Ныряние в пилотку за полцены маргарина.

0

Весь этот пост написан ради одной единственной фразы. Ну что уж так пошло у нас в истории. Ради одного единственного слова ПОБЕДА пришлось воевать долгих четыре года.

Ныряние в пилотку за полцены маргарина.

Как уже неоднократно писалось разными авторами, Т-60 – танк-смертник. Боевое боевое крещение танки Т-60 получили в конце сентября 1941 года, когда в составе 10-й танковой бригады вели тяжелые бои на Полтавщине. Первое массовое применение Т-60 относится к битве за Москву. Они имелись почти во всех танковых бригадах и отдельных танковых батальонах, защищавших столицу. 7 ноября 1941 года в параде на Красной площади участвовало 48 Т-60 из состава 33-й танковой бригады. Это были танки московского производства, горьковские Т-60 впервые вступили в бой под Москвой только 13 декабря. 

На Ленинградский фронт Т-60 начали прибывать весной 1942 года, когда для формирования 61-й танковой бригады было выделено 60 машин с экипажами. Небезынтересна история их доставки в осажденный город. Танки решили перевозить на баржах с углем. Это было неплохо с точки зрения маскировки. Баржи везли в Ленинград топливо, примелькались противнику и не каждый раз за ними велась активная охота. К тому же уголь как балласт обеспечивал речным посудинам необходимую остойчивость.

Воевали Т-60 и на Южном фронте, особенно активно весной 1942 года в Крыму, участвовали в Харьковской операции и в обороне Сталинграда. Т-60 составляли значительную часть боевых машин 1-го танкового корпуса (командир – генерал-майор М. Е. Катуков), совместно с другими соединениями Брянского фронта, отражавшего немецкое наступление на Воронежском направлении летом 1942 года. 

К началу контрнаступления Сталинградского, Донского и Юго-Западного фронтов 19 ноября 1942 года в составе танковых бригад оставалось уже довольно мало боевых машин этого типа. Недостаточно бронированный и слабовооруженный Т-60 обладал очень низкой устойчивостью на поле боя, становясь легкой добычей средних и тяжелых танков противника. 

Ныряние в пилотку за полцены маргарина.

Опытный Т-60 с 37-мм пушкой.

 

На базе Т-60 выпускалась реактивная установка БМ-8-24 (1941), а также были разработаны и изготовлены опытные образцы танка с 37-мм пушкой ЗИС-19, 37-мм зенитной самоходной установки (1942), 76,2-мм самоходно-артиллерийской установки, зенитного танка Т-60-3 с двумя спаренными 12,7-мм пулеметами ДШК (1942) и самоходно-артиллерийской установки ОСУ-76 (1944).

Ныряние в пилотку за полцены маргарина.

Опытный зенитный Т-60 с двумя ДШК.

 

Все эти машины оказались не слишком удачными, так как для использования в качестве базы для САУ танк Т-60 явно не подходил.Для значительного увеличения огневой мощи Т-60, в частности для повышения бронепробиваемости его наиболее массовых снарядов (дефицитные подкалиберные применялись редко и были эффективны только на близких дистанциях) возникла мысль вооружить танк 23-мм авиапушкой ВЯ с дульной энергией в 2,5 раза превышающей ТНШ-20. Использование более мощной и надежной, чем ТНШ-20, пушки ВЯ, вероятно, дало бы положительный результат, однако большая энергия отдачи последней практически всегда приводила к заклиниванию башни.

Танк Т-60 создавался в расчете на использование двигателя ГАЗ-202 – вариант двигателя ГАЗ-11. При 82-миллиметровом диаметре цилиндра и 110-миллиметровом ходе поршня этот мотор имел 3,485-литровый рабочий объём. 5,6-кратнаястепень сжатия позволяла использовать автобензин второго сорта с октановым числом 56. При 3400 оборотах в минуту мотор выдавал 76-сильную мощность. Однако поскольку силовых агрегатов ГАЗ-202 катастрофически не хватало, в октябре 1941 года нарком танковой промышленности В.А. Малышев разрешил ставить на Т-60 любые подходящие по мощности и габаритам двигатели. Вероятно, этим и объясняется наличие в войсках отдельных машин с нештатными силовыми установками, чаще всего с двигателями Форд V-8 мощностью 65 и 90 л.с., которые перед войной импортировались в немалых количествах и устанавливались в основном на автомобилях ГАЗ-М-1 специального назначения – так называемых догонялках.

Обычно Т-60 сравнивают с «коллегой» по вооружению – немецким легким танком Pz.II. Это тем более интересно потому, что эти машины встречались в реальном бою. Анализируя данные этих танков, можно сказать, что советским танкостроителям удалось добиться практически одинаковой с немецкой машиной уровня защищенности, что при меньших массе и габаритах существенно повышало неуязвимость Т-60. Почти аналогичны и динамические характеристики обеих машин. Несмотря на большую удельную мощность, Pz.II не был быстроходнее «шестидесятки». Формально одинаковыми были и параметры вооружения: оба танка оснащались 20-мм пушками с близкими баллистическими характеристиками. Начальная скорость бронебойного снаряда пушки Pz.II составляла 780 м/с, Т-60 – 815 м/с, что теоретически позволяло им поражать одни и те же цели. 

