Учебные и поисково-спасательные поплавковые гидросамолеты Arado Ar 199. Германия

13
Опытные поплавковые гидросамолеты-разведчики Arado Ar 199. Германия

Опытные поплавковые гидросамолеты-разведчики Arado Ar 199. Германия

Перед тем как начать речь о героях данной статьи – опытных поплавковых гидросамолетах-разведчиках Arado Ar 199 – имеет смысл рассказать о системе обозначений авиационной техники, которая была введена в Германии после прихода к власти Адольфа Гитлера. Когда в апреле 1933 года было создано Имперское министерство авиации (Reichsluftfahrtminísterium – RLM) одной из его первых задач была унификация системы обозначений типов летательных аппаратов. В первую очередь это касалось боевых машин, но а также транспортных и серийно выпускаемых спортивных самолетов. Краткое обозначение представляло собой двухбуквенное сокращение компании-производителя или конструктора и типовой номер. При этом при введении новой системы обозначений эксперты RLM присвоили новые типовые номера некоторым ранее выпущенным самолетам. В первую очередь это касается самолетов компании Dornier, некоторые из которых вместо цифровых имели буквенные обозначения.

Каждой авиастроительной компании RLM выделило определенные типовые номера; так, например, компания Heinkel получила номера 111, 112, 114, 115, 116 (113 не выделялось из-за суеверий летчиков), а компании Junkers были выделены номера 85, 86, 87, 88, 89, 90. Позднее типовые номера стали назначать индивидуально, поскольку заказы на разработку пошли друг за другом. Также в 1930-х годах в Германии была создана общая система нумерации систем вооружения. Самолет был присвоен общий номер 8, а поршневым авиадвигателям – 9. Данную нумерацию можно было встретить на немецких чертежах тех лет, на которых средний пикирующий бомбардировщик компании Junkers обозначался как Ju 8-88…

После типового номера ставился дефис, и за ним шло трёхзначное число, первая цифра которого показывала, к какой части самолета относится тот или иной чертеж. Трехзначное число, которое начиналось с цифры 1, указывало на фюзеляж, с цифры 2 – на крыло и т.д.. В свою очередь цифра 0 обозначала весь самолет в целом. Второй дефис разделял трехзначное и двухзначное числа; двухзначное число, которое служит для обозначения чертежей более мелких элементов конструкции, входящих в ту или иную крупную сборочную единицу. В целом это была очень систематичная и понятная система обозначений, и посвященный человек с первого взгляда мог понять к какому типу самолета и к какой его части относится тот или иной чертеж. Цифра 8, указывающая на то, что это самолет, использовалась только на чертежах. В литературе и военных документах эта система не упоминалась.

В конце 30-х годов компании Arado Flugzeugwerke A.G. (Arado) для новых разработок был присвоен блок номеров с 195 по 199. Последний из этих номеров принадлежал двупоплавковому двух- или трехместному учебному гидросамолету. Эта машина была разработана для повышенной летной подготовки пилотов и других членов экипажей самолетов военно-морской авиации и представляла собой оснащенный поплавками учебный самолет наземного базирования Ar 96 (после окончания Второй Мировой войны выпускался в Чехословакии компанией Avia под обозначением C-2).

Первоначальное задание RLM, выданное компании Arado в 1938 году, предусматривало использование гидросамолета для двухступенчатой летной подготовки: базовой и повышенной. Интересно отметить, что с самого начала было предусмотрено размещение мест курсанта и инструктора бок о бок, в то время как все продолжающееся обучение пилотов в Германии проходило на самолетах с размещением экипажа тандемом. В дополнение к этим двум местам позади них посередине располагалось третье место. Машина предназначалась для обучения пилотов, штурманов и радистов и могла быть оборудована третьим комплектом управления, чтобы инструктор мог одновременно обучать двух курсантов.

При создании поплавкового гидросамолета Ar 199 компания Arado использовала аэродинамические и технологические решения, которые были типичными для того периода. Центральная часть фюзеляжа в области кабины экипажа имела основу в виде сваренной из хромомолибденовых труб фермы, получившей для более совершенной аэродинамики вспомогательные шпангоуты и покрытой обшивкой из листов дюралюминия.

Низкорасположенное крыло самолета имело цельнометаллический силовой набор, основу которого составлял единственный лонжерон. Обшивка крыла была смешанной: от передней кромки до лонжерона была дюралюминиевой, от лонжерона до задней кромки – полотняной. Хвостовое оперение имело «арадовскую» компоновку со смещенным назад горизонтальным оперением, которое улучшало противоштопорные характеристики самолета.

Шасси гидросамолета состояло из двух цельнометаллических поплавков, оснащенных водяными рулями. Поплавки были оснащены встроенными креплениями для запуска с катапульты, что было важным элементом обучения пилотов морской авиации. Силовая установка состояла из одного 12-цилиндрового V-образного рядного двигателя воздушного охлаждения Argus As 410С, развивавшего мощность 450 л.с. (330 кВт) и вращавшего двухлопастный винт Argus с характерным ветряком на втулке, который приводил в действие механическую систему регулировки лопастей пропеллера.

