ОББО — немецкая тройка
В комментариях к "Шарнхорсту" натолкнулся, что тема 4-х-орудийных не раскрыта, и неплохо было бы еще и калибр пушек уменьшить.
А тут еще на Цусиме нашел подходящую тему – "240-мм карманник": http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=5175
* * *
Новый толчок разработке проекта (тип "Дойчланд") дал приход в 1924 году на пост командующего рейхсмарине адмирала Ценкера. Он предложил подобрать характеристики будущего корабля таким образом, чтобы он легко уходил от 20-23-узловых линкоров и уверенно брал верх в бою со стандартным тяжёлым крейсером и даже, при острой необходимости, вступал в бой с противником посерьёзнее.
Предложение было одобрено, и работа над кораблем закипела. "При проектировании типа "Дойчланд", немцы выбирали калибр между 380 мм и 203 мм. Остановились на 283 мм. Однако известно, что пушка калибром порядка 240 мм благодаря большей скорострельности, в единицу времени выбрасывает больше металла. Предположим, что немцы из этих соображений остановились именно на 240 мм….." (Цитата с Цусимы, далее – ЦсЦ)
В первую очередь, немцы решили не ограничивать себя числом орудий – в корзину последовательно были перемещены проекты с 4 орудиями (2*2) и 6-ю орудиями (2*3). А вот третий проект с 8 орудиями (2*4) было решено оставить. По "артиллерии оба варианта (6 283-мм и 4 240-мм) оказались приблизительно равными, и оба реализовывали концепцию быть гораздо сильнее одиночного противника, которого способны догнать" (ЦсЦ).
Второй очередью, связанной с оружием, был подлог. Исторически реальный калибр 240-мм орудия на самом деле 238 мм (ЦсЦ). Но несмотря на то что цифра "238" гораздо ближе к цифре "240", немцы первое время предпочитали именовать 238-мм орудия "23,5-сантиметровыми" (23,5-см) — при этом доведя калибр до "общеупотребляемого" – 240-мм. Но, почему-то мало кто выговаривал "двадцати трех с половиной сантиметровые" ("двести тридцать пять миллиметровые"), и, что еще хуже, не говорил двадцати трех сантиметровые" (двести тридцати миллиметровые). Журналисты (а вслед за ними и общественность), вместо того чтобы принизить калибр (на что надеялись немцы), напротив, его увеличивала (в действительности называли точный калибр) – двести сорок миллиметровые (двадцать четырех сантиметровые). В общем и сами немцы стали обозначать 24-см орудия как 24-сантиметровые орудия. В целом, чехарда / комедия в духе Марка Твена про дедушку самому себе (взяв 240-мм орудие, которое имеет калибр в 238 мм, объявили, что оно имеет калибр 235 мм, а потом признали, что оно калибром 240 мм), даже помогла немцам.*
*Примечание. Особенно помогла эта чехарда / комедия некоторым немцам. Учитывая, что в сравнительно небольшое время у немцев на бумаге было "два" калибра – 23,5-см и 24-см, а потом только один калибр (24-см), стоит отметить, что деньги по отчетам были выделены именно на два калибра (т.е. две различные арт.системы). А ведь в действительности был только один калибр. Но кому пошли деньги на другой калибр, и какие именно, осталось неизвестным./
* * *
Авт. 24-см орудие образца так 30-х годов не нашел, поэтому среднее значение между 283 и 203-мм
283-мм орудие, скорострельность 2-3 выст/мин, вес снаряда 300 кг, орудий 6.
203-мм орудие, скорострельность 4-5 выст/мин, вес снаряда 122 кг.
240-мм орудие, скорострельность 3-4 выст/мин, вес снаряда 200 (200-220) кг, орудий 8
Таким образом,
КРЛ "Дойчланд" 3*6*300 = 5400
ББО "Дойчланд" 4*8*200 = 6400 (или 4*8*220 = 7040)
* * *
Вспомогательный калибр изначально был представлен 18 (2*9) 88-мм орудиями – для 30-х годов такое количество зенитных орудий было более чем достаточным. Но совершенно не достаточно, если речь шла именно о вспомогательном калибре. Поэтому третий ОББО – "Адмирал Шпее" уже на чертежных досках получил 105-мм орудия (и до ввода "Шпее" в строй, "Дойчланд" и "Шеер" так же поменяли свои 88 на 105).
