Николай Колядко. «Вырвавший победу». Часть II
Содержание:
Итак, попробуем проанализировать источники, приведённые в предыдущей части, и в первую очередь – имеющиеся в них «неувязочки».
Кислород и покинутый строй
- В рапорте Ричард Бест ничего не говорит о собственных проблемах с кислородной маской. Только в воспоминаниях он вдруг припомнил, что в самом начале вылета, ещё во время набора высоты хватанул каустической соды (гидроксид натрия использовался в качестве поглотителя выдыхаемого углекислого газа). Дальше следовало почти два часа полёта на 6000 м и, судя по всему, без каких-либо проблем с кислородной маской.
- В рапорте он пишет, что «несколько пилотов 6-й бомбардировочной столкнулись с трудностями в снабжении кислородом». Однако в воспоминаниях уточняет, что на самом деле речь шла лишь об одном и вполне конкретном пилоте – ведомом из его звена (что тоже не совсем точно, кстати).
- И наоборот, в воспоминаниях он опускает, что «командир эскадрильи снял свою кислородную маску, чтобы иметь такую же реакцию, как и другие пилоты», о чём написал в рапорте.
- В рапорте Бест не указывает, когда именно он снизился на 1500 м, однако это подано так, что это произошло до обнаружения противника. Но в воспоминаниях уточняет, что это произошло «примерно в то же время», когда капитан 3-го ранга Маккласки обнаружил эсминец противника и развернул ударную группу на параллельный с ним курс.
- В рапорте указывается, что после снижения 6-я бомбардировочная оказалась «непосредственно под» 6-й разведывательной. Однако в воспоминаниях уже «я оказался намного ниже и впереди командира авиагруппы».
Итак, что мы имеем. Собственных проблем с кислородом у Беста в решающий момент судя по всему не было. Таковые проблемы возникли лишь у одного его подчинённого, причём на самом деле даже не у пилота, а у стрелка-радиста из экипажа старшего лейтенанта Эдвина Крюгера (самолёт 6-B-2). Что сделал в подобной ситуации его коллега, командир 6-й разведывательной капитан-лейтенант Эрл Галлахер, чей подчинённый тоже не мог лететь на заданном эшелоне пусть и из-за других проблем (с нагнетателем)? Отправил его обратно на авианосец. Что же делает Дик Бест? Сначала, если верить рапорту, он сам снимает кислородную маску.
То есть, опытный пилот с налётом в несколько тысяч часов не знал, как дышится на 6000 м без маски? Причём «рывком», без хотя бы минимальной адаптации в ходе набора высоты. И если на высотах 2000-3000 м и без адаптации разреженный воздух лишь налагает некоторые ограничения на физические нагрузки, то на 6000 м из-за недостатка кислорода ещё и мозг начинает гораздо хуже работать, хотя жизни это ещё напрямую не угрожает. Но Бест был вообще-то не просто пилотом пикировщика, а командиром целой эскадрильи, и мозги – его главное оружие. Крайне странное решение. А ещё странней то, что в своих воспоминаниях он об этом почему-то забыл.
Ну да ладно, было – не было, тут вопрос доверия… гораздо интересней, что командир 6-й бомбардировочной эскадрильи делает далее, и в чём никаких сомнений нет. Он мог бы тоже отправить проблемного подчинённого до дому, до хаты. Или хотя бы приказать ему одному снизиться на те же 1500 м и держаться за эскадрильей, поглядывая вверх. Но нет, полумеры не для нас, и капитан-лейтенант Бест решает покинуть строй ударной группы всем своим подразделением. Из-за проблем одного-единственного стрелка-радиста. Жизни которого, повторю, ничего не угрожало, особенно в считанных минутах до цели, а значит и снижения до нормальной для свободного дыхания высоты.
Если кто запамятовал, самолёты летали тогда достаточно плотными построениями – а вовсе не живописными стадами, как в упомянутом в начале фильме – не только для красоты, или чтобы не потерять друг друга. Общий строй ещё и позволял гораздо эффективней обороняться от вражеских истребителей. Особенно, когда своих поблизости нет – а в данном случае их не было. Так что своим гениальным манёвром Бест вдвое уменьшил оборонительные возможности ударной группы в целом, если б их вдруг атаковали «Зеро». А поскольку это было сделано после обнаружения направлявшегося к японскому соединению корабля – такой вариант развития событий уже перешёл из разряда гипотетических в разряд вполне ожидаемых.
