Вы знаете, как гибнут наши корабли один за другим. Боевой «Самидаре» потоплен подводной лодкой!
Вы понимаете – лодка топит эсминец! Мышь съедает кота!
Хара Тамеити. «Одиссея самурая»
Аналитики разведки ВМС США в ходе войны на Тихом океане подарили своему флоту ряд верных стратегических решений. Среди таковых – направление весной 1944 г. усилий подводного флота на уничтожение японских эсминцев. Вот что об этом пишет Теодор Роско [1]:
«Значение миноносца как объекта атаки [субмарин] никогда не было особенно большим. Уничтожая корабли во время войны на истощение, подводные лодки предпочитали атаковать танкеры или транспорты…
…Некоторые факторы указывали на то, что общие потери эскадренных миноносцев японского флота вызвали серьезную нехватку в них и что противник испытывает сильное затруднение в использовании этих кораблей для охраны конвоев и в качестве эскортов для военных кораблей. Исходя из этой информации, командующий американским флотом издал директиву, в которой указывалось, что главной задачей подводных лодок после уничтожения авианосцев, линкоров и крейсеров является уничтожение миноносцев, а не торговых судов. Директива не была опубликована, но на нее обращалось серьезное внимание в секретных документах».
Анализ кампании 1944 г. свидетельствует: директива адмирала Кинга, объявившая «сезон охоты» на эсминцы, имела гораздо более значимые последствия, чем это может показаться.
Содержание:
Субмарины против эсминцев: 1941-1943 гг.
В первые два года войны командиры американских подводных лодок не слишком преуспели в уничтожении японских эсминцев.
В 1941 г. на Тихоокеанском ТВД потопить японский эсминец смогла только голландская субмарина K-XVI, которой командовал капитан 3 ранга Луис Ян Ярман. Это произошло 24 декабря в районе о. Саравак. На «Сагири» (тип «Фубуки»), пораженном единственной торпедой, взрывом кормовых погребов оторвало оконечность, и корабль быстро отправился на дно.
1942 год показал, что театр слишком велик, чтобы любая из полсотни наличных американских лодок могла встретить какой-нибудь из сотни японских эсминцев. А штабы трех американских соединений субмарин, действующих на театре, никак не могли понять, где именно следует искать корабли противника. Успешные атаки американских подводников в течение всего 1942 г. практически всегда были делом случая. Именно случайно одна из таких атак могла дать ВМС США «убийцу эсминцев» на два года раньше, чем это прозвище закрепилось за субмариной «Хардер».
Лейтенант-коммандер Гилмор, командуя лодкой «Гроулер», 29 июня 1942 г. вышел из Перл-Харбора в патрулирование к Алеутам. И для лодки, и для ее командира это был первый военный поход.
5 июля лодка находилась в районе о. Кыска. Около 04:00 (едва начало светать), когда «Гроулер», используя радиолокационную станцию воздушного обнаружения (для определения места по вершинам гор) и эхолот, шла ко входу в гавань Кыски, Гилмор обнаружил три корабля, которые, как он полагал, выходили из нее. Стоявший туман сильно затруднял наблюдение, потому уверенности в достоверности полученных сведений не было. Понадобилось еще два часа сближения, чтобы обнаружить три японских эсминца, стоявших на якоре. «Араре», «Касуми» и «Сирануи» только что пришли к острову, сопровождая гидроавианосец «Тиёда» и транспорт «Аргентина-мару». Последние – весьма крупные корабли – не были замечены Гилмором, поскольку стояли ближе к берегу и разгружались.
Противник обнаружил лодку, и стрелять Гилмору пришлось, экстренно погружаясь. Он атаковал все три цели четырьмя торпедами и добился трех попаданий. Японцы успели выпустить по «Гроулеру» две торпеды, которые, по докладу Гилмора, прошли уже над лодкой. А вот времени дать ход у эсминцев не было.
«Касуми» взрывом оторвало носовую оконечность, экипаж потерял 10 чел. Одна из двух торпед, предназначенных «Сирануи», прошла мимо, но другая попала под первую трубу, вызвав значительные разрушения корпуса и убив трех моряков. Пораженный в середину корпуса «Араре» взорвался и затонул, унеся с собой 104 чел..
Лодка подверглась атаке глубинными бомбами [2], и Гилмор ретировался. По возвращении он доложил о трех потопленных эсминцах, но штаб подводных сил засчитал ему два. Хотя на самом деле погиб только «Араре», два остальных корабля получили очень серьезные повреждения. Японцы довели «Касуми» и «Сирануи» к родным берегам, но ремонт калек продолжался соответственно до июня и ноября 1943 г..
