Опытный истребитель Vought V-143. США
В каждой стране с развитым авиастроением есть байки касающиеся как загубленных конкурентами гениальных конструкций, так и о проданных за рубеж проектах, вернувшихся к бывшим хозяевам грозными врагами. Есть такая байка в истории авиации США и касается возможного "отцовства" истребителя А6М фирмой Chance Vought.
Это старая история, в которой роль злодея отдана опытному истребителю Vought V-143, появляется время от времени еще с 40-х годов. На самом деле, никакой связи между этой экспериментальной машиной и Mitsubishi A6M Zero-Sen (или Reisen) не было и нет. Миф о связи между истребителями Vought и Mitsubishi родился в начале 1942 года, когда факты продажи Chance Vought единственного V-143 в Японию и самого общего сходства компоновки между ним и Zero-Sen оказались в распоряжении популярной прессы, путавшей как фирмы противника (V-143 был продан фирме Nakajima), так и разработанные ими истребители.
Vought V-143 вел свое происхождение от цельнометаллического одноместного истребителя-моноплана Northrop 3-A (XP-948) с цельноклепанным полумонококковым корпусом и должен был участвовать в конкурсе за заказ Авиационного корпуса армии США (US Army Air Corps — ААС). В свою очередь Northrop 3-A базировался на опыте, накопленном в XFT-1 — одноместном истребителе-моноплане корабельного базирования. В июле 1935 года Northrop 3-A был отправлен на аэродром Райт-Филд (Wright Field), Дейтон, штат Огайо для предварительного его рассмотрения ААС. Однако ограниченные летные испытания показали некоторую неустойчивость. Поскольку самолет не был готов к официальным испытаниям, то он был доставлен обратно на завод Northrop Corporation в Инглвуде. Northrop 3-А взлетел из Инглвуда 30 июля для испытательного полета над Тихим океаном, но не смог вернуться. Впоследствии не было найдено никаких следов ни пилота или самолета.
Northrop 3-A (XP-948)
Так как Northrop впоследствии решил отказаться от дальнейшего развития модели 3-А, то президент Chance Vought Aircraft Э.Э. Уилсон (E E Wilson) договорился с Northrop-ом о покупке проекта и постройке дальнейшего прототипа для участия в конкурсе AAC. За удивительно короткий срок был построен новый прототип под обозначением V-141 и 29 марта 1936 года впервые был поднят в небо Полом С. Бейкером (Paul S Baker). Как и машина Northrop, построенный прототип V-141 был оснащен двигателем Pratt & Whitney Twin Wasp Junior, однако с некоторыми изменениями: был переработан капот, пересмотрена система уборки основных колес и, самое главное, в стремлении искоренить выявленные при испытаниях Northrop 3-A недостаточные управляемость и штопорные характеристики был увеличен руль направления.
Конкурирующие самолеты испытывались авиационным Корпусом в апреле 1936 г. Vought предложил продать партию 25 самолетов V-141 по цене на цене $34,148 за штуку (за исключением двигателей и предоставленного правительством оборудования), со снижением до $16,041 за партию из 200 самолетов. Испытания показали, что у V-141 по-прежнему были плохие штопорные характеристики, а также флаттер хвостового оперения. В борьбе за заказ ААС Vought V-141 потерпел неудачу, проиграв Curtiss-Wright P-36 и Seversky P-35. У последней было заказаны 77 истребителей.
Vought V-141
Несмотря на отсутствие успеха V-141 во время конкурса на Райт-Филд, Chance Vought решила добиваться получения экспортных заказов на истребители. Вертикальное оперение были увеличено и переработано и под обозначением V-143 (зарегистрирован как NR-56V) прототип был отправлен в Аргентину для демонстрации аргентинской армии. Вследствие продолжающихся неудовлетворительных штопорных характеристик истребителя, был предусмотрен противоштопорный парашют. На это было указано представителями Curtiss-Wright, предлагавшими свой истребитель Hawk 75. Аргентинские военные настаивали на том, чтобы штопорные характеристики V-143 были продемонстрированы без установки наспинного парашюта. И хотя Эдмунд Т Аллен (Edmund T Allen), нанятый для выполнения в Аргентине полетов на V-143, был готов взять на себя эту демонстрацию, руководство Chance Vought отказало ему в этом. V-143 был отправлен назад в США, а аргентинская армия предпочла Hawk 75.
Vought V-143
V-143 был предоставлен для оценки представителями турецких военно-воздушных сил, но заказа не последовало. После этого Chance Vought переработало вертикальные и горизонтальные поверхности хвостового оперения, одновременно удлиненнив хвостовую часть фюзеляжа на 0,97 м, увеличив тем самым общую длину с 6,96 м до 7,93 м с перемещением горизонтальных поверхностий оперения ближе к хвосту.
схемы Northrop 3-A (XP-948), Vought V-141, Vought V-143
Эти изменения, которые значительно улучшили штопорные характеристики, были введены вовремя и японская армия в 1937 году закупила прототип за $175,000. V-143 отправился в Японию в июле того же года. Под обозначением AXV-1 закупленный японской армией V-143 был испытан совместно с Nakajima Ki-27. В ходе испытаний было установлено, что местный самолет во многом превосходит американскую машину. Тем не менее, ряд технических решений V-143 был заимствован фирмой Nakajima: системы уборки шасси и крепления капота двигателя последнего перекочевали на ее разработки Ki-43 и Ki-44.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Модификация | V-143 |
Габаритные размеры | |
Размах крыла, м | 10,21 |
Длина, м | 7,93 |
Высота, м | 2,84 |
Площадь крыла, м² | 17,38 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 1583 |
взлетная | 1996 |
Силовая установка | |
тип двигателя | Pratt & Whitney SB4G Twin Wasp Junior |
мощность, л.с. | |
взлетная | 1×825 |
номинальная на высоте 2750 м | 1×750 |
общая мощность, л.с. | |
взлетная | 825 |
номинальная на высоте 2750 м | 750 |
Максимальная скорость, км/ч | |
у земли | 412 |
на высоте 3500 м | 470 |
Крейсерская скорость, км/ч | 430 |
Время подъема на высоту 3050 м | 3'6" |
Практическая дальность на высоте 5500 м при мощности двигателя 55%, км | 1300 |
Практический потолок, м | 9327 |
Экипаж, чел. | 1 |
Вооружение | |
стрелковое, мм | 2×7,62 Colt-Browning |
боезапас, патронов/ствол | 500 |
бомбовое, кг | 140 |
источники:
- Air Enthusiast 1972
- http://www.1000aircraftphotos.com/Contributions/PippinBill/10687.htm
- http://www.theplanpage.com/Months/2308/v143.htm
- http://en.wikipedia.org/wiki/Vought_V-141