Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Публикую внеплановую статью о ранней истории Швеции и этногенезе шведов, а если быть точным – с какими народами смешивалась шведская германская основа в ту пору, когда шведы еще не считали себя шведами. ОСТОРОЖНО! Материал содержит большое количество сарказма и стеба над разного рода конспирологами, фэнтезюшниками от истории и турбопатриотами, так что если вы такое не любите, или принадлежите к одной из выше указанных групп – рекомендовано пройти мимо этой темы.
Содержание:
Краткое вступление
«О времена, о нравы!»
Цицерон
История этногенеза шведов, да и вообще история Швеции до ярла Биргера (в особо клинических случаях – и после) в русскоязычном сегменте этих наших интернетов приобрела к текущему моменту вид какого-то совершенно безумного цирка, в котором и зрители, и циркачи (включая медведя, льва и слона) постоянно меняются местами, пытаясь показать, как правильно издеваться над бедной совушкой, пуская на корм цирковым животным любых зоозащитников или психиатров, которые пытаются навести в сложившейся ситуации порядок. Несмотря на то, что касается тема вроде бы шведов, на самих шведов основным участникам разборок глубоко наплевать, так как им важнее найти в истории шведского этногенеза подтверждение или опровержение норманистской или антинорманистской теории происхождения Рюрика и Руси как государства, и руси как названия народа. А некоторые люди просто любят искать славянский (а значит русский – то что славяне это не только русские, это мелочи) след везде и всегда, и любые факты, даже противоречащие их теориям, они готовы объявить подтверждениями своих точек зрения. А уж сколько специалистов по генетике нынче развелось – страшно представить! Что самое забавное, есть у меня настоящие генетики среди знакомых, и они вот как-то не спешат влезать в холивары о том, кто чьим генетическим предком был, и почему китайцы пошли от русоариев. Видимо, прекрасно понимают, насколько это скользкая тема, и как много истово верующих в свою правоту спецов (с приставкой «хреновы»), ошиваются рядом с ней…. А есть еще Свидетели Иеговы ПВЛ Непогрешимой и Достовернейшей, которые на словах выступают за «максимальный скептицизм и правдоподобность, четкий анализ», короче – за все хорошее и против всего плохого, а сами в это время объявляют ПВЛ и отечественные летописи истиной в последней инстанции, зачастую еще и не понимая, о чем там конкретно речь идет. После чего у нас еще остаются в массах люди, уверенные в том, что Невский в 1240 году разбил большую шведскую армию во главе с ярлом Биргером, хотя и Биргер ярлом еще не был, и в условиях гражданской войны в Швеции о большом воинстве речь идти не могла, и вообще почему-то о столь славной баталии говорят исключительно русские летописи…. Само собой, что на фоне всего этого места для непредвзятого, или хотя бы собственно шведского взгляда, и вообще научного подхода к составлению картины этногенеза шведов и их ранней истории, места не остается. Именно эту вопиющую несправедливость я и возжелал исправить, тем более что если не углубляться в дальние дали, и не поддаваться соблазну конспирологии, вопрос раскрывается достаточно быстро и просто. По крайней мере, я так думал поначалу. В результате получилось… Что получилось.
Понаехавшие из разных эпох (до 550 года н.э.)
Изначально Скандинавия вообще, и Швеция в частности была необитаема, или обитаема настолько слабо даже по тем давним меркам, что это можно не принимать всерьез. Причиной тому были ледники, которые скрывали под собой весь полуостров. Однако время шло, на планете теплело, и ледники стали постепенно сходить, освобождая территории для человеческих популяций, которые понаехали на север с континента в Каменном веке, примерно между 7000 и 5500 годами до нашей эры. Поначалу это были кочевники, и под заселение попала территория современной Норвегии – из-за близости к Гольфстриму ледники там сошли быстрее, в то время как собственно Швеция была еще не самым удобным для обитания местом, и туда люди отправлялись в основном для охоты на местную животину. Но время продолжало идти – и вот уже и в Швеции потеплело достаточно, чтобы ее стали постепенно заселять все те же кочевые племена, которые стали постепенно переходить к полукочевому образу жизни, и территория современного государства обрела сколь-либо заметное собственное население. Причем, судя по всему, заселение шло с двух направлений – меньшим потоком из Норвегии, и большим с континента, через Данию. К оседлости эти люди перешли лишь около 3000 лет до нашей эры, причем отказ от переселения произошел не сразу – земли пока еще было мало, уровень земледелия был низким, популяция животинки крупными племенами быстро выбивалась, и потому приходилось раз в несколько лет переселяться на новые злачные места, оставляя старые «выжатыми» в плане хозяйства. Это население Скандинавии принято считать изначальным, автохтонным, хотя по факту это была серия из нескольких волн миграции человеческих общин. И все только начиналось.
