Опытный двухместный истребитель Dufaux C.2. Франция
Любителям авиации и авиационным историкам хорошо известны как необычный двухместный истребитель-биплан SPAD A.2, так и причины его создания: в течение первых двух лет войны инженеры союзников не могли разработать надежный синхронизатор, который позволял бы пулемету стрелять сквозь зону ометания воздушного винта без риска повреждения последнего. По этой причине и был создан SPAD A.2, у которого перед двигателем и воздушным винтом находилась кабина стрелка/наблюдателя с подвижной пулеметной установкой. Однако существовал прототип французского истребителя подобной концепции, но с более радикальной ее реализацией, и который мало кому известен.
Конструктором самолета был один из самых удачных швейцарских пионеров авиации Арман Дюфо (Armand Dufaux), который уже в 1905 году вместе со своим братом Анри Дюфо (Henri Dufaux) испытывали привязанную к тросу семнадцатикилограммовую модель вертолета. 26 августа 1910 года построенный братьями биплан с тянущим винтом Dufaux IV успешно перелетел с одного берега Женевского озера на другой, пройдя расстояние в 66 километров за 56 минут.
В годы Первой Мировой войны в Париже Дюфо была основана компания Societe pour la Construction et l'Entretien d'Avions (сокр. С.Е.А.), занимавшаяся ремонтом и производством запчастей для истребителей Nieuport. Несколько раньше Арман Дюфо узнал о необходимости истребителям вести огонь вперед по курсу (в идеале в направлении оси самолета). Он еще ничего не знал об установленных на лопасти металлических пластинах, которыми так прославился Ролан Гарро, равно как и о британских бипланах Royal Aircraft Factory F.E.3 и F.E.6. Последние машины были оснащены установленным за крыльями винтом, на ось которого была «нанизана» мощная балка, к которой крепилось хвостовое оперение. Как следствие у F.E.3 и F.E.6 была свободна носовая часть для размещения в ней стрелкового оружия. Самолет, разработанный Арманом Дюфо, стал де факто подражанием британской концепции, которая буквально лежала на поверхности. Его первый патент, полученный 6 апреля 1915 года, принес два независимых решения поставленной задачи, хотя они и были подобны концепции, примененной на упомянутых выше английских самолетах.
В начале осени 1915 года Арман Дюфо разработал небольшой двухместный истребитель, используя одно из «изобретенных» решений. Конструкция планера самолета была усложнена тем фактом, что в отличие от примененных на F.E.3 и F.E.6 обычных двигателей водяного охлаждения на самолете Дюфо был использован девятицилиндровый ротативный мотор воздушного охлаждения Rhône 9J, развивавший мощность 110 л.с. (81 кВт) и усложнявший решение проблем охлаждения и установки. Вращающийся радиальный двигатель был размещен позади центра тяжести и немного ниже продольной оси фюзеляжа так, что части цилиндров немного выступали за его контур. Двигатель через зубчатый редуктор приводил в движение воздушный винт, установленный на полый вал большого диаметра, ось которого проходила выше оси двигателя. Через вал проходили тросы управления рулем направления.
В одном из источников утверждается, что машина Дюфо получила обозначение C.1 (одноместный истребитель – такое же, какое присваивалось машинам Nieuport 11), однако оно никогда не употреблялось, поскольку самолет был двухместным.
Покрытый фанерой фюзеляж самолета был разделен на две части; в «разрыве» находились воздушный винт и полый вал, выполнявший функции лонжерона и несший на себе заднюю часть корпуса машины. В каждой половинке фюзеляжа прямоугольного поперечного сечения размещались по четыре стальных лонжерона.
Для увеличения жесткости в задней части фюзеляжа были установлены два стальных стержня, проходивших от нижних концов основных стоек шасси к нижней части пирамидального хвостового костыля.
Конструкция двухлонжеронных крыльев самолета была цельнодеревянной, для их обшивки использовалось полотно. Элероны были установлены только на верхнем крыле и имели систему управления аналогичную применявшейся на машинах компании Nieuport. Межплоскостные стойки были изготовлены из дерева, тогда как центропланные стойки, связывавшие верхнее крыло и фюзеляж, изготавливались из стальных труб.
Пилот и стрелок-наблюдатель размещались в двухместной кабине, расположенной в передней части фюзеляжа. Члены экипажа размещались почти бок о бок, причем стрелок относительно пилота располагался с небольшим смещением вперед. Этим обеспечивались хорошие обзор и сектор обстрела в передней полусфере для 7,7-мм пулемета Lewis; в заднюю полусферу вести огонь было невозможно.
Постройка самолета скорее всего была завершена в начале 1916 года и после успешных испытательных полетов был перевезен в Шатофор (Chateaufort) для проведения официальных испытаний. Из отрывочных источников известно, что официальные испытания самолета компании С.Е.А. продолжались до 5 апреля 1916 года. Во всех этих источниках указывалось, что испытания были удачными, так как после них самолет был передан на фронт для опытной эксплуатации в оснащенную истребителями Nieuport 11 эскадрилью N 95. Об участии самолета в боях нет никаких сведений, и даже неизвестно вернулся ли самолет на завод.
Сравнительная эксплуатация с «ньюпорами», которые были более успешными в боях с монопланами конструкции Энтони Фоккера, – основной причины появления истребителя Армана Дюфо – показала сложность конструкции и эксплуатации самолета компании С.Е.А., что делало бесполезными все связанные с его концепцией риски. Кроме того весной 1916 года во французской авиации началось внедрение синхронизаторов, разработанных для пулеметов Lewis сержантом Алканом (Alkan), служившим в эскадрилье M S. 12. Следующими были синхронизаторы для пулеметов Vickers, разработанные Birkigt a Alkan & Hamy…
швейцарский пионер авиации и авиаконструктор Арман Дюфо
модель вертолета братьев Дюфо
легкий самолет Dufaux IV
Dufaux IV, пилотируемый Арманом Дюфо, пересекает Женевское озеро; 26 августа 1910 года
схемы опытного истребителя Dufaux C.2
вариант окраски опытного истребителя Dufaux C.2
опытный истребитель Dufaux C.2
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Dufaux C.2
Назначение: истребитель
Компания-производитель: Societe pour la Construction et l'Entretien d'Avions, Париж
Экипаж: 2 человека
Силовая установка: один девятицилиндровый ротативный двигатель, вращавший двухлопастный толкающий винт и развивавший мощность 110 л.с. (81 кВт)
Размеры:
размах крыльев 7,96 м
длина 6,10 м
высота 2,80 м
Вес:
пустого 530 кг
взлетный 740 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость 140 км/ч
крейсерская скорость 120 км/ч
потолок 4700 м
продолжительность полета 2 часа
источники:
- JIŘÍ HORNÁT; Výkres PETR KOLMANN «DUFAUX C.1» L+K 18/2003
- http://en.wikipedia.org/wiki/Armand_Dufaux
- http://www.airwar.ru/enc/fww1/dufauxc2.html