Опытный истребитель Gregor (Canadian Car & Foundry) FDB-1. Канада
С момента своего основания монреальская компания Canadian Car & Foundry (CC&F) специализировалась на производстве железнодорожного оборудования. Военные поставки были на повестке дня каждый раз, когда международная ситуация ухудшалась и когда была угроза возникновения мировой войны или же когда мировая война уже началась. В первую очередь компания поставляла боеприпасы, особенно снаряды для крупнокалиберной артиллерии. В 1936 году незадолго до начала Второй Мировой войны компания CC&F открыла в Форт-Уильяме (Fort William), Онтарио, авиастроительное отделение, которое за несколько лет значительно укрупнилось и смогло вызвать восхищение своими возможностями.
Первоначально отделение было вынуждено заниматься лицензионным производством американских многоцелевых (самолет наблюдения, истребитель и бомбардировщик) самолетов-бипланов GE-23 (Grumman Exports 23). Из 27 изготовленных машин данного типа использовались Королевскими ВВС Канады (Royal Canadian Air Force – RCAF) под обозначением FF-1 или Goblin Mk.I. Производство GE-23 велось в рамках фиктивного «турецкого» контракта, который фактически был прикрытием заказа сражавшегося против мятежников правительства Испанской республики. После производства GE-23 у авиастроительного отделения CC&F начались работы по другим программам.
Руководство авиационного отделения было крайне амбициозным и хотело продемонстрировать командованию RCAF, что способно на большее, чем просто лицензионное производство. Этим доказательством должен был быть одноместный истребитель, который должен был дополнить состоявшие на вооружении CC&F Goblin Mk.I.
Конструкторское бюро авиастроительного отделения компании CC&F возглавлял эмигрант из России и натурализованный американец Майкл Грегор (Michael Gregor; был рожден в Грузии как Михаил Леонтьевич Григорашвили), имевший за своими плечами спортивный самолет-биплан GR-1. В те годы советские авиаконструкторы и в первую очередь Николай Николаевич Поликарпов большое внимание уделяли небольшим маневренным бипланам (серия И-15 и производные от него варианты), последние модели которых были оснащены убирающимися основными стойками шасси (И-153 и ДИ-6).
Неизвестно обладал ли Майкл Грегор телепатией, или же дала себя знать генетическая память, но в конструкторском бюро компании началась разработка самолета сходной концепции. Однако в качестве источника вдохновения Грегора мог быть и гораздо более близкий пример, поскольку во второй половине 1930-х годов компания Grumman выпустила серию компактных палубных истребителей-бипланов. В конечном итоге проект Майкла Грегора выглядел как нечто среднее между машинами Николая Поликарпова и компании Grumman.
Иногда сообщается, что истребитель Майкла Грегора был разработан для Испанской республики, однако эти заявления носят спекулятивный характер и единственным документально зафиксированным кандидатом являлись Королевские ВВС Канады. В те годы развитие авиации шло быстрыми темпами, и если на начало 1936 года истребитель-биплан выглядел еще вполне уместно, уже в конце года они были признаны устаревшими и как следствие командование RCAF быстро потеряло интерес к машине компании CC&F.
Разработанная Майклом Грегором машина получила внутрифирменное обозначение FDB-1 (буквы означали Fighter, Dive, Bomber – истребитель, пикирующий бомбардировщик) и представляла собой биплан цельнометаллической конструкции с полумонококовым фюзеляжем и с тщательно закапотированным радиальным двигателем в его носовой части.
Верхнее крыло типа «прямая чайка» имело площадь 9,64 м² и предкрылки, размещенные по всему размаху консолей; нижнее крыло площадью 8,38 м² было прямым. Крылья имели металлические силовой набор и обшивку до первого лонжерона, за первым лонжероном обшивка была полотняной. Отклоняющиеся поверхности крыльев – элероны на верхнем крыле и щитки на нижнем – имели металлический силовой набор и полотняную обшивку.
Интересной была расположенная в средней части фюзеляжа кабина пилота с крупным каплевидным фонарем кругового обзора. Система уборки основных стоек шасси была разработана на основе шасси GE-23. Вооружение из двух синхронизированных 12,7-мм пулеметов должно было находиться в центроплане верхнего крыла, но на построенном самолеты так и не было установлено. Сбрасываемое вооружение должно было состоять из двух 53 кг бомб, подвешиваемых под консоли нижнего крыла.