Около 2000 года до н.э. [1], т.е. достаточно поздно по глобальным меркам, в Скандинавию понаехали индоевропейцы (конкретно та их часть, которая в дальнейшем станет германскими племенами, из рядов которых выйдут в том числе скандинавы) в виде культуры ладьевидных топоров, которая у нас более известна как культура боевых топоров. Эти ребята были весьма воинственны, и быстро подчинили себе местное население, сделавшись главными во всем регионе. Также, судя по всему, они изначально были скотоводами, потому со скотинкой с этого момента на территории будущей Швеции стали обращаться несколько лучше, и следов скотоводства после этого времени осталось больше. Именно с их культурой связывают появление на полуострове технологий создания шерстяных тканей, чего раньше не наблюдалось. Также ладьевидные топоры принесли в Скандинавию более развитую общественную организацию – только после их вторжения в стране появляются мегалитические сооружения, которые требовали по меркам своего времени нехилого уровня социального развития и возможностей мобилизации рабочих рук. Правда, побочным эффектом оказалось и то, что пришельцы принесли начало разделению первобытного общества на классы – пока еще не слишком ярко выраженного, но некое деление на рядовое население и родоплеменную знать, которая сосредотачивала в своих руках заметную часть богатств, и управляла племенами, уже имело место быть. Причем «понаехавшие» занимали доминирующее положение, и фактически стали править местными по праву завоевателей, постепенно смешавшись с ними. А потом, примерно в 1500 году до н.э., в Скандинавии начался Бронзовый век, и связи местных племен с прочим миром стали активно развиваться – бронзу приходилось завозить, а для этого приходилось чем-то торговать, что-то вывозить и налаживать отношения с дальними странами. Есть также теория, что бронзу в Скандинавию занесли именно представители культуры ладьевидных топоров, и она весьма логична и вероятна – но, увы и ах, доказательств ей нет, и потому ее не спешат объявлять «каноном».
Около 500 года до нашей эры в Скандинавии начался Железный век, и одновременно с этим последовали изменения климата – в регионе значительно похолодало, земледелие стало почти невозможным, а скотоводство сильно ограничилось по возможностям — и население вынуждено было уйти на юг, или перейти на кочевой или полукочевой образ жизни. Впрочем, некоторые предпочитали оставаться оседлыми и не уходить, активно «утепляясь» и развивая местные особенности земледелия и скотоводства, но депопуляция будущей Швеции все равно случилась достаточно серьезная. В это же время на континенте началось движение на запад кельтов, и старые связи с дальними странами прервались – археология свидетельствует о почти полном прекращении контактов Скандинавии с внешним миром в этот период. Были в это время и свои положительные стороны – как раз в этот период норды научились работать с железом, что значительно упростило им жизнь, и позволило по большей части заменить дорогую импортную бронзу после обрывания внешних контактов. Однако спустя несколько сотен лет после похолодания началось потепление, внешние контакты возобновились, и Скандинавию вновь стали заселять германские племена – пока еще медленно, в основном южную ее часть (Дания и Сконе), но на фоне обратного оттока, который существовал совсем недавно, это уже было значительным прогрессом. Особенно плодотворными внешние связи оказались с Римом, и не только в плане торговли – возникновение собственной письменности у германцев около 200 года нашей эры связывают именно с римским влиянием.
А дальше началось Великое переселение народов, и покой Скандинавии уже мог только снится. Ее обитатели приняли некоторое участие в общей движухе вместе с другими германцами, и породили мощные племенные союзы, которые раз за разом обрушивались на Римскую империю с севера. Правда, какие конкретно племена происходили не с континента, а с территории современной Швеции, определить достаточно сложно – более или менее ясно, что оттуда вышли готы, есть версии про скандинавское происхождение вандалов (венделов на древнегерманском языке) и бургундов – или как минимум о том, что эти самые вандалы и бургунды были той частью германцев, которая ранее мигрировала на юг, спасаясь от холодов, накрывших полуостров. Или они оттуда переселились на южный берег Балтики не так давно, из-за давления своих соседей и перенаселения юга полуострова. Или к Скандинавии они вообще никакого отношения не имели – тут уже сложно сказать, что там и как было, теорий хватает, а абсолютно верную выбирать на основе имеющихся источников и фактов не представляется возможным. Как бы то ни было, уход части населения с территории Швеции на войнушку не принес мира для оставшихся – примерно с 400 года начинается массовое укрепление населенных пунктов на территории Скандинавии, что может означать активизацию внутреннего противостояния вкупе с усилением классового неравенства и выделением все более сильной аристократии. Вместе с тем, правда, растет и благосостояние местных жителей – археология констатирует рост богатства народа, в том числе увеличение количества золота в захоронениях и кладах этого периода. Вероятнее всего, золото это попадало на территорию будущей Швеции через торговлю, и в качестве награбленного в ходе больших походов на юг добра.
Вендельский период (550-800 годы н.э.)
