Опытные тяжелые истребители Италии: SIAI-Marchetti SM.91/92 и Caproni-Bergamasche Ca-380 Corsaro

11

В 1941 году Министерство Авиации Италии (Ministero dell’Aeronautica) объявило о начале конкурса на многоцелевой истребитель, способный использоваться как эскортный истребитель, истребитель-бомбардировщик, штурмовой и скоростной разведывательный самолет.

Опытные тяжелые истребители Италии: SIAI-Marchetti SM.91/92 и Caproni-Bergamasche Ca-380 Corsaro

От истребителя требовались, прежде всего, большой радиус действия, высокая скорость, сильное вооружение и практический потолок на уровне, достигнутом лучшими на то время одноместными истребителями. Маневренность и скорость набора высоты были второстепенными. Regia Aeronautica видела в таком самолете итальянский аналог британскому De Havilland «Mosquito» и американскому Lockheed P-38 «Молния».

Опытные тяжелые истребители Италии: SIAI-Marchetti SM.91/92 и Caproni-Bergamasche Ca-380 Corsaro

SM.91

На конкурс было представлено несколько проектов, но к реализации приняли только три: Caproni Aeronautica Bergamasca (Caproni-Bergamasche) с истребителем Ca-380 Corsaro и фирма Savoia-Marchetti с истребителями SM.91 и SM.92, которая для своего первого проекта (SM.91) использовала задел по проекту скоростного бомбардировщика SM.88. Все три истребителя должны были оснащаться лицензионными немецкими двигателями Daimler-Benz DB.605A, производившимися в Италии на заводах FIAT под обозначением RA-1050 RC.58 «Tiffone».

Содержание:

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

SIAI-Marchetti SM.91

SIAI-Marchetti SM.91 можно назвать ительянским P-38, поскольку он тоже был двухмоторным дальним истребителем сопровождения двухбалочной схемы. В действительности SM.91 из-за своих размеров, вооружения и количества членов экипажа пренадлежал к другому классу машин — к таким как Bristol Beaufighter и De Havilland Mosquito.

Опытные тяжелые истребители Италии: SIAI-Marchetti SM.91/92 и Caproni-Bergamasche Ca-380 Corsaro

По массо-габаритным характеристикам же данный самолет можно смело отнести к средним бомбардировщикам: таким как SM.79 или Фиат BR.20.

Самолет был оборудован двумя двигателями DB.605A и вооружен пятью 20-мм пушками, расположенными вне зоны ометания винтов. Связь самолета осуществлялась по радио с помощью отдельного члена экипажа — штурмана-радиста.

Опытные тяжелые истребители Италии: SIAI-Marchetti SM.91/92 и Caproni-Bergamasche Ca-380 Corsaro

Опытные тяжелые истребители Италии: SIAI-Marchetti SM.91/92 и Caproni-Bergamasche Ca-380 Corsaro

Cхемы SM.91

Cхемы SM.91

Первый полет прототипа (MM.530) пилотируемого Альдо Моджи состоялся 11 марта 1943 года. Цикл летных испытаний проводился на фирменном аэродроме, а не в Экспериментальном Центре в Гуидонии.

До сентября 1943 года самолет налетал 27 часов 25 минут летного времени. После высадки союзников в Италии самолет был реквизирован Люфтваффе и 12 октября отправлен в исследовательский центр в Рейхлине. Дальнейшая судьба самолета неизвестна.

SM.92

SM.92

SIAI-Marchetti SM.92

Второй экземпляр самолета был готов 10 июля 1944 года. Его испытывал тот же Альдо Моджи; техобслуживание осуществлял Джузеппе Чератти. Полеты продолжались до 27 декабря 1944 (в общей сложности 3 часа и 26 минут), но в результате налета американских бомбардировщиков на авиазавод в Вергиате (Vergiate) и этот экземпляр был утерян.

Опытные тяжелые истребители Италии: SIAI-Marchetti SM.91/92 и Caproni-Bergamasche Ca-380 Corsaro

Следующий SM.92 был создан даже с более продвинутой конструкцией. В нем была удалена центральная гондола, а кабина экипажа была размещена в левом фюзеляже. Это привело к сокращению размаха крыла (18,55 м), площади (38,52 кв м) и веса (6250 кг.), но прежде всего уменьшение лобового сопротивления. Истребитель развивал максимальную скорость в 615 км/ч и набирал высоту 6000 метров за 7 мин. 10 сек. Также улучшились дальность полета (до 2000 км) и потолок (до 12000 м).

