Оружие ленинградского ополчения: бронегрузовики ИЗ.
Как уже писалось в предыдущем посте об оружии ленинградских ополченцев, вновь формируемые дивизии ЛАНО нуждались в тяжелом вооружении. Как разруливали проблему артиллерии уже говорилось, но помимо всего прочего необходима была бронетехника. Особенно актуально это было в свете огромных потерь механизированных соединений РККА. Разрешением этого вопроса занялся коллектив Ижорского завода.
В принципе, ижорский завод и так являлся головным предприятием по изготовлению бронекорпусов для армейских БА, но нюанс заключался в том, что армейский заказ для вооружения ополчения использовать запрещалось. Из положения вышли следующим образом: разработали упрощенную схему бронирования гражданских грузовиков, причем разработан данный проект был уже на первой неделе войны.
После одобрения проекта горкомом Ленинграда были выделены автомобили (ГАЗ-АА, ЗИС-5, несколько ЗИС-6), и процесс пошел. Бронированию листами от 6 до 10 мм, подвергались кабина, мотор, в меньшей степени кузов (внутри штатного кузова монтировались бронированные борта). Вооружение также собиралось "с бору по сосенке" — то, что имелось на складах Ленинградского военного округа.
Броневики на базе ГАЗ-АА вооружались пулеметами: пехотным или танковым "дегтярем", размещавшимся справа от водителя, а также вторым пулеметом, открыто установленными в кузове. Это могли быть авиационные спарки ДА, пулеметы "максим" на штатной треноге для зенитной стрельбы и со штатным щитком, ДШК.
ГАЗ-АА,вооруженный спаркой ДА в кузове.
Кроме того, некоторое количество ГАЗ-АА имело на вооружении пулемет "максим" в бронированной пулубашенке,установленной на кабине.
Бронеавтомобили на базе ЗИС-5 вооружались более мощно: помимо пулемета в лобовом листе, в кузове размещалась 45 мм. ПТП обр. 1932 или 1937 г., закрытая штатным щитком (причем есть информация, что монтировали её на специальных швеллерах, колеса и станины лафета при этом снимались). Стелять из орудия можно было только по направлению хода.
Часть ЗИС-5 получило на вооружение 20 мм. авиапушку ШВАК на импровизированном станке. Насколько я понял, использовать её можно было только по сухопутным целям.
Наиболее продвинутой была версия на базе трехосного грузовика ЗИС-6, которая в общем-то являеться вполне полноценным бронеавтомобилем, имевшим сплошной бронекорпус и вооружение, размещавшееся в башне (башня была либо от БА-6, либо от танка Т-26).
Сохранилась единственная фотография, где этот броневик запечатлен вместе с серийными бронеавтомобилями БА-6 (на переднем плане БА-6, чуть подальше — ижорская "импровизация").
Точное количество произведенных бронеавтомобилей, проходивших по документам как «бронированная машина ГАЗ (ЗиС)», «полубронированная машина ИЗ» или «средняя бронемашина ИЗ», неизвестно. Учитывая штатное количество броневиков в бронедивизионе дивизии ЛАНО 12 шт., общее количество можно оценить не менее 100 едениц.
Нужно сказать, что сами заводчане, воевавшие в частях ЛАНО, называли свои машины "бронтозаврами".
Поступать в войска бронеавтомобили ИЗ стали уже с 15 июля 1941 г. (причем, не только в дивизии народного ополчения, но и в строевые части), пик их боевого применения приходится на конец июля — сентябрь 1941 г., время жарких боев, время, когда враг рвался к Ленинграду.
О значении импровизированных ижорских бронегрузовиков может говорить тот факт, что в какой-то промежуток времени их было больше, чем штатных армейских броневиков, а любая броня тогда выла очень ценной. Например, 27 июля 1941 г. в составе двух дивизий ополчения и 191-й стрелковой дивизии числилось 79 бронеавтомобилей различных типов, из числа которых ижорских "бронтозавров" было не менее 40. На 10 мая 1942 г. в войсках продолжали числиться 14 бронеавтомобилей на базе ЗИС-5 и 32 бронированных ГАЗ-АА, из них по крайней мере один ЗИС-5 участвовал в операции "Искра" в начале 1942 г. А один из бронированных ЗИС-6 входил в состав 2-го отдельного автоброневого батальона летом 1942 г.
В результате ожесточенных боев часть машин была уничтожена, некоторое количество было захвачено немцами и финнами и использовалось для несения охранной службы на оккупированных территориях.
Бронемашина на базе ЗИС-6, брошенная при отступлении. Осень 1941 г.
Бронеавтомобиль на базе ГАЗ-АА, захваченный финнами. Петрозаводск, осень 1941 г.
Кроме бронегрузовиков на Ижорском заводе был сделан еще один броневик на шасси ГАЗ-АА, в котором использовались элементы бронекорпуса БА-10 (передняя часть), с приваренной сзади бронекоробки. Вооружение состояло из пулемета в шаровой установке, справа от водителя. Кроме этого имелась наблюдательная башенка (возможно, данная машина использовалась как передовой мобильный наблюдательный пункт). Эта машина была захвачена немцами и использовалась ими на оккупированных территориях в 1941-42 гг.
Ссылки:
http://www.aviarmor.net/tww2/armored_cars/ussr/iz.htm и http://ru.wikipedia.org/wiki/ИЗ_(бронеавтомобиль) — основной материал и иллюстрации.
http://panzer35.ru/forum/22-1749- и http://strangernn.livejournal.com/307726.html?thread=5473806 — оставшаяся часть иллюстраций
Не обошлось без помощи Гугла.