуха в баллонах составляло 15 МПа (150 кгс/см²), а поступавшего в распределитель – 9 МПа (90 кгс/см²) и минимальное – 3 МПа (30 кгс/см²).
Для подкачки топлива под избыточным давлением в питающую полость насоса высокого давления использовалась помпа коловратного типа. Насос высокого давления НК-6 – рядный 6-плунжерный, с двухрежимным (позже всережимным) регулятором. Форсунки закрытого типа с давлением начала впрыска 20 МПа (200 кгс/см²). В системе топливоподачи имелись также фильтры грубой и тонкой очистки.
Система охлаждения – закрытого типа, рассчитанная на работу под избыточным давлением 0,06–0,08 МПа (0,6–0,8 кгс/см²), при температуре кипения воды 105–107 °С. В неё входили радиатор, центробежный водяной насос, сливной кран, заливной тройник с паровоздушным клапаном, центробежный вентилятор, закрепленный на маховике двигателя, и трубопроводы.
Система смазки – циркуляционная под давлением с сухим картером, состоявшая из шестерённого насоса, масляного фильтра, масляного бака, ручного подкачивающего насоса, уравнительного бачка и трубопроводов. Масляный насос состоял из одной нагнетающей секции и двух откачивающих. Основной сорт масла – авиационное МК летом и МЗ зимой.
Т-70М
Поскольку Н. Астров еще в начале 1942 года дал обещание Государственному Комитету Обороны не позднее второго полугодия перейти к выпуску трехместного варианта Т-70, все усилия «танкового КБ» ГАЗа были направлены на выполнение этой задачи. В апреле-мае эскизный проект новой боевой машины был утвержден отделом главного конструктора НКТП, а в июне началась разработка рабочих чертежей. В ходе проектирования стало ясно, что новый танк по массе будет почти на 1,5 тонны тяжелее Т-70. В июле — августе 1942 года на ГАЗе прошли испытания серийного Т-70, догруженного до 11,5 т. В результате длительных пробегов выяснилось, что при такой массе прочность ходовой части танка стала недостаточной. В ходе испытаний у догруженного образца ломались траки, лопались торсионы подвески, быстро изнашивались резиновые бандажи опорных катков, в перенапряженном режиме работала коробка перемены передач, а при движении в гору, при угле наклона свыше 20 градусов, отмечались поломки зубьев КПП и бортовых редукторов. Для исправления выявленных недостатков танковое КБ ГАЗа предприняло ряд шагов. С 260 до 300 мм увеличили ширину и с 98 до 111 мм шаг траков гусениц, возросла со 104 до 130 мм ширина опорных катков и с 34 до 36 мм диаметр торсионов. Из-за увеличения шага трака, их число в гусенице сократилось с 91 до 80 штук. Кроме того, усилили поддерживающие катки, стояночные тормоза (увеличена ширина тормозной ленты) и бортовые редукторы.
Решением Государственного Комитета Обороны №2276сс от 8 сентября 1942 года Горьковскому автозаводу поручалось «спроектировать и изготовить новые образцы коробки передач и двухместной башни для танка Т-70М». Появление этого документа значительно ускорило изготовление нового легкого танка, так как теперь осуществлялся жесткий контроль за ходом работ со стороны руководства страны. В результате, 27 сентября 1942 года на ГАЗе закончили изготовление первого опытного образца лёгкого танка Т-70М. Главное изменение, по сравнению с предыдущим образцом, составлял танковый дизель В-6. Серийно дизель на танки стал устанавливаться с января 1943 г.
Общая компоновка новой боевой машины, вооружение, ходовая часть, корпус, моторно-трансмиссионное отделение, рабочее место механика-водителя со всеми элементами управления остались почти такими же, как и на Т-70. Главное внешнее отличие заключалось в замене подбашенного листа, на котором установили новую увеличенную башню с двумя рабочими местами — командира танка, ставшего по совместительству радистом, и стрелка-наводчика. Пулемет в двухместной башне был перемещен слева направо. Для наблюдения за полем боя сначала планировалось установить командирскую башенку, но она требовала не менее 5 перископических приборов наблюдения и имела приличную массу, усложняющую открывание и закрытие башенного люка. Поэтому на опытном образце была установлена лишь поворотная командирская панорама. Для ведения огня из личного оружия в обоих бортах башни были сделаны амбразуры, закрывавшиеся броневыми заслонками. Броневая защита корпуса быта усилена за счет увеличения толщины бортовых листов до 25 мм, а подбашенного листа до 20 мм. Броневые листы сварной башни высокой твердости имели толщину 35 мм. Ввиду изменения места установки пулемета конструкция литой маски орудия была изменена.
