14

Проекты советских послевоенных тяжёлых танков Объект 752 и Объект 777 по меркам своего времени отличались оригинальностью и смелостью. Разработчикам пришлось балансировать между требованиями по усилению бронирования и растущими ограничениями по массе. Это привело к созданию концепции компактных и хорошо защищённых боевых машин с плотной, но рациональной компоновкой. Но время тяжёлых танков уходило, и дальше макетов работа по этим примечательным машинам не продвинулась.

Содержание:

Замена новому танку

Опыт разработки тяжёлых танков ИС-4 и ИС-7 выявил один крайне неприятный факт: какой бы совершенной ни была техника, выход её боевой массы за пределы 50 тонн становится путём в никуда. Причин тому, что ИС-7 в серию не пошёл, несколько, но боевая масса почти в 70 тонн в этом списке далеко не последняя. В итоге от серийного производства ИС-7 отказались. Вместо него совместными усилиями СКБ-2 ЧКЗ (г. Челябинск) и НИИ-100 (г. Ленинград) весной 1949 года был разработан танк 50-тонного класса, который впитал в себя наиболее прогрессивные наработки по ИС-4 и ИС-7. Заводское обозначение у машины было Объект 730, изначально она носила индекс ИС-5, улучшенная версия получила индекс ИС-8, а в серию она пошла под обозначением Т-10.

Да, Т-10 был менее защищён и обладал худшей, по сравнению с ИС-7, пушкой, зато с принятием на вооружение у этой машины, созданной для замены ИС-2 и ИС-3, особых проблем не возникло, что и произошло 15 декабря 1953 года.

Между тем, ещё когда ИС-8 проходил программу испытаний, уже возникли разговоры о том, что пора этому танку создавать замену. Такая постановка вопроса многих удивит, но в ней нет ничего странного. Вторая половина 40-х, да и все 50-е годы были временем стремительного взлёта в развитии танкостроения. Дополнительно подстегнула танкостроителей война в Корее, наглядно показавшая, что паузы в развитии танков не предвидится.

Пока за рубежом создавали боевые машины, способные бороться с ИС-3, столь поразившим западных военных на параде в Берлине в сентябре 1945 года, в СССР успело смениться два поколения тяжёлых танков. С этой точки зрения, возможно, было бы правильным пустить по Красной площади несколько прототипов ИС-7: подобная демонстрация могла бы стать настоящей бомбой и спровоцировать Запад на создание ответных бронированных чудовищ. Но об информационной войне такого рода тогда особо не думали, ведь армии требовались «настоящие» боевые машины.

Продольный и поперечный разрезы тяжёлого танка Объект 752, 1953 год

Продольный и поперечный разрезы тяжёлого танка Объект 752, 1953 год

Дополнительно смену поколений танков подстёгивали результаты работ организаций вроде НИИ-48, занимавшегося вопросами бронезащиты. Сотрудники этого НИИ создали ряд новаторских решений, которые позволили серьёзно увеличить уровень броневой защиты без резкого увеличения массы корпуса. Среди них — «щучий нос», дифференцированное бронирование башни, V-образная конструкция нижней части корпуса. С этой точки зрения Т-10 выглядел устаревшим ещё на момент создания. Да, танк обладал целым рядом новаторских решений, унаследованных с ИС-3 и ИС-7, но это были решения, датированные ещё серединой 40-х годов.

Не стояли на месте и артиллеристы. По ряду причин ИС-8 получил в качестве основного вооружения 122-м пушку Д-25Т, которая не устраивала военных уже в начале 1944 года. Кроме того, советская разведка внимательно следила за последними достижениями вероятного противника, и особенно за созданием тяжёлого танка T43 (будущий M103 Heavy Tank). Одним словом, разработка преемника ИС-8 была насущной необходимостью.

Работы по созданию нового тяжёлого танка были инициированы Министерством транспортного машиностроения в конце июня 1952 года. В качестве разработчика было выбрано СКБ-2 ЧКЗ под руководством М. Ф. Балжи. С февраля 1953 года его сменил П. П. Исаков. Первые эскизные наработки по новому танку были готовы в конце 1952 года, а в июне 1953, спустя год после получения задания, СКБ-2 представило проект в готовом виде. Точнее, речь шла уже о проектах, поскольку в ходе разработки он разделился на два варианта. Первый, объект 752, прорабатывался в весовых параметрах ИС-3, а второй вариант, получивший обозначение Объект 777, был выполнен в весовых параметрах ИС-8.

