Новое оружие новой войны. Часть 2 Плоды немецкой расчетливости

16
Новое оружие новой войны. Часть 2 Плоды немецкой расчетливости

Новое оружие новой войны. Часть 2 Плоды немецкой расчетливости

Авторское предисловие: С самого появления Германии как единой империи немцам внушали, что все у них будет самое большое – пушки, броненосцы, дирижабли, самолеты, но здесь пришлось уже экономить. И это было правильно, поскольку таким образом удавалось не только сохранить скудеющие ресурсы в условиях слишком уж затянувшейся войны, но и сделать такие бомбардировщики, которые наилучшим образом соответствовали бы выбранной стратегии их применения. 

К середине 1915 года немецкое командование – и сухопутное, и морское – наконец-то пришло к консенсусу относительно того, каким же образом пускать в дело воздушную мощь в стратегическом наступательном ключе.

Было решено, что дирижабли, большие и гигантские бомбардировщики должны наносить, прежде всего, удары по таким тыловым объектам, прекращение или затруднение работы которых может оказать существенное влияние на ход войны в целом. Речь шла об особо уязвимых предприятиях, производящих военную продукцию, например, взрывчатые вещества или горючее, железнодорожных узлах и портах, а также военных базах, имея ввиду в первую очередь морские и авиационные.

Бомб калибра до 10 кг со снаряжением в 3…7 кг тротила или его заменителей, которые применяли легкие самолеты, могло быть достаточно только для легких сооружений типа ангаров, эллингов, незащищенных грунтом или бетоном бензохранилищ лишь при условии прямого попадания. Но даже в этом случае их не хватает для разрушения железнодорожного полотна или кирпичного здания. Для них, а также для мостов, пирсов и прочих капитальных сооружений нужен был калибр 50 кг, а лучше 100 и выше – а трехмоторный Сименс-Шукерт R II уверенно поднимал шесть 50-кг бомб или четыре «сотки».

Немецкий тяжелый («большой») бомбардировщик AEG G II – он был облетан в июле 1915 г. и выпущен общим числом 24 машины. Фото: https://www.flickr.com/photos/sdasmarchives/20816219084/in/photostream/

Немецкий тяжелый («большой») бомбардировщик AEG G II – он был облетан в июле 1915 г. и выпущен общим числом 24 машины. Фото: https://www.flickr.com/photos/sdasmarchives/20816219084/in/photostream/

Кроме нанесения физического ущерба неприятельским войскам требовалось оказывать непрерывное угнетающее воздействие на население атакуемых стран. А поскольку везде была уже введена цензура и надежды на «помощь» их газетчиков в раздувании паники становилось все меньше, авианалет должен был быть таким, чтобы его самого и его последствия видело как можно большее число людей и им было бы что рассказать своим коллегам, знакомым и родным, а те передали бы страшную весть дальше, и чтобы слух об ужасных немецких бомбовозах становился все кошмарнее при каждом таком пересказе.

Но стало ясно и другое: в новой войне уже никто просто так не будет смотреть на летящий высоко в небе аэроплан – по нему будут палить орудия всех калибров, его будут атаковать самолеты противника. И если от последней угрозы можно было защититься, вооружившись как можно большим числом пулеметов, или же набрав недостижимо большую скорость и высоту полета, то против зениток годился только второй вариант.

Чем крупнее самолет, тем больше пулеметов можно поставить на нем, но обеспечить ему нужную скорость и высотность тем сложнее, чем он тяжелее. Здесь явно в выигрыше оказываются двухмоторные машины, к тому же они маневреннее, а меньшую бомбовую нагрузку можно компенсировать большим числом носителей. Крупная группировка бомбардировщиков со сравнительно малой грузоподъемностью будет иметь гораздо большие шансы выйти к цели и привезет туда гораздо больше бомб, чем один «гигант», да и моральный эффект от появления в глубоком тылу трех, пяти или десяти неприятельских аэропланов будет гораздо больше, чем если прилетят один-два, пусть и очень больших.

