21

Всё началось с того, что решил знатно поиметь свой мозг сделать модель танка Объект 752 с качающейся башней и автоматом заряжания, о котором писал статью Юрий Пашолок:

Объект 752 и Объект 777

Танк дался мне непросто, моделирование сложного литого корпуса и составной башни занятие не для слабонервных 🙂

Информацию по танку скопирую из статьи:

Объект 752

Тяжёлый танк Объект 752 получился «спокойнее», чем его более тяжёлый собрат. Тем не менее, машина эта крайне любопытная. Плотная компоновка привела к тому, что высота танка составила всего 2300 мм (на 150 мм ниже, чем и так не слишком высокий ИС-8). При этом речь идёт о полноценном тяжёлом танке, полностью соответствующем своему классу и по вооружению, и по броневой защите, и по массе. Если на Западе средние танки уже к 1950 году достигли боевой массы, приблизившейся (а в случае с Centurion и превзошедшей) к планке в 50 тонн, то в СССР классификация не поменялась, и танк с боевой массой 45,3 тонны (столько весил по проекту Объект 752) однозначно считался тяжёлым.

​По уровню бронирования 45-тонный Объект 752 догнал и даже немного перегнал ИС-7 - Несчастливые три семёрки | Военно-исторический портал Warspot.ru

По уровню бронирования 45-тонный Объект 752 догнал и даже немного перегнал ИС-7

С технической точки зрения Объект 752 не представлял из себя что-то особо революционное. Это была классическая для советской танкостроительной школы боевая машина тяжёлого класса, имевшая по шесть опорных катков с торсионной подвеской на борт, силовая установка и гидромеханическая трансмиссия которой находились в кормовой части. В качестве силовой установки предполагалось использовать 800-сильный двигатель В-12–6, применявшийся на ИС-8.

Согласно проекту, максимальная скорость танка предполагалась на уровне 50 км/ч по шоссе, по грунту средняя скорость оценивалась в 30 км/ч. Довольно интересно был решён вопрос с ходовой частью. Проект предполагал в качестве варианта и гидравлическую подвеску, а опорные катки больше напоминали те, что применялись на ИС-7.

Гораздо интереснее дело обстояло с конструкцией корпуса. В статье уже акцентировалось внимание на работе корпусников, и неспроста. Благодаря новой конструкции корпуса, Объект 752 по уровню защищённости вплотную приблизился, а по некоторым параметрам даже превзошёл ИС-7. Толщина брони в лобовой части корпуса достигала 215 мм, то есть даже больше, чем у немецких Pz.Kpfw. Maus и E-100. На всякий случай напомню, что речь идёт о танке массой 45,3 тонны.

Таких умопомрачительных результатов удалось достичь за счёт использования литья, позволившего изготовить детали переменной толщины. В самом тонком месте толщина лобовой части составляла 90 мм, но при этом находилась под таким углом наклона, что пробить её можно было лишь с пикирования. Толщина бортов достигала 125 мм, при этом они находились под большими углами наклона и гарантированно защищали от огневого воздействия 88-мм пушки Pak 43. Стоит заметить, что наклон бортов был выполнен в разумных пределах, и внутри оставалось достаточно места для размещения агрегатов. Это выгодно отличало проект от разработок НИИ-100, где рациональные углы наклона нередко создавали большие компоновочные проблемы. Башня Объекта 752 была гораздо спокойнее по конструкции и во многом напоминала башню ИС-8. Толщина бронирования её лобовой части составляла 260 мм, а бортов 150 мм.

Хватало революционных решений и в области вооружения. В качестве «основного калибра» Объект 752 получал 122-мм пушку М-62–2Т с начальной скоростью снаряда 950 м/с. Челябинский проект стал первым, который должен был использовать её в качестве вооружения. Ввиду плотности компоновки от спаренного пулемёта отказались. Для защиты от низколетящей авиации на люке заряжающего крепилась раскладная турель с 14,5-мм пулемётом КПВТ.

Создатели Объекта 752 предусмотрели механизацию заряжания. Полноценным автоматом заряжания предусмотренная система не являлась, но и в таком виде заметно ускоряла процесс перезарядки. Несмотря на очень плотную компоновку боевого отделения, внутри танка нашлось место для сорока 122-мм выстрелов — это было на десять больше, чем у ИС-8. Существовал и альтернативный вариант укладки, сочетавшийся с практически полноценным механизмом заряжания. В этом случае по периметру башни размещалось 28 снарядов (15 бронебойных и 13 осколочно-фугасных), и заряжающему оставалось только подавать заряды. Недостатком механизма было уменьшение боекомплекта и снижение объёма боевого отделения.

 

Объект - 752 АЗ "Бумеранг"

Качающаяся башня, напоминающая французские танки AMX-13 и AMX-50

Создатели танка разработали и альтернативный вариант вооружения Объекта 752, гораздо более оригинальный. Вместо башни по типу ИС-8 СКБ-2 ЧКЗ разработала качающуюся башню, напоминающую ту, что французская FAHM создала для лёгкого танка AMX-13 и тяжёлого AMX-50. Насколько на это решение повлияли французы — вопрос открытый. Но можно предположить, что публичная демонстрация AMX-50 в июле 1951 года не прошла незамеченной для советской разведки.

Справедливости ради следует сказать, что роднит эти башни только общая концепция. От барабанного размещения боеприпасов инженеры СКБ-2 ЧКЗ отказались, сохранив концепцию частичной механизации подачи. Остался на месте и заряжающий. При этом внутренний объём башни заметно сократился. Любопытно, что в варианте с качающейся башней от зенитного пулемёта отказались, зато вернулся на место спаренный СГ-43. С новой башней общая высота Объекта 752 снизилась до 2150 мм — он стал даже ниже, чем, например, Т-26.

В целом потребовалось четыре дня и вынос мозга, чтобы получить итоговую модель. Итак вот она:

Объект - 752 АЗ "Бумеранг"

Объект - 752 АЗ "Бумеранг"

Объект - 752 АЗ "Бумеранг"

Также в качестве интереса сравнил Объект 752, с другими тяжелыми танками, которые есть в WoT:

T57 Heavy, AMX 50b и Kranvagn:

Объект - 752 АЗ "Бумеранг"

Объект - 752 АЗ "Бумеранг"

Объект - 752 АЗ "Бумеранг"

Объект - 752 АЗ "Бумеранг"

Объект 752 ОЧЕНЬ маленький по сравнению с ними! При этом превосходит любого из них по уровню бронирования!

Ну и напоследок решил поразвлечься и устроил батальную сцену:

Объект - 752 АЗ "Бумеранг"

Объект - 752 АЗ "Бумеранг"

Объект - 752 АЗ "Бумеранг"

Нескромно думаю, что модель получилась очень крутая. Интересно ваше мнение.

П.С. Если кому-то будет интересно, могу запилить пост о том, как я делал эту модель.

П.П.С. Спасибо Юрию Пашолоку за консультации при создании модели.

Подписаться
Уведомить о
guest

11 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account