Около 550 года нашей эры наступает очень интересный Вендельский период. Назван он в честь поселения в Уппланде, рядом с которым нашли много археологических свидетельств той эпохи, и само название так похоже на германское название племен вандалов…. Эта схожесть, вероятно, и сыграла катастрофическую роль для неокрепших умов некоторых любителей истории из Восточной Европы, так как дальше начался полный пипец. Из-за названия ДЕРЕВНИ, которая названа в честь РЕКИ, упоминания о которых появляются только в конце XIII века, падаваны всех возрастов и политических взглядов начали вовсю связывать весь указанный исторический период в истории Швеции с теми самыми вандалами. А еще вспомнили о том, что некоторые римские авторы с такой же буйной фантазией прямо связывали вандалов с венедами, а ведь венеды славяне, а значит в Вендельский период Швецией правили славяне, не иначе! Поистине катастрофическое совпадение в терминологии. Можно, конечно, попытаться каким-то образом привязать вандалов к названию реки Вендель, и такие теории даже есть, но считаются они слишком шаткими, ибо никаких доказательств проживания достаточно многочисленного германского племени в Уппланде до того, как вандалы понаехали на континент, собственно и нет, и куда более весома локализация их обитания где-то в Ютландии или Померании. Хотя бы просто потому, что Уппланд во времена вандалов значительной частью лежал в водах тогда еще залива Меларен, а остальные его территории были болотистыми, и малопригодными для жизни такого крупного племени, как вандалы. А само слово «вендель» в корне имеет индоевропейское wed – вода. Что вполне вариант для названия племени, и тем более логично для названия реки, от которой назвали деревню, и которая дала имя Вендельскому периоду. Короче говоря, попытки превратить Вендельский период в истории Швеции в эпоху правления славян над германцами выглядят феерически, и основываются преимущественно на незнании одних фактов, и вольной трактовке других.
Но на этом попытки привязать Вендельский период к славянам не заканчиваются. Тут же вдруг оказалось, что в это время на территорию Скандинавии приходит обычай погребальных ладей, и эти самые не в меру творческие умы увидели в этом… Конечно же, доказательство того, что местными племенами правили славяне, так как погребение знати в ладьях – это сугубо славянский обычай. С какого перепугу он вдруг стал сугубо славянским – сказать сложно, так как этот самый обычай помимо славян наблюдался и у англосаксов, и у франков, и у балтов, и вообще почти у всех североевропейских культур того времени, и непонятно, у кого он возник первым. Более того – на территории Скандинавии до Вендельского периода, еще с конца бронзового века (1000-500 годы до н.э.), существовала традиция строить «каменные корабли» — мегалитические сооружения, при виде сверху напоминающие лодки, в которых хоронили знать. Т.е., по факту в Вендельский период никаких погребальных кораблей с нуля даже и не появлялось, а просто сменился формат обряда на более практичный и простой. Короче говоря – доказать господство славян в Скандинавии в ту пору, когда о славянах еще не особо кто-то вообще знал, некоторым просто жизненно необходимо, и цель оправдывает любые глумления над совой и здравым смыслом, так как все попытки обосновать «славянскость» Вендельского периода в истории Швеции фактически основываются на случайном совпадении слов, лингвистическом онанизме и некоторой схожести обычаев. Хотя играть словами у нас вообще любят, это же проще, чем матчасть изучать.
Под слоем этого бреда сивой кобылы происходили реально интересные процессы. Связаны они оказались с германским племенем свеев. Уже когда текущая статья писалась, коллега Илья Дорн подкинул мне забавную русскоязычную статью, где существование свеев и гётов возводится аж в VII век до н.э. Беда в том, что пруфов этому нет, и если говорить о реально весомых источниках, то свеи появляются впервые у Плиния (25 год) и Тацита (98 год). Последний дает вполне конкретную информацию о них – во главе свеев стоит выборный конунг, у них хороший флот, сильная аристократия, вполне конкретная организация племени и власти, и т.д.. Правда, здесь есть одна важная оговорка – нет гарантий, что это именно те свеи, которые нам нужны. Вероятнее всего, что это они и есть, но существует также гипотеза о том, что это какие-то другие свеи, выдвинутая профессором Биргером Нерманом. Причина проста – Тацит и Плиний называют племя свеев «могущественным», но никакое свейское могущество в I веке нашей эры не подтверждается ни археологией, ни иными источниками, и тут или свеи другие, или Тацит с Плинием дали маху в оценке силы этого объединения. Ну или как-то так сложилось, что племя действительно было сильным, но следов в это время еще особо не оставляло, или было сильным по местным, скажем так – не самым серьезным меркам. Нет точности и в локализации проживания свеев в это время – то ли в Ютландии, то ли где-то в Сконе, то ли еще где-то в тех местах, да и вообще они, судя по всему, в то время периодически снимались с насиженных мест, и переселялись в соседние территории. Короче говоря, слишком много неточностей и оговорок, и шведские историки, предпочитающие перебдеть, чем недобдеть, этот период описывают как недостаточно достоверный, и не объявляют какую-то конкретную теорию единственно верной, давая лишь оценки из разряда «вероятнее всего так и было, но существует также альтернативная версия, которую следует учитывать». Чудаки эти шведские историки!
Ах да, не могу не упомянуть теорию о том, что свеи были… Тюрками, понаехавшими из великой степи. Причем эта теория выдвинута одним профессором, на основе того, что в генах шведов есть небольшой «степной» след. Который есть у всех потомков индоевропейцев, понаехавших из Великой Степи. В Швеции, и вообще на Западе эта теория считается, скажем так, не самой разумной, но у нас ее некоторые принимают с бурным восторгом, так как в таком случае Рюрик получается тюрком, и это уже совсем другое дело – ведь понаехавший гопник из степи лучше, чем понаехавший гопник из Скандинавии (все разнообразие версий про Рюрика оставим за кадром)! А, что? Рюрик даже в таком случае все равно понаехавший гопник из Скандинавии, и только его предки – понаехавшие гопники из степи? Ну так это мелочи, поклонникам Великой Тартарии и тюркско-славянского Древнерусского государства на такое плевать. Но есть, и не только в Восточной Европе, некоторые товарищи, которые идут еще дальше, и заявляют о сарматских корнях свеев, а значит и шведов, что роднит их с поляками (хотя серьезное научное сообщество даже в Польше сарматизм рассматривает просто для комплекта), или еще круче – шведы есть нордической ветвью современных турок. Что отлично ложится в современную, к счастью, совсем не отечественную концепцию пантюркизма и того, что все народы пошли от тюрок, тюрки – это сила, всегда были, и всегда будут, и так далее.
