Опытные тяжелые истребители Италии: SIAI-Marchetti SM.91/92 и Caproni-Bergamasche Ca-380 Corsaro
В 1941 году Министерство Авиации Италии (Ministero dell’Aeronautica) объявило о начале конкурса на многоцелевой истребитель, способный использоваться как эскортный истребитель, истребитель-бомбардировщик, штурмовой и скоростной разведывательный самолет.
От истребителя требовались, прежде всего, большой радиус действия, высокая скорость, сильное вооружение и практический потолок на уровне, достигнутом лучшими на то время одноместными истребителями. Маневренность и скорость набора высоты были второстепенными. Regia Aeronautica видела в таком самолете итальянский аналог британскому De Havilland «Mosquito» и американскому Lockheed P-38 «Молния».
SM.91
На конкурс было представлено несколько проектов, но к реализации приняли только три: Caproni Aeronautica Bergamasca (Caproni-Bergamasche) с истребителем Ca-380 Corsaro и фирма Savoia-Marchetti с истребителями SM.91 и SM.92, которая для своего первого проекта (SM.91) использовала задел по проекту скоростного бомбардировщика SM.88. Все три истребителя должны были оснащаться лицензионными немецкими двигателями Daimler-Benz DB.605A, производившимися в Италии на заводах FIAT под обозначением RA-1050 RC.58 «Tiffone».
Содержание:
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
SIAI-Marchetti SM.91
SIAI-Marchetti SM.91 можно назвать ительянским P-38, поскольку он тоже был двухмоторным дальним истребителем сопровождения двухбалочной схемы. В действительности SM.91 из-за своих размеров, вооружения и количества членов экипажа пренадлежал к другому классу машин — к таким как Bristol Beaufighter и De Havilland Mosquito.
По массо-габаритным характеристикам же данный самолет можно смело отнести к средним бомбардировщикам: таким как SM.79 или Фиат BR.20.
Самолет был оборудован двумя двигателями DB.605A и вооружен пятью 20-мм пушками, расположенными вне зоны ометания винтов. Связь самолета осуществлялась по радио с помощью отдельного члена экипажа — штурмана-радиста.
Первый полет прототипа (MM.530) пилотируемого Альдо Моджи состоялся 11 марта 1943 года. Цикл летных испытаний проводился на фирменном аэродроме, а не в Экспериментальном Центре в Гуидонии.
До сентября 1943 года самолет налетал 27 часов 25 минут летного времени. После высадки союзников в Италии самолет был реквизирован Люфтваффе и 12 октября отправлен в исследовательский центр в Рейхлине. Дальнейшая судьба самолета неизвестна.
SIAI-Marchetti SM.92
Второй экземпляр самолета был готов 10 июля 1944 года. Его испытывал тот же Альдо Моджи; техобслуживание осуществлял Джузеппе Чератти. Полеты продолжались до 27 декабря 1944 (в общей сложности 3 часа и 26 минут), но в результате налета американских бомбардировщиков на авиазавод в Вергиате (Vergiate) и этот экземпляр был утерян.
Следующий SM.92 был создан даже с более продвинутой конструкцией. В нем была удалена центральная гондола, а кабина экипажа была размещена в левом фюзеляже. Это привело к сокращению размаха крыла (18,55 м), площади (38,52 кв м) и веса (6250 кг.), но прежде всего уменьшение лобового сопротивления. Истребитель развивал максимальную скорость в 615 км/ч и набирал высоту 6000 метров за 7 мин. 10 сек. Также улучшились дальность полета (до 2000 км) и потолок (до 12000 м).
Вооружение могло считаться эквивалентом предыдущего самолета, но было изменено количественно и качественно: оно состояло из трех 20-мм пушек (две в передней кромке центральной части крыла, одна стреляет через втулку правого мотора) и пяти 12,7-мм пулеметов (по два синхронизированных пулемета под каждым двигателем и один в дистанционно-управляемой турели под хвостовым оперением). Наличие оборонительного пулемета показывало необходимость пассивной защиты от одноместных одномоторных самолетов.
Первый полет SM.92 состоялся 12 ноября 1943 года под управлением Альдо Моджи и моториста Карло Бальцарини. 17 марта 1944 года во время обычного испытательного полета (к этому времени самолет налетат 15 часов), SM.92 (мм.531) внезапно атаковали МC.205 Итальянской социальной республики, принявшие его за P-38 Lightning. Несмотря на серьезные повреждения сообщалось, SM.92 удалось оторваться от противника и приземлиться на поле в Лонате Поццоло. Ремонт продолжался 3 месяца до июня 1944 года. После ремонта истребитель опять был выведен на испытание, в которых он провел около 6 часов.
Короткая жизнь SM.92 закончилась 27 декабря 1944 г., когда единственный прототип истребителя был уничтожен во время американской бомбардировки. О планах его серийного строительства информации нет, однако после этого инцидента немцы отказались от продолжения работ над SM.92.
Очевидно что интерес Luftwaffe к техническим решениям, представленным самолетами SM.91/92 ограничивается применимостью в областью разработанных немцами передовых концепций: в 1944 году они делали ставку на «blitzjager» (истребитель с ТРД), для которых традиционные поршневые двигатели считались делом прошлого. В то время как для Итальянских королевских ВВС эти самолеты остаются как одни из самых сложных конструкций, которые итальянская промышленность смогла разработать.
Caproni-Bergamasche Са.380 Corsaro
Caproni Са.380 Corsaro представлял собой двухместный двухфюзеляжный цельнометаллический моноплан. В его правом фюзеляже размещались друг за другом два пилота, а в левом фюзеляже находился большой бак с горючим. Консоли крыла эллиптические, фюзеляжи соединены прямоугольной центропланной вставкой крыла и объединенным горизонтальным оперением.
