Опытный грузопассажирский самолет Northrop N-23 Pioneer и военно-транспортные самолеты YC-125 Raider. США
В то время как Вторая мировая война близилась к концу, руководство авиастроительной компании Northrop искало возможность расширить ассортимент своей продукции. В это время в различных документах делались прогнозы, что в послевоенное время появится потребность в надежном дешевом транспортном самолете, способном действовать на новых коммерческих маршрутах с плохо оборудованных аэродромов. Для удовлетворения этих потребностей компанией Northrop на собственные средства был спроектирован и построен грузопассажирский самолет N-23 Pioneer, резко отличавшийся от всего того, что создавала компания ранее.
N-23 Pioneer был трехмоторным высокопланом цельнометаллической конструкции. Прочное неубирающееся основное шасси позволяло использовать самолет с неподготовленных взлетно-посадочных полос. Для обеспечения действий с небольших аэродромов большие закрылки занимали до 80% задней кромки крыла. Кроме того, для уменьшения давления самолета на полосы с мягким грунтом могли устанавливаться сдвоенные колеса. Для управления по крену маленькие элероны действовали совместно с интерцепторами; аналогичное решение было ранее использовано компанией Northrop на тяжелом ночном истребителе P-61 Black Widow.
схемы грузопассажирского самолета Northrop N-23 Pioneer
Pioneer был разработан для применения в условиях, когда аэродромы расположены достаточно далеко друг от друга и с возможностью выполнения ряда ремонтных работ непосредственно на месте. Для этого в конструкции самолета по возможности было минимизировано количество деталей и узлов. Моторные рамы всех трех двигателей были идентичны, равно как стабилизаторы и киль вертикального оперения. Для обеспечения легкого доступа к критически важным узлам самолета предусматривались большие съемные панели обшивки.
В пассажирском варианте Pioneer мог быть оснащен 36 посадочными местами для пассажиров, а в транспортном мог перевозить до 10 000 фунтов (4536 кг) грузов. Пол салона самолета Pioneer был оборудован быстросменяемыми креплениями, позволявшими легко переоборудовать самолет из пассажирского варианта в транспортный и обратно. Длинные предметы (например, трубы, деревянные брусья или бревна) длиной до 36 футов (11 м) могли быть загружены через люк, расположенный в носовой части фюзеляжа с нижней стороны.
N-23 Pioneer вскоре после выкатки из цеха авиазавода компании и перед его регистрацией (NX8500H); Хоторн (Hawthorne), штат Калифорния. Обратите внимание на одиночный иллюминатор в фюзеляже
Pioneer был оснащен тремя 800-сильными (597 кВт) двигателями Wright R-1300 с двухлопастными винтами фиксированного шага Hamilton Standard. Самолет имел размах крыла 85 футов (25,9 м) и длину 60 футов 7 дюймов (18,4 м). Pioneer развивал максимальную скорость 193 миль/ч (311 км/ч), крейсерскую скорость 150 км/ч (241 км/ч) и имел дальность 1750 миль (2816 км).
Первый полет N-23 состоялся 21 декабря 1946 года под управлением Макса Стенли (Max Stanley). Испытания показали, что Pioneer – очень удачный самолет, способный взлетать с полос длиной менее 400 футов (122 м). С общим полетным весом 25 500 фунтов (11 567 кг) Pioneer имел длину разбега 700 футов (213 м) и пробега 600 футов (183 м). В ходе испытаний самолет эксплуатировался с различных коротких и неподготовленных взлетных площадок Южной Калифорнии.
Northrop Pioneer выполняет взлет с покрытой грязью короткой взлетной полосы в Южной Калифорнии. Хорошие взлетно-посадочные характеристики грузопассажирского самолета Pioneer позволяли ему действовать с тех аэродромов, которые, как правило, были доступны только малой авиации. Обратите внимание на изменения, связанные с установкой пассажирских иллюминаторов
Однако после окончания Второй Мировой войны на рынок было выброшено огромное количество дешевых транспортных самолетов из числа военных излишков, и как следствие, Pioneer не вызвал интереса у потенциальных заказчиков.
После года испытательных полетов Pioneer был использован для тестирования экспериментального спинного киля. 19 февраля 1948 года во время полета этот экспериментальный киль оторвался и повредил хвостовое оперение самолета, сделав Pioneer неуправляемым. Летчик-испытатель Латам Э. «Слим» Перретт (Latham A. «Slim» Perrett) сделал все возможное, чтобы стабилизировать самолет и чтобы второй пилот и бортинженер смогли покинуть Pioneer. К сожалению, у самого Перрета времени для спасения не оказалось…
Несмотря на катастрофу, ВВС США были заинтересованы в возможностях транспортно-пассажирского самолета Pioneer. В марте 1948 года компания Northrop получила контракт на производство 13 самолетов на его базе. Новая машина получила внутрифирменное обозначение N-32 Raider; ВВС США присвоили ей официальное – YC-125. Первым вариантом был транспортно-десантный самолет YC-125A. Затем были заказаны десять машин второй версии – арктического спасательного самолета YC-125B. Оба варианта отличались между собой лишь составом оборудования.