По любым соображениям в данном случае выходило, что самолеты-бомбардировщики делать лучше меньшими, а численность их лучше больше, чем наоборот. И не отказываясь от строительства бомбардировщиков гигантских, Германия сосредоточилась на самолетах больших – класса G.

К ним относился двухмоторный Румплер 5А15, поступивший во второй половине 1915 года под маркой G I и выпущенный приличной серией примерно в 60 экземпляров. А в декабре этого года начались испытания следующей модели фирмы AEG – G III. За счет установки более мощных моторов «Мерседес» D IV или IVa (214, а затем 260-255 л.с.) данные улучшились, но заказ ограничили пока 25 машинами, включая опытные. Они воевали на Македонском, Итальянском и даже на Западном фронтах, но в основном их карьера протекала в эскадре KG 2 на фронте Восточном.

Первый серийный большой бомбардировщик Румплер G I (5А15) W.Nr.15/15 выпуска 1915 года. готовится к сдаточному полету. Фото: http://flyingmachines.ru/Site2/Crafts/Craft28268.htm

Первый серийный большой бомбардировщик Румплер G I (5А15) W.Nr.15/15 выпуска 1915 года. готовится к сдаточному полету. Фото: http://flyingmachines.ru/Site2/Crafts/Craft28268.htm

На Австрийском фронте итальянцы, ничуть не стесняясь, применяли свои «Капрони» по жилым кварталам тех городов, которые собирались освобождать от австро-венгерского ига, да и противостоящие им австрияки делали то же самое и им тоже нужны были бомбовозы. Своих самолетов такого класса у «Лоскутной Империи» пока не было, но их для Австрии разработала немецкая фирма с австрийским капиталом «Ганза-Бранденбург», чей двухмоторный самолет ZM был облетан уже в 1915 году.

В Вене его приняли и решили, что будет удобнее выпускать бомбардировщик Ганза-Бранденбург G I не в Германии, а у себя, но будапештский завод UFAG дело затянул, и первые из полсотни построенных им самолетов появились только в 1917 году.

Эта машина уже имела вполне сложившийся облик «большого бомбардировщика по-немецки» – деревянный каркас крыльев и фюзеляжа, металлический – оперения и элеронов, фанера и полотно в качестве обшивки, два мотора водяного охлаждения между крыльями бипланной коробки, стойки которой, как и шасси, делались из стальных труб. Такие самолеты несли 200…300 кг бомб калибра до центнера на радиус 100…300 километров со скоростью до 150 км/ч и могли подниматься на высоту свыше 3000 м. Определенный интерес представляла модификация Ганза-Бранденбург GFK (G IK), вооруженная автоматической пушкой для стрельбы по наземным и морским целям.

За 1915 год германская авиапромышленность вывела на испытания 19 (девятнадцать!) новых типов «больших» и «гигантских» бомбардировщиков, из которых более половины – десять – поступили на вооружение, причем наиболее удачными были именно двухмоторные самолеты. Заказчик отказался он от трехмоторных Сименс-Шукерт R II и R III, а также Цеппелин-Штаакен VGO II, двухмоторных LVG G I (KD.VII) и Фридрихсхафен G I (FF 30), одномоторного LFG Роланд G I, а «двухмоторник» Шютте-Ланц G I был записан как экспериментальная машина – прототип для перспективных самолетов будущего.

Опытный тяжелый («большой») бомбардировщик Фридрихсхафен G I с двумя моторами Бенц Bz III с толкающими винтами. Фото: https://en.wikipedia.org/wiki/Friedrichshafen_G.I#/media/File:Friedrichshafen_G.I.jpg

Опытный тяжелый («большой») бомбардировщик Фридрихсхафен G I с двумя моторами Бенц Bz III с толкающими винтами. Фото: https://en.wikipedia.org/wiki/Friedrichshafen_G.I#/media/File:Friedrichshafen_G.I.jpg

Но к концу этого года, немецкая авиация по-прежнему испытывала такую нехватку бомбардировщиков для ударов по тыловым объектам ее противников, что вынуждена была отвлекать для этого чрезвычайно востребованные легкие фронтовые бипланы LFG Роланд C II «Вальфиш», считавшиеся лучшими в то время ближними разведчиками, что армейские штабы крайне раздражало. И все же за этот год была заложена основа той немецкой воздушной армады, которая будет держать в страхе английские города до самого конца войны. Да, именно так – в следующем 1916 году произойдут существенные изменения не только в количественном и качественном составе немецкой бомбардировочной авиации, но и в стратегии, тактике и географии их применения.