Эта история даёт представление о том, каким образом отдельным подводникам удалось добиться их выдающихся результатов. Гилмор действительно имел возможность записать на свой счет сразу три эсминца, но его шансы на такое достижение были бы принципиально ниже, повстречай он те же корабли на ходу в открытом море. При всем уважении к американскому командиру, в данном случае ему сильно подыграла Фортуна.
Победы подводных лодок США над эсминцами в 1942 г. показательны по своей географии и хронологии: три из четырех кораблей этого класса, уничтоженных подводниками, пошли на дно в летнее время в северной части ТВД: «Наутилус» 25 июня в 60 милях юго-восточнее Йокосуки потопила «Ямакадзе», следовавший в одиночку из Оминато; «Тритон» 4 июля недалеко от о. Агатту (Алеуты) отправила на дно «Ненохи»; «Гроулер» уничтожила «Араре». Кроме этого, лишь «Нацусио», современный корабль типа «Кагеро», стал жертвой S-37 (в строю с 1923 г.). Это произошло 8 февраля в Яванском море, у Макассара.
Очевидно, что в северных водах эсминцы были в числе совершенно немногочисленных целей, и командиры подлодок не проявляли ни особой разборчивости, ни излишней осторожности. Зимой же в этих широтах количество целей по погодным причинам принципиально снижалось, усложнялись условия для атак субмарин. «Нацусио» же, как и незадолго до него «Сагири», оперировал в водах, где устаревшие лодки Азиатского флота США пытались сделать хоть что-то, чтобы «подороже продать» японцам Филиппины и Ост-Индию.
Что же остальные американские субмарины?
В 1942 г. многие из них привлекались в «завесы» на пути японского флота, сравнительно часто выходившего на крупные сражения, что к положительным результатам приводило крайне редко. Кроме того, американские подводники переживали проблемы со взрывателями торпед, а атаки, проводимые по довоенным канонам (по данным гидроакустики с предельных дистанций), в реальных условиях оказались бесполезными.
Ситуация начала улучшаться только к концу 1942 года. В Перл-Харбор стали прибывать новые субмарины типа «Гэтоу», более старые лодки постепенно выводились из состава действующего флота. Менялся командный состав: недостаточно агрессивные командиры заменялись более молодыми и менее осторожными. В августе 1942 г. на лодках появился новый поисковый радар SJ. Наконец, командование подводных сил стало больше доверять данным разведки.
Результаты 1943 года оказались также не слишком впечатляющими. Подлодки США за год потопили пять японских эсминцев, но успешные атаки произошли в совершенно разбросанных по ТВД точках, подтверждая тезис о том, что целенаправленно и гарантированно перехватывать крупные соединения японского флота американские подводные силы еще не умели. К эскортированию транспортных конвоев, следующих одними и теми же маршрутами, сколько-нибудь современные эсминцы японцы пока не привлекали. Поэтому жертвами субмарин в 1943 г. стали три единицы типа «Минекадзе», т.е. наиболее старые из кораблей, классифицируемых как эсминцы 1-го класса, и по одному кораблю типов «Фубуки» и «Асасио»:
- находящийся в противолодочном патруле «Окикадзе» в ночь на 10 января у входа в Токийский залив потопила субмарина «Триггер»;
- «Хакадзе» 23 января вышел из Кавиенга (о. Новая Ирландия), эскортируя авиатранспорт обслуживания четырехмоторных летающих лодок «Акицусима», но всего после 15 миль пути был отправлен на дно подлодкой «Гуардфиш»;
- 20 февраля на переходе из Палау до Вевака субмариной «Альбакор» был торпедирован и погиб «Осио», следовавший в эскорте войскового конвоя;
- 9 апреля во внутренних водах Ост-Индии «Тотог» торпедировала японский транспорт «Пенанг-мару». Сопровождавший судно эсминец «Исонами» слишком рано прекратил поиск субмарины и занялся спасательными работами. В результате «Тотог» уничтожила и эсминец;
- и только 19 декабря в 50 милях от Окинавы «Грэйбэк» потопила старичка «Нумакадзе».
Кроме того, атака 24 января 1943 г. субмарины «Уоху», завершившаяся тяжелым повреждением эсминца «Харусаме», в очередной раз продемонстрировала, что корабль класса «эсминец» способен уцелеть после торпедного попадания, но даже один подводный взрыв гарантирует ему тяжелые повреждения и длительный ремонт («Харусаме» выбыл из строя почти на год).