Естественно, немцы не забыли про зенитные автоматы (37-мм и 20-мм), торпедные аппараты (2 штука), палубную авиацию (2 штука)
Ещё до спуска на воду «Дойчланд» вызвал настороженную реакцию в военно-морских кругах всего мира. Необычное сочетание характеристик, не подходивших под международные стандарты, привело к попыткам придумать для корабля некий новый термин: "океанская канонерка", "морская канонерка", "океанский броненосец береговой обороны", "ББО-переросток", "дырявый линкор"…. Впрочем, все словосочетания со словом "линкор" опровергались самим же журналистами:
"Не желая уходить из "линкорного клуба", но не имея возможности иметь настоящий линкор, Германия провела большую работу по тому, как остаться в клубе линкорников. Получившийся корабль не дотягивает до линкора ни водоизмещением (10 т.т.), ни вооружением (8 240-мм), ни броней (80 мм). Единственное, чем немецкий корабль дотягивает до линкора, и то если этот линкор уже решили списать, так это ценой…."
Британский журналист, правда, забыл добавить что немецкий "линкор" вполне может носить звание "зенитного линкора" – особенно по сравнению с некоторыми английскими линкорами.
Постепенно за типом "Дойчланд" закрепилось прозвище "ОББО" – океанский броненосец береговой обороны. Заметим, что серьёзных военно-морских экспертов гораздо больше занимали предназначение и боевые возможности корабля. На этот счёт высказывались самые разнообразные мнения, но в основном они сошлись на официальном объяснении командования рейхсмарине: задачей новых боевых единиц будет охрана немецких вод.
Такое утверждение трудно было опровергнуть.
Официально "Дойчланд" (как и в РИ) строился на замену списываемых броненосцев.
Малый калибр орудий (240 мм) при всей натяжке к линкорному отнести было никак нельзя. А вот к калибру броненосцев береговой обороны или канонерских лодок – спокойно. Так, финский тип «Вяйнямёйнен» имел 4 254-мм, шведский «Густав V» — 4 280-мм, на их фоне немецкий броненосец выглядел слабым. Конечно, "рядом" были еще броненосцы Дании и Норвегии, и вот они были вооружены послабее – 150-мм и 208-мм орудия. В общем немецкий "Дойчланд" выглядел этаким середнячком на фоне броненосцев севера.
Впрочем, стоило бы учитывать, что все эти броненосцы севера имели водоизмещение до 4 т.т, невысокую скорость, да и были построены еще в начале века. А вот немецкий "ББО" был недавно построенным, слишком большим, да и скорость имел "не береговую". Вот только немцы тщательно скрывали высокую скорость "Дойчланда", доведя ее до скромных 20 узлов. Но, как признавали немцы, скорость "Дойчланда" в действительности может быть выше. Например в таком:
"в том случае, если "Дойчланду" придется иметь дело с русским линкором, то мы не сомневаемся в способности немецких механиков выжать гораздо большее число узлов. Но в таких обстоятельствах любые моряки попытаются выжать из своего корабля больше узлов. В том числе и русские – когда придется удирать и им….".
Таким образом, обозвав творение сумрачного тевтонского гения "океанским броненосцем береговой обороны", европейская пресса забыла о нем.
Что касается "убийцы карманных линкоров" – а именно линейного крейсера "Дюнкерк", то в этой реальности он строится без изменений. "Ведь не против одних же (точнее двух, всего ДВУХ) "карманников" "Дюнкерк" строился. Были ж и на Средиземноморье у франков дела (почти в рифму песни ) А против тамошних Цезарей с 10-305-мм, 8-330-мм — в самый раз!!!" (ЦсЦ)
Ну почти "Дюнкерк".
В 1935 году немцы приступили к созданию линейных крейсеров типа "Шарнхорст". Первоначальные проекты представляли "Шарнхорст" как тот же "Дойчланд", но с 3 башнями. Вот только 12 240-мм пушек (3*4) для линейного крейсера более чем в 30 тыс. тонн (31 552 тонны)?! Тем более, что исторические прототипы – броненосные крейсера "Шарнхорст" и "Гнейзенау" – проиграли именно из-за слабости калибра. Будь у немцев (как у "Шарнхорста" в 1914, так и "Блюхера" в 1915) орудия крупного калибра (283 мм), то еще неизвестно, в чью пользу завершился бы бой. Поэтому, если мы хотим достойно встретить противника, то орудия надо не бездумно переносить, а увеличить в калибре, что и было сделано.
Официально 24-см орудия были увеличены аж на целых 100 мм…, а неофициально, всего-навсего на 11 сантиметров. Другими словами, неразлучная парочка "Шарнхорст" и "Гнейзенау получила не 34-см, а 35-см орудия.
Необходимо отметить, что приступая к новому проектированию типа "Шарнхорст", немцы выбрали проект "увеличенной копии "Дойчланда"": оба типа ("Дойчланд" и "Шарнхорст") должны были быть максимально похожи. И несмотря на некоторые недочеты, оба типа различных кораблей были похожи не только внутренне, но и внешне. Две башни, с четырьмя стволами каждая (24-см и 35-см), девять башен вспомогательного калибра (105 и 128 мм), одна труба, две мачты. Добиваясь дальнейшего сходства, немцы путем рисования укоротили "Шарнхорст" и нарисовали торпедные аппараты на корме.
