Опытный истребитель Martinsyde A.D.C. I. Великобритания
Небольшая, но интересная винтажная статья почти вековой давности (выпуск журнала «Flight» 27 ноября 1924 года), которая, думаю, заинтересует читателей и коллег.
ОДНОМЕСТНЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ MARTINSYDE A.D.C. I
380-сильный двигатель Armstrong-Siddeley “Jaguar”
Возможно, читатели нашего журнала помнят, что несколько месяцев назад мы объявили, что склады, запасы и нематериальные активы компании Martinsyde Co., Уокинг (Woking), были переданы компании Aircraft Disposal Co. (A.D.C.). Также было высказано предположение, что по результатам этой передачи можно будет предположить, что оригинальные разработки компании A.D.C. будут в чем-то похожи на знаменитые машины компании Martinsyde или, во всяком случае, “Tinsyde”-ы послужат основой для разрабатываемых компанией Aircraft Disposal Co типов самолетов. Некоторое время назад г-н Джон Кенуорти (Mr. John Kenworthy) был принят на должность главного конструктора A.D.C., и первым результатом его сотрудничества с компанией материализовался в виде одноместного истребителя с двигателем Armstrong-Siddeley “Jaguar”. Новая машина будет известна как Martinsyde A.D.C. I, и хотя ее предварительные испытания еще не завершены, есть основания утверждать, что характеристики чрезвычайно хорошие и что Disposalsyde, как прозвал этот самолет один шутник, станет полезным дополнением боевой техники любой страны.
Будучи верный первоначальным намерениям компании Aircraft Disposal Co.. истребитель Martinsyde A.D.C. I сохранил некоторые хорошо известные особенности конструкции истребителя Martinsyde F.4. Таким образом, задняя часть его фюзеляжа идентична задней части F.4, и то же самое относится к несущим плоскостям. В настоящее время основные стойки шасси обычного типа, но вполне вероятно, что на последующих машинах они могут быть заменены на стойки шасси с масляными амортизаторами. Вся передняя часть фюзеляжа была перепроектирована не только в связи с установкой другого двигателя, но и по причинам, связанным с расположением бензобака, размещением пулеметов и т.д.. Результатом, несомненно, стало создание машины, выглядящей чрезвычайно практично. Поэтому, когда мы утверждаем, что максимальная скорость уже несколько превышает 160 миль в час (257 км/ч), а средний набор высоты до 10000 футов (3048 м) совершается примерно за 4 минуты 50 секунд, становится понятным, что характеристики машины соответствует впечатлению, создаваемому её линиями. Можно добавить, что эти данные не обязательно являются окончательными, поскольку еще предстоит провести некоторые испытания и эксперименты с различными винтами, но даже в том виде, в котором они приведены, показатели чрезвычайно хорошие. У нас нет данных, касающихся посадочной скорости, но впечатление, полученное при наблюдении за полетом машины, заключается в том, что скорость посадки очень низкая. Г-н Кенуорти сообщает нам, что, согласно расчетам характеристик, машина должна приземляться со скоростью несколько меньшей 50 миль в час (80 км/ч), поэтому диапазон скоростей от 50 до 160 миль в час (от 80 до 257 км/ч) следует рассматривать как явно хороший.
Общие линии и компоновка истребителя Martinsyde A.D.C. I будут понятны из прилагаемых фотографий и сделанных в масштабе чертежей. Машина представляет собой обычный биплан с выносом верхнего крыла и с тянущим воздушным винтом. По отношению к крыльям кабина пилота расположена таким образом, что обеспечивает ему хороший обзор во всех направлениях. В своей задней части фюзеляж представляет собой балочную ферму, изготовленную из ели и скрепленную поперечными связями, в то время как передняя часть фюзеляжа имеет фанерную обшивку бортов. «Кабинет» пилота снабжен особенно полным набором приборов, а два пулемета Vickers удобно расположены и, само собой, оснащены синхронизаторами конструкции Джорджа Константинеску. Перед козырьком кабины пилота в обтекателе верхней части фюзеляжа имеются две сдвижные створки, которые обеспечивают доступ к ударно-спусковым механизмам пулеметов, как показано на сопровождающем статью рисунке. Высокий обтекатель с плоскими почти вертикальными стенками обеспечивает достаточно места для установки пулеметов без какой-либо тесноты. Между пулеметами и верхней частью бензобака установлены стальные защитные устройства.
