Со времен Второй Мировой войны вооружение пехоты претерпело значительные изменение. Особенно значителен прогресс в мобильности пехоты. Во ВМВ хорошая мобильность была у мотопехоты танковых армий. Но и то относительная. Передвижение большей частью осуществлялось на обычных, коммерческих грузовиках, с недостаточной проходимостью. Вон, Гот все время ноет про французские грузовики. Не те, понимаешь, награбили. Так что любое серьезное фронтальное сопротивление вызывало серьезные потери времени на развертывание.
Сегодняшняя пехота имеет на вооружение БТР и БМП, которые обладают превосходной проходимостью и вооружением.
Тактико-технические характеристики БТР-80
Машина | плавающая, колесная, бронированная |
Полная масса, кг | 13600 + 3% |
Боевой расчет (экипаж + десант), чел. | 10 (3+7) |
Защита | противопульная |
Максимальная скорость движения, км/ч: |
|
по шоссе | 80 |
на плаву | 9 |
средняя по грунтовым дорогам | 20-40 |
Запас хода по топливу, км: |
|
по шоссе | 600 |
по грунтовым дорогам | 200-500 |
Запас хода на плаву, ч | 12 |
Расход топлива 60 литров солярки на 100 км.
Цена: 2450 т.р (http://www.girtek.ru/tekhnika/btr-80.php)
Бронетехника защищает от огнестрельного оружия и осколков. Но за это преимущество приходится хорошо платить. На вооружении у России состоит около 7300 БТР всех марок (это включая и морскую пехоту и внутренние войска). Это значит посадить на него можно 73000 человек, т.е. обеспечить примерно 18 дивизий. Для небольших, локальных войн это сойдет. Хотя, сколько из них реально боеготовы, каков износ? С учетом, что большая их часть выпущено, вероятно, до 90-х годов.
А если внезапно потребуется большая армия, то как можно ее обеспечить мобильным транспортом? Тем более, если в первых боях сгорят тысяч 5 БТР… Можно сказать, что большие армии отжили свой век, что имея ядерный щит нам нечего бояться. Может быть и так. Вроде как и Европа не представляет из себя опасности, деградация и арабы там как у себя дома. С Америкой… Тоже вряд ли захотят с нами схлестнутся. На сухопотье. А вот Китай, со своим сотнями миллионов населения, когда у нас за Уралом немногие миллионы… Кто его знает, как сложится впереди.
Может возникнуть ситуация, когда возникнет необходимость формировать много-много дивизий (бригад?). Во всяком случае желательно ИМЕТЬ возможность их развернуть. «Бог на стороне больших батальонов», эта истина верна и сейчас. Потенциальный противник зная, с чем придется столкнуться, не рискнет расширять свое жизненное (экономическое) пространство. Можно, конечно, начать мобилизовывать народное хозяйство, тянуть из себя жилы, и настроить много-много машин. Но потенциальный противник тоже не будет сидеть сложа руки, и примет соответствующие меры..
Как пример для подражания можно привести взрывные мобилизации 1870 и перед Первой Мировой войной. Призывается подготовленный личный состав, кадровые части расширяются вручается винтовка и в бой. Ну амуниция, то да се, по мелочи. И сразу же формируются свежие части, которые, даже не имея подготовленного сержантского и офицерского состава, имея недостаток современной (да и вообще) артиллерии, недостаток полевых кухонь и другой мелочи брасались в бой. И результат как правило был хороший, если выживали в первых боях. Нужда быстро учит. Но к этой импровизации нужно тщательно готовится. Оружие, амуниция, полевые кухни и т.д. и т.п. должно быть в наличии. Все это копеечки, но если и на каждого призывника еще и БТР хранить, то это влетит в рубли.
Что касается БТР, то их достоинства, в частности проходимость, преувеличены. В Афганистане нашим частенько приходилось спешиваться, доставать гражданские рюкзаки и в горы пешком. А ведь БТР не бросишь, штука дорогая, то есть 3 человека из 10 пропадают для полезного дела. Без пешком частенько не обойтись, так же как и от марш-бросков по пересеченной местности, но нужно свести такие передвижения к необходимому минимуму. Пеший ход обеспечивает 30 км в день при изнурении личного состава, ограничивает захватываемую с собой полезную нагрузку, выматывает личный состав к моменту, когда от него потребуется большое напряжение сил. А если учесть, что при мобилизации части пополнятся 30-40 летними… Короче, транспорт необходим.
И чем наши дивизии комплектовать, для обеспечения подвижности? В народном хозяйстве имеется большое количество грузовиков, с этим особых проблем не возникнет. Правда, налицо их широкая разномастность, много иностранного происхождения. Возникнут проблемы с запчастями, ремонтом… Перед ВМВ ситуация в этом плане проще будет. Только ГАЗ и ЗИС.
Чем же можно предложить в качестве транспортного средства отделения, имеющим сносную проходимость, дешевизну и хороший обзор? Я предлагаю МОТОЦИКЛ. Всякий, кто ездил на мотоцикле, может сравнить скорость и плавность прохождения по грунтовой дороге мотоцикла и легковой машины. Проходимость (особенно с коляской) тоже несравненно выше, чем у легковушки.
Предполагаемый принцип использования понятен из рисунка
К сожалению, выпуск мотоциклов сейчас мизерен. Но, может, это и к лучшему. Можно сконструировать наиболее подходящий для предъявленных военными требований.