Дистанционно-управляемая турель с пулеметом Breda-SAFAT 

Дистанционно-управляемая турель с пулеметом Breda-SAFAT

Вооружение могло считаться эквивалентом предыдущего самолета, но было изменено количественно и качественно: оно состояло из трех 20-мм пушек (две в передней кромке центральной части крыла, одна стреляет через втулку правого мотора) и пяти 12,7-мм пулеметов (по два синхронизированных пулемета под каждым двигателем и один в дистанционно-управляемой турели под хвостовым оперением). Наличие оборонительного пулемета показывало необходимость пассивной защиты от одноместных одномоторных самолетов.

Опытные тяжелые истребители Италии: SIAI-Marchetti SM.91/92 и Caproni-Bergamasche Ca-380 Corsaro

Первый полет SM.92 состоялся 12 ноября 1943 года под управлением Альдо Моджи и моториста Карло Бальцарини. 17 марта 1944 года во время обычного испытательного полета (к этому времени самолет налетат 15 часов), SM.92 (мм.531) внезапно атаковали МC.205 Итальянской социальной республики, принявшие его за P-38 Lightning. Несмотря на серьезные повреждения сообщалось, SM.92 удалось оторваться от противника и приземлиться на поле в Лонате Поццоло. Ремонт продолжался 3 месяца до июня 1944 года. После ремонта истребитель опять был выведен на испытание, в которых он провел около 6 часов.

Опытные тяжелые истребители Италии: SIAI-Marchetti SM.91/92 и Caproni-Bergamasche Ca-380 Corsaro

Короткая жизнь SM.92 закончилась 27 декабря 1944 г., когда единственный прототип истребителя был уничтожен во время американской бомбардировки. О планах его серийного строительства  информации нет, однако после этого инцидента немцы отказались от продолжения работ над SM.92.

Схемы SM.92

Схемы SM.92

Очевидно что интерес Luftwaffe к техническим решениям, представленным самолетами SM.91/92 ограничивается применимостью в областью разработанных немцами передовых концепций: в 1944 году они делали ставку на «blitzjager» (истребитель с ТРД), для которых традиционные поршневые двигатели считались делом прошлого. В то время как для Итальянских королевских ВВС эти самолеты остаются как одни из самых сложных конструкций, которые итальянская промышленность смогла разработать.

Caproni-Bergamasche Са.380 Corsaro

Caproni Са.380 Corsaro представлял собой двухместный двухфюзеляжный цельнометаллический моноплан. В его правом фюзеляже размещались друг за другом два пилота, а в левом фюзеляже находился большой бак с горючим. Консоли крыла эллиптические, фюзеляжи соединены прямоугольной центропланной вставкой крыла и объединенным горизонтальным оперением.

Опытные тяжелые истребители Италии: SIAI-Marchetti SM.91/92 и Caproni-Bergamasche Ca-380 Corsaro

Сначала на самолёт планировали установить моторы DB.605A-1, но затем мнение изменилось в пользу более мощных DB-603. Также ради увеличения скорости радиаторы охлаждения двигателей были перенесены в хвостовые части фюзеляжей по типу P-38 Lighting. Однако, в отличие от Р-38, воздухозаборники которого имели форму «кармана», у Ca.380 Corsaro они были расположены в узкой щели по всей окружности фюзеляжной балки. Воздух, вылетаюший из радиатора, лишь минимально вмешивается в обтекание задней части фюзеляжа и, соответственно, создает минимальное сопротивление.

Один из вариантов Ca.380

Один из вариантов Ca.380

Вооружение Са.380 про итальянским меркам было сверхмощным и включало в себя четыре 20-мм пушки в гондоле под центропланом и два крыльевых 12,7-мм пулемета. Программа Са.380 некоторое время имела большой приоритет, и тому были веские причины: постройка истребителей SM.91/SM.92 затягивалась (на испытания они вышли уже под контролем немцев).

Опытные тяжелые истребители Италии: SIAI-Marchetti SM.91/92 и Caproni-Bergamasche Ca-380 Corsaro

Проектные работы над Са.380 продолжались вплоть до сентября 1943 года, и были прерваны только после капитуляции Италии. Согласно некоторым источникам была начата постройка прототипа, но довершить её до конца не успели (на момент 8 сентября 1943 года Ca.380 Corsaro находился в 30% готовности).

