Опытный гидросамолет-бомбардировщик/торпедоносец Lublin R-XX/L.W.S.-1. Польша
В 1929-30 годах командование военно-морского флота (K.M.W. – Kierownictwo Marynarki Wojennej) начало искать замену материальной части эскадрильи морской авиации (Morski Dywizjon Lotniczy), и все три основных польских производителя авиационной техники начали борьбу за долю рынка морских самолетов. Первоначально ВМФ был заинтересован в приобретении легких одномоторных машин, но в конце 1930 года начались исследования возможности создания тяжелого гидросамолета-бомбардировщика/торпедоносца и сформулировал свои идеи относительно данного самолета.
Требования к данной машине и планируемая к затрате сумма средств горячее оспаривались не только польскими авиастроительными компаниями, но а также французскими компаниями, компанией Fokker (через посредничество компании Zaklady Mechaniczne Plage i Laskiewicz [Lublin]), а также агентами Эрнста Хейнкеля, который на очень выгодных условиях предлагал лицензионное производство своего гидросамолета на одном из польских заводов.
В конце 1930 года стали обретать форму предварительные предложения созданных в Польше проектов двухмоторных гидросамолетов P.W.S.62 и P.Z.L.18[1], а также проекта компании Lublin. Развитием последнего, ставшего несколько месяцев спустя R-XX, занимался Ежи Рудлицкий (Jerzy Rudlicki), активно консультировавшийся с представителями польского флота.
Командование ВМФ исключило из рассмотрения все машины иностранного происхождения и – впечатлившись добросовестностью, с которой компания Lublin выполняла предыдущие контракты, и серьезностью подхода компании к поставленной задаче – выбрало R-XX в качестве основы для дальнейших проектных работ.
В начале 1933 года польским флотом была разработана полная спецификация на самолет, и Рудлицкий запросил продолжить исследования по R-XX, рабочее проектирование которого было завершено весной 1934 года. В конце 1934 года командование военно-морского флота окончательно утвердило проект, после чего началась подготовка к строительству прототипа. 17 января 1935 года Рудлицкий подписал окончательные чертежи и передал их в опытный цех компании Lublin.
R-XX представлявшему собой большой свободнонесущий моноплан с фюзеляжем, сильно напоминавшим фюзеляж бомбардировщика R-XVIII, было суждено стать крупнейшим самолетом из числа построенных в Польше. Так как до этого в стране еще не строились гидросамолеты таких размеров, то опытно-конструкторские работы были новаторским и рискованным мероприятием с огромным объемом работ и множеством новых прочностных задач. Следствием этого стало привлечение к проекту сотрудников конструкторского бюро Рудлицкого, таких как Тессер (Teisseyre), Ланг (Lange), Медвецкий (Medwecki) и Яворский (Jaworski). Помощь в решении наиболее сложных проблем была предоставлена институтом технических исследований авиации (I.B.T.L. – Instytut Badaс Technicznych Lotnictwa) и Францишеком Яником (Franciszek Janik) – главным экспертом института в вопросах в вопросах прочности материалов.
Первоначально предполагалось использование разъемного крыла, но статические испытания выявили большие проблемы в соединениях лонжеронов, которые при нагрузке стремились к «проскальзыванию». В итоге было решено строить неразъемное деревянное крыло с размахом 25,4 м.
В ходе начального проектирования в качестве силовой установки планировалось использовать два 650-700-сильных радиальных двигателя Bristol Pegasus, которые на самолет должны были устанавливаться без капотов, однако позднее конструкция гидросамолета была значительно облагорожена в плане аэродинамики, и двигатели получили капоты и выхлопные коллекторы. Тем временем командованием польского флота в первоначальную спецификацию были внесены изменения, касавшиеся вооружения и оборудования. Это привело к дальнейшим изменениям в конструкции самолета и задержкам постройке прототипа.
Летом 1935 года – незадолго до краха компании Lublin – единственный R-XX, силовая установка которого состояла из двух 600-650-сильных радиальных двигателей Bristol Pegasus IIL2, вращавших трехлопастные металлические винты – был перевезен по железной дороге к расположенной в Пуцке (Puck) базе эскадрильи морской авиации, где самолет был собран и успешно облетан. Начальные летные испытания показали хорошие характеристики управляемости и удивительно короткую длину разбега, составлявшую лишь половину расчетной [2].
Заводская цена за планер прототипа с поплавками и без двигателей составляла 452292 злотых (примерно £18800). Габаритные размеры прототипа включали размах крыла 25,4 м, длину 15,9 м и высоту 6,1 м; вес с нормальной нагрузкой составлял 6000 кг.
