Опытные палубные многоцелевые ударные самолеты Fairey Spearfish. Великобритания
Старый добрый «свордфиш» – палубный торпедоносец-биплан Fairey Swordfish – несомненно является самым известным самолетом авиации Королевского флота (Fleet Air Arm – FAA). «Свордфиши» не только успешно участвовали в множестве сражений, но и были любимцами экипажей и наземного персонала. И если пилоты были вынуждены попрощаться со «свордфишами» и пересесть на новые самолеты той же компании – бипланы Albacore или монопланы Barracuda, – они с теплотой вспоминали старые «авоськи».
Однако сравнение «свордфиша» с «барракудой» не было возможно, поскольку последняя была машиной более высокого класса с гораздо бóльшими боевыми возможностями. «Барракуда» могла не только атаковать корабли противника торпедами, бомбами или ракетами, но также выполнять задачи пикирующего бомбардировщика, нести радар, мины, спасательные шлюпки и в некоторых случаях выполняла специальные задачи (выброска парашютом агентов над оккупированной немцами Францией). Однако Адмиралтейство желало большего – универсальный ударный самолет, способный выполнять перечисленные выше задачи, но в дополнение к этому он должен был быть быстрее, нести всю боевую нагрузку в бомбоотсеке, иметь убирающийся купол антенны, большую массу боевой нагрузки, обладать способностью действовать в любых погодных условиях и быть способным более эффективно защищать себя.
Требования к данной машине были обобщены в спецификации O.5/43, выданной компании Fairey и ее главному конструктору Х. Э. Чаплину (H. E. Chaplin). Реализация значительной части требований спецификации означала создание крупного самолета, имеющего большой вес и оснащенного двигателем огромной мощности. Этим мотором был 18-цилиндровый двухрядный радиальный двигатель воздушного охлаждения Bristol Centaurus 57, развивавший на взлете мощность 2500 л.с. (1840 кВт), на пятиминутном форсаже на высоте 1220 метров — 2580 л.с. (1900 кВт) и вращавший пятилопастный винт изменяемого шага Rotol VH-65 диаметром 4,27 метра.
Чаплину удалось виртуозно закапотировать двигатель в передней части тщательно разработанного фюзеляжа цельнометаллической конструкции. За двигателем находилась двухместная закрытая кабина экипажа, закрытая фонарём, сдвижные части которого имели механический привод. Стрелок-наблюдатель с помощью системы дистанционного управления вел огонь из расположенной за кабиной экипажа турели Frazer-Nash FN 95 с двумя 12,7-мм пулеметами Browning и боезапасом по 300 патронов на ствол. Однако фактически ни на один из прототипов вооружение не устанавливалось. Также следует сказать, что были некоторые сомнения в эффективности этой относительно низко расположенной системы вооружения. В бомбовом отсеке могла размещаться торпеда: либо британская 457-мм, либо американская 560-мм. Альтернативными вариантами размещаемого в отсеке вооружения были четыре глубинные бомбы, обычные бомбы массой до 907 кг, тридцать осветительных бомб и т.д. Авиационное оборудование дополнялось противолодочным радаром ASV Mk.XV с антенной, выдвигавшейся из шахты снизу фюзеляжа непосредственно за бомбоотсеком. Сам бомбоотсек был оснащен устройством, позволявшим осуществлять сброс бомб или торпед вне зоны ометания винта.
![Опытные палубные многоцелевые ударные самолеты Fairey Spearfish. Великобритания](https://alternathistory.ru/wp-content/uploads/2019/04/FAIREY-SPEARFISH-LK-01.jpg)
схема многоцелевого ударного самолета Fairey Spearfish
Цельнометаллическое крыло самолета состояло из центральной части с прямой передней кромкой и из консолей с большим углом поперечного V. 74% задней кромки консолей крыла были заняты четырехсекционными выдвижными закрылками Фейри-Янгманна (Fairey-Youngmann). Под консолями крыла крепились держатели для восьми неуправляемых ракет, а в самом крыле размещались два 12,7-мм пулемета Browning с боезапасом 150 или 400 патронов на ствол.
На верхней и нижней поверхности крыла за его задним лонжероном размещались выдвигаемые перфорированные аэродинамические тормоза. Первоначально их использование не предполагалось, а торможение самолета должно было осуществляться при помощи реверсирования винта; это было непростой задачей, поскольку угол установки лопастей винта должен был изменяться с большой скоростью — до 35 градусов в секунду. Позднее данное техническое решение было отклонено в пользу более привычных аэродинамических тормозов. Оснащенные вспомогательными подкосами основные стойки шасси убирались внутрь консолей в направлении от фюзеляжа.
