Последний истребитель Вилли Мессершмитта. Опытный истребитель Helwan HA-300. Египет
В продолжении темы посвящённой египетской ракетной программе, о которой мало кому было известно, расскажу ещё об одной малоизвестной странице развития египетской военной технике. А точнее о попытке создания собственного полноценного реактивного истребителя.
Опытный истребитель Helwan HA-300 был первым истребителем с реактивной силовой установкой, построенным в Египте. Самолёт был построен египетской фирмой «Helwan works of the Egyptian General Aero Organization» (EGAO). Машина была создана на базе истребителя HA-300P, разработанного в Испании коллективом бывших немецких специалистов под руководством знаменитого профессора Вилли Мессершмитта, который после войны перебрался в эту страну. По причине недостаточного финансирования ВВС Испании не проявили тогда интереса к самолету, и программа разработки этой машины была продолжена в Египте.
Предварительный проект предусматривал создание самолёта по схеме «бесхвостка» с турбореактивными форсированными двигателями Bristol Orpheus BOr.12, самолёт вместо этого был модифицирован для использования египетских турбореактивных двигателей Е-300, созданных под руководством опять же немецкого специалиста доктора Бранднера. Для оценки лётных характеристик самолёта в 1959 г. был построен летающий макет HA-300P с треугольным крылом. Макет массой 1250 кг (размах крыла 6,15 м, длина 10,20 м, площадь несущей поверхности 20,0 м2) был оснащен двумя водяными балансировочными баками, предназначенными для имитации изменения центровки самолёта в полете. Однако уже в 1960 г. проект был признан слишком дорогостоящим, а конструкторский коллектив сумел заинтересовать своим проектом египетские ВВС. Развернутые в исследовательском центре «Helwan works» под Каиром работы имели целью создание самолёта с проектной скоростью М=2,2 и потолком 18000 м. При этом предполагалось оснастить самолёт разрабатываемым параллельно турбореактивным двигателем Е-300 с форсажной камерой.
В рамках работ по созданию прототипа были исследованы его аэродинамические свойства с использованием буксируемого в полете макета. На основании полученных результатов было принято решение строить самолёт по классической схеме, с горизонтальным оперением по образцу самолета МиГ-21. Первый опытный образец самолёта Helwan HA-300 V-1 массой 4490 кг был оснащен двигателем «Orpheus Mk 703-S-10» и облетан 7 марта 1964 г. Всего было построено 3 (по некоторым источникам 4, а облетано только 2) опытных образца, так как в 1969 г. программа была свернута по причине поставок импортных самолетов. К этому времени было изготовлено и испытано 17 двигателей Е-300. Первые лётные испытания двигателя Е-300 были проведены в июне 1966 г. на переоборудованном для этих целей транспортном самолете Ан-12.
При разработке самолёта конструкторы исходили из того, что Helwan HA-300 должен быть легким и пригодным к специфическим условиям боевых действий на Ближнем Востоке. В результате Helwan HA-300 относится к числу наиболее легких сверхзвуковых самолётов своего времени. Самолёт представляет собой построенный по классической схеме среднеплан с треугольным крылом относительной толщины профиля 4% и стреловидным хвостовым оперением. Крыло с прямыми передней (стреловидность 57,5°) и задней кромками оснащено элеронами и закрылками. Поперечное сечение передней части фюзеляжа — овальное, а хвостовой — круглое. Форма его центральной части вместе с каналами воздухозаборников, а также положение консолей крыла и оперения отвечают правилу площадей. Горизонтальное оперение — управляемое, вертикальное — нормальной схемы. Под рулем направления находится контейнер тормозного парашюта. Шасси – трехстоечное, передняя стойка (со спаренными колесами) убирается назад в фюзеляж, главные (с одинарными) убираются вперед в ниши, расположенные в обтекателях воздухозаборников.
Предполагалось, что первые серийные самолеты Helwan HA-300 будут иметь максимальную скорость М=2, которая затем будет повышена до М=2,2. На самолёте планировалось установить двигатель Е-300 тягой 44,13 кН (4500 кГ) без форсирования и 50,99 кН (5200 кГ) с форсированием. Такой двигатель был установлен лишь на третьем опытном образце Helwan HA-300 V-3, который был облетан в 1967 г. На первом и втором опытных образцах использовался двигатель «Орфей» 703 фирмы «Бристоль-Сиддли» тягой 21,57 кН (2200 кГ), так как в то время двигатель Е-300 еще только разрабатывался. Нерегулируемые боковые воздухозаборники двигателя значительно выдвинуты вперед относительно крыла и выступают за геометрический контур фюзеляжа.
Тактико-технические характеристики Helwan HA-300:
размах крыла — 5,84 м,
общая длина — 13 м,
площадь крыла — 16,7 м,
общая высота — 3,65 м,
вес пустого — 2100 кг,
максимальный взлётный вес — 5443 кг,
силовая установка — 1 ТРД тягой 2200 (4790) кг,
максимальная скорость — 1180 (2090) км/ч,
боевой радиус действия — 500 км,
потолок — 18000 м,
вооружение:
2 пушки 23-мм НР-23 или 30-мм Hispano
2 УР Р-3 класса «воздух-воздух».
Источник — http://www.dogswar.ru/oryjeinaia-ekzotika/aviaciia/4752-opytnyi-istrebitel-h.html