Новый/старый дальний бомбардировщик ВКС России. На что способен Ту-22М3М
Советский дальний тяжёлый сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22 разрабатывался ещё в 50-е годы, а выпускался в 60-е. Однако машина оказалась настолько удачной, что она стоит на вооружении и сегодня и на покой не собирается. Машину постоянно модернизируют, и она вполне соответствует требованиям времени. Более того, некоторые виды оружия, например, авиабомбы ФАБ-5000 и ФАБ-9000, может нести только она. Так что из-за этого самолёт является довольно ценным. Ниже мы рассмотрим, что из себя представляет самая свежая модификация заслуженного ветерана.
Дальняя авиация всегда являлась одним из олицетворений военной мощи страны. На огромных расстояниях от собственных границ, она способна наносить ядерные удары, бомбить врага обычными бомбами, топить целые эскадры и демонстрировать военное присутствие государства.
Во время войны в Сирии, также применялась дальняя авиация. Бомбардировщики Ту-22М3 бомбили позиции и военные объекты боевиков. Взлетая с аэродрома Моздок, они летели над югом России, Чёрным Морем, Турцией, выполняли бомбометание и возвращались обратно, в сумме, пролетев более 2500 км. Совершали они и вылеты с территории союзного Ирана, с авиабазы Хамадан, куда заранее совершили перелёт, летя над Каспийским Морем.
Созданный как бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М3 мог нести, как свободнопадающие авиабомбы, так и крылатые и аэробаллистические ракеты.
Ракета Х-15 имела дальность пуска до 300 км. Летя по аэробаллистической траектории, она поднималась на высоту в 40 км, и пикировала на цель, разгоняясь до скорости 5 Махов. Боевая часть была ядерной. Были и модификации с обычной кумулятивно-фугасной боевой частью. Это Х-15П для борьбы с РЛС, и противокорабельная ракета Х-15С с дальностью до 150 км.
Для поражения авианосных ударных групп врага на больших дистанциях была создана крылатая ракета Х-22. Стартуя с высот более 10 км, она летела скоростях до 4000 км/ч, и могла поражать цели на дистанциях до 600 км. Боевая часть могла быть как ядерной, так и кумулятивно-фугасной.
Для полёта как на дозвуковых, так и на сверхзвуковых скоростях, крыло сделано с изменяемой стреловидностью. Преодолевать ПВО и уходить от перехватчиков предполагалось на больших скоростях. На больших высотах, самолёт может разгоняться до 2300 км/ч. Полёт может проходить на высотах до 13 км.
Второе рождение
На вооружении ВКС России сейчас состоит 60 Ту-22М3. Ещё несколько машин стояли недостроенными в цехах Казанского Авиазавода. Но в связи с разработкой новых гиперзвуковых и крылатых ракет, было принято решение модернизировать половину парка этих машин. Новая модификация получила индекс Ту-22М3М.
Самолёт получил новое электронное оборудование, от старого Ту-22М3 остался только планер. Появилась возможность дозаправки в воздухе.
Для более точного бомбометания теперь используется прицельный комплекс «Гефест», позволяющий применять обычные авиабомбы с точностью как у бомб, наводимых по лазерному лучу.
Для поражения вражеских кораблей используется новая крылатая ракета Х-32, созданная на основе Х-22, и принятая на вооружение в 2016 году. Она имеет дальность поражения целей до 1000 км, и не уязвима для ракет SM-2 американских корабельных ЗРК «Aegis». Летя на высоте в 40 км и на скорости до 5400 км/ч, она имеет скорость и высоту, недоступные для перехвата американскими корабельными средствами ПВО. Находясь прямо над целью, она пикирует почти вертикально, поражая цель с высокой точностью. Боевая часть может быть как обычной, фугасно-кумулятивной, так и ядерной.
Также, может применяться аэробаллистическая гиперзвуковая ракета Х-47 «Кинжал». Бомбардировщик может нести до 4 таких ракет. Обладая дальностью в 2000 км, огромной скоростью в 12 Махов, и маневрируя в полёте, она также неуязвима для средств ПВО вероятного противника. Также, может применяться против кораблей, таких как авианосцы. Боевая часть может быть как фугасной, так и ядерной. Так как запускать «Кинжал» надо на сверхзвуковых скоростях, Ту-22М3М является оптимальным выбором в качестве дальнего носителя этих ракет.
Есть и новая, проходящая испытания крылатая ракета «Изделие 715«. Точных данных нет, но вероятно, что это укороченная версия ракет Х-101. Крылатая ракета Х-101 слишком длинная для размещения в бомбовом отсеке Ту-22М3М. Поэтому, для этих самолётов вполне логично разработать «короткую» версию этой ракеты. Она обладает малой заметностью для радаров, и летит на высотах до 50 метров, огибая земную поверхность. Ракета предназначена для поражения наземных целей и успешно показала себя в Сирии. Как и в случае с Х-101 И Х-102 (с ядерной боевой частью), боевая часть «Изделия 715», вероятно, может быть как фугасной, так и ядерной.
Так как дальность полёта самого бомбардировщика зависит от бомбовой нагрузки и скорости полёта, радиус действия без дозаправки может различаться. Обычно, на морские Ту-22М3 вешали 2 ракеты Х-22, что даёт нагрузку в 11,5 тонн. Масса ракет Х-32, созданных как развитие Х-22, вероятно аналогична. 3 ракеты «Кинжал», аналогичные «Искандер», также суммарно весят 11,5 тонн.
Так как во время запуска ракет «Кинжал» необходимо переходить на сверхзвук, а остальные участки полёта возможно лететь на дозвуковых скоростях, боевой радиус с нагрузкой 11,5 тонн можно считать как 2500 км. Таким образом, вооружённый 3 ракетами «Кинжал», взлетев с аэродрома в Мурманске, Ту-22М3М, теоретически сможет поразить эскадру противника на расстоянии в 4500 км от Мурманска. То есть, поражать цели в Баренцевом, Норвежском и Гренландском морях.
Ракеты Х-32 можно запускать и с дозвуковых скоростей, поэтому боевой радиус бомбардировщика этом случае будет выше. Но крылатые ракеты Х-32 имеют меньшую дальность, и требуют подлетать ближе к цели, на пути к которой могут быть районы ПВО.
В целом, ВКС России получили самолёт, что является носителем весьма грозного оружия, от которого у вероятного противника пока нет защиты.
Источник — https://dzen.ru/a/YeqxyYqZ2y7wHZwn