В качестве основного оружия на танке была установлена 37-мм автоматическая пушка НСТ-37 с начальной скоростью снаряда 865 м/с с возможностью стрельбы по воздушным целям. Питание пушки — ленточное. Углы наводки по вертикали составляли от -4 до +77°. Вес одной пушки со снарядами 237 кг.
Длина ствола пушки НСТ-37 2300 мм. Габариты пушки: длина 3400 мм, ширина 215 мм, высота 415 мм. Темп стрельбы 30 — 40 выстр./мин.
В боекомплект пушки НСТ-37 входил снаряд ОЗТ весом 732 г и содержанием 34 г мощного взрывчатого вещества A-IX-2. Взрыватель мгновенного действия, сначала МГ-7 и МГ-8, позже — А-37. Вес метательного заряда около 210 г. Вес гильзы 607 г, вес звена 160 г. Охлаждение ствола воздушное, по принципу пулемета «Льюис». Пушка снабжалась дульным тормозом-пламегасителем.
При стрельбе по наземным целям использовался телескопический прицел, по воздушным — коллиматорный прицел К-8Т. Наводка оружия на цель осуществлялось с помощью штатных приводов — шестеренчатого механизма поворота башни и винтового подъемного механизма. В боекомплект пушки входили 187 выстрелов. С пушкой был спарен пулемет ДТМ. Боекомплект 1008 патронов (16 дисков). Дополнительно в боевом отделении укладывались один 7,62-мм пистолет-пулемет ППШ с боекомплектом 213 патронов (3 диска) и 10 ручных гранат Ф-1.
Модификации танка Т-70М
Летом 1944 года в КБ завода №37 под руководством Н.А. Попова был изготовлен опытный образец танка Т-70М/45 с 45-мм пушкой НСТ-45. Ее осколочно-фугасный снаряд весом в 1060 г. был взят от противотанковой 45-мм пушки. Его разрушающее действие в два раза превышало 37-мм снаряд.
Питание пушки — ленточное. Углы наводки по вертикали составляли от -4 до +83°. В боекомплект пушки входили 104 выстрела. Боекомплект пулемета был уменьшен до 756 патронов (12 дисков). Охлаждение ствола воздушное, эжекционное. Пушка снабжалась дульным тормозом-пламегасителем.
Технические характеристики Т-70М
Боевая масса, т |
11,5 |
Экипаж, чел. |
3 |
Длина корпуса, мм |
4285 |
Ширина корпуса, мм |
2420 |
Тип брони |
гетерогенная катаная высокой твёрдости |
Бронирование — лоб корпуса (верх), мм/град. |
45/60° |
Бронирование — лоб корпуса (низ), мм/град. |
35/−30° и 15/−81° |
Бронирование — борт корпуса, мм/град. |
25/0° |
Бронирование — корма корпуса (верх), мм/град. |
15/76° |
Бронирование — корма корпуса (низ), мм/град. |
25/−44° |
Бронирование — днище, мм |
10 |
Бронирование — крыша корпуса, мм |
15 |
Бронирование — маска орудия, мм/град. |
35 |
Бронирование — борт башни, мм/град. |
35/5° |
Бронирование — крыша башни, мм |
15 |
Тип двигателя |
рядный 4‑тактный 6‑цилиндровый дизель |
Мощность двигателя, л. с. |
1 × 115 при 1820 об/мин |
Скорость по шоссе, км/ч |
42 |
Скорость по пересечённой местности, км/ч |
20 — 25 |
Запас хода по шоссе, км |
320 |
Запас хода по пересечённой местности, км |
260 |
Тип подвески |
торсионная индивидуальная |
Удельное давление на грунт, кг/см² |
0,84 |
Преодолеваемый подъём, град. |
34 |
Преодолеваемая стенка, м |
0,7 |
Преодолеваемый ров, м |
1,7 |
Преодолеваемый брод, м |
1,0 |
Легкий танк Т-70М (37/45) предназначался для действий в составе разведывательных батальонов танковых и мотострелковых дивизий, а также действиях штурмовых отрядов совместно с СУ-76М (И) при штурме населенных пунктов. Организационно разведбат состоял из штаба, одной-двух рот легких танков, мотоциклетной роты, роты трофейных БТР (при наличии матчасти), станкопулеметной роты (4 ДШК, 4 82 – 120 мм минометов, батареи на мехтяге 76,2 полковых или дивизионных пушек), саперной роты и взводов МТО и связи. В штурмовые отряды сводились разные по численности силы, но не менее роты танков, до роты или батальона пехоты на грузовиках и/или БТР и смешанного артдивизиона (82-мм, 76,2-мм, 122-мм).