1

С 1909 года компания Schütte-Lanz Luftschiffbau была крупным немецким производителем дирижаблей с жестким каркасом, а спустя шесть лет на окраине Мангейма (Mannheim) было организовано самолетостроительное отделение Schütte-Lanz Luftfahrtzeugbau. Первой собственной разработкой новой компании стал созданный в 1915 году прототип двухместного разведчика-биплана C.I. Затем последовал истребитель D.I, который по своей конструкции мало чем отличался от британского Sopwith Tabloid. Также можно упомянуть и двухмоторный бомбардировщик G.I, который как и указанные выше машины остался проттипом и не пошел в серийное производство.

Руководство завода в Мангейме решило специализироваться на разработке одноместных истребителей, и главный конструктор компании дипломированный инженер Вильгельм Хиллманн (Dipl.Ing. Wilhelm Hillmann) и инженер Х. Беккер (H. Becker) выступили с предложением экономного и эффектного решения поставленной задачи. Работы над истребителями были начаты в 1915 году с D.I, который оснащался ротативным двигателем Oberursel. Эти двигатели были в дефиците, и для прототипа удалось получить мотор лишь с большим трудом. В серийное производство самолет не пошел, поскольку предпочтение было отдано машине Энтони Фоккера. 

Конструкторы переработали фюзеляж под установку рядного шестицилиндрового 110-сильного двигателя жидкостного охлаждения Benz Bz.II. Так появился проект Schütte-Lanz (сокращенно Schül) D.II. Однако в апреле 1916 года еще до завершения изготовления прототипа завод был переведен под Берлин в Цеезен (Zeesen), Кёнигс-Вустерхаузен (Königs Wusterhausen), где были возведены крупные производственные мощности. Вильгельм Хиттманн отказался переезжать и ушел работать к конкурентам. Как следствие прототип Schül D.II не был завершен.

С октября 1916 года компания была полностью загружена военными заказами и выпускала по лицензии бипланы-разведчики компаний Ago и L.V.G.. Поскольку комания имела опыт производства крупных самолетов, то получила задание на изготовление шести гигантских бомбардировщиков Zeppelin-Staaken. До конца войны удалось поставить только три экземпляра: R.27, R.28 и R.29. 

Опытный истребитель Schütte-Lanz. D.III. Германия


схемы прототипа истребителя Schül D.III

На новом месте работы инженер Беккер на базе D.II начал проектировать истребитель-биплан Schül D.III. Руководством компании было указано изготовить самолет в двух прототипах, чтобы была возможность подать заявку на начало серийного производства, если, конечно, он успешно прошел бы испытания, которые в Берлин-Адлерсхофе (Berlin-Adlershof) Инспекция ВВС (Inspektion der Fliegertruppen — Idflieg) регулярно устраивала новым типам самолетов.     

Летом 1917 года было завершено изготовление первого прототипа Schül D.III/1; с заводского аэродрома в небо машину поднял пилот фон Шефен (von Scheven). Сначала самолет летал невооруженным, но затем на его фюзеляж перед пилотом было установлена ставшая стандартной пара синхронизированных пулеметов.

Опытный истребитель Schütte-Lanz. D.III. Германия
первый прототип истребителя Schül D.III/1 сразу после изготовления

В ходе испытаний было определено, что положение центра тяжести истребителя не соответствовало расчетному и было сильно смещено назад. помимо нарушения центровки были и другие проблемы, например, перегрев двигателя. Также было необходимо увеличение жесткости системы рычагов и тяг системы управления.

Второй немного модифицированный прототип D.III/2 имел более длинный обтекатель втулки винта. Первый полет под управлением фон Шефена состоялся в ноябре 1917 года. Однако во время испытаний вновь проявились проблемы. Однажды даже произошла вынужденная посадка, закончившаяся повреждением шасси.    

Опытный истребитель Schütte-Lanz. D.III. Германия
часовой охраняет прототип истребителя Schül D.III
Опытный истребитель Schütte-Lanz. D.III. Германия
прототип истребителя Schül D.III, вид сбоку

После испытаний оба прототипа приняли участие в конкурсе, организованном Idflieg и проходившем в Адлерсхофе с 20 января по 12 февраля 1918 года. В этом конкурсе второй прототип принял участие с уже установленным стандартным вооружением из двух синхронизированных 7,92-мм пулеметов LMG 08/15. Пулеметы устанавливались перед пилотом на верхней части фюзеляжа, к задней их части можно было дотянуться из кабины. полеты на втором прототипе D.III/2 выполнял летчик Армин (Armin), коорый высоко оценил скороподъемность самолета, но был не в восторге от остальных летных характеристик. 5 февраля во время посадки машина разбилась и была сильно повреждена. И это был конец надежд на принятие истребителя на вооружение и на его серийное производство. В апреле того же года работы над истребителем D.III компанией Schütte-Lanz были официально прекращены.

