Оригинальный истребитель начала 20-х из Чехословакии Aero Ae-02.
Небольшая винтажная статья более чем вековой дальности из журнала «Flight» (выпуск от 26 мая 1921 года), которая, думаю, заинтересует читателей и коллег.
В одном из недавних выпусков журнала «Flight» (выпуск от 21 апреля) мы рассказали некоторые подробности об оригинальном моноплане, спроектированном и построенном в Чехословакии, а теперь даем нашим читателям краткое описание еще одной интересной машины, родом из этой же страны. Рассматриваемая машина представляет собой одноместный истребитель-биплан, воплотивший в своей конструкции ряд оригинальных технических решений, был изготовлен авиастроительной компанией Aero (завод в Бубенце [Bubenec], недалеко от Праги) по проекту г-д Хусника (Husnik) и Власака (Vlasak). Создатели Ae-2.01 – такое обозначение получил самолет – постарались, насколько это возможно, свести лобовое сопротивление к минимуму, и насколько им это удалось, с точки зрения внешнего вида, можно оценить при осмотре прилагаемых к статье иллюстраций – общие линии исключительно чистые и изящные.
Несущие плоскости не требуют особого внимания, поскольку они разработаны в традиционной манере с двумя основными коробчатыми лонжеронами и составными нервюрами. Верхнее крыло является «прямым» и неразъемным; оно поддерживается над фюзеляжем двумя наклоненными наружу N-образными стойками и инвертированными V-образными кабанными стойками, соединенными у центра заднего лонжерона. Сбалансированные элероны с узкой хордой установлены только на верхнем крыле; элероны установлены на стальных трубах, которые проходят внутри крыла до точки над фюзеляжем, где они соединяются с системой управления посредством кривошипных рычагов и тяг. Таким образом, осуществляется надежное управление элеронами.
Нижнее крыло имеет меньшие размах и длину хорды (22 фута 6 дюймов [6,9 м] и 3 фута 3 дюйма [1,0 м] соответственно), состоит из двух отдельных консолей, прикрепленных к «выступающим» из фюзеляжа небольшим корневым частям крыла. Верхнее и нижнее крыло соединены друг с другом двумя межплоскостными стойками по одной с каждой стороны. Эти стойки имеют ]-образную форму и представляют собой стальную трубу с обтекателями как самой трубы, так и с обтекателями мест соединения стойки и крыльев. Оконечности обтекателей мест соединения стойки и крыльев соединяются с передними и задними лонжеронами крыльев. Основной вертикальный элемент стойки расположен у задних лонжеронов и нагрузки крыла передаются через «фланцы» или горизонтальные элементы межкрыльевых стоек. Соединение крыльев дополнительно усилено одиночными расчалками, представляющими собой сдвоенные тросы; диагональные междустоечные расчалки отсутствуют. Обратные расчалки, которые имеют довольно плоский угол наклона, проходят от заднего лонжерона нижнего крыла в месте соединения межплоскостной стойки к верхнему лонжерону фюзеляжа в месте крепления передней части N-образной стойки. Несущие расчалки проходят от кочки крепления к фюзеляжу заднего лонжерона нижнего крыла к заднему лонжерону верхнего крыла в месте соединения межплоскостной стойки. Такое расположение креплений не произвело на нас большого впечатления, особенно если учесть напряжения, которые воздействуют под большими углами к расчалкам.
Самолет оснащен свободнонесущим стабилизатором, а рули высоты разделены и сбалансированы. Над фюзеляжем установлен треугольный киль, к задней кромке которого шарнирно прикреплен сбалансированный руль направления.
Первоначально фюзеляж должен был быть изготовлен, по большей части, из дюралюминия, но в данной модели вместо дюраля были использованы сварные стальные трубы. Однако в последующих машинах в соответствии с проектом должен использоваться дюралюминий. Фюзеляж имеет чистую обтекаемую форму, почти прямоугольную в поперечном сечении, но при этом боковые, верхняя и нижняя поверхности слегка изогнуты. Основу силового набора фюзеляжа составляют четыре трубчатых лонжерона, соединенные между собой многочисленными продольными стрингерами и девятью рамами, разделяющие получившуюся трубчатую ферму на восемь пролетов. Силовой набор дополнительно усилен проволочными расчалками. Двигатель Hispano-Suiza мощностью 220 л.с. полностью заключен в носовую часть фюзеляжа; непосредственно перед двигателем установлен крупный радиатор с регулируемыми заслонками.
Пожалуй, самой новой особенностью этой машины является колесное шасси. Шасси состоит из двух V-образных стоек, которые возле своих оконечностей соединены друг с другом жесткой осью или соединительной тягой. К двум кронштейнам на нижней стороне жесткой оси рядом с ее законцовками прикреплены короткие поворотные оси, проходящие наружу через нижнюю часть V-образных стоек и несущие по колесу. Эти короткие неподвижные оси крепятся к V-образным стойкам резиновыми шнурами. На жесткой оси установлен вспомогательный бензобак, имеющий толстое поперечное сечение. С помощью устройства быстрого разъединения пилот при желании может «сбросить» этот бензобак.
В носовой части фюзеляжа установлены два пулемета, дула которых выступают чуть выше радиатора, по одному с каждой стороны фюзеляжа. Управление самолетом осуществляется с помощью ручки управления и педалей управления рулем направления.
Основные характеристики Ae-2.01 следующие:
Размах крыльев 23 фута 8 дюймов (7,2 м)
Длина хорды верхнего крыла 4 фута 3 дюйма (1,3 м)
Длина хорды нижнего крыла 3 фута 3¼ дюйма (1,0 м)
Общая длина 17 футов 10 дюймов (5,4 м)
Общая высота 8 футов 0 дюймов (2,4 м)
Площадь крыльев 172,16 кв. футов (16,0 м²)
Масса пустого самолета 1199,5 фунтов (544 кг)
Масса самолета с полной загрузкой 1909,5 фунтов (866 кг)
Масса, приходящаяся на кв. фут, 11,1 фунтов (54,2 кг/м²)
Масса, приходящаяся на лошадиную силу, 8,7 фунтов (3,9 кг/л.с.)
Максимальная скорость 130 миль в час (209 км/ч)
источник: «The “AE-2.01” chaser biplane» «Flight» May 26, 1921, pages 361-362
перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-opytnyi-istrebitel-aero-ae-02-chehoslovakiya