Очевидное-невероятное или может ли корпус ЛК в 38000т весить 13000т.
Пост написан в ответ на необоснованную критику весовой сводки предельного линкора пр. 23А(льтернативного).
Общие пояснения.
За основу расчётов взяты нагрузки ЛК 1915 г., ибо последний наиболее близок по конструкции корпуса к проекту предельного ЛК(табл. из книги Виноградова "Последние исполины Российской империи" в конце поста).
Коэффициент увеличения(К ув)- величина, подсчитанная, как соотношение норм. водоизмещения (ВИ) ЛК пр.23А к такому же ЛК 15г. 38680/35600=1,086.
ПИ — промежуточный итог. НП, СП, ВП — нижняя, средняя, верхняя палубы.
Основную часть веса полубака перекидываем на устройство надстройки, остальную на плавное увеличение высоты борта в носу.
1. Сталь в составе корпуса(ЛК 15г 6970т).
Т.к. в предложенном проекте килевая балка отсутствует, то заменяем её гор. листом 30мм толщиной и верт. листом 13 мм толщиной с четырьмя уголками 100*100*13 мм. Вес всего составит(при длине 176м) — 110т. При весе килевой балки 310т , получится экономия в 200т.
Примерно 30% соединений предполагается выполнить на сварке, поэтому вычитаем 60т заклёпочных головок.Котлов и турбин в два раза меньше, следовательно вычитаем 95т фундаментов под них. Так же вдвое меньше кронштейнов гребных валов, мортир и дейдвудных труб,- минус 35т. Отсутствует кронштейн под поясной броней,- минус 40т.
ПИ: 6970-200-60-95-35-40=6540т.
Теперь прибавим настилы ВП и СП(18 и 15мм), т.к. у ЛК 15г их вес входит в броню. Получится : 502т +348т = 850т. Так же прибавим вес двух 12мм верт. переборок высотой 5м между ВП и НП, который у ЛК 15г тоже входит в броню — 140т. Подведём ПИ , с учётом увеличения ВИ :
(6540=850=140)*1,086=8180т.
Рассмотрим перекомпоновку тройного дна : у ЛК 15г оно ниже, но шире(см. рис.) Верт. набор излишней ширины пустим на такой же, там где его высота увеличена. Гор. настилку 3мм(на рис. зелёным) перебросим на верт переборку ТЦ. Уголки (на рис. оранжевым) пустим на верт. стойки топливных цистерн, сюда же перекинем высвободившиеся уголки с части набора двойного борта, т.к. там будет более лёгкая конструкция.
Суммарная толщина двойного борта (14 и 8мм), накладок напротив бортовых стрингеров((14+8)/3=7мм), трюмной переборки (12мм), гор. настила третьего дна(3мм) равна 44мм у ЛК 15г. У ЛК пр. 23А сумма толщин верт. переборок и двойного борта составляет 58мм. Разницу учтём в п.6.
На небронированные скосы(по три шт. с борта) пойдёт 6мм настилка НП(на рис. красным).
На стойки наклонной бронепереборки идут стойки трюмной переборки(52-ой двутавр) и набор скоса бронепалубы ЛК 15г(60-ый двутавр).
2. Оборудование, шлюпки, мачты.
По этой статье у ЛК 15г насчитывается 2670т. Умножим на К ув, получим 2900т.
3. Подкрепления под АУ.
АУ ГК 240т*3шт.=720т.
АУ УК 15т*6шт=90т.
Подкрепления под рубки, мачты -40т.
ПИ — 850т.
4. Директоры и кабели — 250т.
5. Экипаж с багажом и провизией — 650т.
6. Вес, добавляемый на верт. переборки двух бортов(28мм) со стойками между бронепереборками от третьего дна до НП.
Верт. листы 140м*6,8м*28мм=214т.Стойки 120шт*1м(ширина)*10мм(толщина)*6,8м(высота)=66т.
ПИ — 280т.
Итого по всем пунктам — 13110т. Что на 50т превышает заявленный в посте вес корпуса и прочего(13060т). При этом не учтено(кроме 30% головок заклёпок) уменьшение веса за счёт сварных соединений, лёгкой краски и мебели, отсутствии в военное время дер. настила ВП, и др. мероприятий, указанных в посте. Экономия от вышеперечисленного легко может составить 750т(напр. дер. настил ВП весит ок. 180т). Образовавшиеся 700т запаса ВИ можно пустить на увеличение веса оборудования(который достигнет 3600т) или иные статьи нагрузки.
А был ли хоть один проект ЛК в РИ с подобной развесовкой? Оказывается да — это "Ришелье". Посмотрим его нагрузки: корпус — 9240т, оборудование — 2754т, приборы и директоры — 566т, рангоут и такелаж — 220т, шлюпки — 210т, команда и багаж не указаны, но возьмём 650т, итого — 13074.При этом он имел ВИ немного большее чем пр. 23А. Можно привести и другие примеры.