Разработка самолета заняла много времени, и постепенно программа O.5/43 утратила приоритет. Первый прототип, изготовленный на заводе в Хейзе (Hayes) и получивший серийный номер RA356, совершил свой первый полет 5 июля 1945 года под управлением заводского летчика-испытателя Фостера Х. Диксона (F. H. Dixon). Война в Европе уже два месяца как закончилась, однако боевые действия на Дальнем Востоке продолжались, и в компании Fairey полагали, что смогут найти применение своей машине. С точки зрения руководства компании, общий запас топлива в 1860 литров (плюс размещаемый в фюзеляже дополнительный топливный бак емкостью 818 литров) и продолжительность полета 6 часов сделают самолет пригодным для этого театра боевых действий, отличавшегося огромными расстояниями между базами.
![Опытные палубные многоцелевые ударные самолеты Fairey Spearfish. Великобритания](https://alternathistory.ru/wp-content/uploads/2019/04/FAIREY-SPEARFISH-LK-03.jpg)
Первый прототип многоцелевого ударного самолета Fairey Spearfish, разработанный для авиации Королевского флота и изготовленный на заводе в Хейзе, не нес камуфляжа и имел цвет металла. Окрашены алюминиевой краской были лишь покрытые тканью рули. В дополнение к опознавательным знакам типа «C», использовавшимся в конце Второй Мировой войны, на борта фюзеляжа были нанесены обозначения прототипа: литера «P» желтого цвета в круге с тонкой желтой окантовкой. Также на борта фюзеляжа были нанесены серийный номер RA356 и надпись ROYAL NAVY
Однако результаты летных испытаний были разочаровывающими. Spearfish, будучи самым крупным самолетом из числа разработанных для FAA, во время испытаний показал себя очень маломаневренным и инертным. Тем временем на заводе в Хитон-Чапель (Heaton Chapel), где велись подготовка оборудования к серийному производству, был построен первый предсерийный Spearfish RN241, в то время как прототипы №№2 и 3 (RA360 и RA363) были изготовлены на заводе в Хейзе. Эти три самолета оснащались двигателями Centaurus 58 с системой впрыска смеси метанола и воды, увеличивавшей мощность до 2825–2840 л.с. (2077–2090 кВт).
![Опытные палубные многоцелевые ударные самолеты Fairey Spearfish. Великобритания](https://alternathistory.ru/wp-content/uploads/2019/04/FAIREY-SPEARFISH-LK-04.jpg)
в испытательном полете первый предсерийный Spearfish RN241
Тем не менее, скорость самолёта так и не превысила 470 км/ч на высоте 4300 метров; пилотажные свойства машин с более мощным двигателем также оставляли желать лучшего. Тем временем компанией Fairey была создана модификация Barracuda Mk.V с лучшими летными характеристиками, и поскольку война уже закончилась, то программа Spearfish была закрыта, а построенные самолеты были использованы в качестве экспериментальных. Прототип RA363 разбился в 1949 году; RA360 пережил своих собратьев, но и он летом 1952 года был списан и отправлен на слом.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Fairey Spearfish
Назначение: палубный многоцелевой ударный самолет
Статус: прототип
Компания-производитель: Fairey Aviation Co.Ltd., Стокпорт (Stockport), графство Большой Манчестер, заводы в Хейзе и Хитон-Чапель
Экипаж: 2 чел.
Силовая установка: 18-цилиндровый двухрядный радиальный двигатель воздушного охлаждения Bristol Centaurus 57, развивавший на взлете мощность 2500 л.с. (1840 кВт), на высоте 1220 метров 2580 л.с. (1900 кВт) и вращавший пятилопастный винт изменяемого шага Rotol VH-65 диаметром 4,27 метра
Размеры:
размах крыла 18,40 м
длина 13,60 м
высота 4,10 м
площадь крыла 49,30 м²
Вес:
пустого 6895 кг
взлетный нормальный 9820 кг
взлетный с перегрузкой 10 020 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость
• на уровне моря 422 км/ч
• на высоте 4300 метров 470 км/ч
крейсерская скорость 315 км/ч
время набора высоты 3050 метров 7,7 мин
практический потолок 7620 м
дальность полета на скорости 344 км/ч 1670 км
источник: VÁCLAV NĚMEČEK «FAIREY SPEARFISH» // Letectvi+Kosmonautika 12-1995, стр. 52/968 (Letadla 39-45)