В качестве силовой установки Майкл Грегор планировал использовать 1200-сильный (882 кВт) двигатель, но был вынужден согласиться на значительно менее мощный 14-цилиндровый редукторный авиамотор Pratt & Whitney R-1535-SB4-G Twin Wasp, который развивал мощность 750 л.с. (551 кВт) и вращал трехлопастный винт изменяемого шага Hamilton Standard.
Изготовление прототипа началось весной 1938 года и спустя более полугода – 17 декабря – в Форт-Уильяме FDB-1 совершил свой первый под управлением летчика-испытателя Джорджа Одея (George Adye). Затем машина прошла заводские испытания, в ходе которых она подверглась ряду модификаций. Так, в частности, посадочные огни были перенесены из «шишек», установленных на законцовках крыла, на переднюю кромку.
В первой половине 1939 года прошел предварительные эксплуатационные испытания Королевскими ВВС Канады. Но это тестирование было «из любопытства», поскольку, как уже было сказано раньше, командование RCAF уже потеряло интерес к этому самолету. По этой причине первый и единственный FDB-1 вместо камуфляжа и трехцветных кокард был выкрашен в произвольный цвет и нес на бортах номер гражданской регистрации. Помимо потери интереса к FDB-1, военные летчики зафиксировали гораздо более низкие характеристики, чем заявляла компания-производитель, и ряд серьезных конструктивных недостатков.
После отказа военных машина продолжила свою гражданскую карьеру и в январе 1940 года приняла участие в гонке Нью-Йорк – Майами, но вскоре после взлета отсутствие давления масла заставило FDB-1 приземлиться недалеко от Нью-Джерси и, тем самым, сойти с дистанции. Перед началом Второй Мировой войны самолет планировалось продать Мексике (самолету даже был выделен мексиканский номер гражданской регистрации XB-ABY), но сделка не состоялась. На протяжении всей войны FDB-1 оставался в ведении компании CC&F и использовался ею в качестве курьерского самолета и летающей лаборатории. К сожалению весной 1945 года пожар, вспыхнувший на монреальском аэродроме Картьевиль (Cartierville), уничтожил FDB-1.
В заключение следует сказать, что руководство компании CC&F не сильно переживало неудачу с FDB-1. Уже в 1938 году компания начала лицензионное производство бомбардировщиков Handley Page Hampden, а спустя год цеха компании стали покидать истребители – изготовленные по лицензии Hawker Hurricane. Позднее компания CC&F изготавливала самолеты других типов, а также занималась их ремонтом и модернизацией.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: CC&F FDB-1
Назначение: истребитель/пикирующий бомбардировщик
Статус: прототип
Компания-производитель: Canadian Car & Foundry Co, Ltd, Монреаль, Форт-Уильямс
Экипаж: 1 человек
Силовая установка: один девятицилиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения Pratt & Whitney R-1535-SB4-G Twin Wasp, развивавший мощность 750 л.с.
Размеры:
размах крыла 8,53 м
длина 6,60 м
высота 2,86 м
площадь крыльев 18,02 м²
Масса:
пустого 1308 кг
взлетная 1865 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость
• у земли 442 км/ч
• на высоте 3050 метров 483 км/ч
крейсерская скорость 380 км/ч
начальная скороподъемность 17,8 м/с
практический потолок 9900 м
дальность полета 1585 км
время набора высоты 7300 метров 10 мин
практический потолок 10060 м
дальность полета 1610 км
Вооружение:
стрелковое — 2×12,7 мм пулемета
бомбовое — 2×53 кг бомбы
Количество изготовленных: 1 экз.
источник: MIROSLAV BALOUS, Výkres MARTIN SALAJKA «LETADLA 39-45. GREGOR (CC & F) FDB-1» «L+K» 25-26/2001, стр.85, 130, 139/1737 ,1782, 1791
Более подробно об опытном истребителе Gregor (CC&F) FDB-1 можно почитать тут https://alternathistory.ru/opytnyj-istrebitel-canadian-car-foundry-gregor-fdb-1-kanada/
Опытный истребитель Canadian Car & Foundry (Gregor) FDB-1. Канада