Первоначально в 1939 году были заказаны два прототипа Ar 199V-1 и V-2, которым были присвоены номера гражданской регистрации D-IRFB и D-ISBC. Второй прототип отличался от первого более крупным рулем направления, другой формой водяных рулей и незначительными изменениями фонаря кабины и капота двигателя. Первый прототип летал с двухпозиционным винтом без типичной для пропеллеров Argus насадки.

В январе 1939 года техническое управление RLM заказало серию из 65 гидросамолетов данного типа (пять прототипов, включая два изготовленных, и 60 серийных гидросамолетов Ar 199A). Однако вскоре после начала войны планы изменились в пользу боевых самолетов и количество Ar 199 было снижено до 31 машины. Последние четыре машины данного типа были изготовлены уже в оккупированной Франции.

Несмотря на то, что поплавковые гидросамолёты Ar 199 создавались в качестве учебных, они была распределены по различным подразделениям авиации немецкого флота и действовали в основном в Северном море в качестве поисково-спасательных машин. Некоторые гидросамолеты, действовавшие в составе 10-й эскадрильи поисково-спасательной службы (10./Seenotstaffel), вместе со своим подразделением были переведены в Тромсе, Норвегия, где 14 августа 1942 года был сбит третий прототип Ar 199 (TJ+HL; зав.ном. 3673, D-ITLF). Эта машина стала первым немецким гидросамолетом, сбитым советскими летчиками на Севере.

схема поплавкового гидросамолета Ar 199

схема поплавкового гидросамолета Ar 199

закамуфлированный первый прототип Ar 199V-1 (NH+AM; зав.ном.3671) в составе авиации немецкого флота

закамуфлированный первый прототип Ar 199V-1 (NH+AM; зав.ном.3671) в составе авиации немецкого флота

второй прототип Ar.199V-2 (зав.ном.3672) с номером гражданской регистрации D-ISBC

второй прототип Ar.199V-2 (зав.ном.3672) с номером гражданской регистрации D-ISBC

третий прототип Ar 199V-3 (зав.ном.3673) с номером гражданской регистрации D-ITLF

третий прототип Ar 199V-3 (зав.ном.3673) с номером гражданской регистрации D-ITLF

пятый прототип Ar 199V-5 (зав.ном.3676) с номером гражданской регистрации RC+HR

пятый прототип Ar 199V-5 (зав.ном.3676) с номером гражданской регистрации RC+HR

пятый прототип Ar 199V-5 (зав.ном.3676) с номером гражданской регистрации RC+HR

пятый прототип Ar 199V-5 (зав.ном.3676) с номером гражданской регистрации RC+HR

пятый прототип Ar 199V-5 (зав.ном.3676) с номером гражданской регистрации RC+HR

пятый прототип Ar 199V-5 (зав.ном.3676) с номером гражданской регистрации RC+HR

закамуфлированный первый прототип Ar 199V-1 (NH+AM; зав.ном.3671) в составе авиации немецкого флота

закамуфлированный первый прототип Ar 199V-1 (NH+AM; зав.ном.3671) в составе авиации немецкого флота

третий прототип гидросамолета Ar 199V-3 (TJ+HL; зав.ном.3673) из состава эскадрильи 10.Seenotstaffel

третий прототип гидросамолета Ar 199V-3 (TJ+HL; зав.ном.3673) из состава эскадрильи 10.Seenotstaffel

модель третьего прототипа Ar 199V-3 (TJ+HL; зав.ном.3673)

модель третьего прототипа Ar 199V-3 (TJ+HL; зав.ном.3673)

модель третьего прототипа Ar 199V-3 (TJ+HL; зав.ном.3673)

модель третьего прототипа Ar 199V-3 (TJ+HL; зав.ном.3673)

модель третьего прототипа Ar 199V-3 (TJ+HL; зав.ном.3673)

модель третьего прототипа Ar 199V-3 (TJ+HL; зав.ном.3673)

модель третьего прототипа Ar 199V-3 (TJ+HL; зав.ном.3673)

модель третьего прототипа Ar 199V-3 (TJ+HL; зав.ном.3673)

модель третьего прототипа Ar 199V-3 (TJ+HL; зав.ном.3673)

модель третьего прототипа Ar 199V-3 (TJ+HL; зав.ном.3673)

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Arado Ar 199

Назначение: учебный поплавковый гидросамолет и поисково-спасательный гидросамолет

Статус: малосерийное производство

Компания-производитель: Arado Flugzeugwerke A.G., Варнемюнде

Экипаж: 2-3 чел.