Почти весь 1943 г. эсминцы всех типов активно использовались японцами в районе Центральных Соломоновых островов, где оставались основными боевыми кораблями, ведущими систематические активные действия. Возможно, в этот период эскадренные миноносцы все еще не представляли для американских подводников интереса как цели. Возможно, американское командование считало эту часть ТВД слишком опасной для своих подлодок. Возможно также, что активно используя здесь свои легкие надводные силы, американцы убрали субмарины во избежание потерь от «дружественного огня». В любом случае в течение 1943 г. в районе Гуадалканал – Бугенвилль – Кавиенг – Рабаул японцы потеряли 28 эсминцев, из которых только один потопила субмарина. Также любопытно отсутствие в 1943 г. результативных подводных атак против японских эсминцев в северной части ТВД.
С конца 1943 г. на театре произошли принципиальные изменения. В части рассматриваемых вопросов следует отметить, что рост количественных и качественных показателей американского подводного флота, постоянное усовершенствование средств радиолокационного обнаружения, окончательное решение (к середине лета 1943 г.) технических проблем торпедного вооружения, приобретение командирами и экипажами лодок боевого опыта, наработка практики верного использования командованием соединений субмарин данных разведки, разработка и совершенствование методов групповых действий -все это способствовало кардинальному изменению результатов боевой деятельности подводных лодок ВМС США.
Говоря о ситуации с состоянием японских миноносных сил в этот же период, приходится констатировать, что ни по одному направлению, связанному с организацией ПЛО, позитивных перемен не произошло. Противолодочное оснащение и вооружение эскадренных миноносцев японского флота в целом осталось на уровне 1941 г. Увеличение запаса глубинных бомб (например, для кораблей типа «Кагеро» с 16 по проекту до 36 к концу войны) не принесло ожидаемых результатов ввиду того, что японцы так и не разработали устройств, позволяющих производить атаки на носовых курсовых углах. Не произошло качественного прорыва в ТТХ средств обнаружения подводного противника. Передача флоту новых эскортных миноносцев и сторожевиков несколько улучшила ситуацию с прикрытием транспортных конвоев, но ввиду целого ряда нерешенных проблем организационного, технического и тактического характера, а главное – ввиду принципиального роста сил противника, не была способна снизить потери от подводных лодок.
Все это сразу же сказалось на статистике гибели японских эсминцев в результате действий субмарин. С начала 1944 г. и по 11 апреля японцы потеряли 6 эсминцев, потопленных подлодками, еще два корабля получили столь тяжелые повреждения, что надолго вышли из строя:
- «Садзанами» оставил Трук 12 января и вышел навстречу танкерному конвою, идущему с Палау. Через два дня он был потоплен субмариной «Альбакор» в 300 милях к юго-востоку от о. Яп;
- 15 января «Судзуцуки» (тип «Акицуки»), неся вымпел командира 61-го днэм капитана 1 ранга Томари Мицуйоси, повел из Куре к Уэйку однотипный «Хацуцуки» и войсковой транспорт «Акаги-мару». В ночь на 16 января в проливе Бунго корабли были обнаружены подводной лодкой «Стёрджен», поразившей лидера группы сразу двумя торпедами. Хотя корабль остался на плаву, повреждения оказались очень серьезными: эсминец потерял носовую и кормовую оконечности, погибло 135 человек, включая Томари, командира корабля капитана 2 ранга Сэо Нобору и находившихся на корабле 89 солдат. Субмарина не возобновила атаку, и «Хацуцуки» смог взять искалеченного собрата на буксир. 18 января отряд достиг Куре. «Судзуцуки» простоял в ремонте до 12 октября, пропустив сражение у Марианских островов;
- в вечерних сумерках 16 января «Рэдфин» (тип «Гэтоу», 1943 г. постройки, первый боевой поход) севернее о-вов Спратли обнаружила японский конвой: шесть быстроходных танкеров в сопровождении авианосца «Титосе» и двух эсминцев. Лейтенант-коммандер Роберт Д. Кинг атаковал эсминец «Амацукадзе» четырьмя торпедами и доложил, что все они попали в цель. Более вероятно, что эсминец получил только одно попадание (четырех торпед достаточно для гарантированного уничтожения тяжелого крейсера), однако оно вызвало взрыв носового погреба, в результате чего носовая часть была оторвана и затонула, погибло 80 человек экипажа, включая командира – капитана 3 ранга Суга Акидзи – и командира 16-го днэм капитана 1 ранга Фурукава Бундзи (до войны служил командиром на четырех эсминцах, а также являлся адъютантом одного из принцев императорского дома). Несмотря на то что через год эсминец был частично восстановлен и использовался для эскортной службы, в операциях в составе флота он больше не участвовал;
- «Судзукадзе» 24 января вышел из Трука в эскорте конвоя, следовавшего на Эниветок. На следующий день корабль был поражен торпедой, выпущенной лодкой «Скипджек», взорвался и затонул с большими потерями в экипаже;
- «Умикадзе», сопровождая конвой с Сайпана на Трук, 1 февраля был потоплен субмариной «Гуардфиш» у самого порога базы;
- 10 февраля отличилась «Поги», потопившая эсминец «Минекадзе» в 85 милях к северо-северо-востоку от Формозы;
- «Тотог», действующая у Хоккайдо, 16 марта в 170 милях восточнее порта Муроран отправила на дно «Сиракумо», следовавшего в эскорте местного конвоя;
- 11 апреля – за два дня до «объявления охоты» – «Рэдфин» (теперь под командованием лейтенант-коммандера Остина) потопила эсминец «Акигумо», следовавший с грузами аэродромных материалов из Лингга к Давао.