Корпус Объекта 752 изготовлялся методом литья с вваркой днища и крыши

Корпус Объекта 752 изготовлялся методом литья с вваркой днища и крыши

С самого начала у коллектива СКБ-2 ЧКЗ стояла крайне нетривиальная задача – создать танк, который при массе, не превышающей 50 тонн, по всем статьям превзошёл бы ИС-8. Похожие задачи, впрочем, коллективом уже с успехом решались: достаточно вспомнить ИС-3, который значительно превзошёл по защищенности ИС-2, превышая его по массе всего на тонну. Со вновь создаваемыми танками ситуация повторилась, и во многом благодаря новым научным подвигам конструкторов корпуса.

При разработке Объектов 777 и 752 была создана новая концепция бронезащиты, ставшая заметной вехой в мировом танкостроении. Применительно к этим танкам дифференцированное бронирование корпуса означало не просто установку листов разной толщины. Сами отдельные листы имели очень серьёзные перепады толщины, благодаря чему удалось достичь запредельных для того времени характеристик при сохранении массы конструкции в пределах заданных параметров.

Объект 752

Тяжёлый танк Объект 752 получился «спокойнее», чем его более тяжёлый собрат. Тем не менее, машина эта крайне любопытная. Плотная компоновка привела к тому, что высота танка составила всего 2300 мм (на 150 мм ниже, чем и так не слишком высокий ИС-8). При этом речь идёт о полноценном тяжёлом танке, полностью соответствующем своему классу и по вооружению, и по броневой защите, и по массе. Если на Западе средние танки уже к 1950 году достигли боевой массы, приблизившейся (а в случае с Centurion и превзошедшей) к планке в 50 тонн, то в СССР классификация не поменялась, и танк с боевой массой 45,3 тонны (столько весил по проекту Объект 752) однозначно считался тяжёлым.

По уровню бронирования 45-тонный Объект 752 догнал и даже немного перегнал ИС-7

По уровню бронирования 45-тонный Объект 752 догнал и даже немного перегнал ИС-7

С технической точки зрения Объект 752 не представлял из себя что-то особо революционное. Это была классическая для советской танкостроительной школы боевая машина тяжёлого класса, имевшая по шесть опорных катков с торсионной подвеской на борт, силовая установка и гидромеханическая трансмиссия которой находились в кормовой части. В качестве силовой установки предполагалось использовать 800-сильный двигатель В-12–6, применявшийся на ИС-8.

Согласно проекту, максимальная скорость танка предполагалась на уровне 50 км/ч по шоссе, по грунту средняя скорость оценивалась в 30 км/ч. Довольно интересно был решён вопрос с ходовой частью. Проект предполагал в качестве варианта и гидравлическую подвеску, а опорные катки больше напоминали те, что применялись на ИС-7.

Проект механизма заряжания, который предлагался в качестве альтернативы досылателю

Проект механизма заряжания, который предлагался в качестве альтернативы досылателю

Гораздо интереснее дело обстояло с конструкцией корпуса. В статье уже акцентировалось внимание на работе корпусников, и неспроста. Благодаря новой конструкции корпуса, Объект 752 по уровню защищённости вплотную приблизился, а по некоторым параметрам даже превзошёл ИС-7. Толщина брони в лобовой части корпуса достигала 215 мм, то есть даже больше, чем у немецких Pz.Kpfw. Maus и E-100. На всякий случай напомню, что речь идёт о танке массой 45,3 тонны.

Таких умопомрачительных результатов удалось достичь за счёт использования литья, позволившего изготовить детали переменной толщины. В самом тонком месте толщина лобовой части составляла 90 мм, но при этом находилась под таким углом наклона, что пробить её можно было лишь с пикирования. Толщина бортов достигала 125 мм, при этом они находились под большими углами наклона и гарантированно защищали от огневого воздействия 88-мм пушки Pak 43. Стоит заметить, что наклон бортов был выполнен в разумных пределах, и внутри оставалось достаточно места для размещения агрегатов. Это выгодно отличало проект от разработок НИИ-100, где рациональные углы наклона нередко создавали большие компоновочные проблемы. Башня Объекта 752 была гораздо спокойнее по конструкции и во многом напоминала башню ИС-8. Толщина бронирования её лобовой части составляла 260 мм, а бортов 150 мм.

