Опытные военно-транспортные самолеты Bolhm und Voss BV 144. Германия

18

Опытные военно-транспортные самолеты Bolhm und Voss BV 144. Германия

Вскоре после окончания Второй мировой войны в мировой авиационной прессе стали появляться весьма интересные сведения о недостроенных немецких самолетах или о разрабатывавшихся, но не воплощенных в металле проектах. Одна часть из этих проектов были на границе реальности, другая часть проектов выходила за пределы разумного, но почти все они демонстрировали признаки отчаянной попытки быстро изобрести что-то, что помогло бы повернуть вспять неизбежный конец нацистского режима. Но вместе с этим было множество проектов, которые были технически очень разумными и которые во многих случаях отличались передовыми техническими решениями, опережающими уровень своего времени. В первую очередь это были реактивные самолеты со стреловидным или дельтовидным крылом, с сочетанием различных типов двигателей, с изменяемой геометрией крыла или машины с вертикальным взлетом и посадкой. Особое место занимали системы вооружения с управляемыми ракетами различных типов.

К числу машин, конструкция которых содержала несколько бесспорно интересных технических решений, можно было отнести прототип транспортного самолета ВV 144, разработанный гамбургской авиастроительной компанией Blohm und Voss Flugzeugbau (Blohm und Voss). Компания являлась филиалом существующего и по сей день известного судостроительного концерна и представляла собой передовое авиастроительное предприятие, возглавлял которое доктор Рихард Фогт, известный несколькими патентами в области аэродинамики и нестандартным подходом к создаваемым самолетам. Одной из технических особенностей, которые он использовал при проектировании самолетов, бы массивный трубчатый лонжерон, снабженный фланцами для удержания нервюр. Этот лонжерон был не просто достаточно жестким и придававшим крыло необходимую жесткость, но и служил топливным баком. Однако достоинства этого лонжерона более ярко проявлялись на крупных самолетах.

В 1940 году компания Bolhm und Voss вместе с другими ведущими предприятиями немецкой авиационной промышленности получила заказ от авиакомпании Deutsche Lufthansa на проект современного скоростного транспортного самолета, способного перевозить людей или грузы. Ответом компании Blohm und Voss стал проект ВV 144 – низкоплан с убирающимся трехстоечным шасси, фюзеляжем, который относительно низко расположен над землей, и пассажирским салоном на 18 мест. BV 144 получил высокую оценку на конкурсе проектов, но ход войны изменил его судьбу.

Зимой 1940-41 годов стало ясно, что создание чистого гражданского самолета стала невозможна, поскольку Имперское министерство авиации (Reichsluftfahrtministerium – RLM) не выделит на эту программу средства и мощности. Однако поскольку руководство RLM было заинтересовано военно-транспортном и транспортно-десантном самолетах, то это позволило – при условии внесения необходимых изменений – продолжить разработку. В 1941 году под старым названием был разработан новый проект. Новый BV 144 теперь был высокопланом, который должен был совершать посадки на неподготовленные площадки и высаживать солдат, а также за короткое время выполнять погрузочно-разгрузочные работы. Новый BV 144 имел еще одну интересную конструктивную особенность: угол атаки крыла вместе с моторными гондолами можно было изменять, уменьшая его или увеличивая. Благодаря этому самолет должен был получить отличные взлетно-посадочные характеристики и оптимально низкое сопротивление в крейсерском полете. Изменение угла атаки производилось поворотом трубчатого лонжерона в диапазоне 9 градусов с помощью электросервомоторов. Крыло самолета было оснащено закрылками Фаулера, который при отклонении выдвигались назад, увеличивая площадь крыла, и зависающими элеронами, которые во время посадки синхронно отклонялись вниз на угол 12 градусов.

схема опытного военно-транспортного самолета Bolhm und Voss BV 144

схема опытного военно-транспортного самолета Bolhm und Voss BV 144

В остальном BV 144 представлял собой цельнометаллический самолет с экипажем из трех человек, способным перевозить 18 полностью экипированных солдат или груз соответствующей массы. Силовая установка BV 144 состояла из двух двухрядных радиальных двигателей воздушного охлаждения BMW 801MA, развивавших мощность по 1560 л.с. (1147 кВт) каждый и вращавших трехлопастные винты изменяемого шага. В трубчатом лонжероне можно было хранить 1400 кг топлива и 130 кг масла. Ходовая часть с носовой стойкой была убирающейся; хвостовое оперение было двухкилевым.