Впрочем, вернемся к нашим свеям. В V веке они уже считаются теми самыми свеями, появляются в районе Уппланда в качестве завоевателей и колонизаторов поднявшейся из вод морских долины Меларена, бывшего тогда морским заливом, и формируют первую государственность на территории современной Швеции. Причем замечу, что шведские историки называют эти времена легендарными, полулегендарными или даже сказочными, и очень осторожно говорят о них, употребляя обороты «вероятнее всего», «не доказано», и «недостаточно достоверно». Хотя информация о тех временах даже сугубо по хроникам, сагам и археологии является едва ли менее массивной, чем отечественная «Повесть временных лет» — но ПВЛ у нас объявляют чуть ли не абсолютной истиной, и на ее основе готовы выстраивать всю отечественную историю как достоверный факт. Впрочем, если не заниматься подобными непристойными параллелями, то жить становится проще, а Вендельский период – понятнее. Где -то в середине V века свеи переселились в Уппланд, вытеснили или ассимилировали обитавших тут ранее саамов и финнов, и основали достаточно крепкий племенной союз, во главе которого стоял выборный конунг. Как раз с этого момента начинает меняться местная археологическая культура, в том числе обряды погребения, а в сагах и хрониках, включая иностранные, появляются упоминания о первых королях свеев, правивших Свитьодом – по крайней мере, так было принято называть их племенной союз у скандинавов. Укрепившись в Уппланде, с середины VI века свеи начинают расширять свое влияние по округе, и как военными, так и мирными путями расширили границы Свитьода на весь регион, ныне известный как Свеаланд. При этом экспансия соседствовала с развитием хозяйства – так, свеи славились своими лошадьми, и стали крупным поставщиком рабов и железа на внешний рынок, причем рабы, вероятнее всего, набирались в ходе набегов на соседей. Есть также теории о том, что свеи были настолько сильны, что уже в Вендельский период распространили свое влияние на гётов, но нынче они весьма непопулярны, и территория Свитьода на тот момент ограничивалась лишь одним Свеаландом, и то не полностью – к примеру, современная Даларна почти целиком оставалась «диким полем», местом обитания лесных саамов, с которыми отношения у свеев, судя по всему, складывались с переменным успехом [2].
Правда, многие восточноевропейские турбопатриоты, как правило, отказывают шведам в государственности в это время, и берутся утверждать, что раз источники информации недостаточно твердые – то ничего такого не было, это все бредни и сказки, и свеи эти ничего не значили, и были еще голозадыми варварами, которые вместо великих дел выбивали друг из друга дурь дубинками. При этом правда сами, опираясь на еще более сомнительные источники, или в лучшем случае Повесть Временных лет, написанную Нестором в начале XII века, заявляют о древности славянорусоариев и глубоких корнях русской государственности, которая началась за многие века до призвания Рюрика, а по утверждению особо фанатичных субъектов – и до Римской империи. Что настолько сильно попахивает двойными стандартами, что я, право слово, даже затрудняюсь дальше развивать эту мысль, не скатываясь в грубости. Впрочем, я и не доктор, чтобы диагнозы такому ставить… И что самое забавное – шведы эти свои шведские легендарные времена в «канон» не вводят от слова совсем. Вы даже не увидите легендарных конунгов в списках исторических правителей Швеции, ибо слишком уж легендарные, т.е. бездоказательные (с точки зрения шведских историков) времена. Хотя по отечественным меркам – информации хватает….
Эпоха викингов (800-1060 годы)
Около 800 года начинается эпоха, положившая начало одной из самой бурной и бестолковой теме для срачей в русскоязычном сегменте интернетов. Хотя сама этимология слова «викинги» до сих пор не совсем ясна, содержание этого термина имеет вполне конкретное определение – самоназвание скандинавских и околоскандинавских путешественников, пиратов, разбойников и воинов, которые наводнили европейские воды с начала IX века. Скандинавские народы данов, норвежцев, свеев и прочих достаточно окрепли в местах своего обитания, расплодились, прокачали мореходство – и стали выплескиваться порциями на европейские окрестности. Норвежцы и даны предпочитали идти на запад, в Британию, Франкию, и далее, вплоть до Средиземного моря. Эту часть викингов принято называть норманнами – и это экзоним, т.е. так на западе называли викингов, а сами викинги себя норманнами называли разве что в 1066 году, когда удачно тряхнули стариной, и понаехали из Нормандии в Англию. Некоторое количество данов вместе со свеями, гетами и многими другими, кто имел достаточно плотные контакты со скандинавами в бассейне Балтики, выбрали восточное направление, и стали известны как варяги. И вот здесь можно было бы вспомнить про Рюрика, вечный срач норманистов и антинорманистов, и многое другое, но это будет слишком глупо и скучно, тем более что тема-то касается ранней истории шведов. Потому в рамках эпохи викингов в истории Швеции следует упомянуть… Славянский след, который реально был, а не ту фэнтезятину, которую пытаются приписать Вендельскому периоду.
