Опередившие время. «Самолеты-крылья» конструктора–мечтателя Черановского

22

Среди советских авиаконструкторов Борис Иванович Черановский (1896-1960) занимает особое место по необычности схем его планеров и самолетов. По профессии он был художником и скульптором, но увлечение авиацией было сильнее. В 1920 году он переехал в Москву, где создал около 40 проектов летательных аппаратов, один удивительнее другого.

Опередившие время. «Самолеты-крылья» конструктора–мечтателя Черановского

Ещё в 1918 году он задумал самолет-крыло, а в 1921 году спроектировал орнитоптер-мускулолёт. В 1922-м – планер БИЧ-1 «летающее крыло», а в 1924-м – планер БИЧ-2 «Парабола», на котором летчик Б.Н. Кудрин совершил 27 полетов, доказав что подобные бесхвостые аппараты с передней кромкой крыла параболической формы могут летать. Аэродинамики ЦАГИ не верили в возможность применения подобных форм и возражали против её введения, но проведенные продувки опровергли высказанные ими опасения, а построенные Б.И. Черановским планеры БИЧ-2БИЧ-4БИЧ-6 и БИЧ-9 на планерных состязаниях неплохо летали.

Учась в Академии Жуковского (Военно-воздушная инженерная академия имени Н. Е. Жуковского), Черановский увлекся конструированием и постройкой планеров необычной формы с параболическими, треугольными, трапециевидными и ромбовидными крыльями, постепенно приходя к созданию самолетов типа «летающее крыло».

3 февраля 1926 г. летчик-испытатель Б.Н. Кудрин с Центрального аэродрома на Ходынке поднял в небо БИЧ-3 – первый в мире самолет «летающее крыло». Затем были самолеты такой же схемы БИЧ-7 и модификация БИЧ-7А, которая отличалась своей «летучестью» и легкостью в управлении. За создание этой машины Б.И. Черановский был награжден орденом Красной Звезды. Были и откровенные неудачи, например планер «Трапеция» не допустили к полетам из-за ненадежности конструкции, а на двухмоторном самолете БИЧ-14 летчики просто отказывались летать. Ведь главным недостатком «летающих крыльев» была неустойчивость в полете, часто хромала и управляемость, особенно в продольном канале.

Планеры схемы «летающее крыло» очень привлекли молодого инженера и планериста Сергея Павловича Королева, который мечтал построить самолет с ракетным двигателем ЖРД. Облетав планеры БИЧ-8 с треугольным и БИЧ-11 с трапециевидным крылом, он предложил конструктору переделать БИЧ-11 в ракетоплан. Группа изучения реактивного движения (ГИРД), где Королев работал, разрабатывала в то время ракетные двигатели. Бригада Ф.А. Цандера создавала ЖРД ОР-2, тягой 50 кгс. По расчетам, ракетоплан с двигателем ОР-2 после взлета мог разогнаться до V=140 км/час, набрать 810 м высоты и пролететь 7 мин. Сейчас этот маленький ракетный двигатель можно увидеть в авиационных и космических музеях. ОР-2 собирались установить на БИЧ-11 (РП-1). Бригада М.К. Тихонравова создавала ЖРД РД-А тягой 85 кгс., его собирались поставить на БИЧ-11 (РП-2). Планеры были переделаны и подготовлены к испытаниям. В крыло вмонтировали баки для топлива (бензин) и окислителя (жидкий кислород), кабину закрыли прозрачным колпаком, за кабиной пилота смонтировали двигательный отсек с герметичными трубопроводами, насосами и агрегатами. Тяга двигателей должна была регулироваться из кабины со специального щитка, а также установили для контроля дополнительное приборное оборудование в виде манометров и термометров. Ракетопланы РП-1 и РП-2 были готовы к испытаниям, а вот двигатели задерживались. Работы по ЖРД только на первый взгляд казались простыми, а на самом деле разработчики столкнулись с большими трудностями.

Двигатели оказались ненадежными в работе. Неустойчивое горение топливной смеси в камере сгорания, прогары конструкции, взрывы на стенде, неожиданная смерть Цандера – все это застопорило работы, начались бесконечные доработки. Чтобы не терять время, вместо ЖРД установили небольшой старенький поршневой мотор «Скорпион» мощностью 25-35 л.с. с толкающим винтом, тяга которого должна была имитировать действия реактивной струи. 8 июня 1932 г. РП-1 поднялся в небо. Это был один из первых самолетов типа «летающего крыла» трапециевидной формы. Всего в 1932-1933гг. С.П. Королев на РП-1 и РП-2 выполнил 34 полета, из них 5 с включенным двигателем. Все работы по РП-1 и РП-2 считались секретными и после завершения испытаний оба аппарата были сожжены. Затем было создано еще несколько спортивных самолетов, планеров и орнитоптеров, на которых применялась мускульная сила пилота, но ни один из них в серию принят не был. Особо хочется отметить спортивный БИЧ-21 (СГ-1), который в 1941 г. с двигателем 220 л.с. развил скорость 417 км/час. Для того времени это был отличный результат. Теперь можно было подумать и о скоростных истребителях, но время реактивных «бесхвосток» еще не пришло. Нужны были турбореактивные двигатели.