Боевой путь ОББО начался с Испании. Формально в целях поддержания нейтралитета "Дойчланд" занесло в Испанию. Здесь республиканские самолеты неправильно опознали корабль и попытались правильно корабль побомбить. Но бомбы легли далеко – ПВО броненосца поставило достаточно плотный огонь (сбить не смогли, но атаку сорвали), и корабль избежал потерь (тем не менее 3 члена экипажа получили ранения).
Успех ПВО был замечен в СССР (в атаке принимали участие советские летчики) – на строящихся крейсерах типа "Киров" усилили ПВО. Теперь она состояла не из 6 100-мм, а из 10 85-мм
Неизвестно какая энергетика и метка была на испано-советских бомбах, но теперь она бесследно растворилась в воде — "Дойчланд" (впоследствии "Лютцов") начал полноценную боевую карьеру. В РИ "Дойчланд" постоянно оказывался в ремонте — пока не был наконец потоплен авиацией, видать карма такая (от чего получил ранние повреждения, от того и утоп).
Несмотря на атаку "Дойчланда", почему-то именно "Адмирал Шеер" двинулся с миссей возмездия к городу Альмерия. Впрочем, возмездие было мирным – ОББО не выпустил по городу ни одного снаряда, хотя и показал, что может это сделать. Такой "жест доброй воли" фактически принес (хотя и не донес) лавры миротворца. В дальнейшем обе стороны пытались вести цивилизованную войну.
За несколько дней до начала ВМВ, ОББО "Адмирал Шпее" под командованием капитана Лангсдорфа вышел в океан и, получив сигнал о начале боевых действий, приступил к перехвату английских транспортов. Имея на своем счету больше десятка потопленных кораблей, "Шпее" 13 декабря 1939 года встретил достойных соперников.
5.52 — "Шпее" первым заметил верхушки мачт вражеских крейсеров. Лангсдорф принял эскадру за эскорт торговых судов, посчитав её состоящей из одного крейсера и двух эсминцев. В его планах было быстро уничтожить крейсер, добить эсминцы и получить значительный приз. По некоторым данным, "Эксетер" все же был опознан правильно, однако это не повлияло на решение Лангсдорфа атаковать. Килеватерная колонна шла курсом ONO 60".
5.56 — восход Солнца. Море спокойное, видимость неограниченная. Наблюдатель "Аякса" замечает дым на горизонте. Хэрвуд дает команду Exeter разведать ситуацию, полагая, что это торговое судно.
6.00 — Лангсдорф приказывает дать полный вперед. Огромный столб черного дыма взвивается над горизонтом. Лангсдорф развернул свой корабль так, чтобы встретить противников правым бортом. После быстрого сближения Лангсдорф понял свою ошибку. Одновременно с этим, Exeter шел 20-узловым ходом по направлению к дыму. Спустя несколько минут, увидев силуэт боевого корабля, капитан Бэлл прожектором передает сигнал на Ajax: «Полагаю, это КРЛ» (англ. «I think it is a pocket Battleship!») В соответствии с планом Хэрвуда, "Эксетер" продолжает отклонятся на восток, а легкие крейсера на запад, беря Admiral Graf Spee в клещи. Exeter увеличивает скорость до 25 узлов.
6.18 — первый залп дал Admiral Graf Spee по Exeter из кормовой башни ГК и по "Аяксу" из носовой башни ГК. Первая морская битва Второй мировой войны началась. Залп был дан с расстояния около 16 км полубронебойными снарядами. Снаряды легли недолетом. К этому моменту Admiral Graf Spee уже потерял свое главное преимущество в дальности стрельбы. В течение следующих нескольких минут огонь башен ГК переносился с одной цели на другую.
6.20 — залп дала кормовая башня "Эксетера".
6.20 (в РИ — 6.21) — произошел третий залп Admiral Graf Spee. На пристрелку у крейсера ушло только два залпа, благодаря радару FuMo-22. Admiral Graf Spee вел огонь как полубронебойными снарядами с замедленным взрывателем, так и фугасными с мгновенным взрывателем. Огонь обеих башен был перенесен на Exeter, и третий залп дал накрытие. Взрыв снаряда у правого борта убил команду торпедного аппарата и поджег гидросамолет Walrus, который пришлось сбросить в воду во избежание пожара. Другой пожар возник на кормовой трубе. Были также перебиты цепи сигнализации готовности орудий к стрельбе. Теперь приходилось вести огонь, не имея понятия, все ли орудия готовы к стрельбе.