Здесь важно понимать, что и норманны, и тем более интересующие нас варяги были совсем не одними только скандинавами. Да, основу самого движения заложили именно скандинавы, и они же составляли ядро всей варяжской братии, но Балтийское море еще в Вендельский период уже не было полной задницей мира с нулевыми связями между отдельными его частями. Там существовали контакты между местными племенами и племенными союзами, шла торговля, велись какие-никакие войны, которые часто приводили к переселениям племен из одного места в другое, совершались еще не такие массовые и агрессивные экспедиции торговцев и путешественников. Да в конце то концов, Скандинавия в то время с Римом торговала, это несколько дальше будет, чем, к примеру, Померания или Новгород! С началом эпохи викингов эти связи лишь усилились, что привело к неожиданным результатам. Так, если говорить о серьезных целевых палеогенетических исследованиях, где изложен только фактаж, без далекоидущих выводов о гиперборейцах и тюрках, покрывших весь мир, без политизированных танцев с бубном вокруг гаплогрупп, то оказывается, что даже собственно скандинавы были плодами бурного смешения генов, характерных для разных народов той эпохи. К примеру, захоронения викингов родом с территории современной Швеции выявили значительную долю генов финнов и саамов, с которыми исторически смешивались скандинавские германцы еще с незапамятных времен. Славянский след в генах покойничков той эпохи прослеживается практически всегда, от стабильных 8-10% до полного преобладания над «нордическим началом» [3]. Можно, конечно, попробовать это списать исключительно на то, что свеи и даны набирали себе наложниц из числа славянок… Но это все же маловероятно, да и сути дела не меняет – чистоту арийской расы шведы блюсти и не планировали.
Но смешение народов, вероятнее всего, шло не только в принудительном порядке. Для скандинавов той эпохи была характерна значительная по меркам времени мобильность – так, к примеру, родственник 3-й степени (племянник или дядя) норда, захороненного на территории Свеаланда, был обнаружен в другом захоронении на территории современной Украины, и подобные случаи были далеко не единичны. И есть основания полагать, что подобное расселение шло отнюдь не в одностороннем порядке, тем более что в эпоху викингов Свитьод становится крупным торговым центром, а его вторая после Бирки столица, город Сигтуна, характеризовался крайне пестрым этническим составом. Так, обращаясь к той же палеогенетике, можно узнать, что в захоронениях X-XII веков (уже после эпохи викингов!) 70% женского и 44% мужского населения имели преобладание «чужих» генов, нехарактерных для местного населения, и пришедших с территории Восточной Европы, Балтии, Британии и Германии. Что, в принципе, естественно, так как Сигтуна была крупным торговым центром, и текучка иноземцев там вполне естественна, но есть две серьезные оговорки. Во-первых, на местных кладбищах обычно хоронят «натурализованных» иноземцев, а во-вторых – свой след они все равно оставляли. Кроме того, следует помнить, что свеи богатели в том числе за счет работорговли, причем рабов они не только продавали, но и оставляли у себя на хозяйстве, что позволило достаточно быстро поднять уровень населенности Свитьода, и значительно развить местное хозяйство. Причем местные реалии рабства были таковыми, что рабы через несколько поколений могли запросто лишиться своего низкого статуса и смешаться с местным населением. А в XIII веке рабство и вовсе отменили, и остатки рабов быстро влились в ряды свеев и гётов уже на полную катушку, не оставив о своей старой этнической принадлежности никаких воспоминаний. Сколько кого там среди рабов было – сейчас уже установить сложно, но что-то мне подсказывает, что преобладали там обитатели других частей Балтийского моря, в том числе славяне. К слову, забавно было бы, если бы свеи каким-то образом набрали к тому моменту большое количество чернокожих рабов, и они в результате освобождения влились бы в ряды нордов….
Все это позволяет утверждать, что варяги как восточное направление интересов викингов-скандинавов, были отнюдь не только скандинавами, как и сами норды не были чистокровными германцами, и постоянно, и очень активно смешивались с окрестными народами. Конечно, генетику следует использовать в таких случаях с осторожностью, но она явно говорит нам о достаточно активных процессах смешения, шедших в IX-XI веках, причем смешения обоюдного, а не одностороннего, как некоторые пытаются представить норманнскую теорию. И уж если такое смешение активно шло в бытовых условиях, то мало что мешало отдельным нордам, балтам и славянам держать совместный варяжский бизнес, будь то пиратство или наемничество. Или еще веселее – к примеру, встречал информацию о норвежских родах, которые в дохристианскую эпоху переселялись из Норвегии в славянский Мекленбург, а спустя несколько поколений – в Швецию, и ничего им не мешало вот таким образом мигрировать по тогдашней Балтике и ее окрестностям. Впрочем, это все сильно общая информация, и уход от темы – а для шведов эпоха викингов оказалась характера быстрым ростом благосостояния и численности населения, и бурным смешением различных этносов при главенстве германского начала, что заложило весьма разнообразную основу для формирования будущего шведского народа.