На самом деле все обстояло не так просто: советская пушка ТНШ-20 не могла вести огонь одиночными выстрелами, а немецкая KwK 30, равно как и KwK 38, могла, что существенно повышало точность стрельбы. Даже при ведении огня короткими очередями пушку Т-60 отдачей уводило в сторону, что не позволяло эффективно обстреливать пехоту или групповые цели (скопление автомашин например). «Двойка» оказалась эффективнее на поле боя и за счет численности экипажа, состоявшего из трех человек и имевшего к тому же гораздо лучший обзор из танка, чем экипаж Т-60. Важным преимуществом являлось и наличие радиостанции. В итоге Pz.II в качестве машины переднего края существенно превосходил «шестидесятку». Еще больше это преимущество ощущалось при использовании танков для разведки, где малозаметный, но «слепой» и «немой» Т-60 был практически бесполезен. Не лучше обстояло дело и при использовании Т-60 в качестве танка сопровождения пехоты: слишком слабая броня «шестидесятки» легко поражалась практически всеми противотанковыми средствами и тяжелым оружием пехоты вермахта.

Для повышения проходимости по болотистым грунтам и снегу применялись съемные штампованные уширители гусениц, массовое производство которых освоили в 1942 году. Из всех отечественных танков у Т-60 в то время проходимость по болотистому грунту, снегу, мокрой луговине, в весеннюю распутицу была наилучшей. Кроме того, Т-60 ломался значительно реже, чем его более ранние собратья, а если поломки и случались, то они легко устранялись благодаря обилию запчастей.

Значение этого легкого танка для нашей страны было столь велико, что на краткие испытания второго образца приезжал сам И.В.Сталин!

Ныряние в пилотку за полцены маргарина.

Опытный Т-60  с 45-мм пушкой.

 Альтернативой мог быть вариант с более мощным вооружением. Не как Т-70, БОЛЕЕ МАССИВНЫЙ И ДОРОГОЙ, а просто путём установки новой башни., пригодной для установки ДЕШЁВОЙ  модернизированной пушки КТ с нашим любимым дульным тормозом (Кумулятивные снаряды,  бронепробиваемость порядка 70—75 мм, пушка могла стрелять всем ассортиментом снарядов к дивизионным орудиям.), сблокированной с пулемётом ДТ. За счёт этого нашего любимого тормоза, откат и без того компактной пушки стал ничтожным. Более массивная и габаритная пушка потребовала сдвинуть орудие вперёд, изменения формы бащни. Для сохранения развесовки башни, нарастили маску до 45 мм и сзади разместили пушку  ТНШ-1 (Табличная дальность прямого выстрела достигала 2500 метров, прицельная – 7000, темп стрельбы – до 750 выстр/мин, масса секундного залпа бронебойными снарядами – 1,208 килограмма. Пушка имела ленточное питание емкостью 754 снаряда (13 коробок). В состав боекомплекта входили осколочно-трассирующие и осколочно-зажигательные снаряды и бронебойно-зажигательные снаряды с карбидо-вольфрамовым сердечником и высокой начальной скоростью Vo=815 м/с, что позволяло эффективно поражать легко- и среднебронированные цели, а также пулеметные точки, противотанковые пушки и живую силу врага. Введение впоследствии подкалиберного бронебойно-зажигательного снаряда повысило бронепробиваемость до 35 миллиметров.) с каллиматорным прицелом для стрельбы по самолётам противника.

Ныряние в пилотку за полцены маргарина.

Которую, впрочем, заменяли на пулемёт ДШК. Фактически зенитный танк.  Пушек ТНШ-20 для них произвели с большим запасом. В 1942 году – 8506, в 1943 году еще 200 штук.

Снаряд для КТ нужен альтернативный кумулятивно-шариковый, то бишь осколчный, где кроме насечек ешё и килограмм чугунных шариков. Подобный боеприпас универсален, и обладает фугасным и зажигательным действием, да и осколочные использовало для поражения легкобронированных целей установкой шрапнельных на удар.  Альтернативой могло бы быть увеличение лобовой на 10-15 мм. Фактически до  уровня четвёрки вермахта по бронированию и вооружению на начальном этапе войны.  А также защитные тралы впереди танка и по бокам, конечно это снизить скорость на пересечённой местности, но позволит выжить экипажу и выполнить боевое задание.

На рисунке не видно, но в определённом ракурсе, узкая и длинная башня танка напоминает солдатскую пилотку. А поскольку люк в башне очень узкий, командиру придётся, буквально, нырять в «пилотку».

  

 

  

 

 

 

Wervolf
Подписаться
Уведомить о
guest

34 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account