Между тем в конце 1934 года Рудлицкий начал работы над значительно усовершенствованным серийным вариантом R-XXA. Новая модель должна была быть оснащена аэродинамически более совершенным крылом уменьшенного размаха, полностью перепроектированным фюзеляжем улучшенной формы, включавшим в себя удлиненный нос, полностью застекленные кабину экипажа и башни для установки оборонительного вооружения и свободнонесущим двухкилевым хвостовым оперением. Тяжелое стрелковое вооружение самолета должно было состоялоть из двух пулеметов и одной 20-мм пушки, размещенной в верхней башне. Двигатели должны были быть размещены в обладавшие низким сопротивлением капоты NACA; воздушные винты должны были оснащаться обтекателями втулок. Для повышения аэродинамической эффективности форма гондол двигателей была тщательно проработана. В начале 1935 года проект R-XXA был представлен командованию ВМФ Польши. В ходе последующего обсуждения представители флота рекомендовали адаптировать самолет под установку специально разработанной Святецким (Świątecki) для гидросамолетов системы бомбодержателей и сброса обычных и глубинных бомб, а также заменить двухкилевое оперение однокилевым.
Занимаясь переделками R-XXA в соответствии с указанными требованиями Рудлицкий также разработал бомбардировщик наземного базирования, являвшийся наземным вариантом гидросамолета. Этот сухопутный самолет, оснащенный заключенными в обтекатели неубирающимся шасси, предназначался для оснащения флота и должен был стать потенциальным дополнением к самолетом морского базирования и возможной альтернативой P.Z.L.30B (позднее этот самолет стал известен как L.W.S.4), разрабатывавшемуся в качестве страховки на случай проблем с программой P.37 Los.
Летом 1935 года Рудлицкий задумал еще более совершенный вариант базовой конструкции, получивший обозначение R-XXB. Новый самолет должен был отличаться рядом дополнительных аэродинамических усовершенствований. Фюзеляж R-XXB должен был иметь очень чистые линии и перепроектированную носовую часть, обеспечивавшим круговой обзор фонарем кабины экипажа и однокилевым хвостовым оперением. Расчетные пустой вес и вес с полной нагрузкой составляли 4730 кг и 7000 кг.
В начале осени 1935 года в Люблине польским флотом был размещен первый предварительный заказ на первые шесть гидросамолетов R-XXA, после чего производство должно было быть продолжено с темпом шесть машин в год с (предположительно) переключением на модель R-XXB. Стоимость полностью комплектного самолета (с двигателями и полным набором оборудования) производственной серии из 12 машин по расчетам должна была составить 690000 злотых (примерно £28700).
К сожалению, в октябре 1935 года компания Lublin обанкротилась и планы серийного производства R-XX потерпели крах. В декабре того же года компания Lublin ныла национализирована и стала люблинским авиационным заводом (L.W.S. – Lubelska Wytwórnia Samolotów). Также государство приняло все проекты Рудлицкого без согласия конструктора и выплаты ему какой-либо компенсации. R-XX был переименован в L.W.S.-1, R-XXA стал L.W.S.-1/I, а R-XXB – L.W.S.-1/II. Первоначально L.W.S. имел ограниченное участие в обоих проектах, но в попытке рационализации производства руководство завода убедило командование польского флота ограниченное производство таких крупных самолетов будет экономически невыгодным. Руководство предприятия предложило заменить L.W.S.-1 на двухпоплавковый гидросамолет L.W.S.5, являвшийся версией бомбардировщика L.W.S.4 (P.Z.L.30B) Żubr [3]. В итоге перспективный R-XX/L.W.S.-1 был заброшен, а Żubr обернулся большим провалом, поскольку нисколько не соответствовал требованиям командования польского флота. Командование ВМФ устало от всей этой истории и 30 июля 1938 года подписал с Италией предварительный договор на поставку шести двухпоплавковых торпедоносцев-бомбардировщиков Cant Z.506B с возможностью заказа еще двенадцати машин этого типа в начале 1940 года.
Стоит отметить, что в то время как частная компания Lublin, которая по мнению главы управления авиации полковника Райского (Rayski) являлась нечестно, жадной и виновной в «расточительном управлении», желала идти вперед с R-XX, в то время как государственный концерн из соображений собственных материальных выгод выказал небольшое желание удовлетворить требования флота и заставил своего потенциального клиента закупить нужные ему самолеты за рубежом!
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
Бомбардировщик/торпедоносец R-XX был двухпоплавковым гидросамолетом смешанной конструкции с низкорасположенным свободнонесущим крылом. Экипаж самолета составлял пять человек.
Двухлонжеронное крыло состояло из трех частей: центроплана, имевшего хорду постоянной длины и толщины, и двух консолей. Крыло состояла из деревянного силового набора и фанерной обшивки, имело относительное удлинение 7,32 (R-XXA) и было изготовлено неразъемным. Общая площадь крыла (R-XXA) составляла 76,5 м².
Фюзеляж прямоугольного поперечного сечения имел каркас, изготавливавшийся из сварных хромомолибденовых труб, и фанерную обшивку. Прототип был оснащен открытой кабиной с двойным управлением и расположением пилотов бок о бок; первый пилот располагался слева, второй пилот/штурман – справа. Оборонительное вооружение состояло из двух пулеметов Vickers F, размещенных в кольцевых установках, размещавшихся в носу и в верхней части фюзеляжа.
