Опытная летающая лодка Hiro H3H1. Япония
С знаниями, полученными при разработке и производстве детающих лодок F.5, R-3, Type 15 и Type 89, Hiro (Хиро) стал в Японии самым опытным производителем больших летающих лодов. В связи с этим в 1930 году Военно-морским арсеналом Хиро были разработаны планы создания большой трехдвигательной летающей лодки — первого цельнометаллического самолета японской конструкции. Главным руководителем проекта был коммандер (капитан 2-го ранга) Мисао Вада (Cdr Misao Wada), главным конструктором лейтенант-коммандер (капитан 3-го ранга (артиллерия)) Йун Окамура (Lieut-Cdr (Ordnance) Jun Okamura).
Новая летающая лодка была свободнонесущим монопланом, воплощавшим приоретенный у Рорбаха проверенный коробчатый лонжерон Вагнера; корпус имел отличительные особенности, ранее примененные на Supermarine Southampton и на ранее построенной Hiro летающей лодке Type 89. Для оказания помощи в определении контуров корпуса под руководством контр-адмирала (корабельный инженер) Йузуру Хирага (Rear Admiral (Naval Architect) Yuzuru Hiraga) были проведены испытания в гидродинамическом бассейне Военно-морского технического научно-исследовательского института (Naval Technical Research Institution). Основные требования состояли в возможности полета на двух двигателях и хороших мореходных характеристик. Это должден был быть первый самолет японского флота, способный нести бомбовую нагрузку в одну тонну.
схемы летающей лодки Hiro H3H1
Испытания самолета были завершены Военно-морским арсеналом Хиро в 1931 году, и машина получила обозначение "летающая лодка Type 90-1" (другой самолет того года "летающая лодка Type 90-2" была построена компанией Kawanishi); коротким обозначением было H3H1. Затем машина перелетела в Йокосуку, где лейтенантом-коммандером (капитаном 3-го ранга) Даизо Накадзимой (Lieut-Cdr Daizo Nakajima) были проведены исчерпывающие летные испытаний. Многие возникшие проблемы привели к изменениям, включавшим перемещения радиаторов ближе к корме под гондолы двигателей и эксперименты с различными винтами. Для улучшения управления полетом на стабилизатор были установлены дополнительные вертикальные кили, а стойкеи горизрнтальных поверхностей были перенесены таким образом, что угол атаки мог быть скорректирован. С каждой модификацией присваивался новый индекс, так что окончательная конфигурация была названа "летающая лодка Type 90-1-4".
летающая лодка Hiro H3H1
К 1933 году, не показав удовлетворительных результатов, самолет, прежде чем был снят с эксплуатации, был низведен до роли летающей лаборатории для испытаний 950-сильного двухрядного четырнадцатицилиндрового радиального двигателя Mitsubishi Shinten. Считалось, что H3H1 в устойчивости уступал летающей лодке того же времени Kawanishi Type 90-2 (H3K1) вне зависимости от своей революционной для больших летающих лодок конструктивной особенности — схемы самолета-моноплана. В результате был построен только один самолет, но приобретенный при проектировании и изготовлении опыт оказался очень полезным при последующей разработке цельнометаллических больших самолетов.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Описание: трехдвигательная летающая лодка-моноплан. Цельнометаллическая конструкция с работающей обшивкой
Экипаж: 9 человек
Силовая установка: три 650-790-сильных двенацатицилиндровых V-образных рядных двигателя водяного охлаждения Mitsubishi Hispano-Suiza, вращавших четырехлопастные деревянные винты
Размеры:
размах крыла 31,047 м
длина 22,705 м
высота 7,51 м
площадь крыла 137 м²
Вес:
пустого 7900 кг
с полной нагрузкой 11900 кг
удельная нагрузка на крыло 86,7 кг/м²
удельная нагрузка на мощность 6,1 кг/л.с.
Летные характеристики:
максимальная скорость на уровне моря 123 уз (228 км/ч)
крейсерская скорость 85 уз (157 км/ч)
посадочная скорость 60,4 уз (111,86 км/ч)
подъем на высоту 3000 метров 17 мин
практический потолок 4500 м
дальность 1105 морских миль (2047 км)
продолжительность полета 13 час
Вооружение:
стрелковое — два установленных в носу подвижных 7,7-мм пулемета, по два подвижных 7,7-мм пулемета с каждой стороны фюзеляжа в средней его части, два подвижных 7,7-мм пулемета
бомбовое — две 500-кг или четыре 250-кг бомбы
Производство: один в 1931 году
источник: Robert C Mikesh & Shorzoe Abe "Japanese Aircraft 1910-1941"