Отдельно умиляет, что ни в рапорте Беста, ни в его воспоминаниях честно не упоминается, что командир 6-й бомбардировочной спрашивал у своего непосредственного командира разрешения на данный манёвр. Более того, судя по всему, он даже не удосужился его об этом хотя бы проинформировать – ни по радио, ни просто визуально, той же жестовой азбукой Морзе. А теперь представим себя на секунду командиром авиагруппы «Энтерпрайза» капитаном 3-го ранга Уэйдом Маккласки, половина ударной группы которого внезапно исчезает в неизвестном направлении. Причём в тот момент, как он, наконец, получил «наводку» о местонахождении целей и лёг на ведущий к ним курс…
И ещё один важный нюанс – где именно оказалась 6-я бомбардировочная эскадрилья после снижения на 1500 м? В рапорте написано, что «непосредственно под», а вот в воспоминаниях уже «намного ниже и впереди». Может показаться, что это мелочи, но на самом деле разница важная. Представьте себе обзор из кокпита SBD-3 «Донтлесс». В случае «ниже и впереди» командир авиагруппы хоть и с трудом, но мог бы увидеть, куда делась его внезапно исчезнувшая эскадрилья, а вот в случае «непосредственно под» – уже нет. Посмотреть прямо вниз ему мешают плоскости самолёта, да и у его стрелка-радиста обзор в этом направлении немногим лучше.
Распределение целей
- Командир авиагруппы по голосовой радиосвязи распределил цели обеим эскадрильям, и командир 6-й разведывательной Эрл Галлахер данный приказ благополучно принял.
- Командир 6-й бомбардировочной Ричард Бест в рапорте пишет, что неправильно понял данный приказ, а в воспоминаниях – что вообще его не слышал и принял решение самостоятельно.
- Командир 6-й бомбардировочной Ричард Бест наконец-то соизволил хотя бы проинформировать непосредственного командира, какую именно цель он решил атаковать.
Для начала, зачем капитану 3-го ранга Уэйду Маккласки вообще понадобилось распределять цели по радио? Соответствующее Наставление прямым текстом это не рекомендовало. Согласно ему, звено командира авиагруппы должно было возглавлять строй, а составлявшие группу подразделения лететь за ним на том же эшелоне, с тем, чтобы командиры эскадрилий могли видеть команды, подаваемые как эволюциями его самолёта, так и жестами. Вариант, что один из этих командиров вдруг решит куда-то погулять – Наставлением почему-то не предусматривался.
Так что Уэйд Маккласки был вынужден распределять цели не штатно жестами, а по радио: ближний (и левый по курсу) 6-й разведывательной эскадрилье, а правый или более дальний – 6-й бомбардировочной. Причём его прекрасно услышали как командир 6-й разведывательной, так и на находящемся в сотне с лишним миль «Энтерпрайзе» (а заодно и все японские корабли в округе). Ну а дальше опять разночтения. То ли Бест действительно перепутал такие ну очень похожие слова, как «left» и «right», то ли почему-то не услышал команду, хотя никаких нареканий на исправность радиостанции он не приводит. Ну а вариант, что услышал, понял, но проигнорировал и решил просто поставить командира перед фактом – мы с негодованием отвергаем.
И только в своих воспоминаниях он вдруг припоминает, что всё же решил проинформировать командира о самостоятельно принятом решении. Но ни командир авиагруппы, ни командир 6-й разведывательной, ни командование авианосца, это сообщение почему-то не услышали. Дополнительные сомнения в том, что он что-то пытался сообщить командиру авиагруппы вызывает ещё и содержание данного сообщения. Сложно поверить, что вместо простого и понятного «атакую левый авианосец» человек в боевой обстановке скажет «атакую согласно Наставлению» – и гадай, что он имел в виду. А ещё уж очень это в тему придуманной затем отмазке, о которой чуть позже. Ну да ладно, презумпцию невиновности никто не отменял – сообщил, так сообщил.
А вот железный факт состоит в том, что обе эскадрильи плюс командирское звено – в сумме 32 пикировщика – начали выполнять заход на одну и ту же цель, ближний (левый) авианосец, то бишь «Кага». Причём это чуть не привело к столкновениям в воздухе – часть самолётов 6-й разведывательной проскочили буквально через строй 6-й бомбардировочной. Похоже, они действительно не представляли где та находится, пока не начали резкое снижение до высоты входа в пикирование и смогли, наконец, их увидеть. То самое Наставление опять же не предполагало, что эскадрильи пикировщиков из одной ударной группы могут лететь друг над другом.