Re-2005bifusoliera

Re-2005bifusoliera

В заключение хочется сказать, что SIAI-Marchetti SM.91 и Caproni Са.380 Corsaro были не единственными итальянскими двухфюзеляжными самолетами — кроме ного были как оригинальная конструкци Piaggio P-125, так и двухфюзеляжные версии классических одномоторных истребителей Macchi, Reggiane и FIAT: MC-300, Re-2005bifusoliera инженера Мараскино (Maraschino), FIAT G-58, имевшие в своей основе соответственно MC-205, Re-2005 и G-55.

  FIAT G-58 (модель)  

FIAT G-58 (модель)

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ SIAI-Marchetti SM.91

SIAI-Marchetti SM.91 представлял собой цельнометаллический двухмоторный двухместный тяжелый истребитель двухбалочной схемы. Гондола овальной в поперечном сечении форме с металлическим каркасом и обшивкой из дюралюминиевого сплава.

Крыло двухлонжеронное, металлическое с дюралюминиевым покрытием; элероны и закрылки имели металлический каркас и покрыты полотном; предкрылки типа Handley-Page.

Основные стойки шасси, снабженные гидроамортизаторами, частично убирались поворотом назад в балки (не убирались лишь части колес). Хвостовое колесо поворотное, неубираемое.

Опытные тяжелые истребители Италии: SIAI-Marchetti SM.91/92 и Caproni-Bergamasche Ca-380 Corsaro

Двойное хвостовое оперение имело металлический каркас с отклоняемыми поверхностями, покрытыми полотном.

Кабина с двумя сиденьями, размещенными тандемом с остеклением фонаря, откидывающимся вбок.

Стандартное приборное оборудование для определения параметров полета и управления двигателем.

Шесь топливных баков размещены в крыле.

Опытные тяжелые истребители Италии: SIAI-Marchetti SM.91/92 и Caproni-Bergamasche Ca-380 Corsaro

Двигатели с трехлопастными металлическими винтами с изменяемым шагом в полете.

Вооружение состояло из трех 20-мм пушек Mauser151/20, расположенных в носу гондолы и из двух 20-мм пушек Mauser151/20, расположенных в корневых частях консолей. Боезапас 300 снарядов на ствол.

ПРОИЗВОДСТВО:

  • MM.530 — первый опытный образец SM.91,
  • MM.531 — опытный образец SM.92.
Модификация

SM.91

SM.92

Ca.380 Corsaro

Габаритные размеры

Размах крыла, м

19,70

18,55  

16,00 

Длина, м

13,25

13,70

11,89 

Высота, м

3,84

4,10

3,81*

Площадь крыла, м2

41,76

38,52

40,2*

Масса

пустого самолета, кг

6400

6250

н/д

нормальная взлетная, кг

8890

8750

7431

Силовая установка

Тип двигателя

2 × ПД Alfa Romeo RA-1050 RC.58 Tifone (DB 605A-1)

2 × ПД Alfa Romeo RA-1050 RC.58 Tifone (DB 605A-1)

2 × ПД Alfa Romeo RA-1050 RC.58 Tifone (DB 605A-1)

Мощность, л.с.

2 × 1475

2 × 1475

2 × 1475

Максимальная скорость, км/ч

584

615

644

Крейсерская скорость , км/ч

515

540

н/д

Практическая дальность, км

1590

2000

2150-2600

Скороподъемность, м/мин

706

840

840

Практический потолок, м

11000

12000

10500

Экипаж, чел.

2

2

2

Вооружение

Пушки

5 × 20-мм Mauser MG 151/20

(300 снарядов на пушку)

3 × 20-мм Mauser MG 151/20

(300 снарядов на пушку)

4 × 20-мм Mauser MG 151/20

Пулеметы

5 × 12,7-мм Breda-SAFAT

(по 350 патронов)

3 × 12,7-мм Breda-SAFAT

Бомбы, кг
  • 4 × 100,
  • 4 × 160,
  • 1 × 500

* — данные из «Итальянские гражданские и военные самолеты, 1930-45»

список источников:

Подписаться
Уведомить о
guest

43 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account