Последние штрихи (1060-1248)
Такого же бурного смешения, как в эпоху викингов, в истории Швеции больше не случалось, хотя в целом процесс все равно шел, и ряды гётов и свеев регулярно пополнялись представителями других народов – в первую очередь германцами, но также славянами и финнами. Причем, если смотреть родословные различного рода дворян, то порой сложно отличить германцев от славян, так как львиную долю знатных мигрантов в Скандинавию уже с начала XIII века составили выходцы из Мекленбурга и Померании – вроде бы уже германизированных регионов, однако с фамилиями, очень напоминающими славянские. Да чего там – большинство родов прямо вели родословные от славянской родоплеменной знати. В принципе, на этом времени уже можно и заканчивать описание этногенеза шведов, так как значительных изменений и привнесения столь крупных порций чужой крови в их ряды уже не происходило, но все же имеет смысл завершить рассказ тем, как Свитьод эпохи викингов стал Швецией в уже привычном нам понимании, или хотя бы той Швецией, от которой берут отсчет историки современного государства.
Одним из основополагающих двигателей деятельности викингов, помимо многих других, был открывшийся торговый путь через Балтику, который по факту представлял собой альтернативу закрывшемуся из-за арабских завоеваний торговому пути с Ближним Востоком. Балтийский путь обеспечивал богатство и достаток нордам, но стоило крестоносцам «вскрыть» старую дорогу на Восток – как активность балтийской торговли заметно упала, и старым добрым временам настали кранты. Пришлось искать другие способы зарабатывать себе на жизнь и выживать в новых условиях. Для свеев это стало периодом укрепления государственности, и расширения Свитьода на окрестности. В первую очередь это коснулось расширения влияния на территории проживавших рядом гётов и смоландцев. Причем, если раньше господствовали теории о военном подчинении гётов, то сейчас наиболее правдоподобной гипотезой считается добровольное включение племен Гёталанда в состав Свитьода по социально-экономическим и политическим причинам [4]. Окончательно этот процесс завершился на рубеже X и XI веков, когда гёты вслед за свеями избрали единого для всех конунга Олафа Шётконунга. Этот конунг вообще отметился как первый по многим статьям – первый единый король свеев и гётов, первый правитель на территории Швеции, чье существование не подвергается сомнениям, первый шведский правитель-христианин, и т.д. Старое название Свитьод с этого момента отходит на второй план и остается связанным лишь с будущим Свеаландом (этот термин появится гораздо позднее), в то время как названием государства становится Свеа Рике – государство свеев, или, если говорить по смыслу, то «государство, созданное свеями», так как теперь единая корона включала в себя и другие территории.
Правда, в шведской историографии есть определение «stabilt rike» – «стабильное государство», т.е. государство с уже четко выраженной властью короля, аристократии и совета, с едиными законами, римским правом, и т.д. Именно с момента становления stabilt rike шведы предпочитают отсчитывать свою государственность. И момент этот наступил…. Только в 1248 году, когда случилась крупная дипломатическая встреча в Скеннинге, папский легат признал Швецию королевством, и официально принял его в «цивилизованную Европу». И в этом есть определенный смысл, потому как до середины XIII века в стране шел регулярный махач за корону конунга, при том что его власть оставалась достаточно слабой, и сильно зависела от решений стурманов и херадсхёвдингов. Да и пост короля был выборным, что открывало богатые возможности для борьбы за него, что, собственно, и происходило между родами Сверкера и Эрика до того момента, как фактическими правителями государства стали представители дома Бьельбу [5]. На этом фоне происходила очень тяжелая христианизация страны – шведские язычники оказывали серьезное сопротивление миссионерам, и последним приходилось действовать очень осторожно и мягко, дабы не вызывать гнева свеев и гётов, что приводило к крайней медлительности процесса. Де-юре государство свеев стало христианским лишь в XIII веке [6], и то с оговорками. К примеру, из-за сложности и затянутости процесса Швеция остается единственным из «старых» государств Европы, которое не имеет четкой даты официального крещения. А среди знати язычество в Средние Века долго сохраняло большой вес — к примеру, еще мать ярла Биргера, судя по всему, была язычницей, и вышла замуж за христианина, при этом продолжая соблюдать языческие обычаи, и совершая колдовские обряды. Ну или была христианкой, что совершенно не мешало ей также совершать дела, более характерные вёльвам, или, говоря проще – ведьмам. И современниками это не воспринималось как нечто плохое, что многое говорит об особенностях местного христианства в ту пору…. Конечно, формирование шведского народа в 1248 году не завершилось, и де-факто свеи, гёты и прочие слились в одну общность лишь в XVI веке, но на этом, пожалуй, я все же закончу свой рассказ об этногенезе шведов и ранней истории Швеции до появления современной государственности.
Общие итоги
Как можно понять по всему этому ни разу не короткому рассказу – шведский народ формировался под влиянием многих соседей и процессов, как и многие другие. Помимо индоевропейского германского элемента, в шведский генофонд сделали значительные вклады славяне, балты, финно-угры и саамы. Не стоит забывать и о древнейшем населении Скандинавии, которое частично слилось со шведами, а частично сформировало тот самый саамский народ в 1-м тысячелетии нашей эры. В принципе, такая мешанина вполне естественна, и в плане генетического разнообразия современные шведы мало отличаются от прочих европейцев, включая русских. Но так уж повелось, что в русскоязычном сегменте интернетов очень любят проводить разные хитровылюбленные манипуляции, плохо владея матчастью и банальной логикой, из чего возникают шведы-славяне Вендельского периода, высосанные из пальца идеи об одностороннем влиянии нордов на восточных славян, из-за чего у некоторых возникают комплексы, и они начинают из-за этого целиком отвергать любое скандинавское влияние, даже умеренное, и т.д. И вообще, у нас очень любят переводить стрелки на Русь и русских, в лучшем случае – славян, даже если речь изначально идет не о них. Как говорится, у кого что болит – тот про то и говорит. Хоть и печально все это….