Нетрудно представить, чем мог закончиться этот бардак. Случайно получившаяся почти синхронной атака трёх эскадрилий пикировщиков – двух с «Энтерпрайза» и одной с «Йорктауна» – могла запросто привести к поражению не трёх из четырёх японских авианосцев, как это случилось в реальности, а лишь двух – «Кага» и «Сорю». В этом случае уже через полчаса с оставшихся в строю «Акаги» и «Хирю» поднимаются эскадрилья торпедоносцев, эскадрилья пикировщиков, плюс полноценный истребительный эскорт. А дальше они гарантированно выносят «Йорктаун» с одного комбинированного удара, а не с двух, как оно случилось в реальности при атаках порознь.
Ещё через час в воздухе «вторая волна», ещё по эскадрилье торпедоносцев и пикировщиков, правда, на этот раз слегка потрёпанных и неполного состава. Но и в таком виде они столь же гарантированно как минимум выводят из строя уже «Энтерпрайз» или «Хорнет». При этом поднять свои пикировщики для ответного удара американцы никак не успевают. Благоразумному контр-адмиралу Рэймонду Спрюэнсу ничего не остаётся, кроме как попытаться увести свой последний авианосец и корабли эскорта от неминуемого полного разгрома. И не факт, что ему бы это удалось. Сражение при Мидуэе проиграно. Занавес.
К счастью, этого не случилось, удача в тот конкретный момент была на стороне американцев. Но тут начинается самая неблаговидная часть данной истории.
Read This Fucking Manual!
После сражения командование попросту замело этот факап под ковёр. Во-первых, там хватало не менее серьёзных косяков – достаточно вспомнить то же выступление пикировщиков и истребителей с «Хорнета», что ладно бы просто не нашли противника в решающий момент, но ещё и ухитрились потерять при этом более десятка самолётов (это, кстати, тоже замели туда же). Во-вторых, «победителей не судят», а Бест, как ни крути, хотя бы смог в последний момент решить проблему, которую сам же и создал. Пусть во многом благодаря той самой пресловутой удаче, но смог ведь. Ну а в-третьих, наш герой сразу же загремел в госпиталь, причём с таким диагнозом, что было ясно – больше так косячить у него просто не будет возможности.
Однако кавалер высшей награды ВМС капитан 3-го ранга в отставке Ричард Бест прожил затем очень долго – он умер в 2001-ом, на 92 году жизни. И уже будучи в отставке неоднократно излагал свою версию тех событий. Причём не только в различных выступлениях и интервью, но и в беседах с опрашивавшими его исследователями. Избранная им тактика не отличалась оригинальностью: «лучший способ обороны – это наступление», а простейший способ оправдать собственный косяк – это «перевести стрелки». А на кого ещё, если не на любимого командира?
В результате во многих работах и статьях со временем утвердилась именно версия Беста. Она заключалась в том, что грозивший проигрышем всего сражения бардак в ходе удара по «Акаги» и «Кага» возник из-за «неопытности» командира авиагруппы «Энтерпрайза» капитана 3-го ранга Уэйда Маккласки. Дескать, он, конечно, хороший парень, но до этого летал исключительно на истребителях и потому ничего не понимал в тактике пикировщиков. В то время как Бест действовал строго по Наставлению – помните это его внезапно возникшее в воспоминаниях сообщение командиру авиагруппы, которого никто почему-то не услышал? В наиболее концентрированном виде эта версия изложена в нашумевшей в своё время работе Джона Паршалла и Энтони Талли «Сломанный меч»:
«Наставление предусматривало, что в случае атаки двумя эскадрильями, ведущая должна была атаковать более дальнюю цель с тем, чтобы замыкающая могла поразить ближнюю цель примерно в то же время. […] Однако Уэйд Маккласки, несмотря на то, что был отличным командиром авиагруппы, был прежде всего пилотом-истребителем и лишь недавно перешел на пикирующие бомбардировщики. Неудивительно, что он не был так же хорошо знаком с принятой у пикировщиков тактикой, как его подчиненные, и в результате упустил это важное правило, что привело к впечатляющим последствиям. […] Как опытный пилот-пикировщик, капитан-лейтенант Бест ни на секунду не сомневался, что цели будут распределены в соответствии с Наставлением.»