Силовая установка: один 12-цилиндровый V-образный рядный двигатель воздушного охлаждения Argus As 410С, развивавший мощность 450 л.с. (330 кВт) и вращавший двухлопастный винт Argus изменяемого шага

Размеры:

размах крыла 12,70 м
длина 10,57 м
высота 4,36 м
площадь крыла 30,40 м²

Масса:

пустого 1675 кг
максимальная взлетная 2075 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость на высоте 3000 метров 260 км/ч
крейсерская скорость на оптимальной высоте 212 км/ч
время набора высоты 3000 метров 11 мин
практический потолок 6500 м
дальность полета 740 км

Количество изготовленных: 31 экз. (5 прототипов + 26 серийных

ПРИЛОЖЕНИЕ

14 августа 1942 года на одном из озер в районе Урд-озера был сбит самолет, тип которого едва ли мог быть известен советским летчикам. Сначала в донесениях его называли «Гамбург-140», затем – Не-113. Советские солдаты, вытащившие его на отмель, после обследования установили, что этот самолет имел тактический номер TJ+HL, указывавший на его принадлежность к 10-й эскадрильи поисково-спасательной службы (10./Seenotstaffel). Лишь после войны стало ясно, что это был редкий образец учебного гидросамолета Ar 199.

Данная машина является третьим прототипом Ar.199 и первым немецким гидросамолетом сбитым советскими летчиками на Севере. С обстоятельствами потери этого самолета связана почти детективная история. В десятых числах августа 1942 года на аэродром, где базировался 13-я эскадрилья эскадры JG5, прибыл зондерфюрер Кунке, военный корреспондент из Берлина. Его появление, как и всякий источник лишних забот, не вызвало энтузиазма у местного начальства, однако корреспондент имел так называемый «красный пропуск» (Roten Ausweis), открывающий ему доступ практически к любым, даже секретным материалам и операциям. Поэтому, когда Кунке захотел отправиться с летчиками на боевое задание, тем, хотя и не очень охотно, пришлось согласиться.

13 августа десять Bf 110 вылетели на сопровождение бомбардировщиков, которым предстояло нанести удар по аэродрому Мурмаши. В этом вылете зондерфюрер был прикомандирован к экипажу лейтенанта фон Рабенау. После выполнения основного задания звено Bf.110 под командованием будущего аса Тео Вайссенбергера отделилось для «свободной охоты». Из-за неосмотрительности пилота Bf 110 Рабенау оторвался от группы и в этот момент атакован шестью советскими истребителями P-40 Kittyhawk. От попадания в двигатель самолет загорелся и Рабенау отдал приказ экипажу покинуть машину. Стрелок-радист и корреспондент выпрыгнули с парашютами, а пилот попытался совершить посадку к северу-востоку от Урд-озера. Однако в момент приземления бензобак самолета взорвался и летчик погиб. Благополучно приземлившийся стрелок-радист, совершив трехдневный переход по тундре сумел выйти к своим.

Однако за линией фронта оставался военный корреспондент, за которого, попади он в советский плен, сполна бы досталось, как говорится, «и правым, и виноватым». Поэтому командование приказало как можно скорее найти и вывезти Кунке. Два экипажа Bf.110 выполнили шесть вылетов в советский тыл и 14 августа обнаружили зондерфюрера в целости и сохранности недалеко от места гибели Bf.110. Ему были сброшены аварийные пайки и вымпел с указанием выходить на Урд-озеро, откуда планировалось эвакуировать незадачливого «писателя». Из Киркенеса за Кунке вылетел Ar 199V-3. На борту находился стрелок-радист одного из Bf 110, участвовавших в поиске. Он должен был помочь пилоту выйти к точке рандеву. Однако в назначенном месте корреспондента не оказалось. Как выяснилось, зондерфюрер просто перепутал озера. Впрочем, сопровождавшие спасательный самолет Bf 110 быстро нашли Кунке. Ar 199V-3 пошел на посадку.

Ar 199V-3 (TJ+HL; зав.ном.3673), участвовавший в спасении Кунке, за минуту до прилета советских истребителей. 14 августа 1942 года

Ar 199V-3 (TJ+HL; зав.ном.3673), участвовавший в спасении Кунке, за минуту до прилета советских истребителей. 14 августа 1942 года

Но когда уже казалось, что все позади и операция близка к завершению, из облаков неожиданно вынырнули два МиГ-3. Пулеметная очередь прошлась по двигателю и поплавку. Немецкий гидросамолет медленно лег на борт и погрузился в воду. Теперь в советском тылу находились уже четыре потенциальных кандидата в военнопленные. К счастью для немцев, наступившее ненастье не позволило нашим организовать преследование, и вся группа пешим порядком благополучно добралась до немецких частей. К сказанному можно добавить, что в 1994 году редкостная машина была поднята со дна озера и вывезена в США.

останки гидросамолета Ar 199V-3 (TJ+HL; зав.ном.3673), поднятые в 1994 году со дна озера на Кольском полуострове

останки гидросамолета Ar 199V-3 (TJ+HL; зав.ном.3673), поднятые в 1994 году со дна озера на Кольском полуострове

источники:

VÁCLAV NĚMEČEK Výkres STANISLAV SMÉKAL «LETADLA 39-45 ARADO Ar 199» «L+K» 10/89, стр.29/389
https://de.wikipedia.org/wiki/Arado_Ar_199
http://forum.worldofwarplanes.ru/index.php?/topic/14406-arado-ar199v-2-сбитый-на-кольском-полуострове/
https://aviadejavu.ru/Site/Crafts/Craft21587.htm

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account