Как вы видите, на мотоцикле помещается 5 человек, еще и 37-мм орудие пылит сзади. Этот вариант и можно признать основным требованием, предъявляемый к мотоциклу. Два мотоцикла смогут свободно перевести отделение и все снаряжение. Но можно не жадничать и положить 3 мотоцикла на отделение (из 9 человек, положим). В случае больших потерь можно обойтись и 2. Если совсем прижмет, то одним мотоциклом. В случае чего, перебросят грузовиками.
Каждый солдат вооружен автоматом, но на отделение нужны и несколько РПГ (типа РПГ-7), которые можно оснащать и фугасно-осколочной и кумулятивной боевой частью (соответствующей танкам вероятного противника). Вообще, пехота должна уметь большей частью сама решать свои проблемы. Звучит жестко, но как иначе? При развертывании сразу МАССОВОЙ армии на нее не напасешься соответствующих вертолетов, танков, артиллерии. Конечно, все это индивидуально. Театры военных действий разные, противники каждый раз разные, масштабы выставляемых войск тоже всегда разные. Одно дело Европа, другое Афганистан, а совсем третье – пустыни внутренней Монголии…
Все индивидуально, разумно только стремление сократить процент нестроевых. И чем больше колено снабжение автомобильным транспортом, тем больше стремление уменьшить затраты на уничтожение противника. И современная техника предоставляет эту возможность. Сверхлегкая БПЛА в кузове мотоцикла ротного, 82-мм миномет в кузове мотоцикла у него же
Но миномет, естественно, доработанный. Приспособление (гидравлическое?) легко и быстро позволяющее ставить миномет на грунт и подымать в исходное положение.
Насыщение отделение связью, по одному на каждую тройку (мотоцикл), быстрая привязка к местности и целеуказание. Считаете, это слишком много для простого ополченца? Ну не скажите, сейчас все умные, с компьютером на «ты». Программки (игрушки), обязательные к освоению. А не освоишь, так на учебных сборах раз в полгода проторчишь не декаду, а весь месяц… Это образно, но примерно.
БТР зачастую излишен и для многих поставленных пехоте задач. Атакует то противника в чистом поле пехотинцы, а БТР лишь прикрывает их.
Цель слишком благодарная при современной насыщенности пехоты противотанковым оружием. Тем более, есть варианты – например один из трех взводов роты вооружен БТРами.
Психологический момент. Человек в БТР (или кузове машины) расслабляется, броня или даже тент создают иллюзию защиты. Ограниченная возможность наблюдения остается, но часто игнорируется. Уж лучше поспать или потрепаться с соседом.. На мотоцикле все совсем не так. Ветер в лицо, необходимость держаться. Не расслабишься, конечно, но дорога не место для отдыха. Это прекрасно видно на современных локальных конфликтах, где основные потери как раз в первую очередь от фугасов и обстрелов на дорогах. Когда мотоциклы идет в составе колонны, скорость колонны небольшая, и солдаты имеют возможность наблюдать во все четыре стороны., и при нападении очень быстро спешиться и сконцентрировать огонь по засаде. Если вообще засада будет иметь возможность открыть огонь, ведь охранение на мотоциклах будет прочесывать окрестности и засаде надо будет очень хорошо маскироваться. И очень хорошие нервы для открытия огня, слыша в тылу мотоцикл, и понимая, что пути отхода уже блокированы. Разумеется, важно, чтобы подобные действия были бы уже отработаны. Автоматным огнем и РПГ подавляем огневую точку, а мотоциклы быстро окружают противника и блокируем пути отхода. Когда противник будет знать, что в случае нападения он почти наверное будет уничтожен, то он наверняка будет гораздо реже нападать. А широкая реклама удачных нападений (мотоцикл слишком благодарная цель) вкупе с ощущением уязвимости не дадут расслабиться.
БТР уязвим для артиллерии всех видов, кумулятивной боевой части. Даже от минного оружия мотоцикл более защищен. Во-первых, есть возможность увидеть замаскированную мину, а во вторых – цель слишком незначительна (установить мину тоже не просто и рискованно).
Естественно, желательно обойтись одним универсальным образцом, поставить на поток, как «Урал» и «Днепр» в свое время.
Линейка мотоциклов, существующая в СССР, вполне соответствует военным требованиям.
Днепр-МТ-10-36
Двигатель – четырехтактный, верхнеклапанный, оппозитный, с воздушным охлаждением. Диаметр цилиндра – 78 мм. Ход поршня – 68 мм. Объем – 649 см3. Степень сжатия – 7,5. Максимальная мощность – 36 л.с. при 5600 об/мин. Колесная база – 1435 мм. Дорожный просвет – 125 мм. Ширина с коляской – 1680 мм. Длина – 2420 мм. Высота – 1080 мм. Снаряженная масса – 320 кг. Максимальная скорость с коляской – 105 км/ч. Цена в 1981 году – 1830 рублей. Тираж – 678991 штук.
Цена «Жигулей», для сравнения – 7300 рублей. И мотоциклы и «Жигули» выпускались массовой серией. Если сейчас стоимость «Жигулей» принять за 250 тыс. рублей, то «Днепр» с коляской и приводом на нее должен был бы стоить 63000 рублей. Расчет, конечно, весьма приблизителен. Цена как миним в 40 раз меньше. В то же время 40 мотоциклов перевезут при нужде 200 человек… А если учесть, что реквизированные мотоциклы вообще ничего не стоят..
«Мински» можно использовать при зачистке местности и разведки. «Планеты» и «Уралы» для транспортировки и маневра. Но это в прошлом, сейчас надо создавать новые модели массовой серии.