Хотя назначение ВV 144 было изменено с гражданского на военное, компания Bolhm und Voss не смогла продолжить разработку «у себя дома» из-за большой загрузки программами, имевшими гораздо больший приоритет. В результате разработка самолета и изготовление прототипа было передано в оккупированную Францию в расположенную в Англете (Anglet) близ Байонны, компанию Louis Bréguet, французский персонал которой работал под руководством нескольких высокопоставленных немецких инженеров. Французы старались как можно сильнее затянуть ход работ, и, в конце концов, они в этом даже преуспели. Два прототипа были достроены только в 1944 году, когда немцы уже бежали из этой части Франции. Первый прототип BV 144 стоял в аэропорту Тулузы и был разрушен местными жителями как символ немецкой оккупации. Второй почти законченный прототип BV 144 был достроен после своего обнаружения французскими властями и автотранспортом был доставлен в аэропорт Тулузы. Там самолет, получивший к этому времени французские опознавательные знаки и лотарингские кресты, совершил несколько полетов, которые были завершены после аварии машины и отсутствия интереса официальных лиц.

прототип военно-транспортного самолета Bolhm und Voss BV 144 в процессе изготовления. Снимок airwar.ru

прототип военно-транспортного самолета Bolhm und Voss BV 144 в процессе изготовления. Снимок airwar.ru

второй прототип военно-транспортного самолета Bolhm und Voss BV 144 в аэропорту Тулузы. Снимок airwar.ru

второй прототип военно-транспортного самолета Bolhm und Voss BV 144 в аэропорту Тулузы. Снимок airwar.ru

второй прототип военно-транспортного самолета Bolhm und Voss BV 144 был полностью выкрашен в светлый серо-зеленый цвет. Самолет получил французские опознавательные знаки, а на киль был нанесен белый лотарингский крест – эмблема «Свободной Франции»

второй прототип военно-транспортного самолета Bolhm und Voss BV 144 был полностью выкрашен в светлый серо-зеленый цвет. Самолет получил французские опознавательные знаки, а на киль был нанесен белый лотарингский крест – эмблема «Свободной Франции»

В заключение следует сказать, что из технических особенностей BV 144 наибольший интерес представляет электрическая система изменения угла атаки крыла, которая впоследствии была использована в нескольких французских проектах. В случае необходимости крыло могло изменять свой угол атаки в диапазоне 9 градусов и устанавливаться в шести промежуточных положениях. На случай отключения электрической системы была предусмотрена аварийная система с ручным управлением. Для изменения угла атаки на 9 градусов летчик должен был сделать 348 оборотов рукояткой.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Bolhm und Voss BV 144

Назначение: военно-транспортный самолет

Статус: прототип

Компания-производитель:

• Blohm und Voss Flugzeugbau, Гамбург, Германия
• Société Louis Bréguet, Англет, Франция

Экипаж: 3 человека

Силовая установка: два 14-уилиндровых радиальных двигателя воздушного охлаждения, BMW 801MA, развивавших мощность по 1560 л.с. (1147 кВт) каждый и вращавших трехлопастные винты изменяемого шага

Размеры:

размах крыла 26,90 м
длина 21,90 м
высота 5,10 м.
площадь крыла 89,40 м²

Масса:

пустого 9910 кг
взлетная 14100 кг

Летные характеристики (расчетные):

максимальная скорость на высоте 4000 м 460 км/ч
крейсерская скорость 410 км/ч
скорость набора высоты 8,3 м/с
практический потолок 8600 м
дальность полета 1550 км

Количество изготовленных: 2 экземпляра

источник: Václav Němeček Výkres Stanislav Smékal «Letadla 39-45: Bolhm und Voss BV 144» «Letectví + kosmonautika» 19/87, str.29/749

перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-opytnye-voenno-transportnye-samolety-bolhm-und-voss-bv-144

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account