Не могу также не подметить важное, я бы даже сказал – коренное отличие шведской историографии, в том числе массовой, любительской, от отечественной. Как происходит в массах (т.е. в основном без участия историков) у нас – есть какие-то шаткие источники о далеком прошлом, есть очень мутные теории о том, что что-то крупное было и до этого, вплоть до конспирологии о вселенских заговорах против русских, когда Рюриковичи, или сразу Папа Римский уничтожили упоминания о величайшей в мире восточнославянской империи. На основе этого, а также в зависимости от наличия и размеров комплекса национальной неполноценности субъекта, начинаются построения истории, причем в виде «оно вот так точно было!», даже если фактологии завезли с гулькин нос, или не завезли вообще. Обязательным пунктиком является игра в слова, выливающаяся в какой-то невообразимый турбопатриотический онанизм в стиле «этруски – это русские». Так, норманнскую гипотезу о Рюрике в свое время некоторые объявили единственно верной, и точно так же сейчас ярые антинорманисты утверждают, что именно они правы, а все остальные ошибаются, потому что никогда такого не было, и вообще это унизительно. То, что почти все народы 2-го тысячелетия нашей эры формировались в результате бурного смешивания разных-всяких этносов и социальных групп, их вообще не волнует [7]. Конечно, есть и адекватные историки, любители и профессионалы, но все же как-то у нас принято считать, что если есть более вероятная теория – то оно точно так и было. А у менее умеренных людей историю Руси и русских не только можно, но и нужно выводить из древней древности, так как получается не камильфо, если вдруг какие-то древние греки или римляне совершали великие дела, а славяне в это время… Да в общем-то отсутствовали как таковые. А уж древние египтяне вообще оборзели – их уже как таковых вовсе не осталось, а смеют претендовать на одну из самых старых и развитых государственностей!
А вот у шведов все не так. При их материальной базе, как по фактам, так и по гипотезам с недостаточно достоверной информацией, можно упороться, и выводить существование свеев-шведов и Швеции как Свеа Рике еще с Рождества Христова, а то и раньше. И, как ни странно, такая точка зрения даже преобладала среди шведских историков до начала XX века. А потом случилось нечто, что сильно изменило точку зрения научно-исторической тусовки – то ли турбопатриоты в Швеции резко уподобились мамонтам и вымерли, то ли шведская психиатрия научилась излечивать комплексы национальной неполноценности, то ли имперский синдром окончательно побороли, то ли просто подтянули исторический анализ и источники информации. И случилось то, чего так не хватает в Восточной Европе – в исторической профессиональной, а затем и массовой любительской тусовке возобладал гиперскептицизм. Причем такой, что ближе к концу XX столетия «консерваторам» и «скептикам» пришлось договариваться между собой, и формировать взвешенный взгляд на родную шведскую историю, с учетом и старых, и новых воззрений, дабы как можно ближе приблизиться к правдоподобию и реалу. Т.е. гиперскептицизм первое время даже дал маху, и потом был вынужден сбавлять обороты. Как результат – шведы довольно поздно определяют возникновение собственной государственности, причем есть аж три оценки – гиперскептичная (1521 год, выход из Кальмарской унии и создание независимого современного государства), консервативная (Олаф Шётконунг, рубеж X-XI веков), и взвешенная (1248 год, признание католической церковью шведского королевства). При этом еще две даты решительно отбросили в качестве начала государственности – переселение свеев в Уппланд и основание Свитьода считают еще совсем не тем, а отсчет от Тацита и Плиния (I век нашей эры) признали просто сказками Дроттнингхольмского дворца. Т.е. с ходом времени Швеция как таковая только молодела, и времена до окончания формирования stabilit rike считаются «не каноничной» Швецией, а лишь предшественницей современной, периодом объединения и становления, прото-государством и прото-Швецией. Хотя по факту там уже в X веке государственность была не так чтобы хуже, чем, к примеру, на Руси при Святославе. Более того – шведы четко разделяют, когда есть достоверная и точная информация, и когда есть гипотезы. До Олафа Шётконунга история свеев лишь гипотетическая, и они прямо указывают на это, не пытаясь объявить самый удобный для национального эго вариант самым вероятным. Да и после него, еще в течении нескольких веков, история свеев и гётов носит характер сочетания точно установленных фактов на фоне множества гипотез и предположений, о чем тоже прямо указывается.