Особенно искусное крепление было разработано для двигателя Armstrong-Siddeley “Jaguar”. Оно представляет собой простую по конструкции трубчатую моторную раму. Своей задней частью моторная рама прикреплена к противопожарной перегородке, а передней частью к подрамнику двигателя из штампованной стали. Обычная стальная опора двигателя “Jaguar” была сохранена и к ней болтами прикручивается подрамник из штампованной стали. Для демонтажа двигателя необходимо только открутить четыре расположенных по углам болта и, конечно же, различные соединения двигателя и подачи топлива, после чего двигатель можно снять вместе с его подрамником. Противопожарная перегородка состоит из двух внешних слоев алюминия, между которыми находится лист асбеста. Различные органы управления двигателем и т.п. выводятся через противопожарную перегородку в длинных рукавах, так что нет риска попадания огня в моторный отсек через переборку.
В самолете предусмотрена прямая подача топлива самотеком. Топливный бак емкостью 55 галлонов установлен под обтекателем верхней части фюзеляжа сразу за противопожарной перегородкой. Из схемы топливной системы видно, что при принятой форме бака и размещении так близко к двигателю будет значительный «напор» бензина, даже когда машина будет набирать высоту под очень крутым углом. Для запуска двигателя предусмотрен второй бензопровод с заправочным насосом и краном в кабине пилота. Когда на прошлой неделе мы посетили Уоддон (Waddon) чтобы посмотреть, как машина летает, двигатель самолета запустился очень легко. Топливный бак снабжен указателем уровня, отмеченным крупными цифрами, которые легко читаются из кабины. Емкости в 55 галлонов (250 л) хватает чуть более чем на два часа полета на полном газу, так что можно сказать, что запас хода машины составляет не менее 300 миль (483 км). Как уже отмечалось, все органы управления двигателем проходят через направляющие или каналы в противопожарной перегородке, что позволяет снизить риск возгорания. Органы управления двигателем приводятся в действие тягами управления тянуще-толкающего типа. Также предусмотрено устройство блокировки, благодаря которому управление рулем высоты автоматически отключается при закрытии дросселя.
Масляный бак емкостью 4½ галлона (20,5 л) установлен ниже пола фюзеляжа, и благодаря специальной системе перегородок внутри бака горячее масло циркулирует вперед и назад по днищу бака. В результате благодаря воздействию воздуха происходит охлаждение масла. В масляном баке установлен термометр, а в кабине пилота индикаторная шкала. Все бензо- и маслопроводы имеют большой диаметр и вместо обычных резиновых соединений труб снабжены металлической муфтами конструкции R.A.E. (Royal Aircraft Establishment – Королевский авиационный НИИ). Обтекатель втулки воздушного винта, облегаемый прикрепленным к авиамотору алюминиевым кольцом, закрывает переднюю часть двигателя “Jaguar”, оставляя открытыми только головки цилиндров и обеспечивая достаточное охлаждение. Основные размеры истребителя Martinsyde A.D.C. I приведены на чертеже общего вида и продублированы ниже. Массы узлов самолета следующие: двигатель 780 фунтов (355 кг); воздушный винт и обтекатель втулки винта 41 фунт (18,6 кг); капот двигателя и противопожарная переборка 30 фунтов (13,6 кг); приборы и соединители 20 фунтов (9,1 кг); полотняная обшивка крыльев, фюзеляжа и хвостового оперения 62 фунта (28,2 кг); баки, трубопроводы и фильтры 85 фунтов (38,6 кг); конструкция самолета 850 фунтов (386 кг); топливо 390 фунтов (177 кг); масло 42 фунта (19,1 кг); пилот 170 фунтов (77 кг); два пулемета Vickers 66 фунтов (30 кг); боеприпасы (1200 патронов калибром 0,303 дюйма) 86 фунтов (39 кг); кислородный аппарат 28 фунтов (12,7 кг). Масса с полной нагрузкой 2650 фунтов (1200 кг). Удельная нагрузка на мощность (на 380 л.с.). 7 фунтов на лошадиную силу (3,17 кг/л.с.). Удельная нагрузка на крыло 8,28 фунтов на кв. фут (40,5 кг/м²).
MARTINSYDE A.D.C I.
ОДНОМЕСТНЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ
380-СИЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ARMSTRONG SIDDELEY “JAGUAR”
размах крыльев 32 фута 9 дюймов (9,98 м)
длина 25 футов 0 дюймов (7,62 м)
площадь крыльев 320,0 кв. футов (29,7 м²)
площадь элеронов 41,0 кв. фут (3,8 м²)
площадь стабилизатора 21,0 кв. фут (2,0 м²)
площадь рулей высоты 16,5 кв. фут (1,5 м²)
площадь киля 6,0 кв. фут (0,6 м²)
площадь руля направления 9,5 кв. фут (0,9 м²)
источник: «THE MARTINSYDE A.D.C. I SINGLE-SEATER FIGHTER» «FLIGHT» November, 27, pages 742-746; December, 25, page 807
перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-opytnyi-istrebitel-martinsyde-adc-i-velikobritaniya