Первые проекты реактивных скоростных самолетов с треугольными крыльями малого удлинения у нас в стране появились в 1942-44гг. Над ними в инициативном порядке работали Р.Л. Бартини, С.П. Королев, Б.И.Черановский и А.С. Москалев.

Реактивный «самолет-крыло». В декабре 1944 г. проект реактивного истребителя схемы «летающее крыло» конструкции Черановского рассматривала Комиссия ВВС, но дальнейшего развития проект не получил по причине отсутствия ТРД. Одноместный истребитель с дельтовидным крылом и без вертикального хвостового оперения с 2-мя широко разнесенными двигателями внутри центроплана. Воздухозаборники размещались снизу, впереди кабины пилота, а на задней кромке крыла-элероны, выступающие за габариты, шасси – с носовым колесом. Экипаж – 1; СУ – 2хТРД (РД-1 тягой 490 кгс); V=750-800 км/час; вооружение – пушки 2х23 мм.

Че-22 и Че-23 В 1946 г. Черановский написал письмо Сталину, где описал свои работы по «летающим крыльям» за 25 лет и о состоянии дел по этому направлению в СССР и заграницей. В 1947 г., для реализации проектов скоростных и сверхзвуковых самолетов необычных схем, при Московском авиационном институте появляется новое «ОКБ-МАИ» с производственной базой. Главным конструктором назначили Б.И. Черановского. Впервые за много лет у него появилось собственное КБ, а аппараты, созданные по его проектам, стали называться – Че, как и положено.

Продолжая развивать концепцию реактивного «самолета-крыла», Борис Иванович предложил несколько передовых проектов, но для их создания требовались большие исследовательские работы. Для проверки устойчивости и управляемости спроектированных самолетов при небольших скоростях полета (взлет-посадка), построили два планера с крылом переменной стреловидности. Они же являлись прототипами для будущих истребителей. Первый из них Че-22 был одноместным, с крылом размахом 7,5 м и удлинением 4. Второй – Че-23 имел двухместную кабину и предназначался для обучения пилотированию на «летающем крыле». Он отличался большей стреловидностью концов крыла, поэтому размах получился меньше – 6,7 м. Обе машины имели деревянную конструкцию, обшитую фанерой и полотном. Испытания Че-22 начались в 1948 г., а Че-23 в феврале 1949 г. Летчик И.А. Петров, летавший на этих машинах, отмечал хорошую устойчивость и управляемость планеров, а 17 июня 1949 г. на параде в Тушино он выполнил на Че-22 фигуры сложного пилотажа, чем удивил зрителей и начальство ДОСААФ. По результатам испытаний было принято решение выпустить серию из десяти Че-22. Их построили в авиа мастерских ДОСААФ (ныне МАРЗ – Московский авиационно-ремонтный завод ДОСААФ), но при облете первого серийного экземпляра произошла катастрофа, летчик И.А. Петров погиб. Работы по Че-22 были прекращены.

Опередившие время. «Самолеты-крылья» конструктора–мечтателя Черановского

Че-24 (БИЧ-24) проект 1947-48 гг. Экспериментальный реактивный истребитель типа «летающее крыло» отличался «зализанными» формами, характерными для самолетов наших дней. Треугольное крыло плавно сменяющейся стреловидностью (вначале 70* и в конце 55*) по форме напоминало крыло первого Ту-144 с оживальным крылом. Размах крыла 7 м, удлинение -1,8, длина самолета 9 м. Борис Иванович писал: – «При выборе схемы предполагалось, что подобная форма крыла обеспечит удовлетворительные аэродинамические характеристики самолета на околозвуковых и малых скоростях полета». В фюзеляже, который слегка выступал из крыла, размещался двигатель А.М. Люльки ТР-1А тягой 1500 кгс., воздухозаборники располагались на передней кромке крыла. Расчетный взлетный вес – 4,5 т., максимальная скорость 1000-1050 км/час. Самолет планировалось построить в 3-х экземплярах на заводе № 30 «Знамя труда» в Москве и передать его на испытания в конце 1948 г., а летом 1949 г. впервые показать его на авиапараде в Тушино. Однако, этого не произошло и на параде вместо Че-24 был показан планер Че-22, который тоже вызвал большую сенсацию, особенно у иностранных военных атташе, т.к. по радио объявили, что это тренировочный вариант сверхзвукового истребителя.