Фюзеляж серийной версии включал в себя деревянную опалубку, которая придавала корпусу самолета обтекаемую овалообразную форму с уплощением в нижней части, и полностью остекленную кабину экипажа. Кольцевые установки для двух пулеметов были размещены в носу и в нижней позиции, а 20-мм пушка была установлена в верхней башне. В конструкции самолета было также предусмотрено размещение пулемета в нижней части фюзеляжа и дополнительной пулеметной установки в полу его носовой части. Бомбовая нагрузка весом 1000 кг размещалась под консолями крыла и в расположенном в центральной части фюзеляжа бомбоотсеке; бомбы подвешивались к специально разработанным Святецким многозамковым держателям. Альтернативным вариантом ударного вооружения была одна 800-кг торпеда, подвешиваемая под фюзеляжем. Место радиста было размещено позади бомбоотсека. Оборудование кабины радиста состояло из всеволновой радиостанции, внутренней электропроводки к посадочным огням, необходимым для выполнения ночных полетов, установленной в полу фотокамеры и двух сигнальных пистолетов Вери (Very pistol).
Хвостовое оперение имело деревянный силовой набор и фанерную обшивку. Прототип был оснащен двухкилевым оперением с большим количеством подкосов, однако на серийной модели планировалось установить свободнонесущее однокилевое оперение.
Поплавковое шасси состояло из двух отдельных однореданных дюралюминиевых поплавков конструкции компании Short, установленных на М-образные опоры и крепившихся к нижним лонжеронам фюзеляжа.
Силовая установка прототипа R-XX состояла из двух 600-650-сильных девятицилиндровых радиальных двигателей воздушного охлаждения Bristol Pegasus IIL2, вращавших трехлопастные металлические винты. R-XXA должен был оснащаться двумя 660-680-сильными двигателями P.Z.L. Pegasus VIII или 750-сильными двигателями Bristol Pegasus III, заключенными в обтекаемые капоты NACA.
модель бомбардировщика/торпедоносца R-XX для испытаний в аэродинамической трубе (с любезного разрешения Ежи Рудлицкого)
схемы поплавкового бомбардировщика/торпедоносца R-XX
от модели для испытаний в аэродинамической трубе прототип R-XX немного отличался, что можно видеть на этих снимках, сделанных в августе 1935 года в Пуцке (Polska Marymrka Wojenna)
вариант окраски поплавкового бомбардировщика/торпедоносца R-XX
оригинальные заводские чертежи серийной модели гидросамолета R-XXA и его наземного варианта. В левом верхнем углу символ компании Zaklady Mechaniczne Plage i Laskiewicz (Lublin)
другой заводской чертеж, показывающий вариант R-XXB (Skrzydlata Polska)
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: поплавковый бомбардировщик/торпедоносец
Экипаж: 5 человек
Силовая установка: два девятицилиндровых радиальных двигателей воздушного охлаждения Bristol Pegasus IIL2, развивавших мощность 600-650 л.с. и вращавших трехлопастные металлические винты
|
R-XX |
R-XXA[4] |
Силовая установка: |
|
|
тип двигатель |
Bristol Pegasus IIL2 |
P.Z.L. Pegasus VIII (Bristol Pegasus III) |
мощность, л.с. |
2×600-650 |
2×660-680 (2×750) |
общая мощность, л.с. |
1200-1300 |
1320-1360 (1500) |
Размеры: |
|
|
размах крыла, м |
25,40 |
23,65 |
длина, м |
15,90 |
16,64 |
высота, м |
6,10 |
5,9 |
площадь крыла, м² |
75,00 |
76,5 |
Вес: |
|
|
пустого, кг |
4000 |
4500 |
взлетный, кг |
6000 |
6800 |
удельная нагрузка на крыло, кг/м² |
80 |
88,9 |
удельная нагрузка на мощность, кг/л.с. |
|
5 |
Летные характеристики: |
|
|
максимальная скорость, км/ч |
250 |
261 |
крейсерская скорость, км/ч |
210 |
227 |
посадочная скорость, км/ч |
80 |
81 |
скороподъемность, м/мин |
168 |
313 |
практический потолок, м |
3500 |
5500 |
нормальная дальность полета, км |
500 |
950 |
максимальная дальность полета, км |
|
1650 |
- статьи про эти машины будут выложены на сайт позднее
- это было связано с экранным эффектом, создававшим дополнительную подъемную силу из-за близости от большого по площади крыла к поверхности воды
- самолеты данного типа изготавливались серийно по заказу ВВС Польши (Lotnictwo Wojskowe)
- характеристики расчетные
источники:
- текст – JERZY B. CYNK «POLISH AIRCRAFT 1893-1939»
- таблица характеристиками – http://www.airwar.ru/enc/bww1/lublinr20.html