Последняя победа довольно показательна. «Рэдфин» покинула Фримантл 19 марта, отправившись в свой второй боевой поход. Для Остина это был дебют в роли командира субмарины. Зоной патрулирования было назначено море Целебес. Эсминец оказался первой же целью на пути лодки. Остин произвел залп из четырех торпед, три из которых достигли цели. «Акигумо», переданный флоту только в сентябре 1941 г., оказался легкой добычей.
Таким образом, за три первых месяца 1944 г. субмарины уже потопили столько японских эсминцев, сколько за весь 1943 г., при том, что в начале войны американские подводники, едва обнаружив эскадренные миноносцы противника, стремились уклониться от боя! Анализ потерь этого периода свидетельствует: в основном эсминцы гибли при привлечении их к эскортным задачам или непосредственно к транспортным перевозкам. В свою очередь это говорит о том, что американским командованием к 1944 г. были установлены все основные маршруты движения конвоев противника, на пути следования которых было развернуто достаточное количество лодок.
Это не осталось незамеченным в японских штабах: в марте 1944 г. японское командование уловило опасную тенденцию. Уильям Холмс пишет:
«По мнению японцев, американские подводные лодки осуществляли заранее запланированные действия против кораблей охранения, в которых Япония испытывала острую нужду. Этой оценкой они на месяц опередили штаб Кинга в Вашингтоне, который пришел к выводу, что после того, как Япония понесет тяжелые потери в эскадренных миноносцах, она окажется в чрезвычайно затруднительном положении из-за отсутствия легких сил. В этой связи было решено считать японские эскадренные миноносцы первоочередными целями американских подводных лодок». [3]
В данных условиях 13 апреля 1944 г. соединения подводных лодок получили новую директиву главкома. В бой с эсминцами вступили гораздо более опытные подводники.
Охота началась
Счет открыл коммандер Дили на субмарине «Хардер». Его победу над «Икадзути» 13 апреля можно считать началом охоты, и не важно, успел он получить директиву адмирала Кинга или нет.
В ночь на 14 мая недалеко от северного побережья о. Борнео подводная лодка «Бонфиш» потопила эсминец «Инадзу-ма», шедший в Манилу в составе эскорта танкерного конвоя.
22 мая отличилась «Поллак», потопившая в районе о-вов Бонин эсминец «Асанаги», шедший из Сайпана в Японию в эскорте конвоя.
Если три названные победы произошли по старому (конвойному) сценарию конца 1943 г. – начала 1944 г., то атака субмарины «Хейк» лейтенант-коммандера Броача носила совершенно иной характер. В ночь на 8 июня на выходе из залива Давао (о. Минданао) лодка встретила отряд боевых кораблей в составе тяжелых крейсеров «Миоко» и «Хагуро» и трех современных эсминцев. Броач выпустил одну торпеду, которая отправила на дно «Кадзагумо». Подобные атаки были принципиально сложнее: цели имели большую скорость; вероятность авиационного прикрытия таких отрядов была более высокой; эскорт боевых кораблей в подавляющем большинстве был более сильным и чаще включался в активный поиск атаковавшей лодки.
На следующий день, 9 июня, у о-вов Бонин «Суордфиш» потопила «Мацукадзе», сопровождавший конвой к Сайпану.
Летом 1944 г. японские эсминцы все еще «водились» на севере ТВД.
Субмарина «Скейт» 6 июля в Охотском море потопила «Усугумо», сопровождавший небольшой конвой на Курильские острова. Два торпедных попадания оторвали корму, корабль ушел под воду за 6 минут.
Основным местом боевых действий летом 1944 г. все же были южные моря. Здесь прославилась «Хардер», которая, выполняя задание по эвакуации разведгруппы с берега Борнео, была вынуждена проследовать мимо стоянки японского флота Тавитави в архипелаге Сулу. В этом районе в период с 6 по 9 июня ее жертвами стали сразу три эсминца – «Минацуки», «Хаянами» и «Таникадзе». При этом первый следовал в эскорте конвоя, но два остальных находились… в противолодочном патруле. «Хаянами» оказался самым современным эсминцем, «добытым» американскими субмаринами во время охоты – он был передан флоту в июле 1943 г..
К лету 1944 г. проблема подводной опасности вызывала не только озабоченность японского командования, но и излишнюю нервозность командиров кораблей. Это подтверждает случай, когда американские подлодки потопили вражеский эсминец, не только не затратив ни одной торпеды, но и вообще… не участвуя в бою.
Днем 15 июня отряд танкеров Мобильного флота вице-адмирала Одзава следовал вдоль восточного берега острова Минданао, направляясь на соединение с силами флота. В 13:45 на эсминце «Сирацую», сопровождавшем отряд, обнаружили идущую на корабль торпеду. Командир (капитан 3 ранга Мацуда Куро, в должности с сентября 1943 г., ветеран боя в заливе Императрицы Августы) предпринял энергичный маневр уклонения, в результате которого подставил корабль под форштевень танкера «Сейо-мару». Танкер просто раздавил эсминец, а когда тот стал погружаться, взорвались его глубинные бомбы, став причиной гибели 104 членов экипажа, включая командира. Послевоенное изучение ситуации доказало: след торпеды на «Сирацую» привиделся, либо был результатом движения морского животного [4].
Между тем настоящая охота продолжалась. Старый эсминец «Хокадзе» 2 июля вышел из Амбона в Целебесское море на помощь людям с торпедированного транспорта «Ямамия мару». К 5-му числу кораблик подобрал из воды 118 человек, но их злоключения на этом не завершились. Утром 6-го «Хокадзе» был обнаружен субмариной «Пэддл», которая выпустила по нему две торпеды. В цель попала одна, но этого оказалось достаточно. В числе погибших оказалась половина только что спасенных.
Довольно часто к неоправданной гибели боевых кораблей приводило использование японцами крупных, современных эсминцев 1-го класса для эскорта транспортов. Связанные своими тихоходными подопечными, они оказывались слишком легкой добычей субмарин, фактически не представляя для противника адекватной опасности. Вместе с тем подобные случаи свидетельствуют о техническом несовершенстве поисковых устройств японских эсминцев, поскольку, как правило, корабль не подозревал о нахождении рядом подлодки до тех пор, пока не получал фатальное попадание. Так «Минго» в ночь на 7 июля в Южно-Китайском море недалеко от о. Лусон потопила «Таманами» (вошел в строй в апреле 1943 г.), сопровождавший танкер «Кокуё-мару» из Сингапура в Манилу.
23 августа «Хэддоу» у залива Дасол записала на свой счет эсминец «Аскадзе».
Недалеко от северо-западного побережья Лусона двумя днями позже подводной лодкой «Пикуда» был торпедирован «Юнаги». Корабль шел с конвоем из Такао в Манилу.
18 августа эсминец «Самидаре» в результате навигационной ошибки вылетел на риф Веласко возле Палау. Обнаружившая его 25-го числа «Бэтфиш» решила не доверять дело Судьбе и прикончила корабль торпедой. Взрывом эсминец разломило пополам. Корма легла на дно, носовую часть позже подорвали сами японцы.
Наконец, 12 сентября, действуя ночью в надводном положении у о. Хайнань, «Гроулер» в ходе битвы с крупным конвоем «Н1-72» в 240 милях к югу от Гонконга потопила «Сикинами».
Надо заметить, что даже не фатальные повреждения эсминцев субмаринами приводили к довольно ощутимым последствиям. Выше говорилось об обстоятельствах, при которых ценные, современные «Судзуцуки» и «Амацукадзе» вышли из строя накануне решающих сражений 1944 года. Но список аналогичных фактов указанными случаями не исчерпывается.
12 октября «Фуюцуки» сопровождал крейсер «Ойодо» из Йокосуки во Внутреннее море, когда получил торпеду с подводной лодки «Трепанг». Экипаж практически не пострадал, но часть носовых отсеков оказалась затопленной, вышла из строя орудийная башня № 1. Эсминец смог дойти до Куре, где с 14 октября по 20 ноября ремонтировался в доке.
16 октября (всего через четыре дня после выхода из ремонта!) однотипный «Судзуцуки» шел в эскорте конвоя из Оита к Формозе, когда на траверзе Тоидзаки торпеда субмарины «Бесуго» вновь лишила эсминец носовой оконечности. На следующий день корабль второй раз оказался в доке в Куре, где находился до 11 ноября.
Нет никаких сомнений, что оба корабля, останься они в строю, участвовали бы в сражении при Лейте, скорее всего (судя по их организационной принадлежности) – в бою у м. Энганьо. Едва бы это сказалось на результатах боя, но именно из таких мелочей и складываются итоги войны.
Можно говорить о дате начала «охоты на эсминцы», но дату ее завершения будет верным вычислить логически. Сражение при Лейте и последовавшая за ним операция «ТА» обошлись флоту микадо, помимо прочего, в 21 эскадренный миноносец. До конца года погибли еще 5 эсминцев, четыре из которых потопили подлодки, но это уже было не важно. Таким образом, «охота», открытая 13 апреля «Хардер», фактически завершилась атакой «Гроулер» ровно пятью месяцами позже.
В последний поход
Результаты морских сражений обычно итожатся списками погибших кораблей, анализ потерь в личном составе как-то не практикуется. Но еще Нельсон говорил, что
«в потере корабля легко утешиться, но потеря услуг храброго офицера была бы потеря национальная».
С пятнадцатью эсминцами, потопленными субмаринами за пять месяцев охоты, погибли десять их командиров. Хотя среди них, в подавляющем большинстве, нет участников результативных (для японской стороны) боев, все они имели большой опыт эскортных операций. Ведомые ими эсминцы систематически сопровождали либо силы флота, либо группы транспортов. Увы, и офицеры, и их корабли погибли в результате атак из-под воды. Вывод очевиден: приобретаемый командирами японских эсминцев опыт эскортной службы не становился фактором, существенно увеличивающим уровень опасности для неприятельских подводников при встрече с ними. Впрочем, то же относится ко всем остальным составляющим японской ПЛО – будь то тактико-технические характеристики противолодочного вооружения и оснащения либо методы их использования.
Еще более опытными офицерами-миноносниками, ветеранами многочисленных операций и походов являлись ушедшие на дно в апреле-сентябре 1944 г. командиры дивизионов: Акадзава Сидзуо (командир 10-го днэм; погиб на «Кадзагумо»), Томура Киёси (командир 6-го днэм; погиб на «Инадзума»), Орита Цунео (командир 32-го днэм; погиб на «Хаянами») и Аоки Кюдзи (командир 32-го днэм; погиб на «Таманами»).
Наконец, с потопленным субмариной в ноябре 1944 г. эсминцем «Симоцуки», помимо командира 41-го дивизиона, погиб командир 31-й эскортной эскадры (изначально противолодочное соединение) контр-адмирал Эдо Хеитаро.
Читая, что Императорский флот, своих планах готовился к генеральному сражению, а эскадренным миноносцам отводилась в нем важная роль проведения массированной торпедной атаки, необходимо понимать, что в эту атаку эсминцы должны были вести опытные командиры. И еще. В некоторых источниках встречается мысль о том, что единственный шанс японцев в бою у о. Самар заключался в атаке противника всеми наличными эсминцами. Возможно, это справедливо. Но проводить такую атаку должны были именно офицеры с опытом капитана 1 ранга Орита. Увы, таковые гибли в малозначительных стычках, не дожив до решающей битвы.
Так или иначе, на счету погибших весной-летом 1944 г. 15 эсминцев и 14 опытных командиров за всю их военную биографию не было ни одной уничтоженной вражеской подводной лодки.
Резюмируя вопрос, отметим, что всего на атакованных подлодками эсминцах японского флота погибло 9 командиров дивизионов и лишь двое пережили гибель корабля при названных обстоятельствах. Наиболее показательна последовательная гибель двух командиров 32-го днэм (с «Хаянами» и с «Таманами»), поскольку этот дивизион комплектовался исключительно новейшими кораблями типа «Югумо», под стать которым были их командиры – офицеры-миноносники с большим боевым опытом.
Немного цифр
Делать какие-то выводы и обобщения принято, опираясь на цифры. Поскольку классические источники грешат нестыковками, неточностями, а иногда и банальными опечатками, не поленимся – обложимся справочниками и получим следующие данные.
Подводные лодки ВМС США в период с 7 декабря 1941 г. по 2 сентября 1945 г. потопили:
- 36 японских эскадренных миноносцев, относимых самими японцами к 1-му классу, т.е. кораблей с типа «Минекадзе» по тип «Акицуки» включительно, причем, по поводу самого «Акицуки», погибшего у м. Энганьо, американцы определились и засчитывают победу за палубной авиацией;
- один эскортный миноносец (корабли типов «Мацу» и «Татибана» считать эсминцами как-то неверно);
- 4 эсминца 2-го класса (типов «Моми» и «Вакатаке», которые во время войны все еще классифицировались таким образом);
- 4 патрульных корабля (из числа бывших эсминцев 1-го класса типа «Минекадзе» и 2-го класса типов «Моми» и «Вакатаке», которые погибли после того, как были переклассифицированы «с понижением»);
- 5 миноносцев (типов «Томодзуру» и «Отори»).
Американский, голландский и британский эсминцы (три единицы), захваченные японцами и использовавшиеся в Императорском флоте в качестве патрульных кораблей, фатальных для себя встреч с субмаринами США избежали.
Таким образом, рассматривая противостояние японских эскадренных миноносцев и субмарин их противников, будем говорить о 36 кораблях, потопленных американскими подводниками, либо о 37 кораблях, потопленных в ходе войны подводными лодками союзников.
Какова плата? Флот США во Второй мировой войне потерял 52 субмарины, из них 49 – на Тихоокеанском ТВД. Точная причина гибели 11 подводных лодок (22,4%) остается неизвестной. Но едва ли на большее, чем девять побед, могут претендовать эсминцы Императорского флота [5]. Распределение этих побед по хронологии (1942 г. – 2, 1943 г. – 4, 1944 г. – 3) и географии демонстрирует полное отсутствие системы и тенденций, а значит, победы имели совершенно случайный характер.
В период «охоты на эсминцы», когда, по логике, количество боевых контактов между субмаринами США и эскадренными миноносцами микадо возросло, погибло 7 подводных лодок США, в т.ч. S-28 по небоевой причине. Лишь две американские субмарины за это время были записаны на счет надводных сил японского флота: «Хардер», потопленная фрегатом CD-22, и «Голет», которую потопили вспомогательные сторожевики. Но не эсминцы!
Сопоставляя между собой японские эсминцы различных типов в качестве целей подлодок США (см. таблицу 5), не нужно обманываться сравнительно более выигрышными показателями кораблей более современной постройки. Цифра в 18% потопленных подлодками эсминцев более современных типов, в сравнении с 35% для кораблей 20-х – 30-х годов постройки, говорит только лишь о характере использования различных типов кораблей данного класса. Более современные «Асасио» – «Югумо», в большинстве случаев, попадали в объективы перископов, двигаясь в составе боевых эскадр, где для подводников имелись принципиально более значимые цели. Эсминцы постройки 20-х годов, «Фубуки» всех серий, корабли «договорных» типов, как правило, становились добычей подводников, сопровождая транспорты. Анализ фактов столкновений эскадренных миноносцев микадо с субмаринами США говорит о том, что главными факторами, характеризующими опасность таких боев для субмарин (безотносительно сторонних условий), являлись маневренные качества их противников и бдительность вахты, в меньшей степени – опыт командиров и лишь на последнем месте – техническое оснащение и вооружение.
Сравнивать флотские эсминцы, как цели субмарин, с кораблями других классов, даже близких – дело неблагодарное. Любые выводы будут неточны. Можно (хотя тоже не слишком справедливо) сравнить число эсминцев, потопленных подводными лодками США и, например, Германии. Подводники Дёница отправили на дно (торпедами) 27 эсминцев Королевского флота, 6 американских, по одному кораблю Голландии, Польши, Норвегии и РККФ – всего 37 единиц. Все победы – на счету разных лодок. Видимо, только Прин на U-47 имел возможность атаки с результатами Гилмора или Дили, но, пробравшись в Скапа-Флоу, он в качестве цели выбрал линкор. Цифры аналогичных побед других флотов на порядок ниже.
Гораздо конструктивнее проследить, как результаты «охоты на эсминцы», проведенной американскими подлодками, отразилась на оперативных возможностях флота микадо.
Первое свидетельство острой нехватки в Императорском флоте единиц класса «эсминец» можно найти в списках боевых кораблей, покинувших Трук с 10 января по 17 февраля 1944 г. Выводя флот из-под ожидающегося удара, японцы были вынуждены дважды дожидаться возвращения эсминцев, уже покидавших базу, для включения их в состав эскорта других крупных единиц.
Еще более красноречиво сравнение перечня наличных эсминцев со списками кораблей этого класса, участвовавших в главных сражениях 1944 года: в Филиппинском море и при Лейте. Посчитаем.
На начало войны японский флот располагал 103 эскадренными миноносцами 1-го класса, из них 102 корабля были боеготовы. На дату развертывания японских эскадр по плану операции «А» (сражение за Марианские острова) в списках флота было 55 эсминцев. В сражение вышли 28 кораблей: 22 в составе боевых эскадр (авангард – Курита – 7 ед., ударное соединение – Одзава – 7 ед., резерв – Дзосима – 8 ед.), в эскорте танкеров – 6 (в каждой из американских TF в этом сражении было по 13 – 14 эсминцев). При этом в составе боевых эскадр не было ни одного эсминца старше типа «Сирацую». Из не участвовавших в сражении 27 кораблей: 3 единицы современных типов «Кагеро» – «Акицуки» находились в ремонте, 2 были только что переданы флоту, 13 кораблей типов «Минекадзе» – «Муцуки» использовались исключительно в целях эскорта конвоев, а остальные 9 были разбросаны по всему ТВД (большинство – в северных водах), решая задачи второстепенной важности. Таким образом, сражение за Марианские острова стало последней битвой японского флота с одновременными попытками решать задачи на других направлениях.
По состоянию на 20 октября 1944 г. (канун битвы при Лейте) флот микадо имел 46 эсминцев 1-го класса «по списку». В составе соединений адмиралов Курита, Сима, Нисимура, Одзава и Сакондзю к Филиппинскому архипелагу вышли 32 эсминца 1-го класса и 4 эскортных миноносца. Со времен битвы при Мидуэе это была самая большая группировка миноносных сил японского флота, одновременно участвующая в сражении. Из 14 «не привлекавшихся» кораблей: 4 наиболее современных («Хибики», «Амацукадзе», «Судзуцуки», «Фуюцуки») находились в длительном ремонте (все повреждены субмаринами!), остальные 10, типов «Минекадзе» – «Муцуки», решали эскортные задачи (в основном на линиях Филиппины – Сингапур – метрополия). Иными словами, для этого сражения все развернутые на второстепенных направлениях эсминцы были поставлены в «общий строй».
Исход сражения в Филиппинском море решался в воздухе, и это бесспорно. Но два из трех участвовавших в нем японских тяжелых авианосца были безнаказанно потоплены американскими подводными лодками, и эти потери – однозначный результат недостаточности сил эскорта.
Что касается сражения при Лейте, мы уже говорили выше: малое число эсминцев в составе Центрального соединения (на начало операции – 15 ед., к бою у о. Самар – всего 11) сделало невозможным осуществление единственного позитивного сценария «за японцев».
Таким образом, уничтожение американскими субмаринами весной-летом 1944 г. пятнадцати японских эсминцев внесло значительную лепту в победу флота США в главных сражениях года на ТВД. Помимо этого, будет нелишним вспомнить перечень тяжелых единиц японского флота, потопленных американскими подводными лодками летом-осенью 1944 г. В большинстве случаев можно смело утверждать, что это произошло ввиду недостаточности (в том числе количественной) сил боевого охранения. Помимо авианосцев «Тайхо» и «Сё-каку» в этом списке линкор «Конго», авианосцы «Синано», «Унрю», тяжелые крейсера «Атаго», «Майя», легкие крейсера «Ои», «Нагара», «Натори», «Тама». И это тоже результат успешной охоты на японские эсминцы.
Почетное второе место (после авиации) в истреблении вражеских эскадренных миноносцев явилось достойным вкладом подводных сил ВМС США в победу над Нихон Кайгун.
- Роско Т. Американские подводные лодки во Второй мировой войне. – М.: ACT, 2004.
- К сожалению, автору не удалось установить – кем; о факте атаки пишет Роско.
- Холмс У. Победа под водой. – Смоленск: Русич, 1999. Приведенное выше изложение Роско точнее: эсминцы просто передвинули в списке приоритета целей на одну позицию вперед.
- «Сирацую» оказался единственным эсминцем Императорского флота, погибшем в ходе войны в результате навигационной аварии.
- «Чистых» побед эсминцев всего четыре, остальные одержаны или при помощи авиации, или с участием кораблей других классов.
источник: Алексей ОРЁЛ «Охота на охотников. Американские субмарины против эсминцев Императорского флота» «Арсенал-Коллекция» № 5/2013