Опытный тяжелый бомбардировщик и торпедоносец Caproni Ca.79. Италия
Небольшая и интересная винтажная статья, которая, думаю, заинтересует коллег.
Caproni – это имя хорошо известной итальянской авиастроительной компании обычно ассоциируется с «гигантскими» аэропланами: огромными бомбардировщиками (трипланами и несколькими бипланами), построенными в годы Великой войны и значительно превосходящими по габаритам обычные самолеты тех лет. Хотя впоследствии компания Caproni занималась производством самолетов малых и средних размеров, она не оставила «больших» машин. Этот вывод можно сделать из недавней постройки компанией самолета с обозначением Ca.79 (не говоря уже о близком к завершению Ca.6000, который еще больше), небольшая статья о котором приведена ниже.
Ca.79 является многомоторным боевым самолетом, который без проблем может быть преобразован для коммерческой эксплуатации – безусловно вследствие своих размеров. Ca.79 очень крупный самолет – хотя на первый взгляд этого не скажешь – с размахом крыла более 100 футов (30,5 м).
Ca.79 является бипланом типичной для компании Caproni конструкции, т.е. с нижним крылом большого размаха и относительно небольшим верхним крылом. Последнее, как это видно на снимках и схемах, является прямым и установленным достаточно высоко над имеющим форму лодки фюзеляжем. Нижнее крыло состоит из короткого прямого ценроплана, который присоединен к фюзеляжу, и двух консолей с небольшим поперечным V. Верхнее и нижнее крылья соединены друг с другом четырьмя парами стоек и имеют довольно толстый аэродинамический профиль. Сбалансированные элероны устанавливаются только на нижнее крыло.
схема бомбардировщика-торпедоносца Caproni Ca.79
Ca.79 имеет металлическую конструкцию (сталь и дюралюминий) с полотняной обшивкой крыльев и части фюзеляжа. Лонжероны крыльев изготовлены из стальных листов, нервюры и передние кромки из дюралюминия, а внутренние крепления из стальной проволоки и труб. Монопланное горизонтальное оперение имеет силовой набор из стальных труб. Вертикальная и горизонтальная стабилизирующие поверхности могут быть отрегулированы во время полета. Руль направления стабилизирован, рули высоты – нет.
Силовой набор фюзеляжа изготовлен из стальных труб, и передняя часть фюзеляжа покрыта листами дюралюминия. Кабина экипажа оснащена обычным для крупных самолетов компании Caproni двойным управлением и расположена у передней кромки нижней плоскости, обеспечивая пилотам отличный обзор. В крайней носовой части фюзеляжа расположена кабина стрелка-бомбардира, в то время как позади крыльев находится кабина второго стрелка-наблюдателя. Центральный фюзеляжный проход соединяет все три кабины, доступ к которым осуществляется с помощью двух дверей на левой стороне корпуса самолета.
CAPRONI CA.79: недавно построенный итальянский бомбардировщик-биплан, оснащенный четырьмя 500-сильными двигателями Isotta-Fraschini Asso. Как видно из двух приведенных выше фотографий крылья самолета установлены в типичной для компании Caproni манере – «выше меньшее»
Передняя кабина оснащена пулеметной установкой, а также систему сброса бомб с электрическим управлением. Бомбы размещаются либо внутри фюзеляжа, либо вне фюзеляжа, либо под крылом; бомбовая нагрузка состоит из четырех 500-800-кг бомб или тридцати двух 100-кг бомб или одной торпеды. Второй пулемет расположен в задней кабине имеет большие сектора обстрела по вертикали и в стороны. Третий пулемет установлен в полу фюзеляжа и ведет огонь вниз; когда пулемет не используется он убирается внутрь самолета.
Силовая установка Ca.79 состоит из четырех 500-сильных двигателей Isotta-Fraschini Asso. Два двигателя установлены тандемом на центральной оси самолета; двигатели установлены над фюзеляжем между верхним и нижним крыльями на прочных центропланных стойках. Два других двигателя установлены по обеим сторонам фюзеляжа на границе центроплана и консолей нижнего крыла. Данные двигатели немного выступают за переднюю кромку крыла и вращают тянущие винты.
Ко всем четырем двигателям обеспечен легкий доступ, и мы считаем, что эти моторы легко снимаются для замены или капитального ремонта.
CAPRONI CA.79: На данном снимке показано расположение четырех двигателей Isotta-Fraschini и шасси
В конструкции самолета предусмотрены исключительно прочные раздельные основные стойки шасси. Каждая из стоек оснащена сдвоенными колесами, установленными на обтекаемых V-образных опорах, шарнирно соединенных с нижними лонжеронами фюзеляжа. Удары при посадке воспринимаются вертикальными амортизаторами, расположенными между колесами и передним лонжероном центроплана нижнего крыла. Хвостовой костыль управляемый.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Caproni Ca.79
Назначение: тяжелый бомбардировщик и торпедоносец
Статус: опытный
Размеры:
размах крыльев (максимальный) 108 футов 4 дюйма (33 м)
длина хорды 13 футов 2 дюйма (4 м)
межкрыльевой промежуток 13 футов 2 дюйма (4 м)
общая длина 53 фута 9 дюймов (16,40 м)
высота 23 фута (7,01 м)
площадь крыльев 2 367 кв. футов (220 м²)
площадь стабилизатора 170 кв. футов (15,79 м²)
площадь киля 110 кв. футов (10,22 м²)
площадь рулей высоты 70 кв. футов (6,50 м²)
площадь руля направления 55 кв. футов (5,11 м²)
Вес:
пустого 14 332,5 фунтов (6 500 кг)
полезной нагрузки 9 922,5 фунтов (4 500 кг)
общий 24 255 фунтов (11 000 кг)
удельная нагрузка
на мощность 12,12 фунтов на л.с. (5,50 кг/л.с.)
на крыло 10,25 фунтов на кв. фут (50 кг/м²)
Летные характеристики:
диапазон скоростей 56-118 миль в час (90-190 км/ч)
высота, на которую самолет поднимается за 40 минут 13 100 футов (4 000 м)
практический потолок 15 100 футов (4 600 м)
источник: «THE CAPRONI Ca.79. An Italian Bombing and Torpedo Plane» «Flight», January 10, 1930