Опытные транспортно-десантные планеры Bristol XLRQ-1. США
Еще в мае 1941 года, более чем за полгода до японской атаки на Перл-Харбор, специалисты по планированию операций ВМС США и корпуса морской пехоты США начали подготовку будущих технологий для десантных операций, в ходе которых морские пехотинцы вторгнутся и займут удерживаемую врагом территорию, особенно острова Тихого океана и дальневосточные регионы, поскольку в то время война с Японией, уже активно вовлеченной в боевые действия в Китае, казалась в ближайшем будущем практически неизбежной. В данных операция десантирование морских пехотинцев должно было осуществляться не только морских высадочных средств, но и с воздуха. На поле боя морские пехотинцы должны прибыть на борту транспортно-десантных планеров.
В то время под влиянием успешного применения в Бельгии немецких планеров DFS 230 военно-воздушные силы армии США выдали задания на разработку десантных планеров, но их концепция не подходила для использования в десантных операциях американского флота. Десантные планеры для ВМС США должны были быть весьма специфичными. Военным морякам требовался гидросамолет-амфибия с конструкцией из дерева и пластмасс. Взлетать планер должен был с помощью самолета-буксировщика, используя для этого либо колесное шасси (вариант наземного базирования), либо лодочный корпус (с водной поверхности). Помимо этого, командование ВМС США, а точнее управление аэронавтики ВМС требовало оснастить десантные планеры оборонительным пулеметным вооружением и обеспечить десантникам возможность покидать планер с помощью парашютов, активируемых статическими тросами.
Самолетами-буксировщиками должны были стать летающие лодки-амфибии Consolidated PBY Catalina. В командовании ВМС США полагали, что на начальном этапе развертывания на вооружении авиации флота будет не менее ста планеров. Некоторые планеры должны были использоваться для обучения, а остальные должны были быть в состоянии, пригодном для транспортировки батальона морской пехоты (примерно 715 человек) с вооружением.
После серии технических и финансовых расчетов было решено заказать авиационному заводу ВМС США (Naval Aircraft Factory – NAF) разработку предварительных проектов планеров двух категорий: малый, рассчитанный на перевозку 12 десантников, и большой с вдвое большей вместимостью. Однако, поскольку NAF в основном занималась лицензионным производством и не обладала достаточным количеством инженеров, то контракты были предложены компаниям, которые были менее загружены и работали в основном в качестве субподрядчиков.
По два прототипа малого планера должны были изготовить компании Bristol Aeronautical Corporation (Bristol) и Allied Aviation Corporation, а большие планеры – компании AGA Aviation и Snead & Corporation. Обозначения прототипов планеров были определены заранее: Bristol XLRQ-1, Allied XLRA-1, AGA XLRG-1 и Snead XLRH-1.
В 1942 году военно-воздушные силы корпуса морской пехоты США на авиабазе Пейдж-филд (Page Field), остров Паррис (Parris Island), штат Южная Каролина, создали специальное учебное подразделение – группа 71. На этой авиабазе специально отобранные морские пехотинцы прошли обучение на пилотов планеров, для чего использовались учебные планеры Schweizer LNS-1, Pratt-Read LNE-1 и позднее Aeronca LNB-1. В качестве буксировщиков использовались учебные бипланы NAF N3N Canary или гидросамолеты-наблюдения Grumman J2F Duck.
Планер Bristol XLRQ-1 (название компании производителя не следует путать с одноименной известной британской компанией – совпадение названий является лишь случайным) имел конструкцию с цельнодеревянным силовым набором и фанерной обшивкой, которая в высоконагруженных элементах была усилена пластмассами. Отличительными особенностями конструкции планера были низкорасположенное крыло, однореданный лодочный корпус и убирающееся шасси с носовой стойкой (такие же особенности имела опытная летающая лодка-планер Allied XLRA-1). Выбор низкорасположенного крыла был связан с обеспечением убираемому шасси стоек минимально возможной длины, а также потому, что удлиненные корневые части крыла действовали как подкрыльевые поплавки. В результате планер был очень устойчивым на волной поверхности даже при волнении.
Летом 1943 года два невооруженных прототипа (номера управления аэронавтики BuNo 11561 и 11562) были переданы компанией Bristol американскому флоту. Два прототипа отличались друг от друга: первый нес стандартный камуфляж авиации ВМС США, а второй (приведен на схеме выше) был полностью выкрашен в желтый цвет и имел другое остекление кабины с десантниками.
Испытания планеров XLRQ-1 прошли весьма успешно, был сделан предварительный заказ на серию из ста экземпляров, и к производству планеров должен был постепенно присоединиться авиазавод ВМС США. Версия завода NAF планера должна была нести обозначение LRN-1. Было начато изготовление двух экземпляров, но оно не было завершено, поскольку первый опыт боевых действия на Тихом океане показал, что приземление планеров на острова, которые хорошо оборудованы в инженерном плане и которые как правило лишены подходящих для посадки площадок.
По результатам опыта войны в 1943 году ВМС и КМП США отменили программу создания десантных планеров-амфибий, включая и программу переподготовки. Построенные прототипы Bristol XLRQ-1 и Allied XLRA-1 были затем разобраны, а большие 24-местные планеры вообще не стали строить.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Bristol XLRQ-1
Назначение: транспортно-десантный планер
Статус: прототип
Компания-производитель: Bristol Aeronautical Corporation, Нью-Хейвен, штат Коннектикут
Экипаж: 12 человек (2 пилота + 10 десантников)
Размеры:
размах крыла 22,20 м
длина 12,20 м
высота 3,70 м
Количество изготовленных: 2 экземпляра
источники:
-
-
- текст и часть фотографий – Text: Miroslav Balous Výkres: Petr Kolmann «Letadla 39-45. Bristol XLRQ-1» «Letectví + kosmonautika» 2014-05, стр.70-71
- часть фотографий – http://www.airwar.ru/enc/glider/xlrq1.html
-