6.21 — открыл огонь "Аякс".
6.22 — залп дала носовая башня Exeter.
6.22 (В РИ 6.23) Exeter получил три (в РИ – два) попадания полубронебойными снарядами, упавшими по крутой дуге. Один, пробив палубу и переборку с бортом, упал в воду, не нанеся большого вреда. Второй снаряд, пробив палубу в районе форштевня, вызвал пожар в цистерне с основными запасами авиабензина. Третий снаряд — куда-то тоже попал.
6.23 — начали вести огонь легкие крейсера с дистанции около 17 км.
6.24 (В РИ 6.25) — фугасный снаряд попал в башню «В» Эксетера, выведя её из строя. Большая часть расчета была убита или ранена. Начавшийся пожар грозил подрывом арт. погреба. Однако более серьезными «повреждениями» можно считать то, что осколками была убита команда, занимавшаяся тушением пожара от попадания предыдущего снаряда, а также осколками была накрыта носовая надстройка. Были убиты почти все офицеры, сигнальщики и наблюдатели, поскольку осколки, срикошетив от крыши, пролетели вглубь помещений. Капитан Бэлл и два офицера уцелели, находясь ближе всех; их спасло то, что они были защищены ветроотбойником и были в мертвой зоне для осколков снаряда. В рубке было уничтожено почти все оборудование, в том числе была нарушена связь с рулевым отделением. Корабль перестал слушаться управления и начал разворот вправо, в результате чего стало невозможно вести огонь из оставшейся носовой башни. В кормовой рубке ситуация была аналогичная, в результате до конца боя команды в рулевое отделение передавались по цепочке матросов из расчетов 102-мм орудий. Также были перебиты кабели связи артиллерийского вычислительного поста с дальномерами и директором. На Exeter продолжал бушевать пожар. Артпогреб башни «В» был затоплен, однако продолжали гореть заряды кордита. Огонь вели только башни «А» и «Y».
/Собственно различия между АИ и РИ все увеличиваются. В пользу немцев – дополнительная тонна снарядов. Да, фугасное воздействие 240-мм снарядов слабее, чем 283-мм, но ведь не 6 орудий – а 8, и получается, что фугасное действие сильнее, чем в РИ. Таким образом, "Эксетер" получит повреждения серьезнее, чем в РИ. /
6.25. Установлена радиосвязь между легкими крейсерами, позволившая сосредоточить огонь. Примерно в это же время одна из башен Admiral Graf Spee вела огонь по "Аяксу" и добилась уже куда-то попадания (В РИ – трех накрытий). Огонь вспомогательной артиллерии – 105-мм (вместо 150-мм) теперь имеет эффект (за счет скорострельности выбросить в противника больше фугасов).
В РИ в 6.30 — пристрелялись Ajax и Achilles. Первые снаряды легли рядом с Admiral Graf Spee, заставив его перенести огонь носовой башни в их сторону. Это немного помогло Exeter.
Но теперь "Эксетеру" досталось куда больше, "Аякс" получит попадание – которое также сказывается. В общем, "Эксетер" начинает тонуть – фатальные повреждения могут быть получены и в 6.40. Учитывая бедственное положение "Эксетера", "Шпее" по-другому маневрирует….. В общем дальше автор выносит вердикт:
"Эксетер" тонет", "Шпее" постепенно благополучно уходит от противника.
Или же бой продолжается со взаимной потерей всех кораблей. Потопив "Эксетер", "Шпее" сосредотачивает огонь на "Ахиллесе" и выводит его из строя. Подобно своему человеческому прототипу, "Аякс" впадает в безумство (немцы потопили один корабль и вывели из строя другой, и скорее всего уйдут) и устремляется в атаку. Пожертвовав собой, британский крейсер наносит серьезные повреждения "Шпее". Лангсдорф понимает, что с такими повреждениями добраться домой невозможно, возвращается и добивает "Ахиллеса". После чего идет в Буэнос-Айрес трубить о своей победе.
В РИ гибель самого сильного карманника остановила дальнейшее крейсерство. Теперь у нас или успешное рейдерство (выстоял против трех, да и крейсер тяжелый потопил), или успешный размен (1 на 3). Поэтому ОББО не отсиживаются по базам, а выходят в океан. Что еще хуже для англичан, в океан выходят и немецкие линейные крейсера. Опять же, успешный бой "Шпее" благоприятно воздействует (повышает морально-психологический уровень) на немецких моряков.
На фоне успешных действий немцев, голоса Аргентины могут стать куда сильнее. Войну аргентинцы не объявят, но вот в целях укрепления дружбы получить Фолклендские острова — уже возможно.