Опытный истребитель Schütte-Lanz. D.III. Германия
оба прототипа истребителя Schül D.III оставались без камуфляжной окраски. Ткань покрывалась прозрачным нитролаком, фанера покрывалась олифой и корабельным масляным лаком. Металлические части оставались неокрашенными. Опознавательные знаки, представлявшие собой четрые кресты с белой окантовкой, наносились на фюзеляж и на верхнюю часть верхнего и нижнюю часть нижнего крыльев. Обозначение типа самолета (Schül D.III/1) было нанесено в задней части фюзеляжа черным шрифтом на белом прямоугольнике

Однако биплан D.III не был единственной разработкой инженера Беккера в компании Schütte-Lanz. Им были созданы триплан Dr.I, в основе которого был биплан D.III, и прототипы истребителей D.IV и D.VI, имевшие совершенно другую конструкцию. D.IV, оснащенный двигателем с наддувом, и D.VI испытывались в начале 1918 года в Адлерсхофе, но так и остались прототипами. В результате компания Schütte-Lanz продолжила изготавливать по лицензии машины компаний Ago, LV.G. и Zeppelin-Staaken. 

Опытный истребитель Schütte-Lanz. D.III. Германия
созданный на основе прототипа истребителя Schül D.III триплан Schül Dr.I

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

Schütte-Lanz D.III представлял собой одноместный истребитель-биплан по большей части деревянной конструкции с крыльями равного размаха, верхнее из которых расположено с выносом вперед. Ферменный фюзеляж, в носовой части которого был установлен двигатель, имел фанерную обшивку.

В качестве силовой установки был использован рядный шестицилиндровый двигатель жидкостного охлаждения Mercedes D.III, развивавший мощность 160 л.с. и вращавший двухлопастный деревянный винт.

Силовой набор крыльев состоял из двух лонжеронов и фанерных нервюр (в носках усиленных полунервюрами), обшивка крыла была полотняной. Элероны устанавливались только на верхнее крыло; они имели силовой набор из стальных труб и полотняную обшивку.

Хвостовое оперение — в том числе киль и стабилизатор — имело такую же конструкцию, как и элероны, при этом рулдь направления имел большую роговую компенсацию. 

Бипланная коробка самолета была одностоечной. Крылья в ней соединялись при помощи основных межплоскостных и кабанных N-образных стоек. Стойки были ферменной конструкции и изготавливались из стальных труб. Над кабанными стойками размещались верхний топливный бак, радиатор и бак для охлаждающей жидкости. Систему межплоскостных и кабанных стоек дополняла система расчалок, стабилизатор поддерживался парой простых стоек.

Основной топливный бак размещался в нижней части фюзеляжа позади двигателя.

Основные стойки шасси состояли из двух отдельных стоек с межколесной осью и резиновой шнуровой амортизацией. Хвостовой костыль представлял собой классическую шарнирную шпору из ясеня со со стальным башмаком, подрессоренным пучками резины.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: истребитель

Экипаж: 1 человек

Силовая установка: рядный шестицилиндровый двигатель жидкостного охлаждения Mercedes D.III, развивавший мощность 160 л.с. и вращавший двухлопастный деревянный винт

Размеры:

размах крыльев 8,00 м
длина 6,50 м 
площадь крыльев 22,96 м² 

Вес:

пустого 670 кг 
взлетный 860 кг 

Летные характеристики:

максимальная скорость у земли 195 км/ч
крейсерская скорость на высоте 162 км/ч
потолок 4800 м
продолжительность полета 2 ч

Вооружение: два 7,92-мм пулемета LMG 08/15

Компания-производитель: Schütte-Lanz Luftfahrtzeugbau, Цеезен, Кёнигс-Вустерхаузен

Количество изготовленных: 2 экземпляра

источник: MIROSLAV BALOUS «Schütte-Lanz D.III» «L+K» 09-2010

Подписаться
Уведомить о
guest

7 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account