Лично мне такой шведский подход в виде компромисса между гиперскептицизмом и консервативно-националистическими точками зрения нравится. И оно так даже логичнее и правильнее, чем великодержавный древне-исторический публичный онанизм. Однако у нас привыкли считать, что только у нас есть право, руководствуясь не самыми достоверными источниками, выстраивать свою историю, в то время как другие народы таких прав не имеют, и совсем наоборот – пока нет железобетонных доказательств, то «у них» ничего такого не было, и быть не могло, и потому рассказы о Свитьоде, легендарных королях и прочем – ерунда в сравнении с рассказами о Рюрике, Русе и прочих. И потому частенько сейчас можно встретить в русскоязычном сегменте турбопатриотов, которые пренебрежительно относятся практически во всем соседним народам, и раз «русские шведов бивали», то вся шведская история до XI-XIII веков лжива, никакой государственности не было, влияния не имели, и все в таком духе. Видел даже отрицание существования ярла Биргера, хотя, в отличие от Рюрика, его захоронение сохранилось, и даже внешность его установили. Ну или наоборот, пытаются сделать из шведов огерманившихся славян. Что одно, что второе – чистой воды самодурство и ксенофобия. Так что если уж браться рассуждать о древней истории Швеции, об этногенезе шведов, и чем-либо еще – то желательно изучать матчасть, как можно глубже, и не ограничиваться одними ура-патриотическими агитками или тенденциозными обзорами. А если делать все это лень – то лучше не лезть туда, где есть риск прослыть глупцом, а то и кем похуже. Ну или хотя бы не утверждать с апломбом вещи, которые при желании очень легко проверяются и опровергаются, так как звучат абсолютно дико даже при минимальном владении матчастью.
За сим пора закругляюсь, и заканчиваю этот сумбурный и своеобразный материал, совместивший в себе беглый обзор этногенеза шведов, ранней истории Швеции и бомбежки из-за разного рода турбопатриотов и бестолковых неучей, наводнивших просторы русскоязычного интернета.
Примечания
- Есть единичная находка захоронения индоевропейца в Южной Швеции, датированная 2500 годом до н.э., но так как массовых захоронений пока не обнаружено, то сдвигать заселение Скандинавии индоариями на 500 лет раньше пока еще не сильно спешат.
- В том смысле, что с саамами то конфликтовали, то дружили и в десна лобызались. Вообще, саамы оставили достаточно серьезный след в истории Швеции, и в том же V веке они, или их предки, проживали в том числе в районе озера Меларен, бывшего тогда заливом. Это сейчас они у нас жители крайнего севера, а в те далекие времена этот народ проживал гораздо южнее как в Скандинавии, так и в Финляндии.
- Точно так же в захоронениях викингов в Западной Европе запросто обнаруживают людей с минимумом «нордических» генов, или вообще расово верных пиктов, англосаксов и прочих местных обитателей, что на корню рушит теорию о том, что викинги – это какой-то отдельный народ, или социальная группа, которая ограничивала вступление в свои ряды иноземцев и иноверцев. Ибо получается, что в ряды норманнов и варягов мог вступить, в общем-то, кто угодно.
- Среди последних можно назвать противостояние гётов с норвежцами и данами, которые вытеснили их от берегов Каттегата и Скагеррака. Таки да, средневековые гёты населяли и контролировали современные лены Бохуслен и Халланд, которые у них отжали соседи, после чего гёты были просто вынуждены искать защиты и поддержки у свеев. И, если верить истории легендарных времен, поддержку они эту получили.
- Как по мне, история вообще великолепная – пока роды Сверкеров и Эрикссонов дрались между собой за власть и обескровливали друг друга, небольшой род Бьельбу набрал силу, и в результате уделал обоих борцунов за корону, вместе с этим создав современную шведскую государственность в привычном понимании. Кстати забавно, что все эти три рода, и еще один предшествующий им правящий род Свеа Рике, Стенкили, были выходцами из Гёталанда, а свейская знать к тому моменту уже заметно сдулась, и практически не отсвечивала.
- Формально Швеция стала христианской еще в конце XI века, после сожжения языческого храма в Уппсале, считавшегося чем-то вроде нордической языческой Мекки, но на деле никаких мгновенных перемен, кроме напряженных отношений с язычниками, это не вызвало. Страну формально пытались объявить христианской в 1210 году, и таки успешно сделали это в 1248 году, когда это даже признал Папа Римский, но вот когда в Швеции окончательно искоренили язычество – большой вопрос. Существуют полуконспирологические версии, что окончательно это произошло лишь в XVI веке, во времена Реформации, а до того в глуши хватало общин и родов, почитающих Одина и Тора. Не знаю, насколько доверять таким теориям, но факт остается фактом – переход из язычества в христианство в Швеции был очень медленным и болезненным.
- Испанские государства появились как готская надстройка над местной римской основой и иберо-римскими и прочими пиренейскими этносами, в Италии все народности и государства возникли в плотной связке местного романского населения с франками, греками и германцами, французы появились как слияние франков с галлами и щепоткой прочих, Британию вообще покоряли и заселяли с завидной регулярностью кельты, римляне, англы, саксы, юты, даны, франко-норманны, и так далее, и так далее. И никого подобное смешение не парит, только в Восточной Европе такой расклад считается оскорбительным и невозможным. Что толсто намекает на популярность идей национальной исключительности, ксенофобии, шовинизма, и прочего другого неприглядного. Хотя, конечно же, сторонники подобных теорий никогда не признаются в своих нежных чувствах, и будут стоять на том, что они – светочи истины, а все остальные – предатели, толерасты, либералы и фальсификаторы величайшей из величайших историй.