Уникальный кадры выступления Че-22 на Дне воздушного флота

Че-25 (БИЧ-25) – проект 1948-52 гг. Об этом проекте вообще ничего не известно, нет документов, однако некоторые источники предполагают, что это дальнейшая модификация Че-24, но с крылом изменяемой стреловидности. На взлете и посадке стреловидность минимальная, на высоте – максимальная. Подобный самолет П.О. Сухого (С-22И) появился только в 1966 г. Серийные самолеты назывались Су-17.

Че-26 (БИЧ-26) – проект 1948-56гг. Тот же Че-24, но больших размеров. Размах крыла и длина фюзеляжа увеличены на 1м. Установлен более мощный двигатель А.А. Микулина АМ-5А с тягой 2000-2600 кгс., очевидно с дальнейшей заменой на РД-9, мощное вооружение: пушки 2х23мм. и 2х37мм. В течение нескольких лет были выполнены чертежи, расчеты, подготовлены продувочные и демонстрационные модели, начали строить полноразмерный макет и отдельные детали для опытного самолета. Конструктор хотел получить фантастические летные данные: скорость 1900 км/час (М=1,7) на высоте 7 км, потолок 22 км, но с одним двигателем и с такой аэродинамикой это был большой вопрос.

ТЛК проект 1951-52 гг. В 1951 г. по заказу ЦК ДОСААФ по чертежам Черановского изготовлена модель планера ТЛК (типа «летающее крыло») для исследований в аэродинамической трубе (перед этим продули душки для профиля крыла, рассчитанные также Черановским). Все работы провели в МАИ в 1952 году. ТЛК стал прототипом для сверзвукового самолета Че-26, возможно его дальнейшей модификации.

Че -? – 1948 г., проект без названия, возможно фейк. Рисунок этого всепогодного самолета-перехватчика с «параболическим» крылом, с РЛС и двумя ТРД был взят, якобы, из эскизного проекта Черановского. Возможно, он был дальнейшим развитием Че-26. В 1955 г. в американском журнале «Лайф» появился рисунок похожего самолета, но уже с треугольным крылом, правда через много лет сообщили, что это истребитель З. Гюнтера – немецкого авиаконструктора, работавшего в СССР в 1946 — 1953 гг. В годы «холодной» войны американцев и европейцев часто пугали советской военной угрозой, а иногда и просто сочиняли фейки. Вот такие фантастические «параболы» приписывали в 50-е годы Черановскому.

После войны «бесхвостки» и «летающие крылья» выпускались серийно в Англии, США, Швеции и Франции. В СССР тоже были проекты, но строились самолеты только классической схемы с хвостовым оперением. После войны у нас поднялись в небо только четыре аппарата: опытный МиГ-21И (исследовательский), опытный Ту-144 (на серийных было ПГО – переднее горизонтальное оперение), опытный орбитальный самолет МиГ-105 и воздушно-космический самолет «Буран».

Наступил 21-й век. Появились большие ударные БПЛА, боевые самолеты 5-го и даже 6-го поколения. Посмотрите на них. Многие из них похожи на машины Черановского, которые он разрабатывал в «ОКБ-МАИ» 75 лет назад. Значит всё же не зря конструктор в течение 40 лет пробивал свою юношескую мечту о создании «самолета-крыла».

Источник — https://dzen.ru/a/Z6GknEMg-ScCeHpo

Гоплит
Подписаться
Уведомить о
guest


20 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
NF
NF
03.07.2011 15:44
Ответить на  Путник

Не ясно откуда данные о

Не ясно откуда данные о состоянии Путина и Ротшильдов ? "Бедняги" РотшильдыТого и гляди скоро начнут милостиню просить. Перед кем они отчитываются ?Как до Вас эти данные дошли? Или это цифры из серии "Одна бабка сказала "? Занимательный Вы человек коллега Путник.

Friedlich
03.07.2011 13:32

Так что люди, не живите

Так что люди, не живите мифами о тупых американцах. Лучше подумайте за что вас эти американцы и Ко могут эвакуировать из какого-нибудь пиздеца, желательно вместе с семьей и гражданством ЗМ:))) 

Альтернативная История
Logo
Register New Account