Хватало революционных решений и в области вооружения. В качестве «основного калибра» Объект 752 получал 122-мм пушку М-62–2Т с начальной скоростью снаряда 950 м/с. Челябинский проект стал первым, который должен был использовать её в качестве вооружения. Ввиду плотности компоновки от спаренного пулемёта отказались. Для защиты от низколетящей авиации на люке заряжающего крепилась раскладная турель с 14,5-мм пулемётом КПВТ.

Создатели Объекта 752 предусмотрели механизацию заряжания. Полноценным автоматом заряжания предусмотренная система не являлась, но и в таком виде заметно ускоряла процесс перезарядки. Несмотря на очень плотную компоновку боевого отделения, внутри танка нашлось место для сорока 122-мм выстрелов — это было на десять больше, чем у ИС-8. Существовал и альтернативный вариант укладки, сочетавшийся с практически полноценным механизмом заряжания. В этом случае по периметру башни размещалось 28 снарядов (15 бронебойных и 13 осколочно-фугасных), и заряжающему оставалось только подавать заряды. Недостатком механизма было уменьшение боекомплекта и снижение объёма боевого отделения.

Качающаяся башня, напоминающая французские танки AMX-13 и AMX-50

Качающаяся башня, напоминающая французские танки AMX-13 и AMX-50

Создатели танка разработали и альтернативный вариант вооружения Объекта 752, гораздо более оригинальный. Вместо башни по типу ИС-8 СКБ-2 ЧКЗ разработала качающуюся башню, напоминающую ту, что французская FAHM создала для лёгкого танка AMX-13 и тяжёлого AMX-50. Насколько на это решение повлияли французы — вопрос открытый. Но можно предположить, что публичная демонстрация AMX-50 в июле 1951 года не прошла незамеченной для советской разведки.

Справедливости ради следует сказать, что роднит эти башни только общая концепция. От барабанного размещения боеприпасов инженеры СКБ-2 ЧКЗ отказались, сохранив концепцию частичной механизации подачи. Остался на месте и заряжающий. При этом внутренний объём башни заметно сократился. Любопытно, что в варианте с качающейся башней от зенитного пулемёта отказались, зато вернулся на место спаренный СГ-43. С новой башней общая высота Объекта 752 снизилась до 2150 мм — он стал даже ниже, чем, например, Т-26.

 

Объект 777

Общий вид тяжёлого танка Объект 777 с двигателем воздушного охлаждения

Общий вид тяжёлого танка Объект 777 с двигателем воздушного охлаждения

Более тяжёлый Объект 777 получился гораздо более революционным, чем его собрат. Судя по тому, как представляли проекты, именно на эту машину делался основной упор. В отличие от Объекта 752, в котором постарались максимально использовать имеющиеся узлы и агрегаты, Объект 777 оказался более концептуален.

Проектировался он под перспективную силовую установку с двумя вариантами исполнения – жидкостного и воздушного охлаждения. Обоими проектами силовой установки, носившей индекс В-7, занимался коллектив КБ ЧКЗ по двигателестроению под руководством И. Я. Трашутина. Приоритетным считался вариант с воздушным охлаждением, поскольку он получался наименее габаритным.

Компоновка Объекта 777 с двигателем воздушного охлаждения

Компоновка Объекта 777 с двигателем воздушного охлаждения

Для сравнения, длина МТО у танка ИС-8 составляла 3480 мм, у Объекта 752 – 2410 мм, а у Объекта 777 с водяным и воздушным охлаждением — 2300 и 2100 мм соответственно. Уменьшить почти в полтора раза длину МТО удалось благодаря поперечному расположению силового агрегата. Подобная компоновка на тяжёлых танках была реализована впервые. Благодаря этому удалось сместить башню максимально к центру корпуса, что положительно повиляло на развесовку танка и, в конечном счёте, на точность стрельбы, особенно на ходу.