Сначала на самолёт планировали установить моторы DB.605A-1, но затем мнение изменилось в пользу более мощных DB-603. Также ради увеличения скорости радиаторы охлаждения двигателей были перенесены в хвостовые части фюзеляжей по типу P-38 Lighting. Однако, в отличие от Р-38, воздухозаборники которого имели форму «кармана», у Ca.380 Corsaro они были расположены в узкой щели по всей окружности фюзеляжной балки. Воздух, вылетаюший из радиатора, лишь минимально вмешивается в обтекание задней части фюзеляжа и, соответственно, создает минимальное сопротивление.
Вооружение Са.380 про итальянским меркам было сверхмощным и включало в себя четыре 20-мм пушки в гондоле под центропланом и два крыльевых 12,7-мм пулемета. Программа Са.380 некоторое время имела большой приоритет, и тому были веские причины: постройка истребителей SM.91/SM.92 затягивалась (на испытания они вышли уже под контролем немцев).
Проектные работы над Са.380 продолжались вплоть до сентября 1943 года, и были прерваны только после капитуляции Италии. Согласно некоторым источникам была начата постройка прототипа, но довершить её до конца не успели (на момент 8 сентября 1943 года Ca.380 Corsaro находился в 30% готовности).
В заключение хочется сказать, что SIAI-Marchetti SM.91 и Caproni Са.380 Corsaro были не единственными итальянскими двухфюзеляжными самолетами — кроме ного были как оригинальная конструкци Piaggio P-125, так и двухфюзеляжные версии классических одномоторных истребителей Macchi, Reggiane и FIAT: MC-300, Re-2005bifusoliera инженера Мараскино (Maraschino), FIAT G-58, имевшие в своей основе соответственно MC-205, Re-2005 и G-55.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ SIAI-Marchetti SM.91
SIAI-Marchetti SM.91 представлял собой цельнометаллический двухмоторный двухместный тяжелый истребитель двухбалочной схемы. Гондола овальной в поперечном сечении форме с металлическим каркасом и обшивкой из дюралюминиевого сплава.
Крыло двухлонжеронное, металлическое с дюралюминиевым покрытием; элероны и закрылки имели металлический каркас и покрыты полотном; предкрылки типа Handley-Page.
Основные стойки шасси, снабженные гидроамортизаторами, частично убирались поворотом назад в балки (не убирались лишь части колес). Хвостовое колесо поворотное, неубираемое.
Двойное хвостовое оперение имело металлический каркас с отклоняемыми поверхностями, покрытыми полотном.
Кабина с двумя сиденьями, размещенными тандемом с остеклением фонаря, откидывающимся вбок.
Стандартное приборное оборудование для определения параметров полета и управления двигателем.
Шесь топливных баков размещены в крыле.
Двигатели с трехлопастными металлическими винтами с изменяемым шагом в полете.
Вооружение состояло из трех 20-мм пушек Mauser151/20, расположенных в носу гондолы и из двух 20-мм пушек Mauser151/20, расположенных в корневых частях консолей. Боезапас 300 снарядов на ствол.
ПРОИЗВОДСТВО:
- MM.530 — первый опытный образец SM.91,
- MM.531 — опытный образец SM.92.
Модификация | SM.91 | SM.92 | Ca.380 Corsaro |
Габаритные размеры | |||
Размах крыла, м | 19,70 | 18,55 | 16,00 |
Длина, м | 13,25 | 13,70 | 11,89 |
Высота, м | 3,84 | 4,10 | 3,81* |
Площадь крыла, м2 | 41,76 | 38,52 | 40,2* |
Масса | |||
пустого самолета, кг | 6400 | 6250 | н/д |
нормальная взлетная, кг | 8890 | 8750 | 7431 |
Силовая установка | |||
Тип двигателя | 2 × ПД Alfa Romeo RA-1050 RC.58 Tifone (DB 605A-1) | 2 × ПД Alfa Romeo RA-1050 RC.58 Tifone (DB 605A-1) | 2 × ПД Alfa Romeo RA-1050 RC.58 Tifone (DB 605A-1) |
Мощность, л.с. | 2 × 1475 | 2 × 1475 | 2 × 1475 |
Максимальная скорость, км/ч | 584 | 615 | 644 |
Крейсерская скорость , км/ч | 515 | 540 | н/д |
Практическая дальность, км | 1590 | 2000 | 2150-2600 |
Скороподъемность, м/мин | 706 | 840 | 840 |
Практический потолок, м | 11000 | 12000 | 10500 |
Экипаж, чел. | 2 | 2 | 2 |
Вооружение | |||
Пушки | 5 × 20-мм Mauser MG 151/20 (300 снарядов на пушку) | 3 × 20-мм Mauser MG 151/20 (300 снарядов на пушку) | 4 × 20-мм Mauser MG 151/20 |
Пулеметы | — | 5 × 12,7-мм Breda-SAFAT (по 350 патронов) | 3 × 12,7-мм Breda-SAFAT |
Бомбы, кг |
| — | — |
* — данные из «Итальянские гражданские и военные самолеты, 1930-45»
список источников:
- http://www.airwar.ru/enc/fww2/sm91.html,
- http://www.airwar.ru/enc/fww2/sm92.html,
- http://www.alieuomini.it/catalogo/dettaglio_catalogo/savoia_marchetti_sm,31.html,
- http://www.samoloty.ow.pl/str395.htm,
- http://it.wikipedia.org/wiki/Caproni_Ca.380,
- http://www.aviarmor.net/aww2/Exp_A/iltaly/Caproni%20Ca.380.htm,
- «Итальянские гражданские и военные самолеты, 1930-45»,
- Dimensione Cielo 3 — Caccia Assalto.