В общем, почти дословный пересказом причин, изложенных Ричардом Бестом в своих воспоминаниях и прочих интервью. И что странно – без каких-либо попыток критического анализа. А начать можно было хотя бы с самого очевидного и не требующего особых познаний: «задней» 6-я бомбардировочная была лишь пока летела в общем строю. Но после того, как Бест этот строй покинул, его эскадрилья, если верить ему самому, оказалась не только ниже, но и впереди 6-й разведывательной. Так что он немножко противоречит самому себе. Не говоря уж о том, что устроенный командиром 6-й бомбардировочной воздушный бардак никакое Наставление попросту не предусматривало.
Кстати, о Наставлении. Это слово уже столько раз поминалось, что пора, пожалуй, объяснить, что имеется в виду. В данном случае речь идёт об актуальной на тот момент версии документа под названием «Current Tactical Orders and Doctrine, U. S. Fleet Aircraft — Volume I, Carrier Aircraft, USF-74 (Revised), March 1941.» Наставлением я называю это исключительно для краткости, в оригинале это тоже принято сокращать до просто «Doctrine». В переводе «на наши деньги» это фактически Боевой устав морской авиации США. Конкретно данный том – авиации палубной. Как и аналогичные отечественные документы он регламентирует основные принципы и приёмы боевой деятельности авиационных формирований различного уровня, в данном случае – от отдельного самолёта и звена до авиакрыла включительно. Это важно.
И что больше всего удручает, так это то, что, судя по всему, большинство авторов, бездумно пересказывавших данную версию событий, этот документ даже не открывали. А зачем, если сам Ричард Бест утверждал, что там такое точно есть. И кто мы такие, чтобы не верить на слово такому уважаемому и несомненно знающему предмет человеку? Автору известен лишь один случай, когда была приведена ссылка на конкретный пункт Наставления, где якобы содержится это правило – а именно пункт 2-218. А там написано следующее:
НАЗНАЧЕНИЕ ЦЕЛЕЙ
2-218. Назначение целей производится в соответствии со следующей таблицей, все самолёты звена бомбят одну и ту же цель, независимо от того, производится ли пикирование звеньями или одиночными самолётами. Цель № 1 – самая дальняя:
Как следует из второй строки таблицы, в случае двух целей три первых звена эскадрильи действительно должны атаковать дальнюю, а три замыкающих – ближнюю. Однако, как нетрудно заметить, речь тут идёт о распределении целей между звеньями при атаке силами одной эскадрильи. Потому этот пункт и находится в разделе, посвящённом действиям эскадрильи. И какое отношение это имеет к нашему случаю? Поэтому не поленимся и откроем раздел, посвящённый действиям уже более крупных формирований – авиагрупп и авиакрыльев:
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ
3-207. (a) Во всех вышеперечисленных вариантах атаки командиры авиагрупп определяют и направляют распределение целей между эскадрильями своих соответствующих авиагрупп. Это распределение в определенной степени будет зависеть от того, какие цели уже были атакованы авиагруппами перед ними.
Как видим, никакой тебе «автоматики» и прочих «правил» в распределении целей. И даже объяснено почему. В условиях быстро меняющейся боевой обстановки и наличия над «полем боя» других частей соединения никакой «автоматики» не может быть просто по определению. Это даже не говоря о том, что целей может оказаться и больше двух, и что тогда? Именно поэтому цели эскадрильям назначает командир авиагруппы и только он. Что капитан 3-го ранга Уэйд Маккласки собственно и сделал. Ну и кто лучше знал ту «доктрину» – весь из себя крутой пикировщик или всё же «ламер-истребитель»?
А если без ёрничества, то скорей всего капитан-лейтенант Ричард Бест то Наставление действительно знал. Но только в пределах своей компетенции – на уровне эскадрильи. Но не выше. Иначе нам придётся предположить невероятное – что он сознательно лгал и передёргивал, пытаясь оправдать свои грубые ошибки, что чуть не привели к крайне серьёзным последствиям. Не знаю, как вы – я в такое верить отказываюсь.
На этом можно было бы поставить точку, но остался ещё один животрепещущий вопрос: так кто же всё-таки всадил ту роковую «серебряную пулю» – в смысле 1000-фунтовую авиабомбу – в авианосец «Акаги»? Поэтому:
источник: https://vk.com/@664805017-vyrvavshii-pobedu-chast-ii