Компоновка Объекта 777 с двигателем водяного охлаждения. Заметно, что отличаются не только двигатель, но и форма кормы

Компоновка Объекта 777 с двигателем водяного охлаждения. Заметно, что отличаются не только двигатель, но и форма кормы

Применение перспективных силовых установок – это лишь одна из особенностей Объекта 777. Танк с боевой массой 49 800 кг впитал в себя целую массу новаторских решений. Более лёгкий Объект 752 отличался очень низким для тяжёлого танка силуэтом, но Объект 777 оказался ещё ниже. Высота по люкам составила 2100 мм, то есть тяжёлый танк получился ниже, чем Т-64, Т-72 и Т-80!

Благодаря более мощному (850 л.с. по проекту) двигателю скоростные характеристики остались на уровне Объекта 752, при этом Объект 777 должен был обладать большей плавностью хода. Достигалась плавность за счёт увеличения на один опорный каток длины опорной поверхности гусеницы и более удачной развесовки. Для танка разработали несколько вариантов гидравлической подвески, а также торсионную и гидропневматическую подвески. Кроме того, для танка разработали планетарную 7-скоростную трансмиссию.

Корпус Объекта 777 по своей конструкции во многом повторял Объект 752. При этом некоторые существенные изменения всё же имели место. Максимальную толщину лобового листа сократили до 175 мм, но углы наклона увеличили, что дало сокращение массы при том же уровне защищённости. Как и в случае с Объектом 752, место механика-водителя было смещено немного влево. Это облегчало попадание внутрь машины, к тому же ствол не грозил мехводу ударом по макушке при движении по-походному.

Толщину лобовой детали у Объекта 777 сократили, но по сравнению с Объектом 752 углы наклона увеличили

Толщину лобовой детали у Объекта 777 сократили, но по сравнению с Объектом 752 углы наклона увеличили

Стоит отметить, что варианты с воздушным и жидкостным охлаждением друг от друга несколько отличались и внешне. На крыше надмоторной плиты Объекта 777 с воздушным охлаждением двигателя находился характерный воздухозаборник для центробежного воздухоочистителя. Что касается варианта с жидкостным охлаждением, то он отличался формой кормового листа и надмоторной плиты, поскольку радиатор потребовал большего внутреннего пространства.

Башня в основном повторяла башню Объекта 752, но с рядом изменений. Толщину её лба снизили до 195 мм, однако за счёт более рациональной формы защита осталась примерно на том же уровне. С другой стороны, борта усилили до 215 мм, сделав их непробиваемыми для 128-мм немецкой пушки, которая устанавливалась на Pz.Kpfw.Maus. Значительные изменения претерпело и внутреннее оборудование башни. От досылателя отказались. На Объекте 777 нашлось место для спаренного пулемёта СГ-43. Отдельного упоминания достойна зенитная установка. Вариант с водяным охлаждением двигателя имел ту же турель, что и Объект 752, а версия с воздушным охлаждением получила дистанционно управляемую установку, размещённую в кормовой части.

Деревянный макет тяжёлого танка Объект 777. Увы, работы по машине дальше этой стадии не продвинулись

Деревянный макет тяжёлого танка Объект 777. Увы, работы по машине дальше этой стадии не продвинулись

Оба проекта были в июне 1953 года направлены в Министерство транспортного машиностроения. В ходе обсуждения была изменена компоновка Объекта 777. Была также изготовлена его деревянная модель в масштабе 1:10. Работы по этому крайне интересному проекту продолжались до 1954 года, но, увы, дальше макетных работ дело не пошло.

Впрочем, говорить о том, что работа прошла впустую, не стоит. Наработки по этим проектам стали основой для создания лучшего советского послевоенного танка, получившего индекс Объект 770. Форма корпуса и башни, а также ходовая часть Объекта 770 сильно напоминает предшественника. Кроме того, опыт по этим проектам использовался при модернизации ИС-8/Т-10. А в 1957 году в серию пошел Т-10М, вооружённый 122-мм пушкой М-62.

Источник – http://warspot.ru/4590-neschastlivye-tri-semyorki

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account