Главное, чего в 1915 году удалось добиться промышленности Германии в области тяжелой авиации было то, что такие самолеты там появились, причем если «гиганты» строились каждый по своему заказу и часто так отличались друг от друга что были и де-юре, и де-факто каждый отдельным типом, то самолеты «большие» стали строить сериями. А сделать десять одинаковых деталей или собрать десять одинаковых агрегатов можно гораздо быстрее и дешевле, чем столько же разных, даже если единичная трудоемкость у них такая же.

Второй серийный большой бомбардировщик Румплер G I (5А15) W.Nr.16/15 выпуска 1915 года с увеличенным вертикальным оперением – хотя выпуск «больших» самолетов в Германии в отличие от «гигантских» шел уже сериями, но почти на каждом экземпляре все еще вносились существенные индивидуальные доработки. Фото: http://flyingmachines.ru/Site2/Crafts/Craft28268.htm

Второй серийный большой бомбардировщик Румплер G I (5А15) W.Nr.16/15 выпуска 1915 года с увеличенным вертикальным оперением – хотя выпуск «больших» самолетов в Германии в отличие от «гигантских» шел уже сериями, но почти на каждом экземпляре все еще вносились существенные индивидуальные доработки. Фото: http://flyingmachines.ru/Site2/Crafts/Craft28268.htm

Наступал 1916 год, и хотя фронты давно застыли, воюющие армии ждали перемен и в новом году они наступили – и в бомбардировочной авиации тоже, но не такие, которых так страстно желали в промерзших окопах. О том, что это были за перемены в Кайзеровских Воздушных Войсках Германии читайте в продолжении этой статьи.

Тактико-технические данные немецких тяжелых бомбардировщиков, поступивших на испытания в 1915 году

«Большие» самолеты – Großflugzeug

Наименование:Румплер G IГота G I (FU) опытныйAEG G IAEG G II
Источник:1355
Экипаж, чел.3333
Силовая установка:
Тип двигателейМерседес D IIIМерседес D IМерседес D IБенц Bz III
Кол-во двигателей2222
Мощность взлетная одного двигателя, л.с.160100104150
Мощность взлетная общая, л.с.320200208300
Тип воздушных винтов2-лопастные толкающие2-лопастные тянущие2-лопастные тянущие2-лопастные тянущие
Размеры:
Размах верхнего крыла, м19,30022,00016,20016,200
Размах нижнего крыла, м19,000
Площадь крыльев общая, кв.м78,70059,00059,000
Длина полная, м11,8008,6509,100
Высота габаритная, м4,0003,4603,490
Основные опоры шасси (ООШ)2 по 22 по 22 по 22 по 2
Хвостовая опора шассикостылькостылькостылькостыль
Вспомогательные опорыносовая, 1 по 2задние лыжи на ООШнетнет
Масса:
Пустого, кг199811601450
Взлетная, кг294019602470
Полной нагрузки, кг9428001020
Весовая отдача, %32,0%40,8%41,3%
Летные характеристики:
Скорость максимальная у земли, км/ч90…95125140
Скорость максимальная, км/ч145
Скорость крейсерская, км/ч
На высоте, м
Скороподъемность начальная, м/c1,52
Время набора высоты, м, мин.1000 м за 11,0 мин.
Потолок практический, м400024003000
Дальность, км520450700
Режим полетакрейсерскийкрейсерскийкрейсерский
Нагрузкаполнаяполнаяполная
Продолжительность полета, ч
Режим полета
Нагрузка
Удельные данные на взлете:
Нагрузка на крыло, кг/кв.м37,433,241,9
Нагрузка на мощность, кг/л.с.9,29,48,2
Отношение мощности к площади крыла, л.с./кв.м4,13,55,1
Бомбовое вооружение:
Общий вес, кг200н.д.200200
Подвескавнешняявнутренняя и внешняявнешняявнешняя
Другоеаэрофотоаппарат (АФА)АФААФААФА
Стрелковое вооружение подвижное:
Носовая верхняя турель1 MG 14 (7,92 мм)1 MG 14 (7,92 мм)1 MG 14 (7,92 мм)1 MG 14 (7,92 мм)
Задняя верхняя турель1 MG 14 (7,92 мм)1 MG 14 (7,92 мм)1 MG 14 (7,92 мм)1 MG 14 (7,92 мм)
Нижняя турель
Выпуск:
Данной модификации1124
Общийоколо 6018124
Примечания:

 

Наименование:AEG G III оп.Фридрихсхафен G ILFG «Роланд» G IШютте-Ланц G I
Источник:5855
Экипаж, чел.3322
Силовая установка:
Тип двигателейМерседес D IVaБенц Bz IIIМайбах Mb IVаМерседес D III
Кол-во двигателей2212
Мощность взлетная одного двигателя, л.с.223150245160
Мощность взлетная общая, л.с.446300245320
Тип воздушных винтов4-лопастные толкающие2-лопастные тянущие2 крыльевых 2-лопастных толкающих2 крыльевых 2-лопастных толкающих
Размеры:
Размах верхнего крыла, м18,44021,20030,10022,000
Размах нижнего крыла, м
Площадь крыльев общая, кв.м67,00073,500100,000
Длина полная, м9,20011,90015,90012,000
Высота габаритная, м3,9003,1504,200
Основные опоры шасси (ООШ)2 по 22 по 22 по 12 по 2
Хвостовая опора шассикостылькостылькостылькостыль
Вспомогательные опорынетн.д.1 по 1нет
Масса:
Пустого, кг1940177827501850
Взлетная, кг3015278543003100
Полной нагрузки, кг1075100715501250
Весовая отдача, %35,7%36,2%36,0%40,3%
Летные характеристики:
Скорость максимальная у земли, км/ч158136160125
Скорость максимальная, км/ч
Скорость крейсерская, км/ч
На высоте, м
Скороподъемность начальная, м/c2,78
Время набора высоты, м, мин.1000 м за 6,0 мин.
Потолок практический, м3500
Дальность, км700610
Режим полетакрейсерскийкрейсерский
Нагрузкаполнаяполная
Продолжительность полета, ч6,0
Режим полетакрейсерский
Нагрузкаполная
Удельные данные на взлете:
Нагрузка на крыло, кг/кв.м45,037,931,0
Нагрузка на мощность, кг/л.с.6,89,317,69,7
Отношение мощности к площади крыла, л.с./кв.м6,74,13,2
Бомбовое вооружение:
Общий вес, кг300200н.д.н.д.
Подвескавнешняявнешняян.д.н.д.
ДругоеАФААФАн.д.н.д.
Стрелковое вооружение подвижное:
Носовая верхняя турель1 MG 14 (7,92 мм)1 MG 14 (7,92 мм)1 MG 14 (7,92 мм)1 MG 14 (7,92 мм)
Задняя верхняя турель1 MG 14 (7,92 мм)1 MG 14 (7,92 мм)
Нижняя турель
Выпуск:
Данной модификации1111
Общий251811
Примечания:

«Гигантские» самолеты – Reissenflugzeug

Наименование:Цеппелин VGO IЦеппелин VGO IЮнион / Даймлер R I (G I)
Источник:776
Экипаж, чел.775
Силовая установка:
Тип двигателейМайбах Mb IVаМайбах Mb IVаМерседес D III
Кол-во двигателей334
Мощность взлетная одного двигателя, л.с.245245160
Мощность взлетная общая, л.с.245245160
Тип воздушных винтовсредний 2-лопастный тянущий, 2 крыльевых толкающихсредний 2-лопастный тянущий, 2 крыльевых толкающих2-лопастные — 2 тянущих и 2 толкающих
Размеры:
Размах верхнего крыла, м42,20042,20021,080
Размах нижнего крыла, м42,20042,200
Площадь крыльев общая, кв.м332,000332,00073,620
Длина полная, м24,00023,27018,350
Высота габаритная, м3,800
Основные опоры шасси (ООШ)2 по 2х22 по 2х22 по 2
Хвостовая опора шассикостылькостылькостыль
Вспомогательные опорыносовая 1 по 2х2носовая 1 по 2х2нет
Масса:
Пустого, кг745066372512
Взлетная, кг11485102033630
Полной нагрузки, кг403535661118
Весовая отдача, %35,1%35,0%30,8%
Летные характеристики:
Скорость максимальная у земли, км/ч130130120
Скорость максимальная, км/ч
Скорость крейсерская, км/ч110110114
На высоте, му землиу землиу земли
Скороподъемность начальная, м/c
Время набора высоты, м, мин.
Потолок практический, м
Дальность, км
Режим полета
Нагрузка
Продолжительность полета, ч
Режим полета
Нагрузка
Удельные данные на взлете:
Нагрузка на крыло, кг/кв.м34,630,749,3
Нагрузка на мощность, кг/л.с.15,613,95,7
Отношение мощности к площади крыла, л.с./кв.м2,22,28,7
Бомбовое вооружение:
Общий вес, кгн.д.н.д.н.д.
Подвескавнутренняявнутренняян.д.
ДругоеАФААФАн.д.
Стрелковое вооружение подвижное:
Носовая верхняя турель2 турели с 1 MG 14 (7,92 мм) в каждой2 турели с 1 MG 14 (7,92 мм) в каждой1 MG 14 (7,92 мм)
Задняя верхняя турель1 турель с 1 MG 141 турель с 1 MG 141 MG 14 (7,92 мм)
Нижняя турель1 шкворневая с 1 MG 141 шкворневая с 1 MG 14
Выпуск:
Данной модификации11
Общийоколо 60181
Примечания:ТТХ сняты без вооруженияТТХ сняты без вооружения

 

Наименование:Сименс-Шукерт R IСименс-Шукерт R IСименс-Шукерт R IIСименс-Шукерт R II
Источник:2445
Экипаж, чел.5 или 6н.д.5 или 6
Силовая установка:
Тип двигателейБенц Bz IIIБенц Bz IIIМерседес D IVaМерседес D IVa
Кол-во двигателей3333
Мощность взлетная одного двигателя, л.с.150150260260
Мощность взлетная общая, л.с.450450780780
Тип воздушных винтовдва 2-лопастных тянущихдва 2-лопастных тянущихдва 2-лопастных тянущихдва 2-лопастных тянущих
Размеры:
Размах верхнего крыла, м28,00028,00033,00038,000
Размах нижнего крыла, м
Площадь крыльев общая, кв.м138,000138,000210,000233,000
Длина полная, м17,50017,50016,50017,500
Высота габаритная, м5,2005,2005,200
Основные опоры шасси (ООШ)2 по 22 по 22 по 22 по 2
Хвостовая опора шасси1 по 21 по 21 по 21 по 2
Вспомогательные опорынетнетнетнет
Масса:
Пустого, кг4000400053506150
Взлетная, кг5200520071508450
Полной нагрузки, кг1200120018002300
Весовая отдача, %23,1%23,1%25,2%27,2%
Летные характеристики:
Скорость максимальная у земли, км/ч
Скорость максимальная, км/ч110128110
Скорость крейсерская, км/ч
На высоте, м
Скороподъемность начальная, м/c
Время набора высоты, м, мин.2000 м за 35,0 мин.
Потолок практический, м370037003500
Дальность, км520520
Режим полетакрейсерскийкрейсерский
Нагрузкаполнаяполная
Продолжительность полета, ч4,0
Режим полетакрейсерский
Нагрузкаполная
Удельные данные на взлете:
Нагрузка на крыло, кг/кв.м37,737,734,036,3
Нагрузка на мощность, кг/л.с.11,611,69,210,8
Отношение мощности к площади крыла, л.с./кв.м3,33,33,73,3
Бомбовое вооружение:
Общий вес, кгн.д.500500500
Подвескавнутренняявнутренняявнутренняявнутренняя
ДругоеАФААФААФА
Стрелковое вооружение подвижное:
Носовая верхняя турель1 MG 14 (7,92 мм)1 MG 14 (7,92 мм)н.д.1 MG 14 (7,92 мм)
Задняя верхняя турель––––н.д.––
Нижняя турель––––н.д.––
Выпуск:
Данной модификации1111
Общий1111
Примечания:

 

Наименование:Сименс-Шукерт R IIIСименс-Шукерт R III
Источник:24
Экипаж, чел.44
Силовая установка:
Тип двигателейБенц Bz IVБенц Bz IVa
Кол-во двигателей33
Мощность взлетная одного двигателя, л.с.200220
Мощность взлетная общая, л.с.600660
Тип воздушных винтовдва 2-лопастных тянущихдва 2-лопастных тянущих
Размеры:
Размах верхнего крыла, м34,33034,330
Размах нижнего крыла, м
Площадь крыльев общая, кв.м177,000163,000
Длина полная, м17,70017,700
Высота габаритная, м4,600
Основные опоры шасси (ООШ)2 по 22 по 2
Хвостовая опора шасси1 по 21 по 2
Вспомогательные опорынетнет
Масса:
Пустого, кг5400
Взлетная, кг6800
Полной нагрузки, кг1400
Весовая отдача, %20,6%
Летные характеристики:
Скорость максимальная у земли, км/ч
Скорость максимальная, км/ч132132
Скорость крейсерская, км/ч
На высоте, м
Скороподъемность начальная, м/c
Время набора высоты, м, мин.2000 м за 35,0 мин.
Потолок практический, м30003000
Дальность, км480520
Режим полетакрейсерскийкрейсерский
Нагрузкаполнаяполная
Продолжительность полета, ч
Режим полета
Нагрузка
Удельные данные на взлете:
Нагрузка на крыло, кг/кв.м41,7
Нагрузка на мощность, кг/л.с.10,3
Отношение мощности к площади крыла, л.с./кв.м4,0
Бомбовое вооружение:
Общий вес, кг400400
Подвескавнутренняявнутренняя
ДругоеАФААФА
Стрелковое вооружение подвижное:3 пулемета MG 14 (7,92 мм) на подвижных установках3 пулемета MG 14 (7,92 мм) на подвижных установках
Выпуск:
Данной модификации11
Общий11
Примечания:

Источники:
1. https://fr.wikipedia.org/wiki/Rumpler_G.I
2. Kroschel, Günter; Helmut Stützer. Die Deutschen Militärflugzeuge 1910–1918. Herford, BRD, Verlag E.S. Mittler & Sohn, — 1994
3. Grosz P. M. Gotha G.I. Windsock Datafile No. 83. Berkhampsted, UK, Albatros Productions, Ltd., — 2000
4. https://de.wikipedia.org/wiki/_R-Typen
5. Gray, Peter, Thetford, Owen. German Aircraft of the First World War. London, UK, Putnam, — 1962
6. http://www.airwar.ru/enc/bww1/daimlerr1.html
7. http://airwar.ru/enc/bww1/vgo1.html
8. Kober T. von, Borzutzki S. Flugzeugbau Friedrichshafen GmbH. Diplom-Ingenieur Theodor Kober, Burbach
Составитель С.Г. Мороз

источник: https://naukatehnika.com/plodyi-nemeczkoj-raschetlivosti.html

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest


0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account