схемы военно-транспортного самолета Northrop YC-125 Raider
YC-125 Raider был очень похож на Pioneer, отличаясь от него перепроектированной хвостовой частью фюзеляжа, включавшей в себя рампу для погрузочно-разгрузочных работ. Добавление рампы размером 9 фт × 6 фт 6 дйм (2,7×2 м) привело к необходимости переделать хвостовое оперение. Для обеспечения лучшего доступа к рампе стойка хвостового колеса YC-125 могла быть удлинена. Для того, чтобы YC-125, вес которого с полной нагрузкой составлял 40 900 фунтов (15 552 кг), мог взлетать с площадок длиной менее 500 футов (152 м), использовались шесть ракетных ускорителей JATO.
во время взлета Northrop YC-125 Raider мог использовать шесть ракетных ускорителей, позволявших с полной нагрузкой уменьшить длину разбега до менее 500 футов (152 м)
YC-125 оснащался тремя двигателями Wright R-1820, каждый из которых развивал мощность 1200 л.с. (895 кВт) и вращал трехлопастные винты постоянной скорости Curtiss Electric. Винты были оснащены механизмом реверсирования, позволявшим уменьшить длину пробега до 330 футов (100 м). Размах крыла самолета составлял 86 футов 6 дюймов (26,4 м), длина – 67 футов 1 дюйм (20,4 м). YC-125 развивал максимальную скорость 207 миль/ч (333 км/ч), крейсерскую скорость 171 миль/ч (275 км/ч). Максимальная дальность полета была 1850 миль (2977 км); YC-125 мог нести 32 полностью экипированных солдат или 12 000 фунтов (5443 кг) грузов.
военно-транспортный самолет YC-125 Raider на производственной линии компании Northrop. Обратите внимание на панели доступа к двигателям. Откидывающиеся панели передней кромки крыла позволяли получить доступ к топливопроводам, кабелям управления и электропроводке
YC-125 совершил свой первый полет 1 августа 1949 года под управлением Макса Стенли. Начальные летные испытания прошли успешно, и до конца 1950 года все 23 самолета были поставлены ВВС США. Однако во время эксплуатационных испытаний была обнаружена недостаточная тяговооруженность YC-125. В результате самолет был признан малоподходящим для своего прямого предназначения. В составе ВВС США были другие, более универсальные самолеты и вертолеты, которые могли использоваться вместо YC-125. Вскоре все YC-125 были размещены на авиабазе ВВС Шепард (Sheppard Air Force Base), штат Техас, и использовались для наземной подготовки. В 1955 году они были признаны излишними, и примерно 19 самолетов были проданы во Флориду компании Frank Ambrose Aviation. Затем эта компания большую часть машин перепродала в Южную Америку, где YC-125 использовались на местных аэродромах с неровной поверхностью. Некоторые из них летали ещё в 70-е годы, выполняя ту работу, для которой изначально создавался N-23 Pioneer.
Northrop YC-125B в полете над побережьем. Обратите внимание на оперение, отличающееся от оперения опытного транспортно-пассажирского самолета Pioneer
Известны два сохранившихся YC-125, которые были восстановлены после их службы в Южной Америке. В экспозиции расположенного в Тусоне (Tucson), штат Аризона, музея авиации и космонавтики Пима (Pima Air & Space Museum) имеется YC-125A в ливрее, нанесенной на этот самолет во время его эксплуатации в лесозаготовительной компании Triplay y Maderas de Durango, S.A., Дуранго (Durango), Мексика. В Национальном музее ВВС США, Дейтон, штат Огайо, имеется один YC-125B. В начале 1990-х годов этот самолет был приобретен в Сакатекасе (Zacatecas), Мексика, и затем восстановлен Эшером Уордом (Asher Ward) и Деррилом Гринамайером (Darryl Greenamyer).
Northrop YC-125A в музее авиации и космонавтики Пима, Тусон, штат Аризона. Этот самолет был подарен Робертом Э. Галлахером (Robert A. Gallaher)
Northrop YC-125B Национального музея ВВС США
Ранее Уорд и Гринамайер для Национального музея ВВС США восстановили YC-125A, но 29 июня 1988 года самолет разбился в Тулсе (Tulsa), штат Оклахома. Причиной аварии стал корродированный провод, из-за которого вскоре после взлета включился реверс винта левого двигателя. Уорд и Гринамайер отделались незначительными травмами. Это был последний полет последнего летнопригодного YC-125.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
|
N-23 Pioneer |
YC-125 |
Тип: |
грузопассажирский |
военно-транспортный |
Экипаж, чел: |
2 |
4 |
Силовая установка: |
|
|
тип двигателя |
Wright R-1300 |
Wright R-1820-99 |
мощность, л.с. |
3×800 |
3×1200 |
общая мощность, л.с. |
2400 |
3600 |
Размеры: |
|
|
размах крыла, м |
25,97 |
26,36 |
длина, м |
18,46 |
20,45 |
высота, м |
5,44 |
7,03 |
площадь крыла, м² |
102,18 |
178,10 |
Вес: |
|
|
пустого самолета, кг |
6440 |
9870 |
максимальный взлетный, кг |
11 335 |
19 005 |
Летные характеристики: |
|
|
максимальная скорость, км/ч |
322 |
333 |
крейсерская скорость, км/ч |
241 |
275 |
практическая дальность, км |
2800 |
2990 |
практический потолок, м |
6400 |
3718 |
Полезная нагрузка: |
36 пассажиров или 4850 кг груза |
32 десантника или 5443 кг груза |
источники: