«Огненный лис» возвращается?
1982 год, разгар холодной войны. Британская разведка узнаёт о том, что в СССР создан новейший боевой самолёт — МиГ-31 Firefox. Два прототипа проходят испытания на секретной авиабазе в глубине страны. МиГ-31, способный летать со скоростью в шесть раз быстрее звука, практически невидим для радаров, а его оружие управляется импульсами мозга — буквально «мыслями» — пилота, при одном условии: пилот должен думать по-русски.
Совместная британско-американская операция по захвату «Огненного лиса» начинается с выбора пилота-угонщика, свободно владеющего русским и достаточно безрассудного, чтобы попытаться угнать незнакомую машину прямо из заводского ангара. Не без труда, но удаётся уговорить ветерана Вьетнамской войны Митчелла Ганта. Под личиной реально существующего коммерсанта, который становится жертвой игры разведок, Гант прилетает в Москву, встречается с местным связным-диссидентом и отправляется в путь на восток. Тело коммерсанта вскоре обнаруживается, и КГБ начинает поиски агента-двойника, не догадываясь о его истинной цели.
Ганту удаётся проникнуть на базу, отвлечь внимание охраны и подняться в небо, но на земле остаётся второй МиГ-31…
Так, в 1982 г. усилиями Клинта Иствуда и его кинофильма "Огненный лис" весь цивилизованный мир узнал о новом русском супероружии — истребителе-перехватчике МиГ-31, который за два года до этого заступил на боевое дежурство. Шли годы, машина исправно несла службу по защите воздушного пространства сначала СССР, теперь России; и при всех достоинствах (ну, и конечно же, недостатках — куда же без них!) МиГ-31 оставался по факту не имеющим аналогов в мире комплексом авиационной ПВО.
Однако жизнь не стоит на месте, и произведенные машины (выпуск был прекращен в 1994 г.) постепенно устаревают. ВВС США и стран Евросоюза на сегодня располагают самолетами с более совершенной (точнее, более эффективной) РЛС и новейшими ракетами. В связи с этим высказывались мысли о том, что МиГ-31 уже устарел. Однако, параллельно с этим появились и противоположные мнения. Дискуссия велась начиная с 2011 г. и недавно получила продолжение.
В пятницу, 8 августа, вице-премьер Дмитрий Рогозин посетил в Нижнем Новгороде авиастроительный завод «Сокол» (структурное подразделение ОАК), который ранее выпускал истребители МиГ-31, снятые с производства в 90-х годах. Сейчас предприятие занимается ремонтом и модернизацией МиГов, продолжающих службу в ВВС РФ. По мнению Рогозина, необходимо возобновить выпуск Миг-31, которые с успехом могут прослужить ещё лет пятнадцать, сообщает РИА Новости.
«Самолёт, который не имеет ничего равного себе. Это было коллективное мнение и военно-промышленной комиссии, и Минобороны, и самой промышленности, и даже Госдумы, которая целые парламентские слушания проводила по поводу этого самолёта, — самолёт надо восстановить, он сейчас модернизируется. И этот самолёт еще послужит лет 15 точно в самых разных и новых вариантах, отвечающих современным формам вооружённой борьбы»
, – сказал вице-премьер журналистам в Нижнем Новгороде.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
В 2017 году российские специалисты начнут работать над созданием перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата для замены истребителей-перехватчиков МиГ-31, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на главу ВВС РФ генерал-полковника Виктора Бондарева.
«С 2017 года мы начинаем работать по перспективному авиационному комплексу дальнего перехвата, которые пойдут на замену МиГ-31», — сообщил Бондарев.
По его словам, в 2017 году будут начаты научно-исследовательские работы по созданию облика будущего самолета, а затем пойдут опытно-конструкторские работы. Поставки новинки в войска планируют начать в 2025 году.
АЛЬТЕРНАТИВА
Размышляя на тему "снимать нельзя модернизировать", мне пришла в голову совсем шальная мысль: а с того ли конца мы предполагаем есть редьку? Тут стоит вспомнить историю вопроса: МиГ-31 был создан как двухместная модификация МиГ-25, оснащенная радаром "Заслон". Отправной точкой для этого стало бегство предателя беленко на МиГе в Японию. Но еще одной немаловажной причиной стало то, что ни один другой самолет в СССР нельзя было быстро приспособить к габаритам этой мощной РЛС, впервые в отечественной авиации оснащенной ФАР. И вот здесь-то и зарыта собака. Нам, т.е. ВВС России нужен мощный скоростной перехватчик, способный быстро набирать и скорость, и высоту. ПАКФА для этих целей представляется малопригодным. В связи с этм я предлагаю следующую альтернативу: воссоздать в роли перехватчика оригинальный МиГ-25!
"Безумие!" — скажете Вы. Эту рухлядь 70-х годов!… А вот и нет! Если для 31-го вся сложность заключалась в радаре "Заслон", то теперь это не проблема: РЛС "Ирбис" и лучше, и легче, а современное компьютерное оборудование позволяет обойтись без разделения обязанностей между пилотом и штурманом-оператором. Такой вот МиГ-25-Х в версии не нуждается в Стелс-технологии, (они будут вообще бесполезны, так как его всегда можно будет засечь по его же собственному излучению), на дальних дистанциях он будет иметь преимущество в виде мощных ракет типа РВВ-БД. И ему не придется вступать в ближний бой, как как его потенциальные противники этого не очень любят (я не подвергаю сомнению профессионализм пилотов USAF, но там не каждый — Цезарь "Рико" Родригес). Сделанный из современных материалов на современных станках, он может быть куда надежнее, чем раньше, а отсутствие второго пилота может еще более повысить его летные характеристики (современный 31-й не выдерживает заявленных высоких летных нагрузок — разрушается фонарь кабины).
И самое главное преимущество — этот скоростной и скороподъемный перехватчик, "охотник за крылатыми ракетами", может производиться в больших количествах. Технология-то давно отработана!
Источники:
- http://topwar.ru/55824-rogozin-vyskazalsya-za-vozobnovlenie-proizvodstva-mig-31.html
- http://topwar.ru/55953-v-2017-godu-nachnetsya-razrabotka-zameny-mig-31.html
- https://ru.wikipedia.org/w/index.php?search=Огненный+лис&title=Служебная%3AПоиск